Bioversum: другие произведения.

О дешёвой логике

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:


О дешёвой логике

   Многие фэнтези-книги повествуют о других мирах. Тем не менее, эти другие миры завидно похожи на наш, притом похожи именно теми мелкими детальками, которые ну никак не могут представлять художественную ценность.
  
  
   Последнее время в моду входят всевозможные логические (вплоть до научных) объяснений в фэнтези.
   Героиня не может просто попасть в зазеркалье. Обязательно надо объяснить, как это стало возможно с научной точки зрения, где какие боги с вероятностями химичили, у кого что куда протекло, и благодаря чьим проискам произошла эта непредвиденная протечка, радикально изменившая жизнь обычной скромной девушки. Хорошо-то хорошо, но вот какое это имеет отношение к сюжету? Зачем читать измышлизмы на десять листов, если они не повлияют на дальнейшие приключения героини и на концовку?
   А зато у автора есть готовый ответ критикам, которые могут, пробегая мимо, ради красного словца заявить, что попадание в Фанталяндию через обыкновенный унитаз в школьном туалете - это не научно!
   Господи, божетымой! Кто-нибудь вообще видел критика, который стал бы всерьёз, а не ради шутки юмора разбирать невозможность существования Змея Горыныча в сказке о Затридевятьземелье, или ненаучность полёта Бабы Яги в ступе? Все понимают, что сказочные существа не могут существовать в реальности, но читать всё равно интересно.
   Большинство фэнтезийных миров по сути близки к сказке. Тем не менее, всё чаще и чаще в фэнтези появляются энтузиасты, у которых водопровод работает при помощи магии, но, тем не менее, сказочную нечисть надо объяснить всенепременно наукообразно, если не вообще строго научно. Демонам в эволюционные предки записывают первобытных черепах и головастиков аксолотлей, чтобы только объяснить, откуда у них лишняя пара конечностей, превратившаяся в крылья, а также пристрастие к человеческой плоти.
   Авторы подобных изысков не замечают, как нелепо выглядят их попытки подогнать решение задачи под заданный ответ. А на выходе все хотят иметь не разумную лягушку, а раскрасявого в человеческом понимании демона, не страшненького, а с европейским типом внешности (потому что чукчи, негры и китайцы - это нас не устраивает), да ещё и соответствующего голливудским эталоном красоты. И тянуть его почему-то будет не на представителей своего вида, а на человеческих женщин. Конвергенция - штука сильная, тут даже феромоны у представителей разных видов совпали!
   Часто можно встретить нудные прологи или не менее нудные вставки, где объясняется, откуда у героини проснулся магический дар или в какой магической школе она всему этому научилась. Это чтобы потом никто не посмел обвинить её в мерисьюизме. Тем не менее, самого мерисьюизма это всё равно не отменяет.
   Вот тут мы и переходим к самому интересному!
   Многие авторы тратят кучу усилий, чтобы дать логическую отмазку какой-нибудь нелогичности. Иными словами, придумывают сложные многоходовые партии, чтобы объяснить, откуда это взялось, но потом, считая свою миссию выполненной, используют придуманную логическую отмазку нелогично.
   Например, чтобы объяснить, почему героиня упала в люк, ведущий в фэнтезийную реальность, автор долго-долго распинается, что она учиталась фэнтезийных книг, мечтает куда-то там попасть и грезит магической школой. Тем не менее, попав в свою мечту, героиня упорно в демонах и вампирах пытается видеть инопланетян. Более того, автор тратит уйму слов и абзацев, приводит кучу ремарок, чтобы убедить нас в том, что героиня даже внешнего сходства с упомянутой нежитью не заметила и ничего не заподозрила.
   Если обратиться к опыту мировой литературы, во многих сказках вообще не объясняется, как осуществляется попадание и от кого произошли драконы. И никаких вам измышлизмов на околонаучные темы, и никаких приплетений инопланетян, которые включили на земле Магию в качестве научного эксперимента. Потому что сказка не о том, откуда Магия, она о другом. И никому не приходит в голову подкапываться к логическим нестыковкам, потому что когда читаешь, то об этом просто забываешь.
   Чтобы чудеса не выглядели фальшиво, надо не разжёвывать их природу долго и научно, текстом, напоминающим скучную лекцию, а как минимум самому представлять, как это на практике работает и как выглядит. Притом, по-честному представлять. Потому что объяснений из области формальной логики типа "ветер дует потому, что деревья качаются" можно придумать каких угодно. Но вы попробуйте представить себе их в действии и не ждите, пока читатель это сделает за вас.
   Часто авторам говорят "списал героя с себя". Это, видимо, про те случаи, когда автор ставит героя на место себя, а не себя на место героя. У жителей других миров и других эпох, у представителей других рас и культур, всегда типично нашинский менталитет, который в описываемых условиях выглядит по меньшей мере странно. Это и есть - банально списал с себя, не задумываясь, мог ли такой герой с таким вот нашинским менталитетом образоваться в тех условиях?
   Более того, автор зачастую попытается придумать логическое объяснение: дескать, моему неандертальцу в голову стукнула молния, которая до этого ударяла в голову нашему современнику и считала оттуда всю информацию, а потом считанная информация вписалась на подкорку дикарю. Сама по себе идея, конечно, интересная. Но это если с ней работать, а не приводить как авторскую отмазку.
   Для того, чтобы убедить читателя, что герой умеет водить машину, нужно не вставлять главы о том, как он посещал автошколу и честно сдавал экзамены (притом, если это попаданец в другой мир, у многих неопытных авторов он это делает экспромтом и за десять минут), а правильно, своевременно описывать действия героя, когда он сидит за рулём.
   Если герой едет на лошади, то нужно адекватно описывать лошадь, а не изображать черт знает какие выкрутасы, порой вворачивая для убедительности терминологию и ссылаясь на четыре года обучения в конской школе.
  
   Тем, кто не понял, что мы здесь хотели сказать, а также тем, кто понял, но кому лень работать над собой и всё это пофигу, можно благополучно обо всём забыть. Большинству читателей действительно в каждом встречном камне куда приятнее видеть своё отражение, чем кого-то другого. Мало кто реально задумывается об изложенных здесь вопросах, так что можно смело писать дальше в том же духе, и всем будет нравится.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) М.Бюте "Другой мир 3 •белая ворона•"(Боевое фэнтези) О.Обская "Безупречная невеста, или Страшный сон проректора"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) А.Рябиченко "Капитан "Ночной насмешницы""(Боевое фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"