Безруков Виктор Константинович : другие произведения.

Двадцать три утюга для господина Штирлица

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опять Штирлиц! Я то хотел совсем про другое.Про выступление Штирлица на ХХ съезде. Не получилось. Слова не дали. Всё. Выступление отменяется. Идём в театр.

  Безруков В.К.
  
   Двадцать три утюга для господина Штирлица
   (Пьеса в 3 действиях и двух картинах)
  
  Действие первое.
   Экспериментальный театр. Ярко освещённый наполненный зрителями зрительный зал. Действие ещё не началось. На занавеси громадными буквами:
  
  Двадцать три утюга для господина Штирлица
  
  Действующие лица:
  
  Мюллер - артист Мюллер.
  В спектакле задействована вся труппа театра.
  
  Зрители рассаживаются по своим местам. Гаснет свет в зале. Горят только красные надписи над дверями 'ВЫХОД'. Входные двери в зал закрываются. Становится совсем темно. Входная дверь открывается, пропуская опоздавшего зрителя и снова закрывается. Проходит минута. Зал стихает в ожидании. Кто-то кашляет. Проходит ещё минута. Кто-то высморкался. На него шикают. Проходит ещё минута. Где-то падает стул. Темно.
  - Мама, мне страшно.
  На малыша шикают. Опять тишина. Огонёк зажигалки. Кто-то закурил. Поднимается шум.
  - Сейчас же перестаньте. Вызовите администратора.
  Зажигается верхний свет. Появляется администратор. Курильщика со скандалом пытаются выпроводить. Он гасит папиросу, но уходить отказывается. Зал успокаивается. Неожиданно раздаётся громкий храп. Оказывается один из зрителей успел уснуть. Его расталкивает жена.
  - А, что, уже началось?
  Зал развеселился и громко аплодирует.
  Свет гаснет. Проходит минута молчания. Кто-то зевнул. Лёгкий смешок в зале. Опять тишина. Слышно, как прошёл по улице трамвай. В зале начинается кашель.
  - Мама, а я хочу писать. Зал разражается нервным смешком.
  Открывается задняя дверь, выпуская маму с ребёнком. Опять темно. Опять за дверьми проехал трамвай. Сзади вверху на стене открывается светлое окошечко кинобудки. Высовывается рука о закрывает окошко. Из фойе театра доносится громкое:
  - Почему не начинаете? В чём дело?
  - Петрова нет!
  - Где же он?
  - Ищем.
  - Где же он может быть? Он вообще-то в театре или опять...
  -Где, где?
  - Заперся в туалете.
  Смех в зале.
  - Откуда вы знаете.
  - Петров, откройте. Сколько там можно сидеть? Спектакль начался. Ваш выход.
  Занавес бесшумно раздвигается. Маленькая туалетная комната. В ней никого нет. Через маленькое окошко сверху проникает тонкий лучик лунного света. Он освещает белый унитаз и верхний бачок. На стене вырезки из журнала с голой бабой. Зажигается и гаснет свет в туалете. Кто-то заходит, закрывает дверь и усаживается прямо в штанах на унитаз. Сидит, опираясь локтями на колени и подперев голову. Проходит минута молчания. Открывается задняя дверь зрительного зала, впуская женщину с ребёнком.
  - Мама, а я ничего не вижу.
  - Тише ты.
  Кто-то хихикает. Опять раздаётся храп.
  - Да что же это такое? Вы спать сюда пришли или смотреть спектакль.
  - Извините.
  На улице за дверьми опять проехал трамвай. Опять упал чей-то стул. В зале возникает какой-то подозрительный запах.
  - Что вы себе позволяете?
  - Простите, это я нечаянно.
  - Господи, какая духота.
  В зале шумно включается кондиционер. Все с удовольствием вдыхают свежий воздух.
  На сцене ничего не меняется.
  - Да что он там, заснул, что ли?
  - Гражданин, не мешайте смотреть. Раз заснул, значит так надо.
  - Кому надо?
  На спорящих шикают. Опять всё стихает.
  - Мама, а что там дядя делает?
  Оживление в зале.
  Пока зрители шушукаются в ожидании действия я вам приоткрою кое что из того, что я знаю. Во первых в туалете сидит Мюллер. Согласно авторскому замыслу здесь должен быть монолог. Он думает о судьбах рейха и о том, что ему делать со Штирлицем. Через своих агентов Мюллер получил сообщение, что Штирлиц заказал в Голландии двадцать три утюга. Что задумал Штирлиц? Режиссёр решил создать атмосферу ожидания в зале. Заинтриговать зрителя. Согласно учению Станиславского он решил тянуть паузу. Всё дело только в том - сколько её тянуть? И что за ней следует? Режиссёр нашёл поистине гениальное решение. Смотрите, вот оно! Занавес. Зажигается свет. Зрители озадачены. Раскрываются двери. В фойе играет музыка. Всех приглашают на танцы. Актёры театра танцуют со зрителями. На многочисленных столиках, расставленных в художественном беспорядке, утюги. На каждом столике утюг. Тут же цена и рюмка коньяку. Столиков, как утюгов, двадцать три. Среди зрителей некоторое замешательство. Можно ли пить коньяк или он только для того, кто купил утюг? Недоразумение быстро разъясняется. В первом антракте пить может любой первый рискнувший. Второй рюмки на столик не полагается. Покупать утюг не обязательно. Достаточно оставить свой билет. Вы ещё не догадались, зачем это надо? Может, без билета не пустят в зал? Ничего подобного! Этим самым зрителям даётся ненавязчиво понять, что на халяву можно выпить не больше одной рюмки. Конечно, никому не возбраняется уступить свою рюмку кому-нибудь другому. Но кому же придёт в голову такая ненормальная мысль? Разве что какой-нибудь даме в пользу своего кавалера, пригласившего её в театр. Билеты его. Может делать с ними, что хочет.
  
