Аннотация: опубликовано в "Просто фантастика" 09/2006
Доброволец последней войны: Вадим Курылев
Досье: Вадим Курылев, музыкант из Санкт-Петербурга, начинал карьеру в качестве гитариста группы "ДДТ", параллельно участвуя в других проектах. Работа в "ДДТ" продолжалась с 1986 по 2002 год. За это время он записал 5 сольных альбомов. Его собственная группа КУРЫЛЕВБЭНД выступала в 99-2001 годах в клубах Питера и Москвы. С 2002 года он работает самостоятельно. Группа сменила несколько названий, окончательным стало "Электрические партизаны". Вадим - лидер группы, вокалист, автор текстов и мелодий песен.
Врезка: Когда берешь в руку хорошую книгу, иногда кажется, что привычный музыкальный фон, который предлагают нам радио и телевидение, мешают сосредоточиться и погрузиться в текст. Но среди многих однодневок существует иная музыка, которая не только поможет вам полностью ощутить себя в фантастических странах... не исключено, что вы на время отложите книгу и будете вслушиваться в песню, и она увлечет вас даже больше, чем роман или повесть.
На страницах "Просто фантастики" мы планируем рассказывать вам о таких музыкантах и их творчестве. Сегодня наш гость и собеседник - Вадим Курылев. Его имя известно многим ценителям интеллектуальной музыки.
Каждый из 8 записанных на данный момент альбомов включает в себя довольно разные по стилю песни - от лиричных баллад ("Белые птицы", "Менестрель" с альбома "Никто", "Расскажи мне, ветер" с альбома "Булавка для бабочки") до довольно жестких композиций ("Аллилуйя", "Доброволец" с альбома "Эквилибриум"). Объединяет их одно - неизменно высокий уровень текстов. Интеллектуальная насыщенность образов - и романтика поиска, дороги и полета. Песни Вадима Курылева - интеллектуальная фантастика, положенная на яркие, запоминающиеся мелодии. Каждая - "зеленая дверь", ожидающая того, кто увидит ее и отважится сделать шаг. То, что испытываешь, слушая эти песни, напоминает чувство, с которым берешь в руки новую книгу, написанную талантливым автором.
Опустившись на дно чёрно-белого дня, улыбнулся,
Сняв с плечей своих пару изношенных снов,
Из сетей доставая вчерашние запахи неба,
Отпустил на свободу ненужный цветной улов.
(Альбом "Эквилибриум", ,комп. "Четверг")
Но не ждите гимна эскапизму. Рисуя иные волшебные миры, Вадим не отворачивается от нашего. Это очень городская музыка - и с каждым образом, с каждой строкой песни Город оживает, вырисовывается его лицо, нечеловеческое, иное. Понимаешь, что вокруг нас существует огромный "параллельный" мир, который мы едва замечаем, считая его всего лишь местом для жизни нашей - но у него есть и собственная, загадочная и таинственная. Песня становится проводником и посредником между мирами человека и его города, переводчиком с одного языка на другой.
Альбом "Ингерманландия" (2005) - альтернативная история наших дней, сага о северной земле у холодного моря, тени которой различимы и поныне в стройном и строгом силуэте Санкт-Петербурга. Ее магия, ее зов - в четком ритме строк композиций этого альбома, слушая который, не только мечтаешь о несбыточном, но и чувствуешь, насколько оно близко - достаточно лишь протянуть руку, захотеть узнать.
Крылатых рун земные братья,
Забытых судеб хиромантия,
Слова к волнам -тревожный сон.
Стихи ветров - Ингерманландия...
(Альбом "Ингерманландия", одноименная к-я)
Тема войны - не какой-то из многих войн прошлого и нынешнего веков, а войны, о которой слушатель может лишь догадываться по строкам многих песен, тоже обращает на себя внимание. Но не стоит рассчитывать на то, что среди этих песен вы услышите бравурные марши или гимны кровавым жертвоприношениям. Нет, позиция Вадима - позиция зрелого человека, многое пережившего и осознавшего; а потому и наивного пацифизма "make love, not war" здесь нет. В войне нет ничего привлекательного, но и мир не придет сам собой. Лучше всего позиция автора раскрывается в композиции "Доброволец":
Запишите меня на войну первым номером,
Если только это будет последняя война.
