Вчера в подмосковном авиагарнизоне Кубинка прощались с летчиками из пилотажной группы "Русские витязи" - Борисом Григорьевым, Александром Сыровым, Николаем Кордюковым, Николаем Гречановым, погибшими во Вьетнаме.
На сегодняшний день известна официальная точка зрения руководства ВВС на происшедшую трагедию. Помимо этого существует множество версий случившегося, постоянно отвергаемых Главкомом ВВС Петром Дейнекиным.
От высокопоставленного сотрудника главкомата ВВС стали известны некоторые подробности прилета, пребывания и возвращения российской делегации с авиасалона "ЛИМА-95" в Малайзии.
По словам военного летчика, неприятности с Су-27 начались еще в Китае. Российская делегация задержалась там на трое суток. Произошло это потому, что российские ВВС уже давно задолжали китайской стороне 24 тысячи долларов. Китайцы, отчаявшиеся "выбить" долг из русских, только радостно потерли руки, узнав, что российские самолеты планируют приземлиться на их территории. По приземлении авиагруппы они загнали один Су-27 в ангар, фактически арестовав самолет до выплаты долга. Как и что там утрясалось в течение трех суток - неизвестно. В итоге путь на Камрань был проделан уже без одной "сушки". Ее должны были "выкупить" по возвращении с авиасалона. Один из генералов ВВС имел наличные деньги, и после приземления Ил-76 должен был перелететь в Китай. Сделал ли он это - неизвестно.
В Камрани авиаторы просидели еще пять суток. Причина банальна - не было топлива. Выступление "Русских витязей" срывалось. Начались нервные переговоры с Лангкави, чтобы изменить программу выступлений, ибо "Русские витязи" были, безусловно, ее гвоздевым номером.
Здесь возникает главнейший вопрос: зачем вообще Су-27 были направлены в Малайзию? Не так давно этим государством была закуплена партия российских "Миг"ов. В данный момент на мировом рынке никто не проявляет реального желания приобрести наши Су. Это совершенно не означает, что истребитель плох. Напротив, Су-27 прекрасно известен специалистам, которые по праву считают его лучшим в своем классе. Просто нет на сегодняшний день покупателей. К слову сказать, в Малайзию американцы отправили только один самолет - выставочный Р-18. Так же поступило подавляющее большинство участников. Русские же переплюнули всех.
Как бы там ни было, но через восемь (!) суток российская делегация добралась-таки до Лангкави, опоздав, правда, на открытие авиасалона. "Витязи" прибыли туда буквально за два часа до церемонии. Измученные перелетами, ожиданием, мерзкими бытовыми условиями по ходу маршрута, они просто физически не могли подняться в небо в тот день.
Через сутки "Витязи" были в воздухе, поражая гостей и участников салона своим мастерством. И опять же, свой первый демонстрационный вылет они произвели без тренировочного облета или, как выражаются пилоты, "в незнакомом небе".
"Русские витязи" летали четыре дня. Их суточные составляли всего 28,8 доллара. Правда, за каждый день полета им "щедро" накидывали еще по 4 доллара.
С земли за их мастерством, помимо прочих, наблюдало несколько десятков российских генералов, которые прилетели в составе российской делегации на "ЛИМУ-95". Мой собеседник, плохо скрывая недоумение и злость, сказал, что такое большое число российского генералитета на авиасалоне совершенно не оправдано, так как пилотам они не помогали. "Было бы неплохо прочитать их отчеты о командировке, узнать, чем же они там на самом деле занимались", - заметил летчик. По его словам, непосредственной работой на "ЛИМЕ-95" занимались только три полковника и представитель российского военного атташата. Именно они с утра и до вечера "решали различные оргвопросы", включая исполнение прихотей начальства.
При этом отрывалось время от решения главной задачи - охраны российских самолетов. Безусловно, за ними присматривал местный персонал. "Но ведь речь идет о первоклассном товаре, - говорит летчик. - И где гарантия, что кто-либо из конкурентов, а то и какой-нибудь экстремист не швырнет в турбину, допустим, кирпич. Вы знаете, что после этого происходит в воздухе? Катастрофа!" Как бы там ни было, но подлости из иностранцев никто не совершил.
И здесь мы вновь возвращаемся к спискам делегации. По странному стечению обстоятельств в нем не оказалось штабного командира Ил-76. Он остался в России. Его место перед самым вылетом на авиасалон занял генерал из штаба ВВС: опытный летчик, который, однако, перейдя в Главкомат ВВС, больше руководил и инспектировал, нежели летал.
Шестеро самолетов взяли курс на Камрань, не предупредив авиабазу. Только вблизи аэродрома командир Ил-76 сообщил "на землю" о намерении совершить посадку. Руководитель полетов ответил категорическим отказом. В ответ командир корабля по-русски послал его куда подальше. Этот диалог слышали и пилоты Су. А офицер с земли продолжал кричать: "Посадку не разрешаем! Посадку не разрешаем!"
Тогда командир пятерки Су-27 отдает приказ всей эскадрильи: "Поднимаемся! Уходим на запасной аэродром!" Фактически он нарушил приказ генерала. Затем он и второй истребитель, который шел вместе с ним по левому крылу Ил-76, ушли вверх. Оставшиеся Су, которые следовали за "авиаматкой" по правому крылу, этого не сделали. Сейчас уже невозможно сказать - почему.
Спасшиеся Су совершили посадку в 70 километрах от Камрани на аэродроме Фанранг.
В узком кругу летчиков-профессионалов поговаривают, что из Малайзии в Россию рейсовым гражданским самолетом улетел генерал ВВС, который вез 500 тысяч долларов, заплаченных устроителями авиасалона за то, что "Русские витязи" полностью оправдали их надежды.