Богданов Владимир Николаевич : другие произведения.

Смысл жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

  

Вместо предисловия.

  
   Я по природе не верующий. По природе я сомневающийся. Я не историк, но у меня сложилось впечатление, что во все времена зло на земле творилось верующими. Да и в наше время, что ни верующий, то насильник. Как-то в молодости мы с товарищем приехали в ЦПКИО им. Горького за романтическими приключениями. На одной из лавочек примостилась стайка барышень, как нам показалось, не для уединения. Не успели познакомиться, как они принялись с большим энтузиазмом (засучив рукава) обращать нас в свою веру. Оказалось, что барышни были баптистками. На нас посыпался град "страшилок", смысл которых сводился к утверждению, что, если мы сей час же не "возуверуем", нас ждут самые страшные беды. Пришлось хоть и с "боем", но ретироваться. Это было время перестройки и гласности. Время, когда рухнула идеология религии построения коммунистического рая на земле, время, когда на общество буквально обрушился информационный шквал разномыслия. И оказалось, что без веры жить непривычно, неуютно и часто просто невозможно, и все бросились примерять к себе различные религиозные идеи. Недаром одной из популярных фраз сегодняшнего времени является фраза: "Ну и времена настали. Каждый второй святой, а порядочного человека днём с огнём не найдёшь". Но какая вера без коллектива, без общинности? Но какая вера, если один покланяется одному богу, а другой другому? И бросились только вчера обретшие веру проповедники рекрутировать в свои ряды ещё не определившихся. Зараженные бациллами большевизма, искренне полагая, что чем больше их единоверцев, тем правильнее их вера. Мне всё это сильно напоминает ситуацию советских времен, когда сдержанный к спиртному человек оказывался в одной компании с празднующими. Как не пьёшь? Ты что больной? Ты что не уважаешь нас? Изнасилуют, но заставят пить на равных, как все. Слава богу в настоящее время хоть выпивохи стали гораздо демократичнее: "Не пьёшь? Ну и не надо, мне больше достанется". А вот новоиспеченные ревнители различных вер непримиримы и не признают никакого плюрализма. Вот мне и кажется, что объединяет этих сегодняшних различных верующих с совковыми выпивохами - слабость. Ведь непьющий для выпивох это - укор, это сомнение в их здравии, в их полноценности. Можно ли такое терпеть? Можно ли такое допустить? Так и для верующих сомневающийся уже только тем, что он еще не определился, не выбрал для себя религию, идеологию, подтачивает, расшатывает "твердыню", на которую решил опереться слабый. Вот я и сомневаюсь, может насилие - это удел не сильных, а слабых? Вот я и сомневаюсь, а может всё это громадьё верующих вовсе и не верующие, или вернее, не настоящие верующие, а просто слабые люди, для которых выбранная ими идеология, удобная для них религия служит поддержкой, утешением в сложной и порой жестокой жизни? Вот я и сомневаюсь, разве можно прийти к Богу за компанию, коллективом? Разве путь к Богу - это не свой путь каждого? Вот я и сомневаюсь, разве можно насилием творить добро? Разве можно насилием нести веру?
   -"Господа верующие, простите и помилуйте меня сомневающегося, ищущего!"
   -"Господа верующие, не насилуйте меня!"
   -"Господа верующие, не убивайте меня!"
  

Слава перестройке и гласности!

  
   Ну, насчёт перестройки, это для красного словца, а вот Гласности мой низкий поклон. Благодаря Гласности, благодаря обилию прорвавшейся информации, я, наконец, нашел для себя смысл жизни. С раннего детства меня беспокоила бессмыслица жизни на земле. Я задавал себе вопросы и не мог найти на них ответа. Для чего, например, расцветают яблони, зачем созревают яблоки и падают на землю, а из зёрен упавших яблок прорастают опять яблони, которые тоже расцветают...? И так далее. Зачем рождается и живет человек? Почему умирает? Эта бессмысленная, бесконечная круговерть угнетала меня. Я гнал эти вопросы, тем более, что в юности глубоко задумываться о смысле жизни было некогда. В те времена нас учили, что смысл жизни человека в построении светлого будущего для всего человечества. Интуитивно, я чувствовал в этом объяснении какую-то незначительность, какую то малость. Да, сомневался я, борьба за светлое будущее может быть целью жизни, но смыслом?...
  
   Так в чем же смысл?
   В труде, в служенье?
   Народу, Родине? А может быть
   Все это лишь движение,
   Инерция, природы наважденье,
   Чтоб, умирая жизнь родить?
  
   Боясь проклять свое рожденье,
   Страшась конца,
   Но зная неизбежность,
   К детям мы проявляем нежность,
   Завидуем счастливым их годам.
   Холодный разум дан лишь нам.
  
   Но их беспечное журчание - мгновенье,
   Счастливый миг.
   А там все те же размышления,
   Все тот же смысла поиск,
   А года
   Текут тихонько, но спеша...
  
   Да, жизнь коротка,
   А вот проблема эта вечна,
   Решал её дикарь, не зная жизни бесконечность,
   Решаем мы,
   И будет мучить этот же вопрос
   Умнейший в будущем колосс.
  
   По мне ж, что мыслить зря,
   Ведь всё равно напрасно,
   Ведь сердце нам дано,
   Дана душа
   Любовь стучится в каждом страстно,
   И жизнь одна, но всё ж дана.
  
   Так надо жить и жить прекрасно,
   Чтоб каждый день был ощутим,
   Чтоб мог гордиться каждый им
   Ложился значимо и властно
   В ряду не вечных жизни дней
   Один другого красивее.
  