Вот и вся дуэль между пламенем и пером
Между временем смерти и пространством любви -
Стена, что я построил...
(Альбом "Эквилибриум")
Мы часто читаем в книгах о свершениях и странствиях, выпадающих на долю отважных путешественников. Может быть, кому-то кажется, что в нашей реальной жизни им места нет. Но в песнях Вадима Курылева вам откроется совершенно иной взгляд на вещи. Каждый день - это день в пути, жизнь - волшебный квест в поисках... нет, не Грааля, а себя самого и любви. Поиск этот не заканчивается никогда - путь бесконечен, и новый день приносит новые испытания. И на этом пути нас ждут и подвиги, и свершения, и битвы масштабом в целую вселенную, ведь каждый человек - и есть вселенная. Суметь почувствовать это, поверить в себя и в свой путь помогают песни Вадима...
Аллилуйя - танцы на краю,
Воин света - в темноте стою,
Видишь, новый день,
Я по-прежнему в строю.
Аллилуйя - чёрная тоска,
Свет звезды, пули у виска
Неужели мы
Здесь остались на века?
(Альбом "Эквилибриум", комп. "Аллилуйя")
Группа активно гастролирует во многих странах. Заказ дисков и организация концертов: Глеб Султанов egconcerts@mail.ru 8 (916) 070-38-78.
--
Музыкальные критики по-разному определяют стиль, в котором вы играете. А как бы вы сами его определили?
Это дело критиков - определять стиль. Мы играем динамичную гитарную музыку с более-менее поэтическими текстами и не очень жестко придерживаемся какого-то одного направления. В какой-то степени все то, что мы играем, относится или к панк-року или к тому, что иногда называют "хард-поп". Каждая группа хочет играть то, что назвали бы именно ее индивидуальным стилем. Так что - не буду определять наш стиль иначе, чем "стиль Электрических Партизан".
--
Уходя из "ДДТ" вы предпочли свободу личного пути положению участника широко известной группы. "Свобода стоит смерти" или "Париж стоит мессы"? Как вы обычно решаете для себя такие вопросы?
Обычно?!! Смею Вас заверить, что вопрос ухода из ДДТ не был для меня обычным. В такие группы каждый день не попадаешь, и тем более - из них не уходишь. Это был очень сложный вопрос для меня, но все же я его решил единственно возможным для меня способом. Мне очень не хотелось уходить с "насиженного" места, но мысль провести в этом месте всю оставшуюся жизнь пугала меня гораздо сильнее. Я не умер ради свободы - я освободился ради жизни. Стоил ли Париж мессы - я не знаю, но свои песни стоят очень многого.
--
Читаете ли вы фантастику? Что вы думаете об этом жанре, что считаете его основными достоинствами и недостатками?
Что подразумевать под жанром "фантастика"? Про роботов и космические войны? Нет, такого я не читаю уже давно, хотя в детстве и юности, конечно, любил. Я прочитал тогда все, что можно было найти из Жюля Верна, Герберта Уэллса, А.Беляева, А.Толстого, А. и Б. Стругацких, Станислава Лема, Рэя Бредбери и еще многих авторов, которых уже не помню. Больше всего я любил не длинные романы, а сборники рассказов. Даже сам в детстве писал фантастические рассказы: то про инопланетян, то что-то более сюрреалистическое, про бесконечный город. Вообще, чем старше я становился, тем интереснее мне становилась фантастика, так сказать, философская или сюрреалистическая. В фантастических сборниках попадались иногда отличные психоделические вещи. Когда я уже во взрослом возрасте запоем читал абсурдистские произведения Сэмюэля Беккета, то понял, что некоторые его рассказы или пьесы читал в юности в фантастических сборниках советских времен. Или, помню, совершенно невероятный роман Стругацких "Хищные вещи века" - социальная фантастика. Жанровые границы фантастики подчас трудно уловимы. А не относится ли сюда добрая половина произведений Кафки? А "Степной Волк" Гессе? А Маркес? А то, что пишет Милорад Павич - это что? Если это все - фантастика, то я и сейчас - фантастоман! Если серьезно, то мне прежде всего важны художественный уровень произведения, философская глубина и возможность почувствовать при прочтении то, что чувствовал автор при написании. И мне совсем не интересно чувствовать то, что чувствует штампованный писака, описывающий в книге очередную "Звездную войну" - шуршание купюр в его кармане, так же, как читать "конвейерные" детективы. Сейчас изрядная часть фантастики представляет из себя просто поп-чтиво, коммерческий продукт, не имеющий ничего общего с искусством вообще и литературой в частности. Такая фантастика мне никак не интересна.
