Болотников Виктор Иосифович : другие произведения.

Грустные заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Грустные заметки

(Еврейская община Германии глазами иммигранта)

  
   Маленькое предисловие
  
   В русскоязычных газетах Израиля и на интернетовских сайтах часто появляются статьи о еврейской эмиграции в Германию. Некоторые авторы считают её помехой эмиграции в Израиль. Читая эти статьи не перестаёшь удивляться многим благоглупостям в освещении как эмигрантов и условий их жизни, так и некомпетентности пишущих. Основываются авторы, видимо, на рассказах высокопоставленных визитёров, которые видят парадную сторону еврейской общины, и тех эмигрантов, которые хотят лучше выглядеть в глазах интервьюеров. В этой статье освещается жизнь еврейской иммиграции "изнутри".
   Четвёртая волна эмиграции, сначала из СССР, а впоследствии из СНГ, разделилась на три основных потока: в Израиль, США и Германию. Поток в Германию самый "молодой" - эмиграция евреев из СНГ в Германию продолжается чуть более десяти лет, а с прибытия первых еврейских иммигрантов в наш город прошло всего десять лет. За это время образовалась "колония" из восьмисот человек. Почти столько же разъехалось по другим, крупным городам. Об этой и других небольших общинах, которые составляют 90% еврейской общины Германии, и пойдёт речь.
  
   "Во Франкфурте-на-Одере, небольшом городке со 100-тысячным населением проживает 160 семей эмигрантов из СНГ. Никто из них не соблюдает еврейскую традицию, не говорит и не читает на иврите и вообще не особо задумывается над своей национальной принадлежностью".*
  
