Богатырёв Игорь Владимирович: другие произведения.

Общие слова об общем деле.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:

ОБЩИЕ СЛОВА ОБ ОБЩЕМ ДЕЛЕ

Тема того, что столь расплывчато и неопределенно именуется ныне пиаром, - необъятна. И по горизонтали, и по вертикали. - Чего же иного можно ожидать от сферы деятельности, с одной стороны - допускающей в своей работе едва ли не все, что угодно, использующей лучшие достижения любых иных отраслей, а с другой - не способной разобраться даже в собственной терминологии? Не способной даже вразумительно ответить на кажущийся до маразма банальным вопрос: что же такое этот самый пиар сам по себе?

КОГДА ОТ ИХНЕГО - СОГЛАСЬЯ НЕТ...

Вообще-то, пиар, это - PR. Аббревиатура английского, то ли "Public Relation", то ли "Public Relations" (обратите внимание на последнюю букву). То ли... В этом - уже первое противоречие в понимании не только терминов, но и сути пиара. И - первый (но - далеко не последний, даже в исследуемом вопросе) пример того, как использование иностранных терминов, тем более взятых из того языка, в котором пишется - Манчестер, читается - Ливерпуль, а на самом деле это - Лондон, приносит только вред, путаницу, но никак не пользу.

Итак, вернемся к букве. Дело в том, что в принятом на родине смысле, Public Relation подразумевает публичное (общественное) отношение (мнение). Public Relations же - общественные отношения, общественные связи. Если переводить на более понятный и привычный русский, то первое может переводиться, как формирование общественного мнения, второе - как работа по связям с общественностью. Понятно, что в таком случае второе является структурной составляющей первого, но никак не наоборот.

Но наше восприятие термина пиар - уже далеко от классического. Оно - ближе скорее к англоязычному же понятию "Promotion", на вульгарном русском - раскрутка, продвижение на рынке. И именно раскрутка потенциально, как наиболее широкое, всеобъемлющее, все использующее, и все в себя включающее, действо, уже состоит из ряда действ, направлений вспомогательных. В числе коих основными являются четыре: два - технических (административно-организационная часть и часть протокольная), и два - творческих (формирование наиболее привлекательного облика продвигаемого товара или кандидата, и формирование нужного общественного мнения). Иными, практическими понятиями: управленческая часть кампании, служба административных связей, имидж-группа и непосредственно промо-группа (извините уж за вкрапления иностранщины).

Руководящая и направляющая роль может теоретически быть отдана любой из составляющих. Чаще всего спор за лидерство идет между системой организации работ (штабом) и промо-группой (мозговым центром). Остальные две обычно остаются на вторых ролях, ибо административные связи (в частности - административный ресурс) не всегда доступны и не всегда могут дать весомую отдачу, а собственному имиджу товара традиционно уделяется все меньше внимания. Особенно, если этот товар - именно кандидат, как водится - считающий себя самым умным и знающим. И - уже создавшим и уже имеющим свой устоявшийся, неповторимый, и, естественно, чуть ли не идеальный имидж.

Так что, - Штаб и МЦ. Автор этих строк, к примеру, свято убежден, что приоритет, теоретически, должен заведомо принадлежать МЦ, хотя бы потому, что специалистов-управленцев, организаторов, администраторов, достаточно много, а вот тех, кто может оригинально, самостоятельно мыслить... Впрочем, в каждой Команде этот вопрос обычно решается по-своему. Хотя перечисленные составляющие обычно в каждой из них наличествуют в полном комплекте, и играют свою, весомую роль. Бывают, разумеется, и исключения. Причем - и в сторону сокращения числа направлений, и в сторону их расширения. Так, например, наиболее солидные Команды, плотно завязавшиеся с заинтересованными финансовыми группами, уже предлагают своим клиентам и услуги поиска инвестора проведения кампании. Но таких Команд пока немного, и рассматривать это направление их деятельности мы пока не будем.

ЗАКАЗЧИК ВСЕГДА НЕПРАВ...

Вот мы и разобрались (хочется думать) с терминологией, несколько русифицировав ее. И, хотя достаточно поверхностно, рассмотрели относительно типичную структуру Команды по горизонтали. Теперь есть смысл порассуждать об отношениях по вертикали: заказчик - аудитория, или кандидат - электорат, в которых эта самая Команда играет роль промежуточного, посреднического звена.

Итак - вертикаль. Сверху - заказчик, снизу - потребитель. Причем заказчик сверху - во всех смыслах этого слова, и, соответственно, взирает на свой электорат именно сверху вниз. Уровень его собственного интеллекта прямо влияет на степень уважительности к тем, кто внизу. Но, поскольку особым интеллектом наши заказчики обычно не блещут (либо же - не считают нужным проявлять его в отношениях такого рода), то чаще всего отношение их к электорату весьма пренебрежительно: как к быдлу, которое схавает все, хоть сколь либо, хоть чем-либо привлекательное. Или - просто навязанное.

Поэтому, если следовать собственному замыслу большинства заказчиков, то, для успеха, нужно как раз не умение, а вульгарное число, не качество и продуманность тех или иных действий, а массовость, количество, пусть даже самых тупых и шаблонных акций. Крайне редко, и то - если позволяют условия, Команде удается убедить заказчика в его неправоте, и взять ведение кампании под свое полное руководство. Все чаще и чаще приходится, к великому сожалению, наблюдать обратный процесс: безвольное подстраивание Команд под желания заказчика, атрофирование за ненадобностью мозговой составляющей, и, в результате, - тупую работу, причем - даже не на победу, а на отработку денег. А то и - банальное разворовывание этих денег, без какой-либо осмысленной работы вообще.

