Богатырёв Игорь Владимирович : другие произведения.

Сколько стоит бесплатное?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

СКОЛЬКО СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ?...

Тема, как говорится, - актуальная: совсем немного осталось до того момента, когда значительная часть вчерашних выпускников школ перейдёт на время в статус абитуриентов, то бишь - кандидатов в студенты. Но вот, - кто из них в итоге станет студентом? Самые ли достойные? Как происходит процесс сего счастливого превращения вообще?

Итак, приступим. Поговорим о технологии превращения абитуриента в студента, и о её тонкостях и особенностях. В частности, попытаемся проанализировать, чем у нас сейчас различаются платная и бесплатная формы образования, в том числе, как оно не парадоксально звучит, чем они различаются конкретно - по цене.

Для конкретного, оживляющего картину, примера возьмём, как и принято, двух типичных абитуриентов: небогатого, но достаточно умного, и обеспеченного, но достаточно тупого. Вундеркиндов и олигофренов в расчёт брать не будем. Возьмём и типичную, то есть достаточно популярную и перспективную (но, опять же, не откровенно элитную) специальность, на которую желательно поступить. В наших, тверских, условиях за таковую вполне сойдёт информатика или нечто, с ней граничащее. Таковы будут наши исходные данные. Вопрос: куда поступать, как, на какую форму обучения, с помощью кого (чего), и - каков будет конечный результат?

Впрочем, для начала - некоторое отступление от темы. Неискушённый в описываемых делах читатель наверняка удивится: как можно сравнивать? Дескать, ясно, что небогатый пойдёт на бесплатную форму обучения (по бедности), а обеспеченный, благо средства позволяют, на платное. - Отнюдь! Вероятно, богатые люди потому и богаты, что деньги свои считать умеют. И потому, сколь обеспечены не были бы родители, всё равно поначалу они постараются пропихнуть своё чадо именно на бесплатное отделение. Справедливо полагая, что сделать это можно если не большим умом потомка, то меньшей кровью (то бишь средствами - нужным людям) самих предков. К тому же у родителей всегда присутствует, - также не менее справедливое, - опасение, что на платном отделении окажется немало откровенных пофигистов, тупиц и гуляк на папины деньги. Которые не только будут подавать их чаду нехороший пример, но и вообще могут сбить его с пути истинного. (О том, что в числе таких заводил вполне могут оказаться и их собственные детки, родители обычно не думают.)

Так что поначалу наши герои непременно встретятся на экзаменах именно бесплатного отделения.

Но, - перейдём к поставленным вопросам. Первая его часть, - куда. Здесь у нас выбор небольшой: такую специальность из официальных, государственных ВУЗов дают лишь четыре, - универ (ТвГУ), политех (ТГТУ), сельхоз (ТСХА) и тверской филиал МЭСИ. Так называемые альтернативные, негосударственные учебные заведения анализировать не будем по двум причинам. Во-первых, бесплатная форма обучения в них, как правило, не предусмотрена. Во-вторых, мы принимаем родителей наших абитуриентов также типичными, то бишь здравомыслящими, а потому не желающими рисковать, отдавая свои чада в заведения, статус которых (и их дипломов - соответственно) в любой политический момент может коренным образом измениться.

Основная масса абитуриентов, стремящихся получить либо полноценное образование по специальности, либо хотя бы престижный диплом, ТСХА почему-то обходят. Почему - вопрос отдельный. Признаем только, что в смысле информационных технологий сельхозакадемия пока (?) не котируется, и будущие компьютерщики осаждают, в основном, ТвГУ, ТГТУ и МЭСИ. Что же творится там?

А творится там нечто интересное. Причём - на месте не стоящее, а постоянно развивающееся. В какую именно сторону - судите сами.

Если ещё лет 15-20 назад Университет называли питомником путан, то теперь высокого звания валютной проститутки удостоился уже он сам. Причём, - лет восемь как. О ситуации со вступительными и сессионными экзаменами в этом ВУЗе сказано и написано более, чем достаточно, посему подробно рассматривать тамошние порядки мы также не станем. Ограничившись утверждением, что нашему небогатому (хотя и достаточно умному!) абитуриенту ловить там явно нечего.

Последние 3-4 года по пути универа уверенно зашагал и политех. (Как видим, - опыт живо распространяется, динамика налицо!) Пресловутая ставка 200 баксов за экзамен на бесплатную форму обучения уже перестала быть секретом для кого бы то ни было. Так же, как и неприкрытая система разделения заплативших и не заплативших на самих экзаменах, когда первые просто отселяются в отдельную аудиторию под опеку заботливых преподавателей, готовых в любой момент помочь. Ясно, что нашему бедному герою попасть в эту аудиторию (и, в результате, в сам ВУЗ) вряд ли возможно.