   В чём же первое и основное отличие еврейской иммиграции в Германию? Если в США и Израиле еврейская эмиграция "растворилась" среди старожилов (В США на 5,6 млн. евреев-старожилов пришлось около двухсот тысяч иммигрантов, а в Израиле на 5 млн. их пришлось около миллиона репатриантов), то в Германии ситуация отличается в корне: здесь на 25 тысяч старожилов приходится на сегодняшний день по разным данным от 130 до 170 тысяч вновь прибывших. При таком положении подавляющее большинство членов еврейских религиозных общин стали составлять выходцы из СНГ (особенно в небольших городах). А там, где старожилы отсутствовали, были созданы общины только из иммиг-рантов.
   Это обстоятельство создало совершенно сюрреалистическую ситуацию: люди, воспитанные в атеизме, зачастую не имеющие понятия о еврействе, не знающие еврейских традиций и еврейской культуры, "пополняют" и создают! еврейские религиозные общины.
   Второе отличие - в Германию приехали, в подавляющем большинстве, иммигранты, желающие полностью ассимилироваться и не скрывающие этого. Их высказывания на эту тему варьируются от почти нейтрального - "мы живём в стране, где не рекомендуется выпячивать нашу национальность", до злобного - "те, кто хотят быть евреями, должны ехать в Израиль".
   Те же из них, кто стыдится признаться, что их основная цель - ассимиляция, и, желая как-то оправдаться в своих и чужих глазах, основной упор в отрицании еврейства делают на иудаизме. Тогда, как им кажется, нежелание быть евреями звучит несколько благовиднее: "Мы - атеисты, а всё, относящееся к еврейству, религиозный дурман и попытка загнать нас в гетто. Религия - это возврат в средневековье".
   Это могло быть так, но многие такие люди зачастую крещены или крестят своих детей. Это относится не только к смешанным семьям, но и к чисто еврейским. Смешно и грустно говорить с ними на эту тему. Аргументы об атеизме исчезают, а выбор религии обосновывается удобством (но отнюдь не душевным выбором). Выясняется также, что атеизм - просто ширма, за которой кроется попытка уйти от еврейства.
   Очень много здесь таких людей: сравнительно молодой человек, образование - высшее, окончил университет, профессия - учитель истории. "Там" он считался культурным и интеллигентным человеком. Живущий здесь уже три года, гордо говорит он об абсолютном незнании всего, что связано с еврейством. Человек, изучавший историю, даже не подозревает, что когда-то были самостоятельные еврейские государства, о том, что были у евреев цари и Храмы. При этом он считает подтверждением полноценности еврейства приём его Германией. Разумеется, в общине он не состоит, и единственное его желание - получить за своё происхождение всё, что возможно, одновременно ничем себя с ним не связывая. Знакомиться с еврейством не считает нужным ни в малейшей степени, не видя в этом никакого смысла, т.к. считает себя русским. Свой приезд в Германию расценивает просто: "Свезло!" До получения информации о возможности эмиграции в Германию и условий проживания в ней никуда об отъезде не помышлял.
   Ещё один немаловажный фактор. Даже если не считать значительного числа людей, приехавших по подложным документам и фиктивным бракам, до трети "еврейских беженцев" составляют представители других национальностей. Причём приезжают люди, испытывающие, мягко говоря, не очень большую любовь к евреям. Местные жители знают, что законом запрещены проявления антисемитизма и ксенофобии и, как законопослушные граждане, стараются эти проявления скрыть. Но мы без антисемитов жить не можем и, чтобы не скучать, привозим их с собой.
   Во время нашей жизни в хайме (общежитие для иммигрантов) одна русская женщина получила письменное предупреждение, что будет выслана обратно, если не прекратит называть мужа "жидовской мордой". Как рассказывают вновь прибывшие, сейчас это выражение часто употребляют дети многих "еврейских беженцев". Как говорится -комментарии излишни.
   Так получилось, что "всё своё мы носим с собой": даже русские православные священники приезжают сюда как еврейские беженцы. Слепому видно, что ни они, ни их дети не пополнят еврейские общины и не вызовут приток в неё других евреев.
   Эти священники без работы не остались: значительное число прибывших являются православными, особенно в смешанных семьях. Значительная часть детей из еврейских семей или имеющих только мать-еврейку, ничуть не смущаясь, носят кресты.
   Запомнился такой случай. Возвращались мы из поездки в Одессу. В автобусе эмигранты, возвращающиеся в Германию. Недалеко от нас сидела семья - муж с женой и ребёнок лет 11-12. Разговорились, поделились впечатлениями. Отец семейства - украинец, мать - еврейка, живут постоянно в Германии. На выезде из Одессы ребёнок, показывая на один из домов, громко говорит: "А там живёт моя крёстная!" Мать, чисто по-одесски, резко сказала: "Закрой рот!" Не думаю, что этот ребёнок будет считать себя евреем.
   Да и как может быть иначе, если большинство иммигрантов о еврействе не имеют пред-ставления. "Все евреи богатые люди" - так ответил мне в хайме один шестнадцатилетний! еврейский ребёнок на вопрос о том, что он знает о еврействе.
   Многие иммигранты стремятся переехать в крупные города: там легче затеряться. В маленьком городе все друг друга знают, в первое время особенно часто приходится для устройства личных дел прибегать к помощи общины, и в результате люди находятся на виду. Кроме того, многих иммигрантов селят в социальных квартирах, находящиеся в многоэтажных домах и где основными жителями являются такие же иммигранты или беженцы из других стран. Не то в крупном городе, особенно если нет необходимости бегать по различным учреждениям, т.к. маклер нашедший квартиру, сам занимается постановкой на учёт в социальном ведомстве и ведомстве по труду. Да и требования к трудоустройству менее жёсткие потому, что нагрузка на одного чиновника выше и ему недосуг воевать с уклоняющимися от трудоустройства.
   Примером может служить встреча в большом городе с бывшим соседом по хайму. Рассказал он мне, что причину переезда в большой город он в социальном ведомстве обосновал отсутствием автобусного сообщения между его социальной квартирой и синагогой.
   "Здесь таких проблем нет и ты посещаешь службу?" - спросил я.
   "А зачем мне это нужно?" - был возмущённый ответ.
   Кроме того, в большом городе легче скрыть поездки на бывшую родину, что многим экономит значительные суммы.
  