Ведь, при таких условиях, а, особенно, - в регионах с политически аморфным электоратом, о какой-либо творческой раскруточной работе речь практически не идет уже сейчас. Ставка делается либо на информационный навал, либо на банальную покупку избирателей, в том числе - и в прямом смысле этого слова, около избирательных участков. Да и - не только избирателей. Тратить время и деньги на нечто более интеллектуальное и, соответственно, длительное, высокооплачиваемое, да еще и в какой-то мере амбициозное и своевольное, захочет далеко не каждый клиент. Потому, кстати, выбор Команды региональными заказчиками ведется, как правило, по правилу левой руки, - исключительно по стоимости планируемых затрат. В результате - большая их часть, малообеспеченная, или просто скупая, пытается привлечь для работы своих друзей, знакомых и коллег, отнюдь не являющихся профессионалами в данной области, и ни на что серьезное не способных. А меньшая, но обеспеченная, практически не глядя и не пытаясь сравнивать реальные способности Команд, отдает заказ, наоборот, наиболее дорого себя оценивающей, что, на занятый более важными делами взгляд, подразумевает вроде бы и более высокую квалификацию. Хотя чаще всего задранные цены - свидетельство лишь надутых щек и растопыренных пальцев Команд весьма средней паршивости. Практические иллюстрации таких вариантов подхода к выбору Команды мы наблюдаем регулярно в различных городах и весях нашей Родины, - Страны Перманентных Выборов.

ВЗАИМНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ...

Уверенность автора в тупизне большинства заказчиков-кандидатов возникла не на пустом месте. Не будет откровением утверждение, что средства, необходимые для проведения даже региональной кампании (что там - даже кампании в масштабах захолустного муниципального образования!), - заведомо не по карману человеку, зарабатывающему честным трудом. Соответственно, искать среди них людей абсолютно чистых перед законом, искренних, умеющих объективно взглянуть на себя со стороны и оценить собственные возможности, тем более - в сфере, далекой от сферы их профессиональной деятельности, - то же, что и искать пульс на протезе. Или - почти то же. Скажем, в родном регионе автора этих строк, из восемнадцати кандидатов на выборах, только что минувших, плюс десятка два - на декабрьские, исключением из общего правила представляются лишь двое. Хорошее процентное соотношение, - не правда ли? Ну, а заниженные или извращенные требования уперто и необоснованно уверенных в собственной значимости и образованности клиентов не могут не отражаться и на уровне услуг, потенциально им предлагаемых.

Как я уже упоминал, постепенно вырождается имидж-составляющая. Из множества заказчиков, с кем приходилось иметь дело, лишь один относился к пожеланиям своей Команды в этом направлении более или менее благосклонно. Остальные попросту обрывали на корню все попытки коррекции собственного имиджа. Изживается составляющая мозговая, ибо все более и более популярной становится методика трехмесячного штурма, при котором даже приличной по квалификации Команде не остается времени на ознакомление с обстановкой, на притирку к заказчику, а, соответственно, и на изобретение каких-либо изысков. За это время - сформировать бы и построить полевиков! Во главу угла все более и более ставятся, если можно так выразиться, силовые методы работы: от тех же навала и подкупа, до морального и физического устранения конкурентов.

Влияет и отношение снизу. Результаты выборов любого уровня все меньше сказываются на уровне жизни электората, особенно - в регионах, экономически отсталых, запущенных, дотационных, живущих от бюджета и от федеральных подачек. Которые доблестно разворовываются уже наверху, власть имущими, а потому образуется в некотором роде парадокс: при все растущем пофигизме населения все более ужесточаются войны за власть, за близость к кормушке, к бюджету, - единственному доступному средству обогащения. Войны - ужесточаются, а явка - падает. Проблемой становится уже не только убедить избирателя проголосовать за одного, а не за другого, но и - придти на участок вообще!

В таких условиях остается лишь или играть на подсознании электората, изобретать нечто, действительно неординарное, выдающееся, супероригинальное (без шуток - вплоть до массового гипноза и иных, парапсихологических и вообще паранормальных штучек!), либо, опять же, просто давить, покупать голоса, покупать избиркомы, хакеров и киллеров. Последнее, естественно, - и проще, и понятнее, и быстрее, и, в результате, - скромнее по затратам. Так что выбор заказчика - практически очевиден. - Где же тут поле деятельности для профессиональной Команды?

Конечно, все сказанное относится в первую очередь к ситуации на выборах в регионах, да и то - не во всех. Выборы федерального уровня - статья особая. И вокруг них еще можно увидеть нечто, бесспорно привлекающее завистливое внимание профессионалов. Завистливое, - в первую очередь, из-за огромных предоставляемых некоторыми заказчиками возможностей, как в плане творчества, так и в плане финансирования и сроков. Скажем, - Большой Пиар в исполнении, на взгляд автора, лучшей Команды, - Команды Березовского. (Имеется в виду команда лондонская, а не убогое ее представительство в столице.) Вспомнить хотя бы ее работу с Путиным четыре года назад, или идею политического тотализатора, незаслуженно приписанную покойному Юшенкову...

Есть чему позавидовать. И - есть, чему не позавидуешь. И - выбор: то ли вверх, на федеральный уровень, то ли - вниз, на уровень циничного выкачивания денег из карманов региональных заказчиков.

Что лучше - каждый, как водится, решает сам...

сентябрь 2003 года


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) Э.Холгер "Истинная. Три мужа для принцессы"(Любовное фэнтези) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"