В последнее время ЖЖ для меня это некая разминка перед работой. Выправишь там старую статью, как сейчас, новую напишешь, вот вроде и в писательскую работу включился. Нечто вроде разминки перед очередной волейбольной игрой, которая так меня достала за восемь лет спорта. Хотя, эта разминка пока что не напрягает вовсе. Приступим.
Не так давно мой знакомый, стандартный, так сказать, читатель сказал: ты пишешь непонятно. То есть в книгах-то все нормально, а вот статейки эти, ну, скажем прямо: не совсем хорошие. А я, в свою очередь, знаю, если такое слышишь, надо бы подумать. А потом до меня дошло, а ведь и правда, я тут затрагиваю темы, до которых еще надо бы дойти стандартному читающему человеку, человеку ничего о кухне литературной не сведущему. Да чего там говорить, вот буквально вчерась, на форуме ЛИ наткнулся на тему об идеях. Что же это за зверь такой, да с чем его едят.
Выяснилось, что большинство там выкладывающих книги, как и несколько уже публикующихся, мало того, что не знают, что такое идея, так еще путают ее с темой, зато все так рьяно бросились обсуждать тему сверхидеи. Это, между прочим, весьма характеризует все в нашей литературе. Люди не знают даже основ, а понятие идеи и темы - это самые основы; зато стараются выразить словами чувства, что испытывают относительно уж совсем непонятного. Ясно же, сверхидея - это такая весчь, о которую и сотня мудрецов копья повыламывают, потому можно сказать про нее в таком вот ключе: я, конечно, не могу точно сказать, но по моему мнению, мне кажется, я думаю, сверхидея это... То есть все лезут разбираться в том, чего не знают, а то, чего должны бы знать, их и не интересует вовсе. Но нет, ведь раз я уже печатаюсь, раз уже даже учу других, как писать, расписываться в незнании основ трудно. Короче, мачасть надо бы подучить, причем, всем. И мне в том числе, я еще наверняка чего-то да не знаю, но летать в облаках не собираюсь, потому что сверхидея - это сверхцель. А мне бы чего попроще. Достаточно написать книгу с оригинальной идеей, на интересную, ранее малотроганную тематику, создать два-три интересных образа, все это всунуть в динамическую историю, да описать ясным образным языком. Проще надо быть, писатели, а не лезть к вещам сложным, даже не имея представления о простых. Хотя, хрен с ним, пусть пишут и разбираются в бесполезном, старательно обходя вещи практические. Короче, я решил написать вот эту дурость про еще более очевидное. Ну а что, не человек я, что ли? Всем порой хочется выдать очередной клон, а не писать что-то, чего другие не знают. Вот, кстати, и тематика подходящая, ведь количество книг о Мэри Сью может переплюнуть только количество статей о них же.
Самая большая дуристика на СИ - это мифические Мэри Сью. Кто не знает, вкратце опишу. Так вот, вы же все, несомненно, помните сериал "Звездный путь". Что, не помните? Да, это уже тяжелее. Тогда вы не можете знать, что Мэри Сью - персонаж фанфика этого замечательного сериала. Я и сам первоначальный экземпляр не видал, а вернее видал пару серий, но в памяти не отложилось. Но это и не важно, потому что понятие Мэри, под влиянием капиталистического запада, гипертрофировалось в якобы-образ. Якобы Мэри Сью - это некое понятие супергероя. И даже не супергероя, а человека, идеального во всех отношениях. Он тебе и умный, и красивый, и сильный. Как правило, Мэри склоняют с литературой, где главная героиня женщина. Она прекрасна, сильна, иронична, все от нее в восторге. Короче, хотите узнать про Мэри Сью - погуглите. Соответственно, Марти - это тот же Мэри, только с членом. Ну феномен известный в среде литераторов. Известный и интересный, но большинство даже не подозревают насколько.
Вот ты, читатель, хочешь стать писателем? Даже если ты себя им уже считаешь, даже если тебя уже печатают, даже если твое имя Борис, тебе бы надо познать хотя бы основы психологии и манипуляции. Хотя, нет, Боря об этом уже знает. Так вот, писатель должен уметь манипулировать и знать, как люди себя ведут, почему и зачем. Первое надо, чтобы читателя увлечь, второе, для создания персонажей. И тебе бы надо знать такую весчь - подчас писатель себя со своим персом ассоциирует. Мысленно наделяет своими чертами, пытается придать те черты, что сам не имеет, старается оправдать отдых природы. Это все опять очевидное, и все связано с этими понятиями Мэри и Марти. Вы погуглите, погуглите; почитайте пару сотен статей на эти темы, потом почитайте другие, опровергающие. Ну вам же делать нефиг. Даже не стану повторять все это - вы действительно можете найти тысячи статей о вредности Мэри и Марти, они спорят по популярности только со статьями о моем друге Василии Пупкине. Каждый вумничающий обязательно статейку про них да накатает, в том или ином ключе. Хотя, ключа-то всего два. Номбер ван - нельзя превращать перса в Мэри или Марти! Номбер ту - ну превратил (превратила) я его в Мэри (Марти), и что? Зато ведь прикольно получилось же ведь, ведь, ведь)))))
Уже меньше народу знает о такой весчи, как проецирование перса читателем. Ведь не только писатель ассоциирует себя с созданным персонажем, но и читатель делает точно так же. А так как само понятие Мэри и Марти напрямую связано с этой ассоциацией, с этим: я неудачник прыщавый, поэтому создам-ка я суперского персонажа, который будет ну ваще. А вот теперь представляем другую ситуацию. Я читатель прыщавый, но не хочу в это верить. Я читаю про красивого, могучего и умного персонажа и нахожу в нем схожие черты. А не мудрено найти, ведь писано-то прыщавыми неудачниками, поэтому и проблемы да комплексы с прыщавыми-неудачниками-читателями одни и те же. Отсюда и эта глубокая связь между.
