Богатырёв Игорь Владимирович : другие произведения.

Без тени пиара...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ,

или

БЕЗ ТЕНИ... ПИАРА.

(С претензией на анализ выборов мэра Твери...)

Объективно оценить какой угодно предмет можно только со стороны. То же, естественно, касается и выборов. Потому и, читая газеты, заглядывая в экран телевизора чисто эпизодически, а не постоянно и методично, было весьма трудно составить мнение о том, что именно происходило вокруг ставшего вдруг вакантным кресла тверского мэра: где вы видели в Твери истинно независимые СМИ? Да-да, в предельно, как принято ее характеризовать, политически-болотистой Твери очень (слишком!) много людей и структур, и уж абсолютно вся пресса, живут именно от политики! Подчеркну еще раз, - не политикой, а - от политики! За ее, убогой, счет. Впрочем, об этом чуть позже.

Ну, а автор сего опуса не только не связан в настоящее время узами какого-либо задокументированного сотрудничества с тверскими СМИ, но и не принимал вообще никакого участия в выборах 6 июля, взирая на них именно со стороны. Почему - неважно. Так уж ему захотелось (точнее говоря, - не захотелось). А потому и берет на себя смелость сказать несколько слов, именно - со стороны, о том предмете, дилетантом в котором себя отнюдь не считает.

КТО?

(Без тени... мертвого мэра.)

Характеристика июльских выборов, как сумбурные, - излишне мягка. Приходилось слышать и порезче: обвальные, ненормальные, идиотские. Действительно, 18 кандидатов на одно место, это, как говаривал Кот Матроскин, перебор. Хотя, в общем-то, - перебор объяснимый и некоторыми специалистами даже предсказанный: как-никак, это - сами по себе довольно-таки редкие, а в Твери и первые за весьма длительный период выборы такого уровня, без участия кандидата ныне действующего. То бишь, вожделенный пост был вакантен абсолютно, прежний его хозяин на него уже никак не претендовал. Правда, обстоятельства его достаточно странной внезапной смерти до сих пор вызывают некоторые обоснованные сомнения, но... Речь сейчас не об этом.

Похоже, именно присутствие в списках кандидатов на прежних выборах фамилии Самого Своего, в данном случае - заведомого фаворита в не привыкшей менять коней даже на затянувшейся переправе Твери, Александра Петровича Белоусова, действовало на большинство потенциальных соискателей отрезвляюще. До такой степени, что их претензии на кресло мэра не доходили даже до ступени официального выдвижения. Теперь, когда этот моральный барьер исчез, как говорится - прорвало, поперло...

Но не восемнадцать же!

Да, еще до регистрации было ясно, что никак не обойдется без, как минимум, четверых, в какой-то мере известных, и уже отметившихся в соответствующих намерениях, личностей. Предполагалось участие еще двоих-троих. Намекалось на претензии парочки новичков... Но... Такого предполагать не мог никто. Причем, - не только по количеству, но и по качеству выдвиженцев.

Скажем, не пошли на выборы некоторые, потенциально сильные и проходные кандидаты. Зато никак не способные разобраться промеж себя коммунисты выставили не одного, а сразу двоих (именно так, а не в соответствии с решениями обкома, похерившего решения горкома и, в пику последнему, выставившего более идеологически правильного кандидата, и восприняли происходившее избиратели), причем обоих - с изначально практически нулевыми шансами на успех. Две другие, более-менее шевелящиеся в Твери, партии, СПС и Единая Россия, сподобились выразить поддержку также никому доселе толком не известным заместителю губернатора (ох, и часто они меняются в Твери! всех и не упомнишь!) и генералу от печально известной тверской таможни. Не отметились ни ЛДПР, ни Яблоко, ни кто бы то ни было еще. Зато в перечне теневых структур поддержки едва ли не большинства кандидатов фигурировали уже не партии, а ОПГ: тамбовская, солнцевская... Впрочем, одно не исключает и другого...

Интересно, не правда ли? Да где и когда еще в российских просторах были такие выборы? С восемнадцатью кандидатами, половина которых представляет интересы различных мафиозных группировок, а другая половина - не представляет никого вообще? С которых (что с тех, что с других) и не потребуешь, и, в случае чего, не спросишь?

Феномен...

ГДЕ?

(Без тени... прежнего благополучия.)

