Богданов Владимир Николаевич : другие произведения.

Не противление злу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


НЕ ПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ

  

А Я говорю вам: не противься злу.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою,

обрати к нему и другую.

От МАТФЕЯ.

  
   Затрагивая тему непротивления злу, я заметил, что подход к ней различный и от разности характеров. Разные характеры, разная степень совершенствования души, отсюда разное понимание и восприятие проблемы непротивления злу. Есть характеры, в которых с раннего детства, а может и с рождения заложена черта моментального интуитивного отпора. Потом, остыв, вспоминая и осмысливая случившееся, они переживают из-за своей горячности, из-за своей несдержанности. Анализируя потом происшедшее, они понимают, что вполне можно было обойтись без отпора, что сила отпора не всегда соответствовала нанесенной обиде. И более того, часто казалось, что сдержанность и терпимость могла дать гораздо больший воспитательный эффект, чем отпор.
   Есть же и другие характеры, которые по жизни склонны как раз уступать, склонны не конфликтовать, не давать сдачи. Значит ли, что характеры, склонные уступать, следуют заповеди Христа? Тем более именно эти характеры, как я заметил, в дискуссиях, в спорах на эту тему как раз и отстаивают необходимость отпора.
   Со временем я стал понимать, что чаще всего в повседневной жизни агрессию, насилие несут слабые, униженные и оскорбленные люди, люди с целым букетом комплексов неполноценности. Но как в жизненной ситуации моментально понять, что у задевающего тебя человека просто на душе накопилось. До того как я встал на путь, надеюсь к Богу, к слабым я отнес убогих, женщин, детей и пожилых людей, к сильным внешне здоровых и крепких мужчин.
   Но сегодня я вынужден пересмотреть и эту схему непротивления злу. Думаю, что все зло на земле творится слабыми людьми. Для того, чтобы быть сильным, необходимо обрести опору в жизни - веру в Бога. Сильный человек - это когда в сердце умиротворение и любовь к окружающим.
   Поэтому далее заповедь непротивления злу я буду рассматривать только исходя из изложенного понимания совершенствования души.
   И прежде чем дать сдачу или смириться, нужно ответить на два следующих вопроса:
   Вправе ли я думать, заботиться о чужой душе вместо своей души.
   Если вправе, то непротивление или противление злу более действенно.
   Дать отпор, дать сдачу слабому человеку только - усугубить его состояние и к тому же взять грех на свою душу. И лишь твое смирение и терпение поможет слабому человеку взглянуть на себя со стороны и устыдиться.
   То есть, с одной стороны сильные переживания из-за конфликтных ситуаций, чувство вины привели к попытке поделить людей, хотя бы условно, на слабых и сильных, чтобы реагировать адекватно.
   С другой стороны, приход к Богу, формулирование понятия смысла жизни в совершенствовании души через страдания поставил вопрос о правомерности вообще такого деления.
   Очень часто в дискуссии, в споре проблему непротивления злу видят с разных сторон, а иногда и вообще спорят о разном. Поэтому, чтобы прийти (попытаться прийти) к общему выводу очень важно дать определение спорному вопросу, очень важно найти общую точку отсчета, общую опору. Такой общей опорой, как при рассмотрении обсуждаемой заповеди Христа, так и при решении любых других жизненных ситуаций может и должна стать вера в Бога, вера в существование души и общее понимание смысла жизни.
   Именно только при условии веры в Бога, веры в существование души и при общем понимании смысла жизни можно прийти к общему решению любой жизненной проблемы. Именно вера в Бога - единственная опора для решения всех жизненных проблем. Именно вера в Бога - единственная опора, объединяющая людей.
  
   Понятно, что обсуждать заповеди Христа с людьми, не верующими в Бога, нет смысла. А для верующих вкратце, не претендуя на истинность, сформулирую свое понимание смысла жизни.
  

Смысл жизни в совершенствовании души.

  
   Для косвенного подтверждения такого понимания приведу заповедь Христа:
  

Итак, будьте совершенны,

как совершенен Отец ваш Небесный.

От Матфея, 5:48

   Очевидно, что под совершенством в этой заповеди подразумевается не только и не столько совершенство физическое, сколько духовное.
  
   Совершенствоваться душа может только через страдания.
  
