Библиотекарь: другие произведения.

Что такое городская лирика

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К тематике поэтического конкурса



Лирика

Для полноты определения обозначим понятие "лирика". Сама по себе лирика в широком смысле термина, как род литературы, не обязательно представляет собой стиховую речь. В представлении о лирическом кроется любое отражение эмоционально наполненного, семантически плотного субъективного переживания. Лирические жанры выделяют во всех разновидностях литературы, в том числе в фольклоре и письменных литературах от античности до современной поэзии. "Образно-выразительные возможности... лирика открывает в самой природе слова - в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи" (БСЭ).
Выразительность слов фактически и едва ли не полностью заменяет собой потребность в описании (само по себе описание -- фактура текста -- остается, но служит, в первую очередь, для выражения эмоций). Поэтому в лирическом тексте значение слова вбирает в себя огромный вес дополнительных смыслов, значимы каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Ритмическое строение стиховой речи значительно увеличивает эмоциональность стиха и позволяет насытить его новыми, только от ритма исходящими оттенками значения. Поэтому лирика и тяготеет к стиху, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Пространство и время в литературном произведении

Михаил Бахтин под влиянием идей Эйнштейна (цитирую по "Словарю культуры ХХ века", но это и вне отношения к словарю правда) ввел в обиход понятие "хронотоп", сейчас ставшее базисным для определения художественного пространства. В упрощенном толковании термин означает ровно то, что вынесено в заголовок главки -- "пространство и время в литературном произведении" (их слиянность и их особое состояние). В тексте пространство не может быть описано идентично реальности. Более того, оно не может быть представлено "фотографически" (даже с поправкой на то, что фотография не является полноценным отражением реальности). Мысль об особенном представлении пространства в художественных произведениях прослеживается, к примеру, сквозь юмор у Стругацких в "Понедельнике", в описаниях, как выглядит человек, выдернутый из книжных страниц (то у него глаз не было, то в одном галстуке ходил). Еще один пример из "большой" литературы -- в романтических романах начала 19 века, построенных по принципу вложенных друг в друга новелл, пространство текста разорвано из-за возникновения нескольких пространственно-временных образований в одном произведении. И еще один пример, -- городские улицы, помещения, поля и леса в "Мастере и Маргарите".
Художественное пространство много изучали филологи формальной школы и структуралисты, говоря о пространстве в тексте в плане формы. Напомню (см. выше), в лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста -- способ передать субъективное ощущение, которое тем самым организуется и формируется (от "форма").
Семантически у Достоевского, к примеру, пространство является способом передачи экстремального переживания героя. Кроме того, изгиб улицы как будто задает движение персонажа, подталкивая его к действиям. Релятивизм, один из способов художественного мышления, изобретенных 20-м веком, определяет пространство как одну из шести модальностей, с помощью которых мы описываем отношение высказывания к действительности, но это уже более сложное построение, требующее перехода на семантическую структуру предложения.

Город в тексте

Город представляет особое пространство в художественной литературе. О нем мы можем говорить, как о таковом, со времен средневековья, когда в европейской культуре появляется понятие "город". Можно отметить также город в культуре Ближнего Востока; насколько я понимаю, это сравнимые по времени культурологические понятия. Греческий полис городом все же не являлся, как и римское поселение. Или, вернее, следует ограничить понятие "город" средневековьем в силу тонкости различий между античными городами и тем, что появляется в Европе. Города Ближнего Востока я также исключаю из поля рассмотрения, в силу тех же причин, что и античные.
Городская культура предполагает два основополагающих фактора: коммунальность как связанность быта совокупности людей и одиночество как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда остаются культурными центрами, средоточием интеллигенции своего времени, следовательно, ее рефлексии, рождающей литературное бытие. В свою очередь, поэт, по определению противопоставляющий себя толпе не только в романтической традиции, в силу своей "остраненности", создающей стих как иновидение окружающего, в городе наиболее остро соответствует сам себе -- одинокий среди множества.

Архитектоника и конкурс "Архитектоника"

Термин введен Осипом Мандельштамом в его теоретических работах о поэтике стиха. Вкратце -- у него шла речь о сущности стиха, который строится как здание, из деталей, из конструкций. Поэтому, возвращая его представление о лирике, Библиотекарь настаивает на детали, формирующей ткань стиха, а не на некоем образном представлении о городе. Конкурс -- не человеческих отношений с городами, а техники стиха, в которую на уровне формы вплетены городские детали -- пространства, площади, здания, арки домов и колонны улиц, трамваи и дворники, подметающие мостовую.

Продолжение следует.
Ваш Библиотекарь.


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"