Примерно с середины 90-х годов, при попустительстве руководства Тверской области и города Твери, в регионе стало традицией не восстанавливать, пополнять и развивать, а распродавать, разворовывать и вывозить средства производства, что за почти десятилетний период привело к практическому свертыванию промышленного и сельскохозяйственного производства на территории области. В настоящее время относительно развитыми и приносящими определенную прибыль реально (а не по дутой отчетности) являются лишь деревообработка (точнее - вывоз леса, преимущественно кругляка, за территорию области), производство пищевых продуктов (хлебопродукты, молокопереработка, хлебопроизводство, ликеро-водочное производство и т.д.), отчасти - строительство, и, естественно, торговля. Остальные отрасли экономики пребывают в запустении (отдельные успехи, достигаемые в них некоторыми предпринимателями, следует причислять скорее к исключениям из общего правила), а выделяемые бюджетными и внебюджетными источниками кредиты различного назначения подвергаются неприкрытому разворовыванию со стороны властей разного уровня и приближенных к ним криминально-коммерческих группировок.

Из сказанного нетрудно понять, что необходимым условием для получения какой-либо прибыли на территории Тверской области в настоящее время является только и исключительно близость к действующей власти. Ибо только и исключительно от власти зависит допущение того или иного предпринимателя к оставшимся законным прибыльным видам деятельности, и только и именно приближенные к власти структуры и личности могут стать участниками незаконного раздела бюджетных или кредитных средств.

В результате такого положения дел, все население области оказалось условно и грубо разделенным на две заведомо неравноценные части. На некоторый слой предпринимателей определенного типа, крайне и даже кровно заинтересованных в результатах тех или иных выборов, - с одной стороны. И - непосредственно на подавляющее большинство граждан (избирателей), жизнь и благосостояние которых ни в коей мере не зависит от результатов этих выборов, но благодаря волеизъявлению которых и происходит назначение того или иного претендента на тот или иной выборный пост, - с другой стороны.

Ситуация - в достаточной степени парадоксальная. Вокруг выборов практически любого масштаба разыгрываются едва ли не войны (информационные - во всяком случае), причем ведущиеся самыми изощренными способами, дабы изменить в нужную сторону мнение электората, в целом - крайне апатичного политически. Естественно, немалую роль в этих войнах играют и СМИ.

Следствием этого, а также хронического нарушения властями всех уровней законодательного запрета на финансирование частных СМИ, явилось то, что рынок СМИ в Тверском регионе предельно перенасыщен. Достаточно отметить, что территориальным регистрационным управлением на данный момент зарегистрировано около 50 (пятидесяти) печатных СМИ, регионом распространения которых обозначена вся Тверская область. (Не считая районных и многотиражных СМИ.) Причем более половины из них не просто имеют официальное свидетельство о регистрации, но и действительно регулярно издаются. В г. Твери действуют четыре телестанции, имеющие лицензионное разрешение на вещание по шести частотным каналам, одна из которых имеет зону вещания, охватывающую не только г. Тверь, но и большую часть области. В Тверскую Ассоциацию Радиотелевещателей входят еще более десятка телестанций в районах области. Действуют и местные редакции ряда популярных радиоканалов, большей частью - как структурные подразделения указанных телевещателей.

Столь большое количество СМИ, - особенно - при низких доходах потребителей их продукции, - заведомо не могло бы существовать только за счет реализации собственных тиражей. (В первую очередь, естественно, речь идет о печатных изданиях.) Сейчас единственной самоокупающейся газетой Твери является местный выпуск Из рук в руки, - рекламного издания федерального значения. Основными источниками средств к существованию остальных являются платные публикации, реже - чисто коммерческого, а преимущественно - политического, выборного или предвыборного характера, оплачиваемые разовыми, временными заказчиками, либо сколь либо постоянными спонсорами (иногда - на правах соучредительства). Традиционными источниками доходов некоторых изданий стали черный пиар и прямой политический шантаж.

Соответственно, говорить о какой-то определенной политической позиции (как, собственно, и о профессионализме) большинства печатных СМИ просто невозможно. Их владельцы готовы публиковать на своих страницах, что угодно, кого угодно, но - за соответствующее вознаграждение. Лишь некоторые исповедуют определенные ограничения по качеству и направленности публикаций, и лишь единичные (имеющие строго политически ориентированных хозяев) следуют определенной учредителями относительно строгой информационной политике.

В принципе, то же относится и к пиару, и, с позволения сказать, к пиарщикам. Или к тем, кто именует себя таковыми в Твери.

КАК?

(Без тени... размышлений.)

Поговорим теперь об относительно веселом. То бишь, о самих участниках минувших выборов, как личностях, и, в первую очередь, об их кампаниях. Вот, принято считать, что пиарщики, имиджмейкеры (или, по-русски, по-простому, мордоделы) пытаются беззастенчиво охмурять наивный электорат. В данном конкретном случае - тверской. И тот, мол, если уважает сам себя, должен дать отпор такой провокации и выбрать достойного (это из того-то списка восемнадцати? - прим. авт.). Во всяком случае, именно так или почти так говорилось в листовках практически всех кандидатов.