   Самые же сильные страдания душа Человека испытывает от сознания собственной вины.
   Эту мысль я оставлю без обоснования из-за её громоздкости.
   Принятие смысла жизни в совершенствовании души и мысли, что совершенствоваться душа может только через стра- дания очень тяжелый и ответственный шаг именно потому, что это первый шаг к добровольному самоограничению. Если мысль совершенствования души через страдания все же принимается, то есть искушение заботиться не о своей душе, а о чужой. Есть искушение обманывать себя, что давая сдачи, ты способствуешь совершенствованию чужих душ. Есть искушение, с одной стороны, как будто бы верить в Бога, а с другой, не поступаться житейскими прелестями и комфортом. И самая чудовищная крайность этого заблуждения, когда насилие и зло творится от имени религии, церкви и бога.
   Наблюдая, как в повседневной жизни люди поучают, укоряют, стыдят друг друга, то есть, насилуют чужие души, заставляют их страдать и в то же время оправдывают себя, я задумался о правомерности такого суда. С другой стороны, в публичном высказывании взаимных претензий в обществе, казалось бы, вырабатывается среда морального поведения. Могут ли общепринятые законы морали общества служить оправданием насилия? Приведу всего лишь два примера. В детстве в школе я делал доклад о различных нравах разных народов, народностей и племен. Вспомню наиболее экстравагантное сравнение. Например, у некоторых племен плевок в лицо другого человека говорил о симпатии плюющего к оплеванному соплеменнику. У цивилизованных народов это оскорбление. Второй пример приведу из морали нашего российского общества. Несмотря на одну из заповедей Христа "Не укради", смею утверждать, что для людей нашего общества на интуитивном уровне разбой, воровство - это не столько и даже совсем не грех, а средство перераспределения несправедливого дележа, то есть торжество справедливости.
   В обществе, где не ценится труд, где самая большая проблема - это проблема справедливого распределения доходов от продажи природных ресурсов, разбой и воровство - это одно из средств достижения справедливости. Поэтому в нашем обществе вор имеет вполне обоснованное оправдание своим поступкам. Можно приводить еще примеры, когда мораль общества, реальная мораль, а не декламируемая существенно отличается от заповедей Христа. То есть моральные ценности у различных народов и народностей различаются между собой, и все они отличаются от морали заповедей Христа. Поэтому еще раз осмелюсь утверждать, что реальные общепринятые законы морали общества не могут служить оправданием насилия, именно потому, что эти законы морали не абсолютны и не в полной мере соответствуют заповедям Христа.
   Я заметил, что насильники с уважением относятся друг к другу, и как в природе зверей, где сильные животные стараются обходить друг друга стороной, так и в обществе людей насильники предпочитают третировать слабых. Еще я заметил, что насильники никогда не оказываются в меньшинстве. В уличной ли драке или в интеллектуальном споре насильник всегда будет поддерживать позицию большинства.
   К сожалению, размышляя над этой темой, я опять, как и в философии разума, прихожу к необходимости ввести понятие человекоподобного животного. (Смотри философию разума.)
   Человекоподобное животное, как и любое животное, заботится прежде всего о пропитании и комфорте. Весь его мыслительный аппарат направлен для достижения этих целей. Понятия души, морали и нравственности им просто не понятны. И всякий отпор или всякое насилие в отношении их более сильного они воспринимают с пониманием, потому что ведут себя точно так же по отношению к слабому. Задумываться над проблемой: "Что такое хорошо и что такое плохо?" они смогут только тогда, когда у них появится достаточно свободного времени от удовлетворения своих физиологических потребностей.
   Проблема следования заповедям - это проблема отличия Бого-человека и человека.
   Не противиться злу может только Бого-человек, или Христос. Христос и заповедует то, что он сам в состоянии осуществить. Но мы то суть слабые, грешные люди! Поэтому мы конечно же не можем следовать заповеди Христа в полной мере. Но стараться походить на него мы обязаны!
   Разумом мы можем понимать верность заповеди Христа, но наша физиология, физиология слабого вопиет против. Более того, страшит и безусловное принятие заповеди Христа. Ведь если ты эту заповедь принимаешь безоговорочно, то уже не можешь не начинать следовать ей. И физиология прекрасно осознает, что это конец удовлетворению её потребностей. Именно поэтому и обосновывается мораль дать сдачи. Ведь эта мораль помогает бороться за удовлетворение своих физиологических потребностей. Этим, в основном, и объясняется то, что мы начинаем пытаться следовать заповеди не тогда, когда мы молоды и кипящая энергия буквально топит любые попытки совести задуматься, а тогда когда жизнь уже и не в радость. Давая отпор, мы заботимся о своей физиологии, а не о душе, и "по-человечески" это понятно. Но тогда смыслом жизни можно провозгласить все что угодно, но только не стремление походить на своего Создателя.
   Может ли душа быть чистой и совершенной, а человек животным? Конечно нет. И принятие заповеди Христа - это первый шажок к отказу от стремления к комфорту и благополучию. Противоречие между бытиём и нравственным - это сильнейшее испытание, сильнейшее страдание для души, страдания, совершенствующие ее.
   Принимая заповедь Христа непротивления злу, мы добровольно отказываемся от комфортного бытия. Ведь зло и насилие - непременные спутники в борьбе за комфортное существование. Все суждения о борьбе за справедливость - обман и самообман.
   Для нас тема непротивления злу не достаточна, так как мы не только реагируем на насилие, но и сами являемся в той или иной степени насильниками. Поэтому непротивление злу - это обратная сторона медали: не нести зло и насилие. И если мы не приемлем непротивление насилию, значит, мы оправдываем и свое насилие.
   Вся сложность понимания, принятия заповедей Христа состоит в том, что это заповеди Бога, воплотившегося в человека, а сам человек хоть и по подобию создан, но неизмеримо слаб и чудовищно грешен. В понимании заповедей Христа нет ничего сложного. Сложно принять их. Ведь если ты принял эти заповеди, не следовать им уже не возможно. А следовать им требует мужества: мужества быть не как все, мужества отказаться от борьбы за радости жизни и добровольно уступать, уступать и уступать, когда все кругом просто одержимы развратом. Воистину нужно быть глубоко верующим, чтобы найти мужество уступать. Для человека, в отличие от человекоподобного животного, слово имеет очень важное значение. Поэтому признание заповеди словом про себя или в слух неотвратимо приводит к принятию её. Интуитивно понимая неизбежность этого, слабый человек ищет доводы для непонимания и обоснования непринятия заповедей Христа. И беда его заключается в том, что он не думает о спасении, о совершенствовании своей души и подменяет эту свою главную задачу очень удобной теорией о справедливости.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"