Бокчанин Роман Александрович : другие произведения.

Удалой новобранец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   " Удалой новобранец"
   Так уж почему-то получается, что некоторые статьи, написанные на тему автомобильной истории, оказываются некомпетентными. Вот и история с "Джипом" не стала исключением - перепутанные даты, перепутанные факты, неверно подписанные фотографии. И это, при том, что тема достаточно изучена! Собрав всю доступную информацию воедино, я попытаюсь "отделить зерна от плевел" - восстановить хронологию разработки прототипов, рассмотреть все варианты опытных машин, предшествовавших появлению легендарного внедорожника.
   Начнем, пожалуй, с имени. В большинстве версий возникновение слова "Jeep" связывают с аббревиатурой GP (general purpose, т.е общего назначения), но тут упускают из вида один момент: такое название использовалось задолго до 40-х годов, есть сведения о присутствии слова Джип в лексиконе американских военных первой мировой! С английского Jeep переводится как "новичок, новобранец", поэтому и прототипы военной техники ( не только автомобили, но и, например, самолет В-17) поступавшие в армию штатов на испытания называли именно так! Еще больше запутывает историю удалой персонаж комиксов середины 30-х годов Юджин Джип - находчивый странный зверек мог буквально все, что угодно, но в его ли честь нарекли внедорожник, точно сказать невозможно. По всей видимости, слово было на слуху, а популярный герой комиксов лишь окончательно закрепил в его лексиконе.
   Итак, все по порядку. Бытует мнение, что американский "Джип" стал первой универсальной командирско-разведывательной машиной в истории, но это не совсем так, ведь подобные автомобили, так называемые "кюбельвагены" (от нем. кюбель - лодка, ковш)в полноприводных версиях широко использовались армией вермахта задолго до создания американской машины.
   На разработку своей версии "кюбельвагена" американцев сподвигла война - в мае 1940 года, военные США разработали требования к новому автомобилю - этот регламент менялся, но не принципиально - неизменной оставалась общая компоновка и ? тонны грузоподъемности внедорожника. Говорят, военное ведомство опросило более ста фирм, странно, что первоначально разрабатывать автомобиль согласилась лишь небольшая компания "Бантам" из города Батлер, специально пригласившая для этих целей никому не известного тогда инженера Карла Пробста. Пробст, то ли из-за дурного характера, то ли благодаря нестандартному подходу в решении технических задач ни на одном из мест работы надолго не задержался и открыл собственную конструкторскую контору в Детройте. Летом 1940 года Пробст приступил к делу на новом рабочем месте. Самый первый прототип
   Военные задали жесткие рамки: проект следовало завершить за пять(!) дней, на постройку прототипа отводилось сорокдевять... На Бантаме с задачей справились - пилотный образец был готов в рекордые сроки! Простенький автомобильчик, со слабым небольшим моторчиком Континенталь в 45 л.с еще мало напоминал будущий крупносерийный "Виллис - МБ" - никаких брутальных черт во внешности - мягкие линии кузова, полукруглые крылья. Но именно эта машина положила начало соперничеству за право поставок армии Соединенных Штатов трех компаний: "Бантам", "Виллис" и "Форд".
   Компания "Виллис" была основана в 1908 году Джоном Нортом Виллисом на базе небольшой фирмы "Оверленд". Сегодня уже мало кто помнит о том, что прежде здесь выпускались "легковушки" - теперь в умах миллионов "Виллис" в первую очередь ассоциируется с легендарным именем "Джип".
   В отличии от самоуверенного и "лихого" "Бантама", руководство "Виллиса" сроки постройки сочло запредельными. Под руководством своего главного разработчика Дельмара Росса, компания неторопясь собрала свой вариант "Бантама" (Бантамовский прототип в Виллисе видели и, видимо, решили придерживаться той же концепции), машина получила свое первоначальное название - "Quad". Этот прототип имел превосходный 60-ти сильный двигатель "Go-Devil - 442", впоследствии ставший серийным на моделях МА и МВ. Эти автомобили вместе с "Бантамом" и "Фордом" участвовали в испытаниях в ноябре 1940 года.
   Фирма "Форд" оказалась самым крупным игроком этой троицы. Свой прототип в "Форде" нарекли "Пигмей", но несмотря на широкие возможности автогиганта, хорошим мотором компания не располагала и на машину был установлен переделанный тракторный двигатель, приблизительно той же мощности, что и у "Бантама".
   Первые образцы автомобилей имели ряд недостатков, поэтому каждый производитель обязался после доработки конструкции выпустить опытную партию вездеходов, поначалу речь шла о цифре 1500 шт. (для каждой марки), но в итоге эти цифры были превышены.
