Дикая Литература : другие произведения.

Дикая литература: тематический план

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Тематический план второго сезона. NB: это лишь примерная схема, в процессе её иной раз приходится менять до неузнаваемости!

Тематический план семинара

Необходимая преамбула

Первые четыре лекции не предполагают практических занятий. Это своего рода ускоренный ликбез для встряски памяти тем, кто и так в курсе - и для выстраивания хотя бы примерного понимания того, с чем нам предстоит работать весь семинар. Ну, а тем, кто вдруг да не в курсе, тоже будет небесполезно. Ещё раз подчёркиваю: несмотря на то, что лекции вроде как не короткие, на самом деле они представляют собой выжимку из полноценного курса. Поскольку в том же Литинституте он занимает не один даже год учебного времени, нам поневоле придётся всё сокращать, концентрировать и ужимать. Иначе говоря - примитивизировать. Если кто захочет расширить теоретический багаж, на лекциях дадим список литературы, так или иначе относящейся к теме.

И заранее извиняюсь перед теми, кто ждёт практики - всё-таки сперва будет некоторое количество теории, без этого никак. Не отчаивайтесь, практики будет немало, и она ещё успеет всем надоесть. Просто добраться до неё иным путём невозможно.

Да и не нужно, если честно.

1. Слово о жанре, формате и фене литературоведов

Вводная лекция. Здесь будет рассказано, почему выше слово "роман" взято в кавычки. И почему фантастика - не жанр. И детектив тоже. Ага, и даже хоррор с попаданчеством. Отличие жанра от направления, а их обоих - от творческого метода.

2. А чем мы с вами, пишем, Алексей Максимович?

Ещё одна вступительная тема - о технической стороне процесса. Рабочие инструменты писателя во всей красе и полноте - от техники до технологии и организации труда.

3. Начнём с азов... Азовское море!

Как начать писать. Как одолеть боязнь чистого листа. Как настроить себя на работу. Что такое вдохновение и почему оно в общем-то не нужно, а куда нужнее чугунная задница. А ещё нужнее план. А ещё - проработка материала. А ещё...

4. Композиция, хоть слово это страшно

Что это такое, с какого боку её едят, а где рыбу заворачивают, какие существуют виды композиций, основные элементы и прочая.

5. Язык мой - враг мой. А должен стать другом

Что такое язык произведения, личный стиль и творческий метод. Что мешает автору танцевать, и почему. Главные огрехи и грехи подавляющего большинства писателей. Почему глагол - это жизнь текста, а деепричастие - погибель. И почему это правило имеет кучу исключений.

После этой лекции начинаются практические занятия. На каждую лекцию их будет несколько, в зависимости от важности темы и объёма поданных на разбор текстов.

К этому времени очень желательно, чтобы каждый семинарист выбрал произведение, с которым он сам желает работать весь остальной курс или его часть (если произведение короткое). Требования к фрагменту, который будем разбирать в рамках одного практикума, достаточно просты.

1. Максимальный объём - 10 килознаков с пробелами по счётчику Ворда (+/- 2 лаптя). Возможно, одна глава, либо две или даже три, если они укладываются в этот объём.

2. Выбор отрывка остаётся на усмотрение автора. Отрывки могут быть из разных произведений, могут из одного, но разные (в смысле - разобрали одну главу романа, автор берёт другую, и так пока главы не кончатся). Наконец, это могут быть рассказы - почему нет?

3. Дабы не пояснять слишком часто, что автор имел в виду, внутри отрывка советуем разместить ссылку на полный текст. Любой желающий может сходить и почитать больше, чтобы не задавать лишних вопросов и не выкатывать претензии к вещам, которые объяснены до либо после рассматриваемой части.

Что делаем.

Каждый желающий поучаствовать в обсуждении прочитывает выложенный текст и комментирует в нём все места, к которым есть претензии. Сообразно формулируя суть претензий и предлагая варианты замены. Действует общее для всех правило: "поломал - чини". Комментарии в стиле "это плохо, но как улучшить, я не знаю" обычно не принимаются, не тратьте время и силы на их написание. Только конкретные предложения, в идеале ещё и с пояснениями, отчего нужно так, а не иначе.

Каждый комментатор представляется - в первом своём комменте ставит тот ник, под которым он зарегистрирован в Дискорде. Делаем это во избежание путаницы, поскольку гугельдок не всегда показывает имя комментатора, да и оно может отличаться от дискордовского. Впрочем, чтобы не писать в каждом комменте ник или имя, проще один раз зарегистрироваться в гугле или авторизоваться, если регистрация уже есть. Тогда достаточно представиться один раз, если ваш ник в Гугле не позволяет идентифицировать вас по умолчанию.