  Звонок. Возбуждённые зрители возвращаются в зал и рассаживаются по своим местам. Все обсуждают, сколько коньяка осталось на столиках и будет ли коньяк во втором антракте. Мало кто обращает внимание, что занавес изменился. На нём надпись:
   Кабинет Мюллера
   Свет гаснет. Занавес поднимается. Кабинет Мюллера. На стене портреты Гитлера и Сталина. За столом сидит...наверное Мюллер. Он в форме гауляйтера. Собственно, никто уже давно не знает, ни кто такой гауляйтер, ни какая у него форма. Но режиссёр решил, что зрители тоже не разбираются в этом. А Мюллера все и так знают. В форме лейтенанта Красной армии в кабинет входит, слегка пошатываясь... Собственно, никто ещё не знает, что это за тип. Видно только, что он пьян. Форма на нём весьма неряшлива, из кармана брюк свисает платок. Он с недоумением уставился в зал.
  - А это кто? Серёга,- радостно кричит он кому-то в зале, - а ты что тут делаешь? У нас что, собрание? А почему мне не сказали?
  - Штирлиц, перестаньте паясничать, - обращается к нему гауляйтер.
  - Это ты кому? - не понимает пьяный,- мне что ли?
  - Тебе, тебе. А почему на тебе эта ужасная форма? Где ты её раздобыл?
  - Прошу мне не тыкать. Кто ты такой, чтобы мне указывать, что мне одевать?
  В кабинет на сцене торопливо заходит человек в толстовке. Это явно кто-то из администрации театра.
  - Слушайте, Бах, кого Вы мне привели?
  - Сейчас я вам всё объясню.
  Он шепчет что-то на ухо гауляйтеру. Следует безмолвная пантомима. Лицо Мюллера крупным планом.
  - Что вы говорите?
  Тот продолжает ему шептать на ухо. Лицо Мюллера приобретает ещё большую заинтересованность.
  - Не может быть!
  Тут напоминает о себе Штирлиц.
  - Могу я тут где-нибудь сесть или я так и буду стоять?
  Говорящие спохватываются и подходят к Штирлицу.
  - Ваня, тебе пора домой. Жена волнуется.
  Они берут его под руки и покидают сцену. Занавес опускается. Зажигается свет. Антракт. Двери фойе открываются. Оттуда раздаётся музыка. Всех приглашают танцевать. Несколько мужчин торопливо покидают зал. Основная масса зрителей неохотно встаёт, потом, вспомнив что-то торопливо устремляются в фойе. Столики с утюгами теперь расположены иначе. Они расположены в ряд по обе стороны от выхода. Зрители проходят через них. Некоторые останавливаются. На них напирают сзади. Да, неудачная была задумка.
  - Я же говорил, - шепчет помреж главному.
  Столики быстро раздвигают, освобождая проход. Артисты апплодисментами встречают зрителей . Некоторые пары тут же начинают танцевать.
  - Внимание! - останавливает танцы импозантный мужчина во фраке.
  - Мы предлагаем желающим зрителям провести аукцион. Вы можете прямо в театре приобрести фирменный утюг. Стартовая цена первого утюга 10 рублей.
  - Итак, утюг за десять рублей. Кто желает приобрести?
  Среди зрителей заминка. Повисает тишина.
  - Ну что же вы? Неужели никто не хочет приобрести утюг за десять рублей? Всего за десять рублей совершенно новый утюг. Потрогайте, он ещё горячий.
  Однако, желающих не находится. Тогда спасать положение бросается главный режиссёр театра.
  - Я беру, -громко заявляет он.
  - Бах, а разве Вам не нужен дома утюг?
  Тот не врубается сразу.
  - Да у нас есть. Надо спросить жену.
  - Так звоните скорее. Осталось всего двадцать два утюга, а желающих вон сколько - кивает он на зрителей.
  Следующий утюг. Это особый утюг. Это утюг самого адмирала Нельсона. Он получен нами из Лондонского национального музея. Сто двадцать лет назад он был украден из этого музея и в течении ста двадцати лет полициям всех стран мира не удалось найти его. Администрация музея предлагает баснословную цену тому, кто вернёт его. Вы можете, прямо здесь, купить его за какие-нибудь пятнадцать рублей. Ну же, господа!
  - Вопрос можно?
  - Конечно!
  - А он электрический?
   - Вообще-то в то время электрических утюгов ещё не было, но для желающих за небольшую плату можно его переделать. По этому случаю фирма совершенно бесплатно прилагает электрическую спираль.
  Пришлось Баху купить этот утюг.
  Звенит звонок. Антракт окончен. Зрители торопливо занимают свои места.
  Спектакль продолжается.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"