   11.08.74
  
   Это стихотворение, которое я написал в 20 лет как отголосок тех моих сомнений. В его первой части чувствуется искренность сомнений, а в окончании воспитанный идеологический штамп, помноженный на юный оптимизм. Поразительно, будучи ребенком, ребенком в обществе тотального атеизма, воспитываясь в государственном учреждении - детском доме, как казалось, искренне отвергая "опиум для народ", я терялся, терялся, пытаясь увидеть смысл в бессмысленном, я терялся, и меня охватывало глубокое уныние, тоска от мысли, что после смерти Я исчезаю, что после смерти Я ничто, Я ноль! Когда я слышу и сегодня от почтенных, образованных, умных людей, что они не верят в жизнь после жизни, я поражаюсь: "Как можно считать себя Человеком и даже на склоне лет, на закате жизни не задумываться над её смыслом?" Господи, до чего же мы разные! Поэтому неудивительно, что я с большим интересом относился к любой информации, которая позволяла бы мне сомневаться в НЕ существовании души. А этой информации было предостаточно, и, главное, она была убедительна. Рассказы людей переживших клиническую смерть потрясающе правдоподобны. И теперь уважаемый читатель вправе спросить: "Неужели ты, вечно сомневающийся, Веруешь?" Верую! Потому что хочу верить. Потому что в жизни появился смысл. Потому что после этого стало покойно и умиротворенно, словно в тёмный, душный, тесный чулан пробился лучик освежающего света, а оковы бессмысленности рассыпались и исчезли в бесконечности.
  
   Вера в существование души - это первый, это самый главный шаг на пути к Богу.
  
   На этом пути можно заблудиться и так и не прийти к Нему. Но НЕ идти уже невозможно!
   Меня не перестает поражать различное отношение человека к смерти на протяжении жизни. Я очень ярко помню свои впечатления детства. Уже при слабых и отдаленных звуках траурной музыки меня охватывал животный ужас. И уж не могло быть и речи, чтобы пойти и посмотреть похороны. Конечно, были дети, которых наоборот тянуло посмотреть, но и в их глазах я видел испуг и ужас, испуг и не только недетское, но и нечеловеческое любопытство. С другой стороны, меня всегда поражали пожилые люди, которых тянуло к покойникам. Задолго до похорон они собирались вместе и обсуждали случившееся, а в их глазах я читал равнодушие и неверие! Мне всегда казалось, что они уже не верят в смерть и каждый раз с удивлением и непониманием взирают на нее. На мой взгляд, тут явный, казалось бы, парадокс: ребенок, у которого вся жизнь впереди, который не знает смерти дико боится её дыхания, а пожилые люди, стоящие на пороге небытия, почти равнодушны к ней. Из этих переживаний и наблюдений я сделал для себя, наверное, субъективный, но вывод, что душа, вселившись в младенца в первые годы, еще помнит ужас небытия! С годами же этот ужас забывается, притупляется и исчезает. Может быть искусственно, может быть и совсем не верно, но я объясняю такое отношение в детстве к смерти косвенным доказательством существования души.
   Впервые я воспринял смерть спокойно вместе со смертью матушки.
  

Так в чём же смысл жизни?

  
   Смысл жизни в совершенствовании души. Жизнь на земле - это трудовая воспитательная колония для души. Жизнь на земле это испытание для души. Жизнь на земле - это шанс душе стать совершеннее, лучше. Стать совершеннее душа может только через страдания, только через испытания. Весь "распорядок", "расписание" жизни составлены для такого тяжкого испытания. Сначала человеку даруется всё, но потом безжалостно, жестоко, методично и неотвратимо отбирается. Если жизнь в воображении спрессовать во времени, особенно ярко будет видна её пыточность. Первый вздох, первый луч света. Тепло, ласка и забота матери. Первый шажок, первое слово. Каждый день радость познания окружающего мира и своих кажется безграничных возможностей. Первая любовь! Рождение твоего ребёнка! Ты полон сил, энергии, знаний и уверенности в светлом будущем!... Но. Вдруг узнаёшь об измене. Рушится семья. Приходит время, и умирают твои родители. Здоровье начинает барахлить. И на работе оказывается ты уже и не очень-то нужен. И дети отворачиваются от тебя: у них свои испытания. И каждый день безжалостно отбирается и отбирается у тебя всё то, что тебе ранее даровалось, казалось, на очень долго, к чему ты привык. Ты сопротивляешься, ты возмущаешься, ты цепляешься до крови в сердце, но сползаешь, сползаешь и сползаешь. И вот ты старый, больной, беспомощный и одинокий опять стоишь у черты, но уже с выцветшими глазами и с другой грустной стороны... Разве жизнь это не пытка? Разве жизнь это не испытание?
   Отсюда видна вся дикость и тупоумие коммунистов, пыта- ющихся в этой жизни, на земле, в колонии для грешных душ построить рай. Разве это не дьяволы, подстрекающие слабых и грешных к притеснению и уничтожению себе подобных ради лживого невозможного соблазна: построить рай в аду. Не зря необходимым условием для построения коммунизма было всеобщее равенство. Ведь только когда все абсолютно одинаковы, тождественны, тогда и исключаются противоречия. Только мыслимо ли сотворить то, что противоречит смыслу, Божественному Смыслу.
   Для чего же Всевышнему Разуму нужно совершенствование душ наших? Смысл этого нам не постичь. Можно лишь строить предположения и строить догадки. Но если Господь создал человека по образу Своему и подобию, то вполне можно предположить от обратного, что и у Бога, как и у лучшей части человечества, есть потребность творить, творить чудное и прекрасное.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"