Не согласен. Точнее, - не совсем согласен.

Что ж, выборы есть выборы, реклама есть реклама, а выборный пиар, как известно, подразумевает именно подачу товара (то бишь, в данном случае, кандидата) покупателю (то бишь, в данном случае, избирателю) в самом лучшем виде: с нужной ретушью, макияжем и иным марафетом. Таковы законы жанра, то бишь - жизни. Но!

Есть и обратная связь! Умному покупателю не станут предлагать тупую, дешевую рекламу. Посему, раз уж реклама тупа и дешева, то следует задуматься не только о намерениях и профессионализме пиарщиков (это - есть, но об этом - ниже), но и о том, насколько они изначально ценят своего покупателя, - нас с вами. Хреново ценят? - Так спроста ли? Не сами ли мы, своим избирательским поведением прошлых лет, заслужили к себе это отношение? В случае нынешней Твери - неявками на выборы. Вечной склонностью в сторону сохранения старого, действующего, но не, хоть сколь угодно выгодного, нового. И что получается? - Сами виноваты-с... Ходить надо на выборы-то. Голосовать надо с головой... Резюме: голосуй. А то проиграешь. Себя.

Это - что касается взаимоотношений избирателей с пиарщиками, являющимися, по сути, посредниками между самими кандидатами и электоратом. Порассуждаем теперь на тему взаимоотношений между пиарщиками и их хозяевами: заказчиками, кандидатами.

Ясно, что саму кампанию ведут именно пиарщики, - в меру своего таланта, разумения и профессионализма. Но все же - под контролем, или, как говорят, под визой заказчика! Сам подбор штаба, окончательное визирование, утверждение всех разработанных им рекламных материалов и проектов лежат именно и исключительно на самом кандидате! Следовательно, из качества той или иной рекламы, из уровня той или иной кампании вполне можно сделать вывод и о личности ее заказчика! Если он не в состоянии грамотно сформировать (или - компетентно выбрать) свою выборную команду, организовать и контролировать ее работу, если он сам не понимает или недооценивает своих избирателей (что и выражается в пропущенной им для широкого распространения недоброкачественной рекламе), то - как сможет он что-то организовывать, что-то контролировать, что-то визировать на том посту, на который претендует? Резюме: по качеству рекламы делайте выводы о качестве ее заказчика.

Так что, - охмуреж-охмурежем, но кое-что зависит и от самих избирателей.

Осталось сказать немногое. Например, пару слов на тему тех самых пиарщиков, о которых уже столько сказано выше, и к числу которых вообще-то причисляет себя и сам автор, - честно говоря, лишь временно имеющий право на этакий вот взгляд со стороны.

Раз уж в Твери многие живут именно от политики, то грешно было бы и предполагать в ней недостаток мордоделов. Его и нет. Пардон, плюнь - и попадешь как раз в пиарщика. Из журналистов, из психологов, историков, бывших руководящих работников или даже нынешних директоров. Выбор - огромен. На первый взгляд. И, естественно, - естественный отбор (извините за невольный каламбур). Кто кого съест - тот и прав. Кто первый встал - того и тапки. А для того, чтобы съесть или встать, - необходимы в первую очередь не чисто пиаровские навыки, не профессионализм в политических или просто рекламных играх, а... Правильно: обыкновенные растопыренные пальцы и надутые щеки. Результат чего мы и наблюдали по всему городу нынешним летом: выборный щит с фотографией, наводящей на мысль о прямой взаимосвязи со щитом рядом стоящим, рекламирующим поросят; скорбный, хмурый, насупленный (но - никак не ясный, вопреки тексту) лик другого соискателя, одинаковые девизы у третьего и четвертого... Грустно, девицы...

ПОЧЕМУ?

(Без тени... оптимизма.)

Вот так. О чем забыл упомянуть? Ах, да! О самом главном: о результате выборов, и о причинах именно такого результата, - парадоксально закономерного, - а не иного.

Безразличному тверскому электорату оказались предложенными восемнадцать практически безликих (или - одноликих, что в данном контексте почти одно и то же) кандидатов. Из числа, говоря по большому счету, второго эшелона тверских политиков. А, если судить по их профпригодности к деятельности мэра, то и третьего. Примерно половина из них имела какой-никакой, примерно равный, стартовый рейтинг. У другой половины он, как говорят в математике, стремился к нулю.