   "... зато в Германии репатриантов ценят. Они там - на вес золота! А чтобы искусственно восстановленный "золотой еврейский фонд" не отчалил в Штаты, его прикармливают, холят и лелеят.
   ...Никакой любви к Германии эмигранты не испытывают, "сидят на чемоданах", продолжая мечтать об отъезде в Америку".*
  
   Насчёт отсутствия любви к Германии - истинная правда! Приехавшие даже из самой глуши Молдавии, Украины или Узбекистана страстно любят покинутую ими Россию. А вот насчёт "чемоданов" и Америки... Хотел бы я увидеть этого чудака. Здесь есть люди, пожившие в Америке и приехавшие сюда, но в Америку из Германии?... Спешу успокоить читателей: большинство приехавших сюда никуда кроме Германии не поехало бы.
   Куда ещё ехать и, самое главное, зачем? Да и кому нужна ещё одна "чужая земля"? Разве оттуда легче съездить к родным пенатам? Здесь так удобно, рядом родная земля, на которую можно съездить несколько раз в год, а то и пожить несколько месяцев, получая социальное пособие. Немцы смотрят на это неодобрительно, но для советского человека если нельзя, но очень хочется - то можно.
   "Cоциал" там больше? Или английский легче немецкого? Может и мечтал кто об Америке, но, приехав сюда, напрочь эти мечты из головы выбросил.
   И никто никого прикармливать, холить и лелеять здесь не собирается. Наоборот - последние два-три года идёт ухудшение условий жизни в Германии вообще и иммигрантов - в частности. Наиболее сильно это коснулось людей старшего возраста. И хотя до условий жизни в странах исхода не дошло, но по сравнению с тем, что было 8-10 лет назад, изменения ощутимые.
   Значительная часть иммигрантов, приехавших в 91-97 гг., считала, что приехала на курорт, созданный специально для для тех, кто измучен своей принадлежностью к евреям. Их ошеломил полученный высокий уровень жизни: квартиры, социальное пособие, во много раз превышающее получаемую раннее зарплату (самое главное, превышающее иногда зарплату, которую они могли получить здесь в силу незнания языка) и отсутствие необходимости работать (сейчас экономическая обстановка страны ухудшилась, что немного отразилось на положении иммигрантов). Когда социальное ведомство предложило одному из таких иммигрантов работу, тридцатипятилетний человек с ужасом делился с окружающими: "ОНИ хотят заставить меня работать!". На какие только ухищрения не идут, только бы спокойно пребывать на вожделенном социале! Наиболее полно выразил своё отношение к необходимости трудиться для получения хлеба насущного один из русских членов семьи еврейских иммигрантов: "Я на немцев работать не буду, будут приставать - уеду обратно". А уж на евреев он, и такие как он, жаждут работать ещё меньше.
  
   "эмигранты получают статус, не дающий им возможность стать гражданами Германии ранее, чем через 7 лет после приезда и сдачи специального экзамена на немецком языке..."*
  