--
Есть две точки зрения на фантастическую литературу. Одни считают, что она предназначена создавать идеальные для бегства от реальности миры, другие - что ее задача привлекать внимание к проблемам сегодняшнего и завтрашнего дней. А как вы смотрите на этот вопрос?
Узко определять задачу любого жанра, не только фантастики, я бы не стал. Почему "или-или"?
Я вижу в жанре фантастики большую свободу для выражения философских мыслей и психоделических состояний. Есть фантастика "для детей", есть - "для взрослых". "Голый завтрак" Уильяма Бэрроуза - это явно для взрослых, а Спрэг де Камп - для детей. "Машина Времени" Уэллса - ведь не просто фантазия о невозможном, а настоящая философская притча о смысле жизни, простите за банальность. А какие у Брэдбери вещи есть - просто обалдеть! Как человек один живет на Марсе - как описано его состояние, его безысходная тоска и все-таки - надежда! Как Стругацкие в "Хищных вещах..." в начале 70-х описывают грядущий тупик буржуазной культуры в образе супер-нарко-дискотек, в которых собираются по нескольку тысяч человек, накачанных дурманящей химией и зомбируемых электронными звуками! Чем не мега-рэйв-парти конца 90-х? А вот советский фантастический фильм "Кин-дза-дза" - это же шедевр философской социальной сатиры! И сатира там не только на "совок", как многие считают, а вообще - на социальное устройство земной цивилизации.
--
Авторы-фантасты воплощают в своих произведениях самые причудливые варианты развития России и ее соседей - от галактических империй до пасторальных княжеств. А каким бы вы хотели видеть наше будущее через 200 лет?
Я долгое время считал себя космополитом и мечтал о мире без границ, виз, паспортов итд., но недавно понял, что я - антиглобалист. Я против объединения мира в единую свободную систему, так как следующим шагом будет - чья-то власть над всем миром. Объединение мира лишь послужит кому-то в целях покорения этого мира. Я против империй. Я - за самостоятельные княжества, но не воюющие между собой. Вообще я против правительств всяких, но человечество еще духовно не созрело для мировой интеллектуальной анархии, и за 200 лет вряд ли созреет. Как человек искусства (возьму на себя смелость называть себя таковым) я ценю в любой национальной культуре художественную самобытность. Очень жаль, когда одна культура целиком поглощает другую, хотя таков закон этнической истории - если разобраться, то любая национальность представляет из себя смешение других национальностей, которые ей предшествовали. Конечно, то же самое происходит и с культурами. Это бесконечный и безостановочный процесс. Но он совсем не означает, что не надо сохранять культурные богатства разных народов и стран, так же, как неотвратимость смерти не означает, что с ней не стоит бороться...
--
Ингерманландия - то, что могло бы быть, но не случилось, или то, что существует и поныне, хоть и не обозначено на картах?
Ингерманландия была реальностью, пока не превратилась в часть Российской империи три века назад. В истории нашей страны до Петербурга здесь как бы ничего не было - одно болото, но на самом деле здесь просто была чужая страна со своей культурой, историей, религией, населенными пунктами и даже регулярным почтовым сообщением, чего в то время в России еще не было. Ингерманландия не была самостоятельным государством, но частью Шведской империи. Вообще - это название шведское, оригинальное название - Инкермаа, в основном здесь жили финны инкере. В Петербурге существует сообщество "Вольный Петербург", которое хочет добиться независимости Ингерманландии от России, но это, конечно, полная утопия. Так что Ингерманландия для меня является как бы символом духовной независимости - несуществующее субгосударство внутри государства реального.
