ОТ ВСТРЕЧИ ДО ВСТРЕЧИ
МОЙ ГОРОД
Что знаю я о городе моем?
Его проспекты, здания, музеи...
Описаны, наверное, точнее
они в путеводителе любом...
Что мне знакомо в городе моем?
Не колокольни я не минареты.
Вернее, и они, но как приметы,
заметы памяти... Как этот старый дом,
скамейка, клен с изрезанной корою,
и этот тесный двор, и фонари...
Нет, не любые,- избранные мною
- мои деревья, улицы, дворы...
На этих мостовых играла в классы,
здесь, на углу, любимого ждала,
гуляла в этом садике с коляской,
а в эту школу сына отвела...
Что знаю я о городе моем?
Его красоты, памятники, виды,
все достопримечательности в нем,
которые ни от кого не скрыты?..
Да - и они... Но есть другие виды,
что незаметны и незнамениты.
Они известны только мне одной.
Как опишу я этот город мой?
ГОРОДСКИЕ ДЕРЕВЬЯ
"До свиданья!" -
она говорит,
и он говорит:
"До свиданья!"
Это не расставанье,
а просто
осенью
на остановке трамвайной:
"Возвращайся скорей!
Я старею,
тебя ожидая!"
"Я вернусь".
"Ты вернешься
и снова уедешь!"
И снова:
"До свиданья!" -
она говорит,
и он говорит:
"До свиданья".
Городские деревья
трепещут:
"До увяданья".
ОСЕННИЙ СОН
Черные птицы летают
над позднею осень сада,
взгляд уводя за собою
в серые небеса.
Черные ветви застыли
в нагой, безысходной печали,
не трогая низкого неба,
но - высоко от земли.
День - ожидание снега, сна,
избавленья, забвенья...
Тонкие ветви - прекрасны
всей своей нищетой.
ТРИ ПЕСНИ
1.Ветер в лесу
Осенний лес,
горелый и сырой,
насквозь пронзен
осиновым ознобом.
Какого лешего
играешь ты со мной!
Среди других ищи себе зазнобу.
Осенний лес,
я прихожу к тебе,
чтобы найти себя
в тех самых соснах.
Ах, леший,
где ты прячешься теперь?
Ну, выходи,
не я вожу, а осень.
Осенний лес,
я от тебя бегу.
Иду всю осень.
Как промокли ноги!
Лишь ветер свищет.
Эхо - ни гу-гу...
И петь в лесу,
и плакать - одиноко.
2.Сольвейг
Кружит надо мной одиночество.
Мой милый, вернешься ли ты?
Дни, словно птицы, проносятся
в сумерки без высоты.
Кружит одиночество вороном
над снежной пустыней моей.
Когда мы увидимся, скоро ли?
Ночи - все холодней.
От каждого стука вздрагиваю,
выскакиваю на крыльцо...
Всю ночь в одиночество
вглядываюсь.
Забыла твое лицо.
3. Романс
Ухожу,
чтоб вновь не возвращаться
в жизнь твою,
и в сердце,
и в покой.
Оглянусь,
лишь взглядом попрощаться
и махнуть
прощающей рукой.
Оставайся
с миром и покоем,
с навсегда усталою тоскою,
с навсегда несветлыми рассветами,
с вечными вопросами-ответами...
Оставайся!
Я не возвращаюсь,
лишь коротким взглядом
попрощаюсь.
В памяти твой взгляд -
такой недолгий.
Ухожу.
Ушла.
Уже - в дороге...
СОПЕРНИЦА
Белым дымом стелется
за окном метелица...
У тебя - соперница,
Верится, не верится:
- Чем его приманивала,
глупая, румяная,
что не помнит к дому
он тропу знакомую!..
Ты сидишь зареванная:
- Кукла нарисованная,
чем его привязывала,
дура синеглазая,
что следы знакомые
замело поземкою!
Ты сидишь тоскливая:
- До чего красивая!..
ДВОЕ У КОСТРА
1
Играем по правилам,
правда, порой
мы правилам этой игры
изменяем.
А может, мы делаем вид,
что играем? -
не знаем.
И все заменяем
игрой.
Мы будто играем,
но лишь до поры.
Ведь правил
у этой игры
не бывает.
И что же бывает,
когда забывает,
когда выбывает
один
из игры?..
2.
Полюбили друг друга
за что?
Ни за что -
просто так получилось
- встретились.
Разлюбили друг друга
за что?
Вот за что-
за одно,
за другое
за третье...
Что разбили -
разбито,
не соединить.
Это - истина,
бытом
избитая.