   Третье важное отличие еврейской иммиграции в США и репатриации в Израиль от иммиграции в Германию состоит в том, что она находится под жесточайшим "прессом" России. Если спросить иммигрантов о политиках России или кто спикер Госдумы, назовут обязательно. Тот же вопрос о немецких политиках останется чаще всего без ответа, некоторые не знают даже руководителей общины, не говоря уже о руководстве Центрального Совета евреев Германии.
   Даже если приехали они из Украины, Узбекистана или Прибалтики голова у них болит о проблемах России. Интерес подогревается и тем, что многие имеют возможность довольно часто ездить на родину. А ведь эти люди после получения гражданства будут избирать парламент и правительство Германии. Смогут ли они ответственно подойти к этому? Власти отдают себе отчёт, что евреи, как и остальные иммигранты немцами не станут, интересы приютившей страны им не очень важны. Без языка, знания сведений о государственном устройстве и законах страны полноценными гражданами не становятся. Тем более, что и многие еврейские иммигранты старшего возраста не собираются становиться гражданами Германии. Молодёжь - другое дело. Но для этой категории - другие правила. Срок проживания в Германии - 6 лет, экзамен - не нужен, т.к. почти все получили какое-либо образование здесь и работают.
   Проблема в другом: здесь почти полностью отсутствует влияние еврейских национальных институтов. В Израиле дети изучают иврит, еврейскую историю, осваивают традиции, слышат еврейскую музыку, в Штатах этим занимаются еврейские общины, имеющие традиционно большое влияние. Здесь же в школе дети слышат немецкий язык, литература, история - тоже немецкие, на дискотеках звучат мелодии со всего мира. А дома зачастую установлена "тарелка" для приёма русских развлекательных программ и русской информации. До еврейства ли тут?
   Почему ещё особенно сильны "русские" настроения в еврейской эмиграции: с немецкими поздними переселенцами - как именуются приезжающие немецкие эмигранты - сейчас приезжает большое количество этнических русских (в Германии уже находится от 2,5 до 3 млн. поздних переселенцев. И, если раннее приезжали семьи, состоящие только из этнических немцев, то сейчас этнические немцы составляют не более половины приезжающих переселенцев). Многие прилагают усилия для интеграции, чему способствует полученное сразу гражданство и существенная помощь властей. Ещё до приезда сюда переселенцы знают, что они немцы или должны ими стать. Те же, кто желает остаться русскими, прилагают отчаянные усилия для этого и привлекают в союзники еврейских иммигрантов. Во-первых, потому что к попыткам сохранить рускую культуру этнические немцы-переселенцы зачастую относятся неодобрительно, а во-вторых, именно евреи привезли сюда более высокий уровень образования благодаря тому, что жили в больших городах, в отличие от переселенцев, которые чаще всего проживали в сёлах и небольших посёлках. Можно привести массу примеров об участии евреев в русскоязычных газетах Германии, об организации ими многочисленных культурных обществ и т.д.. Это единственная возможность для немногих извлечь для себя материальную пользу на основе знания русского языка. Поэтому почти все они стараются сохранить русский язык у иммигрантов, а параллельно с этим уменьшить влияние еврейских общин, изменить или ослабить их национально-религиозный характер.
   Статьи о пользе сохранения русского языка пишут, в основном, представители старшего поколения, отставные учителя словесности и истории. То есть те, кому уже нет необходимости (в силу возраста) или желания учиться (из-за необходимости приложения огромного труда без больших перспектив какой-либо отдачи).
   Те, кто в молодом возрасте (лет до 30) проявил достаточно воли, чтобы отказаться от русского языка и полностью "погрузиться" в немецкий, могут достичь успехов в учёбе и получить полноценное образование, дающее возможность стать инженером, врачом, управленцем и т.д.. Это даёт высокий заработок при затратах умственной, а не физической силы. Важны, конечно, и способности, но настойчивость и труд могут компенсировать нехватку способностей. Тех, кто остаётся приверженцем всего русского, отодвигая немецкий на второй план, ждёт работа на конвейере, грязные и тяжёлые работы с соответствующей низкой оплатой (здесь, как и во всяком нормальном мире, выше оплачивается умственная и творческая работа, а не грубый физический труд - как в СССР). Вот и получается, что стремление сохранить "русскость" ведёт к консервации бедности.
   Разумеется, обидно тем, кто приехал сюда с сознанием, что является носителем высокой культуры. Убедившись, что его знания никому здесь не нужны, кроме горстки бывших соотечественников, они с упорством, достойным лучшего применения, ратуют за сохранение здесь русской культуры и языка. Чего греха таить, некоторые лелеют мечты, что Россия вот-вот внезапно расцветёт и им или их детям удастся вернуться обратно. Но это тема отдельного разговора.
   Для привлечения евреев русские общества заявляют о своей поддержке еврейства и желании помочь в приобщении к еврейству. Еврейским образованием иммигрантов там занимаются ба-а-альшие специалисты. "Главный редактор" газетки такого общества может опубликовать статью о Хануке, начинающуюся словами: "Глядя на девятисвечную менору, изображённую на гербе Израиля ..." (выделено мной - В.Б.) и соответствующего этой фразе содержания. Дама гордо именуется историком и пишет статью, например, о караимах. Правда, путает их с хасидами и образование этого течения относит к XVIII веку. Всех их ничему еврейскому ни в школе, ни в институте не учили. А для них ведь главное - не знать и уметь, а сметь...
  