Примерно треть соискателей располагала определенной, близкой по объему к требованиям проведения кампании такого уровня, спонсорской поддержкой, и потому имела некоторую возможность финансового маневра, в том числе - и в плане формирования (или найма) относительно приличной по профессионализму команды. Две трети не располагали практически ничем, кроме собственных амбиций и обещаний помощи со стороны близких, родственников, друзей и коллег (в том числе и по партии). Их шансы изначально были равны нулю, хотя бы уже по этой причине.

Впрочем, и шансы остальных, финансово-маневренных, в процессе ведения кампании оказались в немалой степени пересмотрены. За счет, естественно, - при таком настроении электората, и при таком качестве кандидатов, - именно пиарщиков. Ибо на них и только на них могли рассчитывать претенденты в такой ситуации. Могли. Но - смогли ли?

Начать с того, что лишь двое из лидеров по итогам выборов, воспользовались услугами профессиональных PR-команд. И то, один из них - чисто столичной, бравшей честной тверской люд не уменьем (точнее - не знанием особенностей местного менталитета), а именно числом. Правда, что греха таить, - числом весьма профессиональных (хотя и исключительно шаблонных) рекламных акций и материалов. Другой же - услугами команды смешанной, на определенном этапе едва не похоронившей всю кампанию своего заказчика, из-за естественным образом возникших (две хозяйки на одной кухне) неизбежных внутриштабных дрязг.

Еще двое воспользовались услугами команд не столько пиаровских, сколько административных, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в виде властного давления, лавины именно уличных, в народе, мероприятий (как известно, практически не поддающихся последующей финансовой отчетности), и прочих действий, на грани, а то и за гранью фола.

Следует отметить и еще двоих из числа лидеров, чьи кампании осуществляли весьма разношерстные по составу команды, собранные кандидатами самолично, а в одном случае - и самолично возглавляемые. В командах этих не наблюдалось, правда, профессионалов, зато присутствовало немало людей науки с одной стороны, и неких предводителей (неважно: производств, партий, движений, просто никому не ведомых организаций) с другой. Что, в результате, еще раз подтвердило тот факт, что далеко не все еще понимают разницу между теорией и практикой, между руководством каким-либо коллективом и власти над умами людей, его составляющих. В частности, одна-единственная из имевшихся в выборной программе одного из этих кандидатов фишка, в одиночку, при правильном подходе, способная принести ему победу, была пропущена в его кампании на уровне между прочим. А основное внимание его команды продолжали занимать хоть и заведомо шаблонные, но куда более дорогостоящие, и потому, кстати, весьма прибыльные для их исполнителей, методы работы.

Об этой фишке я упомянул отнюдь не случайно. Ибо она была действительно единственной деловой, оригинальной и потенциально интересной для электората из всех программ всех сколь либо реальных претендентов. Обещания остальных были как будто списаны с одной стандартной заготовки, а близость возраста и социального положения соискателей делали их еще более схожими друг с другом. Не говоря уже о самих приемах ведения кампании.

В итоге победил тот, кто имел все же какую-никакую, пусть - естественную, ни от чего и ни от кого не зависящую (а не талантливо изобретенную), хоть небольшую, но - опять же фишку, отличие: возраст. Он был самым молодым в списке. И против этого не смогли сыграть ни его скандальная известность, ни даже подозрения некоторых в определенного рода причастности его к смерти прежнего мэра. То - оказалось второстепенным для не вдающейся в суть дела тверской публики. Молодость же была на виду.

Впрочем, положа руку на сердце, - не только молодость. Но и кое-что еще. Как уже писал автор этих строк года три назад, в условиях апатичности электората приходится активно играть на подсознании. Это - так. Но на анализируемых выборах такие игры были не по плечу кандидатам и их командам. И был выбран другой, более простой и доходчивый для безразличного тверского избирателя выход, - игра на кармане. Игра в деньги. Которые щедро раздавались, от лица как минимум двух кандидатов, прямо перед избирательными участками: от 50 до 100 рублей за обещание проголосовать за кого надо, до 300-500 за демонстрацию правильно заполненного бюллетеня. Правда, заявлений о каких-либо серьезных нарушениях горизбирком, как водится, не получал, но свидетелями этих торгов были тысячи людей, и сей факт можно с уверенностью считать имевшим место быть. Компетентные люди оценивают долю привлеченных таким способом к урнам для голосования избирателей (в разгар-то дачного сезона!) примерно в четверть от общего числа пришедших на участки. Логично предположить, что хотя бы большая часть из них выполнила-таки свои обещания пиарщикам-спонсорам. Впрочем, это уже - другая тема.

А пока... В декабре Тверь будет выбирать губернатора...

июль 2003 года


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"