Богатырёв Андрей : другие произведения.

Об отмене первородного греха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Теософское: об отмене первородного греха

В чём суть "первородного греха"? В познании человеком добра и зла - и морального закона заодно. Какова суть деления на добро и зло? В появлении чувства страха. (И его родственников - стыда и совести).

До грехопадения люди не боялись ничего. Ни наказаний, ни смерти (которую не знали). Поэтому невинно игнорировали любые запреты Бога, про дерево в частности. Ну запретил - а дальше-то что? Страшно? С какой стати? Что мне за это будет? А что бы ни было - не страшно.

С точки зрения теории эволюции страх - эмоция-выразитель инстинкта самосохранения. Создавшаяся как тормоз, оберегающий особь от внезапного вымирания. У кого страха не было - таки вымерли.

Добро и зло, а равно мораль - следствия наличия страха. Плохо то, за что могут наказать - ограничить волю, причинить боль, убить - и это страшно. Человек обладает тут ещё одним полезным расширительным механизмом: он в состоянии построить в голове модель другого человека, а потому представить, что было бы страшно не только себе, но и другому. Это выводит мораль за рамки инстинкта самосохранения и превращает её в явление социальное - "поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой". Но знание как хочешь чтобы поступали с тобой всё ещё основано на страхе и боли. Их избегании.

Для человека бессмертного страх не играет никакой роли - он что выживет, что не выживет - ему всё равно. Поэтому страх, смертность и наличие морального закона тесно переплетаются.

В богословии определяющим является "страх божий" - страх наказания Творцом. Все остальные страхи малозначимы, поскольку только Бог всесилен и всезнающ, а потому не упустит ничего, никакого даже самого тайного поступка.


Теперь перейдём к Иисусу Христу и его учению. В учении есть два важных компонента: любовь и бессмертие.

Любовь в сути своей есть "прощай недостатки" - не суди, возлюби врага, подставь вторую щёку. Судить имеет право только всезнающий Бог, но не ты. Что это как не попытка отменить знание добра и зла?! Если ты не судишь, не делишь чужое на доброе и злое - то отменяется моральный закон. Человек возвращается в безгрешное состояние до первородного греха, каковым он был изначально в раю. И ему больше нечего бояться. Монополию на суд и разделение добра и зла получает Бог, а люди как бы и ни при чём. За это они становятся безгрешны.

То же и с бессмертием и воскрешением. Если смерти нет, то бояться её не надо, инстинкт самосохранения отключается, добро и зло исчезают (добро - выживание, зло - боль, страх и смерть). Недаром среди первых христиан, уверовавших в воскрешение, пропал страх, и они сотнями шли под меч и топор римлян, абсолютно не боясь гонителей - и гибли. Кому-то из иерархов новоявленной церкви пришлось даже запретить им жертвовать собой - и уходить "в бессмертие".

То есть, учение Иисуса и вправду призвано отменить первородный грех - познание добра и зла. Через отмену страха.

И вот мы, наконец, дошли до того места, ради которого я всё это пишу. Но страх Божий Иисус не отменял, напротив пропагандировал его, пугая карой Отца и вечной гееной огненной. То есть, учение внутренне противоречиво: с одной стороны люби и не бойся, не знай добра и зла; с другой стороны - побойся Бога (что невозможно без знания добра и зла) и не греши, не нарушай формальные запреты. С какой стати я не буду их нарушать, если не боюсь наказания и не знаю, что это плохо?

Так отменить первородный грех и не бояться; или бояться - и не отменить? Иисус (от имени Бога) хочет и того и другого одновременно. Но так быть не может - или, или.

Вывод: следовать этому учению на практике невозможно, оно внутренне противоречиво.

В более обывательской форме: невозможно одновременно любить и бояться одного и того же (Бога). Это противоречащие друг другу импульсы, и подобная установка просто ввергает в ступор. И ведёт к игнорированию мнения Бога, да и бога вообще - то есть к безбожию.


Интересно с этой точки зрения взглянуть ещё и на буддизм, где добро и зло также отменяются - объявленные иллюзией. Но там нет призыва бояться кары Божьей. То есть, состояние нирваны гораздо ближе к безгрешному раю, нежели вера христианская. А "любовь" заменена вполне практичным (и безэмоциональным при том) принципом "не навреди". Такие пирожки.

Комментарий

Всё-таки ещё раз вернусь к вот этому месту из начала книги Бытия.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Из этого отрывка вытекают два свидетельских показания:

Что нас ещё как-то могло бы объединить, биологические основы бытия? Выживание - хорошо, смерть - плохо? Но шахиды убивают людей, и считают это добрым делом в глазах Аллаха. Бога-Отца, между прочим, который "всех любит" по мнению христиан.

Да и такой глобальный вопрос как выживание рода человеческого. С одной стороны - чего мы ещё можем хотеть? Ведь если этого не хотеть - просто исчезнем и всё. С другой стороны - может исчезнем и перестанем мучаться этими дурацкими вопросами о смысле, на которые всё равно никто никогда не даст нам ответа? Покой или суета? Ты готов выбрать? Я - нет.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"