   А что же общины?
   "Принадлежность репатриантов к еврейству определяют лидеры местной общины, причём те, кто не признан евреем по Галахе, в списки не вносятся.
   Чтобы зарегистрироваться в еврейской общине, следует внести определённую плату."*
  
   Действительно, для вступления в члены общины необходимо документально подтвердить своё еврейство по Галахе во Франкфурте-на-Майне. В некоторые общины принимают только тех, кто, кроме подтверждения еврейства во Франкфурте, прошёл обряд обрезания. В других дополнительно требуют некоторого знания еврейских традиций. Но везде без платы за регистрацию!
   В отличие от других общин, в нашу общину принимают всех, подтвердивших своё еврейство. Регистрация и членство в общине - бесплатны. В созданном бюро переводчики оказывают вновь прибывающим в оформлении необходимой документации для последующего представления в различные амты (учреждения), а также необходимых бумаг (либо непосредственного участия) при посещении врачей. Эта помощь абсолютно бесплатна. Переводчики очень внимательны и добросовестны. И трудно оценить помощь, оказываемую всем, особенно пожилым людям. Председатель общины очень доброжелате-лен и для иммигрантов, обращающихся к нему с просьбами, делает все возможное.
   Казалось бы - идиллия. Остается только прекратить стенания об оторванности от еврейских корней и припасть к истокам. Благо при общине есть довольно большая библиотека с литературой на немецком и русском языках - художественная и религиозная. Еженедельно и в праздники раввин проводит богослужения, он и его жена обучают детей религии и истории еврейского народа (обучение христианству в немецких школах обязательно, но если ученик исповедует другую религию, то он изучает свою религию у преподавателя, имеющего разрешение на преподавание от министерства образования. Те, кто заявил себя атеистом изучают этику). Тем более, что забот о хлебе насущном почти нет, а у пожилых членов общины - их нет вообще. Как бы не так!
   В первые годы после начала иммиграции председатель общины говорил, что в нашей общине было два чуда: в 1938 году пожарники и полиция не дали сжечь синагогу из-за опасности пожара в близ стоящих зданиях (сейчас зданию синагоги почти сто лет); а в 1993 году, когда в синагоге перестал собираться миньян, началась иммиграция из СНГ. И, действительно, в первые годы почти все, прибывающие в общину, считали своим долгом присутствовать на молитве.
   Теперь же он об этом вспоминает всё реже, а чаще по пятницам после молитвы просит присутствующих придти в субботу. Из-за отсутствия миньяна начало субботней службы часто задерживается. С "уходом" старшего поколения религиозная (а с ней и национальная) жизнь заглохнет. Местные евреи на молитву почти не приходят. Если в первые три-четыре года дети иммигрантов, посещающие уроки религии ещё заходили на молитву по пятницам, то сейчас на службе или на культурных мероприятиях общины редко встретишь людей моложе пятидесяти лет. Службу не посещают многие из тех, кто получает деньги за работу в общине, а библиотека - самое непосещаемое место в общине, месяцами в неё никто не заходит. И это при том, что в нашем городке проживает более восьмисот человек приехавших как еврейские иммигранты.