До последнего времени относительно честным ВУЗом считался МЭСИ. Но, если оно так и было когда-то на самом деле, то пример, скажем, прошлогодних вступительных экзаменов ясно демонстрирует, что динамика доползла и до него. Возможно, за счёт того, в частности, что в верхушке приёмной комиссии присутствуют фамилии, хорошо знакомые ещё по тому же универу: Проникновенье наше по планете, так сказать...

Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что не все порядки, играющие немаловажную роль в итоговом отборе, идут от самого конкретно взятого ВУЗа. Некоторые из них, например, - сама последовательность вступительных экзаменов, в значительной степени поощряющая, как увидим ниже, преподавательские игры, установлена на уровне, куда более высоком. А вот сам подход к проведению этих экзаменов каждое учебное заведение изобретает эксклюзивно свой.

К изобретениям Тверского филиала МЭСИ в прошлом году можно было отнести следующие. Во-первых, - недопущение родителей на процесс ознакомления чад с результатами своих письменных работ. Иначе говоря, каждый, желающий ознакомиться с причинами именно такой оценки своих знаний, абитуриент, имел право пообщаться с проверявшим его работу преподавателем исключительно в одно лицо, - без родителей. Которые, надо полагать, просто мешали экзаменаторам. (Впрочем, аналогичное общение вне стен ВУЗа, в приватном порядке, - не регламентировалось, и происходило, по имеющейся у нас информации, весьма активно и плодотворно.)

Во-вторых, какой-либо единой, сводной ведомости результатов всех абитуриентов на всех экзаменах, вывешенной на всеобщее обозрение, - попросту не предполагалось. В день оглашения результатов конкретного экзамена на лестничной площадке вывешивался убогий листочек с перечислением оценок именно по нему, отдельно взятому. Спустя некоторое время листочек исчезал. Посему и проследить результаты того или иного абитуриента в комплексе, - было практически невозможно. Посему и наиболее педантичные, старательно переписывающие подобные дадзыбао в свои записные книжки, родители неоднократно замечали, что оценки некоторых кандидатов с течением времени как бы подрастали. Почему, - оставим на догадливость читателей. Случалось даже, что положительную (пусть - и не самую высокую) оценку получали некоторые абитуриенты, с экзамена... удалённые.

В-третьих... А вот в-третьих как раз и есть смысл назвать обыгрывание специфики тех или иных экзаменов в их последовательности. Ведь последовательность эта сама по себе уже предусматривает как бы снижение однозначности правильного решения от экзамена к экзамену. Судите сами.

Первый экзамен - математика, - предусматривающий единственное, тут уж - действительно однозначное решение. В самом деле: трижды три - девять, а не восемь и не десять. Далее - информатика, в которой, как известно, однозначных решений просто не существует, и к одному и тому же результату (к созданию работоспособной программы) можно придти самыми разными путями. (Какой из них экзаменатор посчитает верным, а какой - нет?) Затем - русский язык, в тонкостях которого (особенно - в плане синтаксиса) ныне, благодаря множеству различных школ, да и вообще - нововведений, путаются даже профессиональные корректоры. И, наконец, - экзамен по иностранному языку, уже самой своей структурой, официально, предусматривающий инвариантность правильных ответов.

Что же получается? - А получается поистине лафа для, скажем так, нечистоплотного экзаменатора: оценив уже по результатам первого экзамена реальные знания оплаченных и неоплаченных абитуриентов, он вполне может определить и то, насколько придётся тянуть тех или иных оплаченных, и, наоборот, то, кого из неоплаченных проще всего валить в угоду первым. Ну и, впоследствии, именно тянуть и именно валить, благо - чем дальше, тем шире возможности для этого... Потому и наш тупой, но богатый, получив, возможно, далеко не лучшую оценку на первом экзамене, каждый последующий станет сдавать всё лучше и лучше, и в результате - поступит. А вот умному, но бедному не поможет и высокий балл по математике: чем дальше, тем оценки его будут, наоборот, ниже и ниже. И - пойди-придерись!

Что же делать? Да и - для чего вообще была написана эта статья? - Наверное, для того, чтобы дать будущим абитуриентам кое-какую объективную информацию о порядках в одном из тверских вузов, причём - не в самом коррумпированном. Для того, чтобы эти абитуриенты сделали свои выводы. Для того, чтобы их родители приложили, по возможности, максимум усилий для обеспечения большей открытости и объективности экзаменов. Для того, чтобы... Чтобы всё было хоть более или менее по-честному.

Хотя... Не верится что-то...

P.S. А насчёт что делать... - Да много чего можно было бы сделать! К примеру, - ввести, уже на стадии приёма документов, чёткое разграничение: кто идёт на платную форму обучения, а кто - на бесплатную, без возможности последующей переигровки второго в первое. Дабы родители тупых, но богатых, перестраховываясь (мало ли, что бывает, - лучше уж заплатить!), избавили бы от конкуренции со стороны своих чад тех самых, - умных, но бедных... Только вот экзаменаторам тогда меньше перепадёт... - Аргумент?

2001 год


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"