Бобров Михаил Григорьевич: другие произведения.

Змеи и звезды

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все нижесказанное не более, чем мое мнение, нисколько не претендующее на статус абсолютной (а хоть и относительной) истины.

Рецензии на романы Ковалевской А.В. “Полоз и Белокрылка”, “Ночь всех проверит”, собранные в одном блоке потому, что так вышло.

      

Змея и звезда

...Движутся без ног
(c)

      Что роман “Полоз и Белокрылка” не обойдется мне даром, стало понятно с эпиграфа. Сейчас у всех имеется возможность найти в поисковике, кто таков Микола Гусовский, и о чем - а главное, в каких обстоятельствах - написал он “Песнь про зубра”, четверостишие из которой открывает роман; поэтому заострять мысль не буду. Театр начинается с вешалки, бой с переправы. Следуя традиции, “Полоз” берет за душу прямо с эпиграфа.

      “Полоз и Белокрылка” - исторический роман в классическом его понимании. Основательный, подробный, неторопливый. До того неторопливый, что я даже скачал и прочитал космооперу того же автора, чтобы понять: многодетальные предложения свойственны авторскому стилю вообще, либо же они суть гениальная стилизация под неспешный говор средневековой повести, главное назначение которой - скоротать ненастный вечер или долгий путь; а что при том истории еще увлекательны и умны, то уже сверх ожидаемого приятно.

      Впрочем, о звездах в свой черед. Нынче же окунемся в неспешный быт Полесья тех времен, когда в Крыму сидели еще татары, на Москве правил Василий Третий, а в моем Гомеле сидел этого Василия наместник Плещеев. Тогда Речица была не одним из полусотни райцентров, а городом важным, ибо стояла на южном рубеже Великого Княжества Литовского, заслоняя днепровские переправы от крымчаков. А в самом княжестве не вымерли еще ветераны Грюнвальда, видевшие живым бешеного Витовта.

      И вот на этот исторический фон автор выкладывает мозаику драмы. Мозаику, достойную “Огней на курганах” Яна или “Государей московских” Балашова, или “Посла Урус-шайтана” - многофигурную, разноцветную, с бытовыми деталями (особенно игры удались, что “коло”, что “старица”), живыми еще носителями дохристианской традиции, “старой веры”. С колдовством, надеждами, страхами, мелкими удачами, болезнями, жертвенностью, подлостью - всем тем, что и отличает человека от соломенного чучела. И, в точном соответствии с избранным временем действия, важнейшая фигура мозаики - смерть. Даже любовь, иже вечно пребудет, когда и солнца погаснут, и языки все пресекутся, на смальтах “Полоза” ярка и светла - но смерти все-таки уступает. Сюжетный фон “Полоза”, звучание и послевкусие грустны. Печаль светла - но все-таки это печаль!

      Чтобы разобрать все подробнее и пояснить свои выводы, дальше по тексту мне придется цитировать, обсуждать и раскрывать сюжет. Кому спойлеров неохота видеть, знайте: “Полоз” достоин прочтения минимум один раз. В самой неторопливости его - неотсюдность; а напряжения и драмы в нем вполне достаточно, чтобы неспешный темп рассказа не усыплял.

      Теперь к техническим параметрам романа.

      Первое, роман чуть больше 12 авторских листов, почти 13 - 510 тысяч знаков. Для меня это показатель искусства рассказчика. Уложить законченное повествование в четко установленный объем по теперешним временам бесконечных сериалов не каждый может.

      Второе, композиция романа классическая. Экспозиция - завязка - действие - кульминация - развязка - эпилог. Правда, экспозиция и завязка настолько многодетальны, что не вдруг понимаешь, кто в романе герой, а кто мимо проплывал. Хорошая особенность романа - нету проходных фигурок, введенных в сюжет лишь для озвучивания авторской позиции. С другой стороны, переход к действию незаметен, как взлет авиалайнера с выскоклассным пилотом. Только что катились по бетонке, и р-раз! Вон та щетинка под крылом - это, оказывается, мачтовые сосны. Просто уже далеко внизу.