   Вся работа по еврейскому просвещению сводится к вечерам вроде просмотра фильма "Двенадцать стульев" (заметьте, один из авторов книги был евреем!) или посвящённому творчеству Андрея Миронова (ведь папа у него тоже был еврей!), а пособием по изучению еврейского образа жизни служит картина "Приключения Ребе Якоба" с Луи де Фюнесом в главной роли.
   Что ничего еврейского в этом нет - не суть важно. Главное состоит в том, что два десятка пожилых людей, испытывающих недостаток общения, соберутся и развлекутся. Нельзя сказать, что вся культурная работа в общинах сознательно направлена на профанацию еврейства и иудаизма, но на деле происходит именно это.
   Есть у этой "медали" ещё одна сторона: руководство общины совершенно не заинтересовано в её работе. Приходят ли люди в общину, движимые интересом к религии, еврейской жизни, культуре и т.п. или годами не заглядывают в общину - руководству общины дела нет. Единственное, что важно - проведение богослужения. Ведь деньги общине от государства положены, в основном, как религиозной организации и содержание община получает от государства, которое регистрирует численность еврейских иммигрантов при "прописке".
   Существуют общественные организации, получающие помощь от города или государства. Иногда "русским" обществам удаётся пристроиться к ним и тоже получить помощь. Эти общества служат их руководителям способом улучшить своё материальное положение и напрямую зависят как от количества членов этих обществ, так и от числа участвующих в их мероприятиях. При этом интересно наблюдать насколько эффективнее используются ими даже мелкие подачки государства и как зачастую бездарно выбрасываются на ветер значительные суммы, получаемых общинами.
   Между старожилами и вновьприбывшими стена непонимания и отсутствие всякого интереса. Особенно это заметно у молодёжи. Казалось бы новички должны вызывать интерес (или любопытство). Ничего подобного! И это при том, что в отличие от взрослых, юноши и девушки быстро овладевают языком, а по уровню образования не уступают немецким сверстникам. Но никакого контакта между ними нет. И, если русскоговорящие молодые евреи держатся "своей" компанией, в которой они составляют большинство, то местные, кажется, растворяются среди этнических немцев.
   Это не расизм и речь идет не о "чистоте" крови. Дело в том, что здесь многие проблемы, которым в СССР не придавалось значения, приобретают остроту.
   Я жил в многонациональном городе Одессе. Когда на какие-либо торжества собирались родственники и знакомые, за стол садились 25-30 человек. И все они были евреями, все, или почти все, знали идиш, частенько танцевали фрейлехс. И партнёры в браке, чаще всего, были одной национальности. В школе вопрос национальности никогда не возникал и никто ею не интересовался, но почему-то мой круг общения почти всегда составляли только евреи. Даже дети из смешанных семей старались примкнуть к еврейскому кругу, хотя это не давало никаких преимуществ, просто в общении с евреями они чувствовали себя своими больше, чем среди русских или украинских сверстников. И всё это при том, что все были абсолюто нерелигиозны.
   Иное дело здесь. Разумеется, люди разных вероисповеданий могут зарегистрировать брак в ЗАГСЄe, могут жить вовсе без регистрации брака. Партнёры приходят к согласию по вопросу религии детей и, чаще всего, еще одним евреем (или еврейкой) становится меньше.
  