--
Вам когда-нибудь доводилось задумываться об альтернативных вариантах развития истории? Если да, то какой период вас интересует?
Что бы было, если бы?.. Наверное, как для большинства жителей нашей страны, был бы интересен вариант развития России без революции 17 года, затем без Сталина, без СССР - долго ли еще существовала бы монархия и Российская империя? Выстояла бы во второй мировой войне? А если бы в 24 году пришел к власти, например, Троцкий или в 16 году не убили бы Распутина? Или вот интересно - если бы декабристам удалось совершить переворот, стала бы республикой Россия еще в 1825 году? А если бы Пугачев взял Москву, что бы было? А если бы Наполеон не взял? Как видите, можно проследить мой интерес скорее не к конкретному периоду, а к тому, что происходило в разное время, но именно в нашей стране.
--
Каждый поэт, писатель или композитор создает свой мир. Ваш мир - какой он? Он в прошлом, настоящем или будущем?
Мой мир вне времени. Время тут ни при чем, хотя я часто упоминаю в своих песнях именно о времени. Но я его не конкретизирую никогда - прошлое это или будущее, или настоящий момент. Время - оно есть, от него нельзя, конечно, отмахнуться совсем, но можно с ним рядом сосуществовать "взаимовежливо" как-нибудь. Вообще искусство - это ведь разговор о вечном, чем больше искусства, тем меньше оно от времени зависит - и наоборот.
--
Вы часто даете концерты в других городах. Есть ли любимые города, помимо родного?
Чаще всего я бываю в Москве, даже прожил там несколько лет, но Москва и Петербург во многом уже сплетены в одно целое, и это сплетение все сильнее затягивается - мне Москву трудно воспринимать как "другой город".
Так сложилось, что у меня много друзей в Минске - не знаю, от чего это зависит, но в Минске я себя, как правило, чувствую очень хорошо и спокойно.
Киев - отдельная тема для меня. Это очень сильный город. Энергетически сильный и очень живой. Когда я в Киеве, я прямо слышу мощное эхо истории, но Киев не музейный экспонат: этот город, несмотря на свой возраст, сохраняет молодость. Такое удается далеко не всем городам.
Из заграничных городов - Берлин в первую очередь. Трагичный город, похож во многом на Петербург - мне очень нравится. Правда, я там не был уже очень давно. Ну и, конечно, Нью-Йорк - город городов, современный Вавилон. Город совершенно чокнутый, но там приезжий из любой страны чувствует себя, как дома.
--
Доводилось ли вам сталкиваться с тем, что не может объяснить наука - сверхъестественным, мистическим? Вы материалист? Верите ли вы в возможность существования иных форм разумной жизни во Вселенной?
Да, я верю в существование иных форм разума во Вселенной. Спокойно отношусь к тому, что наука объясняет далеко не все, что есть в этом мире. Она и не должна все объяснять. Сверхъестественным и мистическим, на мой взгляд, является искусство, а искусство, вообще-то, не требует конкретных объяснений. Что такое вдохновение или озарение свыше, как не загадочное, совершенно ненаучное явление? Любой художник скажет вам, что сталкивается с мистикой постоянно - это в порядке вещей для него, так же, как любой священник скажет, что постоянно в контакте со Всевышним.
А материалист - это кто? Бездуховный человек? Нет, я не материалист.
--
Чего бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Фантазия - признак высокого разума, соединение интеллекта и одухотворенности.
Фантастика - необходимая составляющая культуры. Легенды, мифы, сказки всегда сопутствовали человеку на протяжении всей истории, так же, как культы и религии. Современное преломление извечной жажды человека к нематериальному, необъяснимому прикладной логикой, невозможному в реальности - интеллектуальная фантастика - по сути является лишь шагом на пути духовного развития. Фантастика помогает нам постичь мир и заглянуть в себя, соотнести свое эго с масштабами Вселенной и почувствовать Вселенную в себе самом.
Желаю вам, друзья фантастолюбы, двигаться дальше вверх по лестнице духовности - много ступеней предстоит пройти тому, кто действительно хочет быть настоящим Человеком, и фантастика - лишь одна из них...