      Третье. Герои романа вполне самостоятельны, и вот прямо сейчас я могу представить их, припомнить, не обращаясь к тексту повторно ради уточнения. Сюжет вполне бодро героями движется, мотивация участников событий не вызывает никаких сомнений. Конечно, если собрать консилиум с трех-четырех кафедр истории, профессура найдет в романе и неточности - мне же не встретилось ни единого момента, где пришлось бы вспоминать Станиславского. Герои поступают обосновано, и все по-разному. Можно возмущаться не лучшими чертами характеров их - но само наличие характеров отрицать не выйдет.

      Четвертое. Место действия. А вот здесь меня удивило, что при вполне живой, цельной и завершенной истории, я не могу вспомнить ни единого пейзажа или описания географии, на которой приключаются герои. Не то, чтобы это как-то мешало: автор искусно управляется, сюжет понятен без карты и фонарика. Но все же: на ум приходит Короткевич; вспоминается ужиная свадьба или овраг Мораны у Ракитиной, где ждут морозов слепые волки... Ничего подобного в “Полозе” я не встретил. Хотя, может быть, переживания за героев увлекли настолько сильно, что не обратил внимания?

      Пятое и единственное, что мешало при чтении. Язык.

      Да, в романе отсутствуют ходячие рупоры авторской позиции, это безусловный плюс. Однако весьма часто автор говорит с читателем напрямую, а не доводит сообщение через поступки героев, их мимику или оговорки, пейзаж или создающую настроение интерлюдию.

      Автор выражается многословно, стремясь получше донести мысль - что показалось мне куда более уместным для киносценария или пьесы. Актеру можно и нужно приказать: вот здесь ты чувствуешь внезапный холод! Изображай! Играй! Чтобы передать ощущение внезапного холода читателю, приказа недостаточно, приходится выстраивать сцену и с замиранием сердца ожидать, поймет ли читатель заложенный посыл. Иногда в “Полозе” это есть - а иногда нет.

      Шестое. Колоритные детали. Однозначный успех. Месть посредством Знича - шедевр. Вообще, собакам тут не везет. Автор, по-видимому, скрытый кошкофил - но эта деталь не относится к самому роману.

      Послевкусие от романа печальное. Не то, чтобы прямо уж похоронное - но и не радостное, пожалуй.

      Тем не менее, читал я роман с удовольствием, и о затраченном времени не жалею. Перечитывать не стану, но и мысль о других текстах автора не вызывает отторжения.

      Так что к другим текстам и перейдем. К той самой космической опере “Ночь всех проверит”.

      Сам по себе текст неплохой. Но и только. Пускай технически он вполне хорошо продуман, и сама идея особой категории людей, обслуживающих новую технику, отторжения не вызывает. Была же в конце девятнадцатого века целая громадная каста телеграфистов со своими достижениями, провалами, табелью о рангах, жаргоном, ритуалами посвящения, и так далее. Но вот психологически “Ночь” на две головы ниже “Полоза”. Честно скажу, я не смотрел, что из двух написано раньше, но рядом с “Полозом” космоопера “Ночь” выглядит учебно-тренировочным сочинением: “как я провел конец света”.

      Сюжет “Ночи” вполне крепко закручен: тайна, превозмогания, жертвы, героизм. А вот композиция уже вызывает вопросы. Находка дневника первой белошвейки - чистейшей воды рояль в кустах. Последняя сцена, где Тиму открывают сразу все тайны ордена Белошвеек, числом этих тайн явно перегружена и откровенно работает на читателя, нарушая внутреннюю логику повествования. Если даже Тим прошел испытание, то полностью вводить его в курс дела, по уму, надо суток через сто-сто двадцать, убедившись, что пережитое и узнанное не повредило хотя бы его рассудку. Или что не подхватил он чего пострашнее мха на пятках.