   "Членство - на вес золота: оно обеспечивает эмигрантам существенную материаль-ную помощь...."*
  
   Если бы это было так, то от желающих стать членами общины отбоя не было. Всё с точностью до наоборот - это общины дерут со всех, кого могут. Если есть возможность -берут ежегодный налог, так называемый "кирхенштоер", даже с тех, кого не приняли в общины. Это, в свою очередь, порождает ответное действие - некоторые молодые иммигранты, добившиеся определённых успехов и получающие или надеющиеся получать в будущем неплохую зарплату, чтобы не платить не оформляют своё членство в общинах или официально заявляют о выходе из общины.
   Что касается "существенной материальной помощи", то до сих пор она ограничивалась только маленьким телевизором к семидесяти- восьмидесятилетию (только по личному заявлению) и бесплатными похоронами членов общины, получающих социальную помощь, с установкой памятника. Сейчас отменена оплата похорон социальным ведомством, если у покойного есть работающие близкие родственники. Поэтому такие члены общины, получавшие социальную помощь, могут рассчитывать только на бесплатный обряд проводов в "последний путь".
   Кроме того, члены общины могут рассчитывать также на мелкие скидки при поездке в экскурсии, при посещении некоторых зрелищ, на которые общиной организуются совместные походы. Но это всё изредка и не покрывается членскими взносами (в тех общинах, где они есть). В некоторых общинах получатели социальной помощи платят 2-3 евро в месяц членских взносов. Это отсеивает часть любителей халявы и жаль, что это практикуется не во всех общинах.
  
   "Порядка 20000 женщин и детей, прибывших из бывшего СССР, хотели бы пройти гиюр, чтобы быть зарегистрированными в еврейской общине, однако это нереально".*
  
   За всё время жизни в Германии я не встретил ни единого человека, жаждавшего пройти гиюр, тем более только для вступления в общину. Если и есть такие желающие, то их количество меньше на два, а то и три порядка.
   Но может быть речь идет о необрезанных евреях, подтвердивших своё еврейство во Франкфурте? Это является причиной трений в некоторых общинах, где членство зависит от прохождения этого обряда. Хотя число таких евреев составляет не менее 3-6 тысяч, желающих пройти этот обряд для вступления в общину тоже, я думаю, немного.
  
   "Бени Блох, глава Централ-Рат (еврейской общины Германии) настроен вполне сионистски: он готов способствовать Еврейскому агентству в организации молодёжи в Израиль. Однако основная часть финансирования данной организации обеспечи-вается правительством Германии, из-за чего и вся её деятельность направлена на то, чтобы организовать "еврейскую жизнь" на месте, но не способствовать переезду евреев в Израиль...
   ... На этом фоне Сохнут и правительственные израильские организации выглядят нищими и импотентными: они не располагают такими средствами, как ХАБАД".*
  
   Здесь надо начать с того, что глава Централ-Рата - Пауль Шпигель. И настроен он отнюдь не сионистски. А Бени Блох - глава ZWST (Центральной благотворительной организации еврев Германии). Ему по должности необходимо выпрашивать деньги.
   Должен заметить, что даже средства, имеющиеся в распоряжении многих организаций, расходуются нецелесообразно. Совершенно не учитывается специфика иммигрантов: в отличие от стран СНГ, где евреи нуждаются в материальной помощи для поддержания своего существования, здесь в этом нет необходимости. Все организации осуществляют свои мероприятия, почти не интересуясь "конечным результатом", по принципу - лишь бы деньги потратить. И хотя многие цели у еврейских организаций схожи и могли бы дать эффект при взаимодействии, практически вся работа идёт вразлад подобно басне Крылова про лебедя, рака и щуку с приблизительно тем же результатом.
  
