Безродный Иван Витальевич : другие произведения.

Критико Романова "реквием по самому себе"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

КРИТИКА РАССКАЗА ВИТАЛИЯ РОМАНОВА РЕКВИЕМ ПО САМОМУ СЕБЕ

Не каждый рассказ заставляет читателя задуматься над собой, своим окружением, задать вопросы, пусть чаще всего, и риторические: “А кто я такой? Для чего на этой Земле? Что там, за Чертой? А как бы я поступил в подобной ситуации?”. Это рассказ не из тех, который, прочитав, и начав следующий, тут же забываешь. Волей-неволей откладываешь книгу (журнал, распечатку), и думаешь, заново переживаешь судьбу за главного героя, пытаешься представить все его глазами, пройти через его чувства... Отношение к рассказу у многих, как я понимаю, будет неоднозначным, имея в виду сюжет и его развитие. Кто-то боролся бы до конца, кто-то прострелил бы себе голову, кто-то, оттолкнувшись от гибнущего корабля, улетел бы прочь. А кто-то и в жисть бы не полетел бы в космос - куда приятнее дуть с друзьями пиво или копаться в огородике на даче. Что ж, каждому свое...

“Реквием по самому себе” напомнил мне творения Лема и Бредбери. Отмечу, что, в принципе, сюжет стандартен по всем параметрам, но это сказано не в упрек Автору. Подобные коллизии в литературе встречаются часто, и не в этом дело. Любая, достойная человека ИДЕЯ не умирает, но приобретает новые воплощения и новых героев. И это правильно. Так и надо.

А каков финал! Сильно! Красиво. Стильно. Берет за душу... Вот он - итог, Конец. Или, все-таки, Начало?!

Теперь хотелось бы обратить внимание на некоторые мелкие недоточеты и удачные моменты, идущие прямо по тексту.

<Торенс> Такая фамилия пишется как “Торренс”.

<небольшой метеорит по касательной, почти спереди, ударил в нас. Последовала мгновенная разгерметизация чуть ли не всех важнейших отсеков корабля, так как злополучный кусок камня прошил отсеки почти по всей длине> Несколько странная ситуация. Ну, пусть этот “посланец” дальнего космоса прошил один бок, но ведь с другого должны же остаться отсеки в неприкосновенности. Тем более, ОДИН камень вряд ли смог, пройдя ПО КАСАТЕЛЬНОЙ, натворить такое даже с одной стороны...

<После взорвался резервный бак с топливом в результате корабль получил сильное боковое вращение > Я не знаю, конечно, что там за топливо, но в космосе взорваться... Гм... Резервные баки вряд ли целесообразно располагать сбоку...

<Сейчас сижу в ходовой рубке (годится ли это странное, устаревшее понятие для нашей смертельно раненной птицы?)> Тогда почему он называет ее ходовой рубкой? Называл бы так, как в то время называли.

<бешенно> Правильно: “бешено”.

<вся Вселенная вокруг, словно развлекаясь на этом пепелище, выделывает коленца в пляске Святого Витта, вызывая огненный хоровод в голове> По-моему, слишком уж высокая скорость вращения... Хотя описано неплохо.

<потом подумаю: отстрелить себе башку из газового пистолета> Не думаю, что из газового пистолета можно отстрелить себе башку в скафандре. В любом случае, смерть должна быть ужасной.

<Слезы текут под шлемом, и я не в силах не только остановить их, но и вытереть лицо> Думаю, что всистемах скафандров все-таки предусмотрено подобное “вытирание”. А вдруг при работах космонавт просто вспотеет?

<Но (мне) горько за своих друзей> Пропущено слово “мне”.

<Как мы стремились сюда, как надеялись, верили, что для Человечества наступает новая эра. И как быстро все закончилось> Неужели одна неудача уже навела его на такие пораженческие мысли? Стремились не только ОНИ, стремилось Человечество, и гибель ОДНОГО корабля не могло остановить продвижение ЛЮДЕЙ далее. Тем более, что всего-навсего ОДИН камешек... Пусть и фатальный.

