Дмитрий Сергеевич Лихачев - это Серафим Саровский русской науки и русской культуры. Какие тут могут быть разночтения?! Как преподобный и прозорливый старец Серафим простоял годами на камушке, молясь о стяжании Духа Святого, так и Дмитрий Сергеевич Лихачев выстоял на своем камушке возрождение русской духовности и культуры, о которых молился в душе и на людях всю свою жизнь. Грешен был этот человек?! Да, грешен. Но не как мы с вами, по-простому, бессмысленно и без последующего покаяния своим собственным нравственным подвигом. А как свидетель Пришествия Христова или как свидетель Страшного суда. О чем мы спорим?! И апостол Павел до святого крещения бил христиан, но это не помешало ему впоследствии стать апостолом. И Анна Андреевна Ахматова не была публичной революционеркой, но это не мешало ей всю жизнь быть, можно сказать "равноапостольной" в борьбе с тиранией. Что было таким "святым крещением" для академика Лихачева?! Это были Соловки, Соловецкий Лагерь Особого назначения. Он - свидетель той картины страшного суда, которая завершила уничтожение ярких и лучших представителей дореволюционной России в этом лагере. Оставил он свои записки об этом ужасе и в то же время о высоте духа узников Соловков?! Оставил. Благодаря кому мы все еще можем "вспомнить всех поименно, вспомнить горем своим", всех, погибших в этом кошмаре?! Благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Он как вещий Серафим все эти годы не давал нам, современным русским, забыть раны и муки эти затерянных в истории жертв. Только за одно это ему - Вечная память и наша благодарность на сто лет вперед. Чувствовал Лихачев , что он в долгу перед этими людьми, которые не выжили, а он выжил?! Чувствовал. Поэтому и прилип к этим окровавленным камням Соловецкого лагеря до последнего своего дня, до старческой немощи. Ну это-то надо понимать и хотя бы за это простить человека. Да, он, заключенный Дмитрий Лихачев, как научный сотрудник работал в криминологической лаборатории Соловков. Скольких он спас своими заключениями заключенного, своими характеристиками?! Я думаю не одного и десять человек, а может быть, сотни при малейшей возможности. Если мог спасти, кстати говоря, потому что Советская власть была такая - ей часто ученые советовали одно, а она все равно делала другое. И хоть ты тресни! Так что собственно в расстрелах на Соловецких островах Лихачев не виноват. Я сам не верю, что на Соловках можно было где-то за поленницей отсидеться, когда других в этот момент расстреливают целыми списками. Если тебя вовремя не нашли, так это побег, весь лагерь на уши поставят и будут искать тем более, если ты в списке на расстрел, а тебя вдруг нет - и все тут. Но человек предполагает, а Бог располагает. Кто-то, наверное, его гнобил, а кто-то спасал. И эпизод с поленницей, это скорее всего художественное обобщение. Голь на выдумки хитра, но не про все свои выдумки в советских трудовых концлагерях расскажет... Скорее всего, его непосредственный начальник так и сказал ему: " Иди, спрячься где-нибудь на какое-то время, пусть все другими занимаются"... А сам этот человек, скорее всего, пошел наверх договариваться, мол, что вы меня тут совсем без подчиненных рабочих рук оставляете... Начальник Лихачева и не должен был объяснять самому молодому Дмитрию всех тонкостей и возможностей своих, благодаря которым, как и почему он выдернул его из колонны смертников...
И не Лихачев в Соловках и на Беломорканале расстреливал. Хотя бы в этом должно быть общее понимание. "Спаси себя сам. и вокруг тебя спасутся тысячи"- говорил святой преподобный старец Серафим Саровский. Это же очевидно, что это было принципом и Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пайка его в лагере была пайка заключенного, зависимого от тюремной администрации - а душа до последнего вздоха этого человека принадлежала именно узникам Соловецкого концлагеря. И эта история еще не рассказана до конца. И надо думать, как сделать телесериал о Соловецком лагере Особого Назначения, такой же как Солженицын и Глеб Панфилов сделали по роману " В круге первом", чтобы воскресить духовный подвиг этих людей и через образ юного Лихачева в таком фильме, именно этого мальчика, этого юного, хрупкого петербургского молодого человека показать нечеловеческую степень выбора между добром и злом в тех условиях Соловков, слабость тела и высоту духа у всех нас , если мы, вообще, хотим сохранить страну и спасти Россию от очередного кольца материалистического ада. В случае академика Лихачева все время хочется сказать "Боже, помоги мне спастись от моей немощи и моего неверия!"
Посыл власти на торжествах, посвященных юбилею Лихачева - все заорганизовать, все "прихватизировать" под себя, кругом поставить кордоны и спецпропуска к банкетам и трибунам, как и было во время юбилейных мероприятий, посвященных Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Так и при жизни вокруг него всякие секретари и администраторы устанавливали немыслимые кордоны и препятствия, чтобы человек так и не добрался, так и не подписал чье-нибудь ходатайство в высшие сферы. Потому что он, как Распутин, всех хотел принять и всем помочь, и всем подписать письмо с призывом о помощи. Он подписал сотни и тысячи таких писем, по которым бюрократия должна была что-то делать. И это правда. К Лихачеву не подпускали и от него отстраняли - и это тоже, правда. Он раздавал визитки налево и направо, а секретарь говорила, что Дмитрия Сергеевича сейчас нет и так далее... И это тоже, правда.
Солженицыну повезло со второй женой. Она тянула и тянет немыслимый груз общественных забот по минимальной систематизации того, что мы называем творческим наследием. Собчаку повезло меньше. Наследие Собчака в плане его прорыва к европейской идее для Санкт-Петербурга и для России хоронят с утра до вечера, а дочка с волевым пристрастием прославляет себя по двусмысленным телешоу. В результате от духовного и политического наследия Собчака остались рожки да ножки.
Совершенно очевидна близорукость властей и нашего общества в целом. Это к вопросу о преемственности поколений. И о том, какие мы сами и как судим.
Внучка Дмитрия Сергеевича Лихачева тоже нашла себя в корреспондентской текучке на телевидении. А тем временем важнейший пласт русской культуры, связанный со становлением нового русского характера, преемственностью
поколений в сознании русской нации, который можно поднять только через личность и через жизнь как послание Дмитрия Сергеевича Лихачева, этот пласт не раскрыт полностью перед русскими людьми. И Соловецкие камни все так и вопиют к нам, до сих пор так и не услышанные. И самый гениальный посыл Дмитрия Сергеевича Лихачева, посыл о том, что наука, ум, интеллигентность, прогресс человечества должны служить Добру, Доброте и Любви и цементировать ежедневную жизнь и ежедневное созидание Русской нации - эти фундаментальные вещи еще ждут своей поддержки и своего видения сквозь призму его жизни и через прочтение послания своей жизни, которые оставил после себя Дмитрий Сергеевич Лихачев - на самом деле Серафим Саровский русской культуры и русской науки. Он, как образ, как воспоминание, данные нам свыше, чтобы мы в любых условиях оставались людьми и жили по-доброму.