   Еврейская община Германии представляет собой то ли мыльный пузырь, то ли воздушный шарик. Кому-то нужно его надувать: Германия демонстрирует свою толерантность и демократичность; руководители общины зарабатывают политический капитал; некоторые международные организации имеют объект для приложения усилий и оправдания своего существования. И крутится эдакое радужное чудо-юдо.
   А что под оболочкой? Мы являемся очевидцами агонии еврейской общины Германии. Этот процесс сдерживается только тем, что старые общины были действительно еврейски-ми и руководство ЦСеГ смогло в своё время получить материальную поддержку прави-тельства. Пока ещё продолжается процесс приёма эмигрантов, иммигранты знакомятся с реалиями, осваиваются в новой жизни. Но этот процесс подходит к концу и продлится еще три-пять лет: квота на приём еврейских беженцев составляет 250 000 человек, по раз-ным оценкам приехало уже от 130 до 170 тысяч (только за пооследний год приехали около 19 000 человек). Как только прекратится приток еврейских иммигрантов, шарик начнёт сдуваться либо мыльный пузырь лопнет, а фактически одно и то же.
   Уже сейчас некоторыми общинами руководят выходцы из СНГ. С точки зрения сохранения еврейства - результат негативный. Да и не может он быть другим: ведь у нас нет никакой культуры, кроме советской, нет общего языка, кроме русского. Требования сохранения еврейского характера общин вызывает, мягко говоря неприязнь, которая сквозит также в других статьях "Еврейской газеты".
   Наша община считается ортодоксальной, хотя о соблюдении членами общины кашрута речи нет, и после молитвы во время кидуша женщины могут обсуждать животрепещущий вопрос: в каком магазине свинина лучше и как её вкуснее приготовить. Раввин не начинает молитву, пока не придёт председатель общины (Б-г может подождать), женщины в зале синагоги сидят вместе с мужчинами, а к Торе вызывают необрезанных евреев. Для многих (и не только в Германии) это кажется милыми пустяками, не достойными внимания. Дело вовсе не в том, чтобы заставить всех соблюдать требования ортодоксального иудаизма или сделать поголовно всех иммигрантов верующими, просто отношение к религии, одной из составляющих нашей национальной культуры, наиболее ярко высвечивает картину общего упадка.
   Все эти, недопустимые для ортодоксального иудаизма отклонения, свидетельствуют о том, что явочным порядком общины скатываются для начала к либеральному иудаизму. Официальный переход в ряды либеральных общин сдерживается, во-первых, позицией ЦСеГ, а, во-вторых тем, что либеральным общинам не оказывается государственная поддержка. Приходя "во власть" в общинах, выходцы из СНГ в первую очередь избавляются от "слишком религиозных" раввинов. Это "размывает" общины, превращает их в эдакие интернациональные клубы (особенно, если широко распахнуть двери общин руководствуясь принципами, близкими к "закону о возвращении" или критерием - еврей тот, кто чувствует себя евреем - о чём мечтает большинство иммигрантов, имеющих слабую связь с еврейством или детей, отошедших от еврейства), в которых будет создаваться видимость религиозности для получения государственных субсидий.
   Процессу притока неевреев способствует также отчуждённость немцев: иммигранты осознают, что они не могут слиться с ними. И как бы хорошо они не устроятся, близких отношений с немцами не будет, всегда будет между ними холодок или барьер - кому как нравится это называть. А желание иметь какую-нибудь, могущую защитить при необходимости организацию, и жажда общения заставляют сближаться с теми, кто кажется "родней" в силу воспитания и общности положения. Именно они и их еврейские родственники борются за "снижение планки" в правилах признания человека евреем и протестуют против "излишне" еврейского характера общин. Недалеко то время, когда в еврейской общине раздастся долгожданный вопрос: "А жидам что здесь надо?!"
   История никого не учит, хотя, как говорил Экклезиаст: "Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем". Достаточно вспомнить, что аналогичная ситуация уже была две тысячи лет тому назад: размытые Павлом критерии приема в общины привели к тому, что в христианские общины хлынул поток язычников, полностью изменивший их первоначально еврейский характер.
   Поэтому из ядовитого варева, которое замешивают homo sovetikus в еврейской общине Германии, съедобного для евреев блюда получится не может.
  
  
  
   * Цитата из статьи Евгении Кравчик "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше..." (www.rjews.net, "Новости недели", Израиль)
  
   Виктор Болотников
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"