Если поставить основной вопрос философии несколько иначе, немного опустив планку всеобщности, и вместо неопределенности понятия "бытие", подставить очень определенное его материальное выражение в виде человеческого мозга. Ведь именно мозг для современной науки является субстратом сознания. Итак, что первично мозг или сознание?
Логично предположить, что для возникновения такого удивительно по творческой силе отражения реальности феномена как человеческое сознание, должен сначала был возникнуть удивительный по сложности человеческий мозг. Но если продолжать движение мысли в русле материализма, то возникновение мозга абсолютно случайное событие: просто накапливались в процессе эволюции случайные его характеристики и их непредсказуемые сочетания - объема, различных случайно возникающих системных качеств нейронов, различных способов их организации, и таким образом, в один прекрасный момент случайно возникло сознание, и это привело к качественному скачку в жизни звероподобных гоминидов - они вдруг стали людьми, и резко стали менять свое запрограммированное природное поведение на осмысленное изменение среды под свои нужды. Думается, что такой разворот случайных событий был бы естественен, если бы мы говорили о возможности возникновении прыщика на носу, но не для появления мозга и сознания. Не слишком ли много случайностей?
Две беспрецедентно значимые величины этого мира - Сознание и Мозг не могут быть причиной существования и развития друг друга, когда не связанные между собой элементы системы действуют согласованно, подчиняясь некоторому параметру порядка, привнесенному в эту систему - Извне. Не сознание же, в самом деле, руководит нейронными цепями, и уж тем более не случайно возникшие нейронные системы направляют движение и развитие сознания. Без существования Третьей независимой от первых двух направляющей всё силы не было бы ни того ни другого, ни их несомненного взаимодействия. Попытки разорвать эту троичность всегда ведут к Абсурду.