Во время практикума все, кто имеет что сказать, либо поясняют голосом свои претензии (зачитывают комменты вслух и оглашают варианты/правки/прочее), либо это буду делать я. Смысл - чтобы практикум можно было слушать, как лекцию, извлекая из этого максимум пользы. Во втором случае (если пишете только комменты, без голоса) старайтесь формулировать как можно точнее и детальнее.

Автор текста отвечает на претензии и комменты - желательно голосом, но если нет - тоже текстом, и тоже формулируйте тщательнее, прям по Жванецкому.

Правки лучше всего вносить в режиме реального времени, а разбираться с ними потом, на досуге. Доки полностью сохраняют историю, так что технически это несложная задача.

Пояснения закончены, вернёмся к темам.

6. Герой не должен быть один, и быть они должны всегда!

Работа с персонажами во всей своей красе. От их придумывания до создания истории, внешности, характера, развития и эволюции - словом, всё для человека!

7. У автора лицо всегда должно быть. Должно и время для него

Выбор лица, от которого ведётся повествование. Особенности написания от всех трёх лиц. Как и для чего используется грамматическое время текста. Как вообще строится авторская речь, и каково её значение.

8. Настоящему джентльмену всегда есть, что сказать!

Диалоги. Структура, принципы построения, содержание и обоснования, длительность и реалистичность. Диалог как способ персонификации героев. И как метод раскрытия мира. И как двигатель событий. И как много ещё что.

9. Канцеляриту место в канцелярии!

Чуть ли не главный враг едва ли не любого писателя. Знакомьтесь - Его Тускнейшество Канцелярит. Как победить этого врага. И самое парадоксальное - как превратить его в союзника. То есть, использовать там и тогда, где и когда он действительно нужен.

10. Плохому танцору мешает плохое дыхание!

Темпоритм - это не мат, а метод. Когда надо поставить точку и начать новое предложение. Когда стоит закончить абзац. Когда - главу и часть. Смысловое и темпоральное конструирование текста. Чтение вслух как проверка читаемости, разыгрывание эпизодов - как проверка их реалистичности.

11. Универсальный метод Полыхаева, или молодой задор старого кочевника

Штампы, клише и прочие всякие паразиты. Как и почему они кастрируют тексты. Пополняемый и расширяемый активный словарь автора как способ избавиться от них. И - традиционно! - как это всё можно применять себе на пользу, а главное - на пользу тексту.

12. Стремительные домкраты и стрелки осциллографа

О важности эрудиции и познания, а также серьёзной работы с матчастью. Даже в том случае, если пишешь об семидвадцатом эльфийском королевстве Кохинор.

13. Актуальные вопросы миротворчества

Подавляющее большинство авторов стремится выписать свой мир. Самые измочаленные грабли данного метода, и как перестать на них танцевать. Нюансы миротворчества, законы и закономерности, уникальность и общие места.

14. О фанфике бедном замолвите слово

Особый разговор на вдребезги избитую тему. Примеры фанфиков как вполне самостоятельных произведений. Где заканчивается свободное фикрайтерство и начинается писание в авторский проект под единым брендом. В общем, долгий и многогранный разговор о плюсах и минусах сего творческого метода.

15. Конфликт идей и тем

Что такое идея произведения, чем она отличается от темы, допущения или предлагаемого обстоятельства. И как их гармоничное сочетание образует конфликт. Который и влияет на развитие сюжета. Как неверное понимание смысла этих терминов приводит к отсутствию сюжета в произведении.

16. ...возникает синекдоха отвечания!

Чем синоним отличается от омонима, и почему синонимов не бывает. Как пароним может стать плеоназмом, и что для этого требуется. Почему анадиплосис не стоит совмещать с хиазмом. И, наконец, почему иронию, сарказм, насмешку или сатиру не надо превращать в стёб. Словом, что такое литературные тропы и литературные приёмы вообще, и как из них сделать рабочий инструмент писателя.

17. Шёлковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах...

Тонкий инструментарий настроения и состояния: звукопись, "лесенки абзацев", предложения в одно слово и абзацы в одно предложение, поток сознания и игра на грамматических временах, методы и варианты стилизации речи (как прямой, так и авторской). В общем - действительно сложные и тонкие материи.

18. Как создавать свои книги

Рассказ о том, как из текста сделать полноценную книгу. И бумажную, и электронную. Дизайн, обложка, внутренние иллюстрации, вёрстка и корректура. Как работать с издательством и как - самому.

19. Как продавать свои книги, и как не попасть в переплёт самому

В этой лекции будут участвовать приглашённые специалисты. Разумеется, не ждите махрового инсайда и великих откровений - вам просто распишут базовые навыки и требования.

Юридические аспекты профессии. Договоры, контракты и мины, на которых подрываются не только начинающие. Примеры как из личного опыта ведущих, так и из опыта известных и даже порой великих писателей.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"