Так и быть,
пережить,
только прежде
забыть!
И забытие -
тоже событие...
3.
Всю ночь смотрели на костер
и не глядели друг на друга,
а утром разгребали угли
и уходили навсегда.
Всю жизнь смотрели на костер
и ничего не разглядели,
и уходили, холодея,
все дальше, дальше,
в никуда...
ТЫ ГОВОРИШЬ...
Ты говоришь:
"Живут и просто так,
без мук любовных,
скрежетов зубовных,
без разговоров вздорных,
сцен безмолвных!..
В конце концов,
живут и просто так.
Так просто всё,
но я так не могу!
Сама ломаю
все, что ни построю.
Люблю,- и значит
в омут головою...
С закрытыми глазами
я бегу...
Должно быть,
не хватает мне ума.
Рассудок мой всегда
слабее чувства.
Любимой быть,
наверное, искусство.
А я всегда сама
схожу с ума.
А может быть,
иначе и нельзя?
Любить - так без рассудка,
без оглядки!
Но почему так больно,
так несладко?.." -
ты спрашиваешь...
Что отвечу я?
ПРИНЦЕССА
(Сказка)
Жила-была принцесса,
принцесса как принцесса,
обычная принцесса,
такая же, как все...
Но как-то где-то кто-то
сказал, кому-то что-то,
а тот сказал:
"Ну что ты! Да нет! Не может быть!"
Он - всем своим знакомым,
а те - своим знакомым
(и даже незнакомым)
сказали: "Ну и ну!
Принцесса-то, принцесса,
обычная принцесса,
но как-то необычно
она себя ведет!.."
И появилась в прессе
заметка о принцессе
и фото на обложке
журнала "Огонек"...
Откликнулись поэты (в душе)
студенты (в жизни)
и сорок тысяч принцев
из воинских частей.
И кучу фотографий
(и предложений сердца)
по почте переслали:
"Зачем Вам свинопас!"...
А ей - без интересу!
И прессу не читала,
лишь об одном мечтала:
всю жизнь пасти свиней!..
А папа ей на это
не дал благословенья
и кооперативный
не выстроил дворец.
Обиженные принцы
сказали: "Ишь, ты
Воображает много
девчонка о себе!
Ну, а ее избранник
играл ей на свирели,
и было очень мило
в том самом шалаше.
И кто-то как-то где-то
рассказывал про это...
Кто хочет, пусть проверит.
(А я там не была!)
Жила-была принцесса,
такая же, как все мы...
По крайней мере - в сказках.
(И в жизни - иногда...)
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛЮДИ
-Забываю все дурное,
потому что потому
все хорошее - со мною,
но об этом - никому!..
Потому что, если буду
я рассказывать другим,
все, что дорого и любо,
станет мне недорогим.
-До чего мы непохожи!
Отдаю - не дорожусь...
Что хорошего в хорошем,
если им не поделюсь?
Но плохого не забуду,
даже если захочу.
Потому что, потому что...
Но об этом - промолчу.
ДВЕ НАСЕДКИ
Рано утром две наседки
всё беседуют,
не спят:
"Посмотрите-ка, соседка,
почки вербы,
словно детки,
сели в ряд -
на каждой ветке...
Как похожи на цыплят!"
Первый луч скользнет в курятник,
- две наседки говорят:
"Эти солнечные пятна
так похожи на цыплят!"
Две наседки важно
квохчут
и вокруг себя глядят.
В каждом
маленьком
комочке
видят будущих цыплят.
ЖИВОПИСЕЦ
Живописец еще не велик.
так что же!
-он любит краски.
Под рукой у него
белый лист
оживает,
как в доброй сказке.
Он рисует
в манере условной
облака, корабли и волны.
А родители умиляются,
снисходительно улыбаются.
Только дядя
- студент беспечный
верит: слава ему
обеспечена.
Он выспрашивает осторожненько
комментарии у художника:
-Это,я полагаю,- туча?
-Что ты! Джек убежал. И скучно.
-Понимаю. А это - кот?
-Нет же! Облако,наоборот.
-А вот это ужасно яркое?..
-Просто мама такая нарядная.
-Хорошо, ну а это что, же?
-Сам не знаю, на что похоже?
***
И будет дождь стучать по крыше.
Ватага радостных мальчишек
по теплым лужам босиком
с веселым гиканьем промчится...
Наступит сумерки потом,
и все вокруг преобразится.
В травинке каждой -
тайный смысл,
как будто дождь реальность смыл,
наполнив тихим волшебством
тропинку, что к кустам прижалась...
