Бобров Михаил Григорьевич : другие произведения.

Сильнейший ученик пустоты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Про Ddos'a

Сильнейший ученик пустоты


Чем славится индийская культура?
(с) В.Высоцкий


       Когда говоришь в начале отзыва, что-де “все нижесказанное является сугубо моими личными мыслями, не претендующими на статус абсолютной (а хоть и относительной) истины” - собеседник заметно настораживается. Считается, что после этого будет неприятно. Ведь похвалу никто не подвергает сомнению, и ее подобной ремаркой предварять не нужно. Так что будем считать, что я обычного дисклеймера не произносил, а вы не слышали.

       В этих ваших интернетах тексты Ddos’a почему-то считаются образцом понятия БСНЖ - боль, страдания, неоправданные жертвы. А сам Ddos, опять же, почему-то - считается устроителем того, что цивильно именуется спором, а по-простому срачем. По крайней мере, говорили мне так не один раз. Но еще трех месяцев не прошло, как меня самого у Comissarius’a в списке чуть на вилы не подняли - мне ли нос воротить? Взял да прочитал.

       На страничке Ddos'a более-менее завершенных текстов два. Именно же: “Сильнейший ученик Кеничи” и “Храм пустоты”. Сходны они лишь тем, что фанфики, в прочем же различны более, нежели небо и земля.

       “Сильнейший ученик” оставляет вполне прозрачное, холодное, горькое (все признаки хорошей водки, кто заметил), впечатление обычного романа взросления.

       Язык текста достаточно хорош, чтобы не отвлекать от повествования. Сверхъестественных стилевых находок не встретилось, но точно так же и нет откровенно провальных, провисших фраз, длиннот, мусора.

       Композиция текста полная, завершенная, классическая - от завязки до эпилога. Главному герою посвящена единственная линия сюжета, и она держит внимание, не сворачивая на мелочи.

       Смысл текста, насколько можно понять - превращение мальчика в мужчину путем инициации. Взросление главного героя, переход на уровень. А мифология планеты Земля не знает ни единого способа подняться на следующий уровень без жертвы. “Ученик” напоминает книгу “Мой генерал” Альберта Лиханова, только в декорациях фэнтези. Сюжет развивается плавно, без видимого напряжения, без откровенного подталкивания со стороны автора. Пацан решил стать сильнее - пацан сделал... Только в процессе перестал быть пацаном и стал мужчиной. Прощай, Питер Пен, мы тебя не забудем.

       Герой описан без излишеств - что скорее понравилось. Восточная стилистика склонна топить повествование в отсылках и воспоминаниях о детстве, и хорошо, что автор в данном случае не пошел у нее на поводу. Несмотря на откровенную избитость самой темы, подростку лет пятнадцати “Ученика” рекомендовать можно запросто.

       О достоверности антуража уместно спорить где угодно, кроме фанфика. Выдуманный мир, выдуманные декорации - что там подвергать сомнению? Психологически все безупречно, вечная пьеса с вечными актерами читается без препинаний и ясна с первого раза: Мудрый Учитель, Роковая Красотка, Первая Любовь, Завистник, Друг - а что еще надо? Сдержанная палитра: без лишней крови, без надрыва, без истерики. Красота шахматной партии не в пробе золота фигурок и не в слоновой кости белых полей.

       Не зная ни единого из упомянутых в заголовке фэндомов, я за весь текст ни разу не встретил ничего непонятного. С одной стороны, легкочитаемость свойство хорошее и крайне полезное. С другой - умелая игра с архетипами обесценивает напрочь фантастическое допущение, легшее в основу текста. Он точно так же мог быть сыгран в декорациях викторианского мира, стимпанка, Интербеллума.

       Главным достоинством текста лично мне показались (не факт, что так на самом деле): устроенная персонажами и героем сеть отношений, действие, и, особенно! - разрешение конфликта. Нетипичное разрешение, оригинальное и на удивление доброе. Сами же характеры действующих лиц не показались мне важными, на их описаниях внимание не останавливалось. Не то, чтобы характеристик не было или описания плохи - действие увлекло меня больше. Даже, наверное, воткни сюда привычного попаданца - не выгребет против шерсти, неуместным покажется и глупым. Цельный текст, больше ничего не впихнешь; пожалуй, и не выкинешь.

       Наука диалектика учит, что пережрав сладкого, можно приобрести непередаваемые ощущения в области слипшегося афедрона. С другой стороны, при том самом Иване Васильевиче, сладкоежек на кол не сажали. Так наши достинства плавно перетекают в недостатки, и столь же плавно возвращаются обратно. Следующий текст - “Храм пустоты” - вернейшее тому доказательство.

       Формально написан текст по вселеннной Worm, в которой действуют супергерои, владельцы привычных суперспособностей... (Супер - привычных? М-да...) - но читается он исключительно гангстерской драмой. Суперспособности героев (как и в “Ученике”) не создают сюжет, не движут сюжет, не содержат зерно конфликта и не разрешают конфликт. Лишь сравнив “Храм” с “Учеником”, понимаешь, что в “Ученике” сверхсила главному герою все же необходима. Чтобы почувствовать себя - собой и развязать узел судьбы, не воя от бессильной невозможности что-либо исправить. “Храм пустоты” пока не завершен, так что судить о композиции, сюжете и действии преждевременно. Точно так же нельзя определить и послевкусие. Первое впечатление - “Отныне вы все пьете пиво Шульца!” - и очередь из Томпсон-гана в потолок. А снаружи шкряб-шкряб - это коллеги уже замешивают раствор в тазике... Чем все закончится, автор весть, но вот Боли, Страдания, Неоправданных Жертв - с Больших Букв - я ни в “Храме”, ни в “Ученике” не встретил.

       В пустоте поискать, что ли?


       (с) КоТ

       Гомель 7.12.2018



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"