   "Бантам" получил от военных заказ на постройку 69 машин пилотного образца, несколько модернизированный внедорожник получил обозначение "BRC60". Часть машин, видимо, по типу немецких "кюбельвагенов", выполнили полноуправляемыми. С этого момента американский вездеход приобрел свой традиционный дизайн - ломанные линии корпуса, квадратные крылья. Все 70 машин считались прототипами, а вот серийный "Бантам" был назван "BRC40" - таких машин сделали всего 2605 единиц, многие из которых служили и в советских войсках.
   В "Виллисе" же "Quad" превратился в мелкосерийный "МА" ( от Military, model A), но такую машину уже в ноябре 1941 года заменили на усовершенствованный "МВ". Выпуск" МА" составил только 1553 единицы.
   "Форд", также уступивший в конкурсе "Виллису", превратил свой прототип в машину под названием "GP". В литературе эту аббревиатуру часто расшифровывают как General Purpose, т.е. общего назначения, на самом же деле "GP" означало следующее: G - govement, Р - по классификации "Форда", обозначение колесной базы в 80 дюймов. Фордовских внедорожников выпустили даже больше, чем "Бантамов" - 4456 машин.
   На первый взгляд становится очевидным, почему американские военные отдали предпочтение компании "Виллис", но помимо конструктивного превосходства могли быть причины политического и экономического характера. Дело в том, что немецкий филиал "Форда" в Кельне с приходом к власти Адольфа Гитлера, как и многие другие иностранные заводы был национализирован и работал на нужды армии вермахта. "Бантам" же был маленькой фирмой и на большие заказы военным рассчитывать не приходилось. Это подтверждает и тот факт, что помимо "Виллиса" к производству "Джипов" в 1942 году был вынужден подключился и "Форд".
   В ноябре 1941 года с конвейера компании "Виллис" сошли первые автомобили "МВ". Оснащенный надежным двигателем объемом 2199 см и мощностью в 60 л.с (по американским данным - 54 л.с, мощность в СССР завышали) вездеход , для увеличения тяги оснастили демультипликатором, основная же коробка была трехступенчатой. Барабанные тормоза имели гидропривод. Колесная база составляла 2032 мм, колея 1230 мм. Полная масса - 1657 кг. Максимальная скорость - 105 км/ч. Первые 25 тыс. машин этой модели существенно отличались от более распространенных поздних вариантов, такие "Джипы" можно отличить по оригинальному оформлению передка - вся передняя часть вездехода была закрыта металлической решеткой. Сегодня машин такой модификации сохранилось совсем немного и каждая из них остается заветной мечтой любого коллекционера автомобильной военной техники.
   Потребности армии США в автомобильной технике существенно возросли с началом поставок машин по "ленд-лизу". В такой ситуации возможностей компании "Виллис" было недостаточно, в результате было принято решение об организации параллельной сборки внедорожников марки "Виллис - МВ" на заводе Форда. Первые Фордовские варианты были выпущены в 1942 году и назывались "Ford - GPW", где буква W означала "Willys". Версию "Форда" отличали ряд мелких кузовных деталей и поперечина рамы. Всего за годы войны завод "Форд" изготовил 277896 машин, "Виллис" - 361339 единицы (включая 25808 ранних вариантов с иной внешностью).
   Инженеры "Форда" также не сидели сложа руки и в том же 1942 году на базе "МВ" ими был разработан автомобиль - амфибия "Ford - GPA". В войсках Советского Союза эти автомобили носили упрощенное название "Форд-4". В америке же они получили неофициальное имя "Seep", от английских слов Sea и Jeep.
   За годы войны в Советский Союз по программе "ленд-лиза" было поставлено по разным оценкам 40 - 50 тысяч машин. Но еще до появления первых серийных "Виллисов" нарком среднего машиностроения Малышев дал указание конструкторскому отделу ГАЗа на разработку аналогичной машины. Параллельно такой же автомобиль готовился и в НАТИ под руководством А.Ф Андронова, но горьковский вариант , созданный В.А. Грачевым по производственным причинам оказался предпочтительней. Советский "Джип" также проектировался в сжатые сроки, поэтому "ГАЗ - 64" унаследовал от заокеанского прототипа узкую колею, что в итоге заставило горковчан начать работы по новому внедорожнику. Всего с 1941 - 1943 гг было выпущено 672шт "ГАЗ - 64". Прототип
   В целом, конечно, "Виллис -МВ" превосходил советский "Газик", но и отечественный внедорожник, в "исправленном" виде - "ГАЗ - 67", немало потрудился на фронтах Великой Отечественной, а его "потомки" положили начало Ульяновскому Автомобильному Заводу.
   После мировой войны многие иностранные компании купили лицензии на заокеанский вездеход, так во франции появился внедорожник "Гочкисс", в японии "Мицубиси", а на филлипинах и по сей день работают "чудаковатые" "Jeepney" - длинные как автобус "Джипы", играющие роль общественного транспорта в стране.
   "Виллис - МВ" выпускался в америке и после войны, его последующие версии носили обозначения "МС" и "МD". В 1950 году торговая марка "Джип" была официально зарегистрирована.
  
   Фотографии взяты с сайта: www.jeep.auto.ru Роман Бокчанин

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"