<ведь их смерть по сравнению с моей была легкой, (но) я не пожелал бы им оказаться на моем месте> Пропущена частица “но”.

<И чтобы все на этом остановилось> Лучше “закончилось”.

<В голове одна четкая мысль - нельзя умирать, когда болит голова и хочется спать> Гм, интересная мысль...

<надо как-то прибить звезды на свои места. Гвоздями, что ли? Или корабль приклеить к ... к чему? Подумать я успею позже, а сейчас попробую выйти из корабля и что-нибудь сделать с упрямым пейзажем> Немного нелогично. Уже выходит что-то делать со звездами, а подумает “позже”...

<Энергии даже отчасти не хватило на вращение корабля вокруг своей оси. Теперь у меня есть условный курс - это туда, куда направлен нос корабля> Думаю, Автор имел в виду вот что: “Энергии даже отчасти не хватило на остановку вращения корабля вокруг своей оси, зато теперь у меня есть условный курс - это туда, куда направлен нос корабля”. Правда, потом упоминается, что вращение замедлилось.

<А пока сижу на краю выходного люка корабля, свесив ноги в пустоту> Очень интересно! Как можно СИДЕТЬ в невесомости?! Ведь и центобежного ускорения теперь значимого нет!

<Несколько раз, пока гасил вращение, чуть не снесло в сторону от корабля. Мне этого почему-то не хотелось. Это удивило меня, и я задумался - почему? Такая смерть вызвала протест - хочу сам решить

и сам осознанно сделать этот шаг, а не случайно> Удачная мысль!

<Очень таинственное, может быть (даже) демоническое>

<Я словно постепенно приобщаюсь к чему-то глубоко истинному и важному, от чего я раньше был всего в одном шаге> Может быть, наоборот, “крайне далек”?

<Как я - я еще жив, но уже нет> Угловато. Следует заменить слово “нет” на, например, “мертв” (но выделив курсивом) или “по ту сторону”.

<когда эти железные лоханки развалятся от старости> Для железа старости в космосе нет!

<Я мнимая величина в действительном мире. Я - отражение в зеркале, отражение еще осталось, а оригинал уже разбился. Меня нет, я живой мертвец на борту "Летучего Голландца"...> Хорошо сказано!

<Появилась привычка перед сном вылезать на "крылечко" и, свесив ноги, писать о том, что произошло за прошедшие сутки. Сегодня я не так устал, как за предыдущие сутки> Интересно, чем он писал в вакууме, да при абсолютном нуле?! Кроме ого, повтор “сутки”. Лучше: “как в прошлый раз”, “вчера”.

<удасться> Правильно “удастся”.

<кое-в-каких> “кое в каких”.

<Король дырявого трона...> Я бы написал Король дырявого Замка”.

<Где-то далеко, очень-очень далеко, неведомый исполинский стрелок сейчас разразился сатанинским смехом - его выстрел достиг цели. И вся Вселенная задрожала> Человек, как всегда, остается антропоморфичным и антропоцентричным существом...

<Вот бы удивились инопланетяне, если бы встретили мой корабль, летящий задом наперед?> Как раз-таки инопланетяне бы и не удивились! А в конце - восклицательный знак, а не вопросительный.

<Пикассо в полный рост! (Но) Мое (истощившееся, уставшее) нутро не вынесло всего этого, поэтому решил завтра устроить себе выходной...>

<Как тот метеорит, только сзади и сразу> Наверно, “спереди”?!

<Похоже, корабль ускоряется, приближаясь к звезде. Это самый солнечный вечер в моей жизни> “Это самый солнечный вечер в моей жизни” - сказано красиво, сильно, но... неправильно. Солнечный ветер наоборот - отталкивает. Лучше применить эту фразу в другом месте, другой ситуации.

Напоследок хочется пожелать Виталию творческих успехов, признания и известности, счастья и здоровья, конечно. Куда же сейчас без этих составляющих?!

21.01.01 13.09 Безродный Иван


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"