      Но больше всего к “Ночи” вопросов по мотивации героев, по действию их в критических ситуациях. Да, Тим не седовласый умудренный старец, и Ветер не зрелый вождь. Но Тим все-таки офицер патруля. То есть: он обучался не только рулить леталкой, но и худо-бедно командовать людьми. Не могу вообразить ситуацию, когда обученный офицер не приведет команду к общему знаменателю прежде, чем начнутся проблемы. Как бы Тим ни был мягок или добр, Ветра надо было заткнуть и упорядочить прежде, чем куда-либо идти. Цена-то здесь жизнь, и ладно бы одного этого идиота! Весь роман я думал, откуда взялся столь эталонный дурак Ветер, а разъяснения дождался только в эпилоге. Возможно, сцену, где Ксантиппа объясняет, что это кандидат из толпы в худшем смысле - перенести к началу? Больно уж Ветер тупит всю дорогу, руки чешутся прибить.

      Аналогично и дедушка-отставник. Старика в тексте видно, а вот поступков, соответствующих адмиральскому прошлому, не заметил. Ни решительности, ни распорядительности, ни обращения к старым друзьям за экстренной помощью, ни даже осознания масштаба проблемы. Поговорил с капитаном и спать лег, типа камеры еще успеем поставить - а вроде бы и не дубовая голова, не свадебный генерал, погоны не купленые. Какие именно меры адмирал мог принять - вопрос отдельный; но ведь он же вовсе никакой деятельности не развил. Отчего и сам погиб, и добрую тысячу пассажиров унес.

      Кроме того, сильно неправдоподобной показалась мне сцена с первой высадкой на планету. Типа, высадочная партия заснула и не проснулась. Воля автора, конечно - только серьезная экспедиция никак бы не сунулась на планету с “бешеной биосферой”, не проведя хотя бы месяца орбитальных набюдений. Год на орбите, вестимо, мало кто вытерпит - особенно, видя под ногами ковер зеленой травы! - но хоть какие-то данные о сезонах, о биохимии, о вирусной обстановке надо было получить. И уж точно первая высадка должна быть в скафандрах полной защиты. Мало ли, какой там СПИД-эбола-псориаз по воздуху летает!

      Понятно: автору нужна такая сцена ради драматизации. Так пусть она произойдет не с обученной и за... Заинструктированной донемогу официальной экспедицией - а с первопоселенцами, которые на бумажки-параграфы, по старой земной привычке, клали узловатый пролетарский кулак. Вот они-то вполне могли плюнуть на процедуры-анализы, спать лечь на мягкой травке.

      Колорит планеты - да, выше всяких похвал. Бешеная биосфера, фиал-нофиал, морские животные... Опять же, пусти сюда биолога - крику, наверное, не оберешься; да только накуа нам в космоопере биологи? “У нас осечек быть не должно: здесь вам не война, здесь театр!”

      Стихотворные вставки в текст несомненно удались. Мне кажется, обыграть их можно динамичнее. Но не факт, что мое мнение правильное. (Это, кстати, ко всей рецензии относится.) Также характерная деталь обоих текстов - названия глав, частично раскрывающие интригу. Может, это хитрый замысел такой, но иногда лишает удовольствия самому что-либо разгадать.

      А вот читается “Ночь” заметно легче и быстрее “Полоза”, и послевкусие от нее тоже оптимистичнее, несмотря на потери.

      На этой радостной ноте я, наконец, заткнусь.

      Благодарю автора за работу и желаю всего наилучшего.


      (с) КоТ Гомель

      12.04.2018


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com  
  Т.Герас "Амулет" (Любовное фэнтези) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1" (Боевик) | | A.Opsokopolos "В ярости (в шоке-2)" (ЛитРПГ) | | Д.Игнис "Безудержный ураган" (Постапокалипсис) | | А.Мичи, "Отдаться ректору или умереть" (Любовное фэнтези) | | Т.Герас "Не выбирая путь. Попаданка: руководство по выживанию." (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 7. Мир обмана" (ЛитРПГ) | | Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург" (Киберпанк) | | Д.Деев "Я – другой 2" (ЛитРПГ) | | В.Свободина "Брачный сезон. Сирота" (Любовное фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Ключик. Чередий ГалинаМагия вне закона. Севастьянова ЕкатеринаКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаЗЛОЖЕЛАТЕЛЬ. ПаризьенаЛили. Сезон первый. Анна ОрловаОтборные невесты для Властелина. Эрато НуарПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаВерные Клятве. Милана ШтормБожественное волшебство для синего дракона. Евгения ШагуроваОсвободительный поход. Александр Михайловский
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"