Ну а теперь предположим, что вы не такой. Ну, то есть, вы нормальный парень (девушка) может даже мужчина (женщина), у вас есть подруга (парень) или того хуже - жена (муж). С психикой у вас все в порядке, вы скучны до безобразия, стандартны и стереотипны. Во-первых, вы не факт, что вообще сядете за написание произведений. Еще больший не факт, что вы вообще читаете книги, у вас есть проблемы побольше! (один мой друг сказал мне однажды, когда я спросил, почему он так мало читает: "У меня нет времени, у меня жена молодая!") Но уж если вы взялись за перо, значит у вас уже что-то не так с психикой, вы не самое стандартное создание. И читать вас будут тоже не самые стандартные создания. Для любого книга - способ уйти от реальности. Так или иначе, но это правда. Даже для того, кто любит "жизненную прозу", так и для того, кто предпочитает фантастику. Везде и всюду шоу-бизнес (а литература именно шоу-бизнес) предназначен для этого. А лучший прием для ухода от реальности - это гротеск. То есть, писатель пишет явно преувеличенную по событиям историю, а читатель представляет себе явно преувеличенную по событиям историю. Оба счастливы, оба отвлеклись от скучной бытовухи. Все всегда завязано на преувеличении, на гротеске, ибо даже "жизненная проза" скучна без гротеска. Хоть маленькое преувеличение, но вынь да положЪ.
А теперь давайте подумаем, в чем секрет написания хорошего произведения? Это даже можно в виде задачки оформить.
1) Понятие, что самые лучшие книги - книги о людях. То есть книги о персонажах;
2) Знание того, что читатель подсознательно хочет найти в персонаже похожие черты, желательно хорошие и те, каких у него самого нет;
3)Множество заблуждений.
PROFIT??????
И что же получается? Как и везде, всего лишь прием. Существуют сотни литературных уловок, рассчитанных на психику, на влияние. Так вот, если писатель не прыщавый, неуверенный в себе и с тучей комплексов, но хочет повлиять на такого читателя, а таких читателей много, если не сказать большинство, выходит, надо наделить персонажа теми чертами, что хочет видеть в себе такой читатель. То есть, не автор проецирует на своего героя свои недостатки, а наделяет персонажа ими сознательно, чтобы добавить эдакого анти сопереживания.
В идеале, это было вообще направлено на очень благие цели - показать хороший пример, заставить читателя перевоспитаться, стать лучше. Легкое преувеличение, и вот уже люди хотят быть похожими на Шерлоков Холмсов, Д Артаньянов и прочих Марти Сью. Ага, что первый, что второй - представители именно сего сословия. Но мысль писательская, увы, хоть и остра, но и подла, падло. До кого-то дошло, чего читатель хочет видеть на страницах, так появился, к примеру, Конан Варвар. Да и сама Мэри так появилась. Но прошли годы, и вот уже Голливуд включился в ту же игру. Опять, вначале просто ради положительного воздействия, чтобы все мы стали Крепкими Орешками, чтобы боролись со злом в себе и других, но потом коммерция включилась, диктуя свои суровые законы. Что же до МТА и прочих наших современников, они ведь даже не знают подноготную, зато живут именно в этих реалиях, в том мире, что придумали многочисленные писатели и сценаристы. Вместе со здоровым образом жизни, появилась мода на красивое здоровое тело, Доктор Хаус и иже с ними принес иронии, вот и пишут сегодня люди про Мэри и Марти, потому что искренне считают - так надо. Это как со сверхидеей, пишут о том, чего не знают, но смутно догадываются. И это вовсе не плохо, литературный прием он и нужен, чтобы им пользовались, но ведь делать это надо ради чего-то. Нет, соглашусь, публикация - хорошая цель, чтобы написать очередной роман про Марти и Мэри, но это не может быть никак литературной целью. Доказать, что быть здоровым и сильным - это хорошо; показать, что благородство - не пустой звук; на фоне супергероя продемонстрировать, что и от помощника может быть прок, а супергерой - всего лишь недосягаемая цель, к которой надо стремиться - все это литературные, художественные цели. И осознанное, повторяю: ОСОЗНАННОЕ использование гротеска в данном случае вполне допустимо.
А у нас все наоборот. Городим, чего не знаем, пользуемся микроскопом, забивая гвозди, ищем понятие сверхидеи не разобравшись, что такое сама идея. Нас уже привлекает приставка "сверх", а остальное кажется скучным, потому что вроде как понятно. А на самом деле все наоборот. Ничего нет сложного в сверхидеи, потому что она лишь послед корня этого слова, а корень тут - идея. Нет ничего плохого в Марти и Мэри пока гротеск не становится самоцелью, а еще хуже, если отсутствует вообще понятие гротеска. Осмысление того, что делаешь - редкая вещь в нашей современной литературе. Учим матчасть, все вместе дружно учим матчасть. А я - впереди всех. Но вы должны стремиться меня обогнать. Во как!