Не знаю, ближе эта статья к публицистике или эссеистике, но уверен, что проблема есть, и звучит она примерно так: "Читать нужно много, но что прикажете?". Девяносто пять процентов времени, отводимому чужой литературе, уходит на поиски подходящего текста, и лишь остальные пять - на само чтение. Положение катастрофическое - впору включать сирену чрезвычайной ситуации. Тема, может быть, и избитая, но у меня просто наболело. К тому же есть объективная необходимость в привлечении внимания и в решении этой проблемы.
Раньше не знал, с чем сравнить рассказы одного из признанных и глубоко уважаемых классиков аргентинской литературы. И вот, пытаясь прочитать очередное его творение под нескончаемую болтовню одного человека, понял: это антимонии. Как раз только до этого понятия и дочитал. Без сомнений, есть польза от творчества этого писателя - вот, слово новое узнал. Если повезет, среди современной информационной свалки, еще и запомню. Крайне полезное слово.
Если говорить о еще одном из аргентинских классиков - ситуация подозрительно схожая: перегруженность деталями, которые никак не обыгрываются и почти ни на что не влияют; обилие имен собственных, большинство из которых - будем честны - среднестатистическому читателю "до лампочки"; каша из незначительных действий и диалогов. Что за напасть охватила обоих разом? Наверняка, прекрасная страна с "самым жизнерадостным народом", а у них такое... Надеюсь, мне просто попадались только неудачные произведения, а остальные намного лучше.
Почитав произведения признанных отечественных фантастов, пришел к следующему: одно осилил полностью, второе показалось интересным, а потом до того затянулось, что пришлось тридцать страниц в конце пропустить, чтобы побыстрее прочитать последние пять и закончить. А в третьем столько мытарств и отвращения, что непонятно, как человек (что главный герой, что читатель) в здравом уме вообще может терпеть все это по своей воле.
Про творчество одного из современных известнейших фантастов чего только не говорилось. На поверку: и пестрота языка, и красота слога, и "емкость" слов если и заметил, то на пятьдесят процентов от ожидаемых.
Взялся читать уже известные произведения современной писательницы. Да, слог божественный, речь богата, как шейх - спору нет. Но опять эти повсеместные издевательства над читателем: произведения длиннее, чем хотелось бы, раза в два с половиной. Они настолько растянуты, что даже на дословные повторения натыкаешься, и это точно не везде сделано специально. А богатство языка компенсируется неимоверным обилием практически неприменимых ныне, а значит и почти не запоминаемых "мертвых" слов.
Если взять зарубежную литературу, тут опять: "взял, прыгнул, проехал, нажал, поговорил о пространном или непонятном с другим почти никчемным персонажем".
Я конечно понимаю, что я мог где-то что-то проглядеть, что-то не понять, а где-то - просто полениться. Я прекрасно понимаю, что перевод иностранного текста в принципе не будет так же хорош, как оригинал (если оригинал вообще хорош), поэтому особо ничего и не жду от большинства таких произведений. Я отлично понимаю, что автору, может быть, хотелось, чтобы все было "вот прям именно точь-в-точь" так, как вышло в конечном варианте. Я также безусловно понимаю, что я слишком придирчив и хочу слишком многого: мне лексикон с развернутыми эпитетами подавай, да еще чтоб не умереть со скуки, пока читаешь. Но у меня и цели немного другие, нежели у обывателя - я хочу как можно большему научиться у книги, как писатель. Поэтому я буквально выжимаю из нее все, что могу. Отчасти, еще и поэтому я считаю, что когда "он проглотил пять книг за день", в общей сложности он прочитал одну.
И еще кое-что. Меня до корней волос пугает и возмущает идолопоклонство и слепое следование трендам. Читая мэтров какой бы то ни было литературы века текущего или прошедшего, я встречаю ошибки, за которые меня, почему-то, заклевывали, и если бы я их вновь совершил, вообще съели бы с потрохами. Что за двойные стандарты? Я уж молчу про гораздо менее известных авторов, чье творчество не получится читать без кровотечения из глаз. Если даже такое издают, почему меня нет? Где справедливость?
В защиту всех, упоминаемых выше авторов, скажу, что редактура в издательствах порой жестока, безапелляционна, бессердечна и подчас даже глуповата. Как следствие, имеем сонмы сухого, бездушного, безликого, безжизненного и эфемерного ширпотреба с крохотными, отрубленными предложеницами, максимально упрощёнными для понимания какими-нибудь неандертальцами.
Закончу, пожалуй, на позитивной ноте. Глуп всякий, кто критикует, не предложив ничего взамен. Посему я предлагаю ввести прозрачную систему оценки произведений по десятибалльной шкале, руководствуясь мнениями народа, прочитавшего хотя бы двадцать пять страниц или треть произведения (этого должно быть достаточно, чтобы заинтересовать или не заинтересовать читателя). Так кумовство разбавится статистикой, и у любого будет хоть какой-то шанс издаться на бумаге. Существует до плачевности забавное положение вещей, при котором обе стороны заведомо проигравшие: издатель не может издавать "всех подряд", иначе прогорит, а автора никто не издает потому, что он не известный и нигде не издавался. Этот порочный круг необходимо разорвать.
В парном танце "автор - редактор" последнему не стоит слепо и одержимо гнаться за мнением какой-то определённой группы, но и немного рисковать, пропуская в печать немного чувственности, индивидуальности автора, а также его юмор, который, как ни трудно, но порой приходится понимать. Эти смелые эксперименты в разумных пределах, безусловно, окупятся сторицей. Не стоит уподобляться "западным партнёрам", которые политизацией и безропотным преклонением перед откровенно странными, и даже у них многими порицаемыми, проходящими ценностями на наших глазах уродует и разоряет прекрасные идеи и их исполнения. У нас есть наглядный пример, как делать не стоит.
Также предлагаю создать или поддерживать и обогащать уже существующую, но, по каким-то причинам, малоизвестную универсальную систему подбора схожих по выбранным критериям произведений. Эта система может представлять собой сайт или портал, где уже упомянутый народ оставляет мнения о том, какие еще произведения с огромной долей вероятности заинтересуют даже такого привереду, как я. Ведь не все раковины пустые - порой находятся и жемчужины.