И потемневший старый дом
к себе преодолеет жалость.
И занавесками вздохнет,
вдыхая сладкий горький мед
полыни мокрой... Золотых
шаров услышит звон усталый...
И вспомнит - двое молодых
гостей на новоселье звали.
ТИШИНА
С утра до вечера сидит
старуха на скамейке.
С весны до осени сидит
старуха на скамейке.
Все переделала дела,
всех близких до любила.
Все думы передумала,
забыла все, что было.
Глядит старуха на людей,
но их не замечает.
Когда здороваются с ней,
она не отвечает.
И, неподвижная, как сфинкс,
глядит и не моргает.
А мимо пробегает жизнь,
и лето пролетает.
Когда настанут холода,
скамейка опустеет.
Сюда, быть может, никогда
вернуться не сумеет
старуха, что сидит одна
и смотрит, не моргая.
Не видит ничего она.
В ней тишина такая...
С утра до вечера сидит
старуха на скамейке.
С весны до осени сидит
старуха на скамейке.
ОТ ВСТРЕЧИ ДО ВСТРЕЧИ
Что-то подруга
уже не заходит давно.
Видно, забот
у подруги полно.
Да и сама у нее,
боже мой, сколько лет не была.
Только пойти соберешься -
мешают дела...
В гости подруга вчера
заскочила на час:
- С мужем спешим на вокзал.
Уезжаем сейчас.
В командировку,
на долгие годы, далече...
В юности
долгими сутки казались
от встречи до встречи.
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Проснулась, оделась,
в трюмо погляделась,
подкрасила губы. Пора!
Скользнула из дома
в колодец бездонный.
Сегодня или вчера?
Среда или вторник?
Медлительный дворник
сметает метель со двора.
Но что же случилось,
ушло, не простилось?
Сегодня или вчера?
Сквозь вьюгу светилось
и сном обратилось,
пуржило, кружило с утра
поземкой холодной
вчера и сегодня.
-Сегодня или вчера?
ТАК ГОВОРИЛА...
"Жалко мужчин,
потому что им с юности
необходимо
думать о том,
что будет потом
с неповторимыми ими!..
Снятся и в старости
юные сны:
имя оставить в истории
- что-то такое свершить должны
- чего бы это ни стоило...
Если же не улыбнется судьба,
- славы герой не добьется.
Хочется всем утвердить себя,
только не всем удается!..
Женщине лучше!
Ей можно быть обыкновенной,
слабой.
Любят
и бестолковую мать,
нежат
и глупую бабу!..
Добрая мать,
недурная жена,
- лучше карьеры не знаю!.."
- так говорила старуха одна,
умная, сильная, злая...
ДЕВОЧКА
Маленькою девочка была,
подрастала, с куклами играя.
Незаметно девочка росла,
маленькие игры забывая.
Годы пролетели, будто миг.
Даже оглянуться не успела
- наступило время взрослых игр.
Но они - совсем другое дело...
В детстве всё - взаправду и всерьез,
всё крупнее, ярче и сильнее.
Не бывает горше - детских слез,
и веселья нету веселее...
Неужели было и со мной
то, что так давно со мною было?
Мама, только ты меня такой,
как на старых снимках, не забыла.
Мама неужели, это - я?
В зеркале одна, а здесь - другая...
Вот уже и дочка у меня подрастает,
с куклами играя.
Время незаметное идет.
Девочка пока не замечает...
Хорошо, конечно, что растет...
Жалко, слишком быстро вырастает!
ЗА ПОВОРОТОМ ПОВОРОТ
Куда взбредет, идет дорога
скрывая цель от наших глаз...
Еще чуть-чуть, еще немного,
вот-вот... откроется сейчас.
Прекрасное случится что-то...
Дорога не обманет нас...
И мы идем до поворота
в который раз, в который раз...
Но открываем понемногу
сквозь пыль дорожную и грязь,
что цель пути - сама дорога,
которая - уже сейчас...
***
Дверь открывается в город,
в котором - дома и люди,
заборы, деревья, птицы,
тени и облака,
город, знакомый - до каждой
трещинки на асфальте,
родной - до любой морщинки
на незнакомом лице.
Любимый - не оттого что
лучше других и красивей:
такой же, как все другие,
и все же - прекрасней всех,
мой молодой и древний,
столичный, провинциальный,
гордый - всеми камнями,
кроткий - всею водой,
праздничный, деловитый,
тихий и громкий - город,
который, во мне отразившись,
меня отражает - в себе,
город, что я открываю,
словно огромную книгу,
читаю шагами, годами...
Дверь открывается - в мир.