Бондарчук Максим Сергеевич: другие произведения.

Любовь по расчету

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения на тему взаимоотношений писателя с издательством на примере себя, коллег и людей, некогда работавших в этой сфере.


Любовь по расчету.

  
   Откровенно говоря, я долго думал выкладывать ли сей опус на суд читателя или все же оставить "в столе" покрываться слоем пыли и собственных мыслей до лучших времен. Но последние события, о которых я расскажу немного позже, все-таки сделали свое грязное дело, и я решил таки поделиться своими размышлениями на эту наболевшую для любого читателя/писателя тему.
   Итак - любовь по расчету. Что это такое? В самом простом понимании, которое встречается в нашей жизни почти каждый день и на каждом шагу - это возможность достижения каких-либо корыстных целей прикрытых понятием "любви". Я сейчас не буду (да и откровенно говоря) и не хочу углубляться в суть слова "любовь" потому как само по себе оно не имеет какого-то общего, универсального для каждого человека определения. Что уже говорить про то, что существуют и отдельные "подвиды" любви, такие как любовь к матери, любовь к Родине, любовь к ближнему своему и т.п. Пусть каждый сам определит для себя, что оно для него значит. Но тем не менее, когда речь заходит именно о любви по расчету, чаще всего воображение рисует картину прекрасной молодой девушки, стоящей рядом с толстым и некрасивым взрослым мужчиной (в лучшем случае) в дорогом костюме и наигранно изображающей любовь. Сложно поверить в искренность подобной ситуации, но сегодня такое встречается очень часто и многие, кто хотя бы раз в жизни видел такое, задавались вопросом: как это возможно? Ответ всегда и во все времена лежал на поверхности. Красота - продукт скоропортящийся и умение вовремя воспользоваться ею это практически залог хорошей и приятной жизни до самой смерти.
   Почему я завел эту тему? Потому что именно так можно в принципе охарактеризовать отношения любовного треугольника "издательство-писатель-читатель". Только здесь богатый дядька - это издательство, красота и молодость - это труд писателя, который он старается как можно быстрее, раньше и подороже продать, а читатель - то окружение, которое за всем этим наблюдает со стороны. И если в самом обществе подобные, назову это так, "неравновозрастные" отношения вызывают чаще всего осуждение с такой небольшой долей иронии, то те люди, которые индуцируют подобное, считают это практически нормой. Скажу прямо - я не верю, что "...любви все возрасты покорны". Не верил в это до самой последней страницы "Лолиты" Набокова, когда перевернул ее и отложил прочитанную книгу в сторону. И пусть меня осудят те, кто счастлив в подобных браках, но мое мнение вряд ли изменится.
   Однако именно такие "отношения" в самом его плохом проявлении сегодня царят в мире российского (да и белорусского) книгоиздательства. И если уж говорить о стране в которой я сейчас живу (РБ), то хочу сразу оговориться, что издательств уровня России здесь нет. От слова совсем. То, что сейчас работает, целиком ориентировано на госзаказ, изредка выпуская небольшие тиражи классиков белорусской литературы и некоторых современников. К сожалению, все попытки хоть как-то достучаться до некоторых из них и предложить сотрудничество вызывали недоумение у редакторов, которые с серьезным лицом отказывали и заканчивали разговор, мотивируя отказ тем, что им сейчас просто невыгодно подобное сотрудничество и заниматься этим в ущерб гарантированному госзаказу они не будут. И самое страшное - я их понимаю. Расчет...выгода...профит...гешефт, называйте это как хотите, но суть такова: ты должен "продаваться", иначе в тебе просто нет никакого смысла. Зачем тратить время, нервы, деньги, на то, что может так и остаться лежать на полке. А как понять, что нужно писать, чтобы книги разлетались как горячие пирожки?
   У меня есть друг и коллега, с которым мы уже много лет работаем на одном поприще и живем практически рядом (вообще в Беларуси все живут рядом, не такое уж это и большое государство), так вот он уже как четыре года стабильно издается в российском издательстве и с улыбкой (может даже ехидством ) поглядывает на мои безуспешные попытки хоть как-то пробиться в этот мир. До последнего времени он лишь пожимал плечами, отвечая на мой вопрос "Как?", говоря мол: "...ну, как-то получается". И лишь недавно раскрыл свой "секрет", предварительно взяв меня с собой в книжный магазин и проведя вдоль стеллажей забитых до самого отказа популярной литературой. Вся хитрость была в том, что он просто брал книгу в руки, открывал аннотацию и быстро, насколько это было возможно, пробегался по многочисленным страницам/сюжету/главам/подглавам, затем ставил обратно и брал новую... На все про все уходили какие-то считанные минуты, но к тому моменту, когда мы возвращались домой и он садился за стол, брал листок бумаги, ручку и начинал быстро набрасывать грубый "остов" будущей работы, сюжет новой книги считай был почти готов. Оставалось лишь обернуть его в красивую фэнтэзийную обертку. Вот так! Фактически из ничего рождалась новая книга. Плагиат, скажите вы? В чем-то я соглашусь. Менялись имена главных героев, название мира, его декорации, злодеи, но самое важное, то ради чего он вообще это делал, оставалось неизменным. Он просто брал в руки то, что издают и... писал тоже самое. По понятным причинам я не буду называть имя своего друга-писателя. Это ни к чему. Важен сам факт того, как он продает собственный результат своего ремесла. Сам же он относится к этому делу как к спорту, оправдываясь тем, что "...если бы я писал то, что мне НРАВИТСЯ, а не то, что ПРОДАЕТСЯ, я бы сейчас был как ты". Тогда я обиделся, но сейчас, спустя время и, оглядываясь на то, как было, как стало и как, вероятно, будет, я его прекрасно понимаю.
   Жизнь писателя, его творчество - это бесконечная борьба между НРАВИТСЯ и ПРОДАЕТСЯ. Это сделка с дьяволом, фактически самый важный выбор, который должен сделать любой, кто вообще становится на этот путь. Учитывая тот факт, что писатель - это синоним слова нищий, то сегодняшнее время, сегодняшний мир, особенно сильно заточенный на материальное, очень ненавязчиво диктует этот выбор. Кто-то скажет: "А как же Кинг? А Д.Мартин? А Донцова? Все те, кто зарабатывает именно этим?". Конечно, они смогли добиться своего, нашли собственную нишу и твердо заняли ее, но они капля в море, исключение из правил, которое очень редко, но все же встречается в наше время. Зачастую все происходит с точностью да наоборот. Бешенный ритм жизни диктует свои правила и многие, поддавшись этому бурному течению, соглашаются на предложенные условия. И вот тут то начинается самое страшное... Как одинокая женщина, чей возраст, перевалившись за отметку в тридцать пять, она начинает метаться из стороны в сторону, с одного сайта знакомств на другое, в надежде найти "ну хоть кого-нибудь". Так и писатель, уставший от попыток пробиться сквозь бетонную стену "формата", вскоре либо бросает сие дело, либо соглашается на предложенные условия...
   Почему так происходит?
   На самом деле причина проста и банальна. И заключается она в денюжках...
   Но, как говорится, все познается в сравнении. И чтобы немного объяснить суть моих мыслей, сделаем небольшой экскурс в прошлое. Во времена Союза (сразу признаюсь, я родился в СССР, но время это пришлось почти на самый конец его существования, поэтому не смог сознательно в нем пожить, однако среди моих друзей, знакомых, очень много взрослых людей, не просто заставших то время, но и много лет проживших в нем и рассказывавших как обстояли дела с книгоизданием в то время) издательство было одно - государство. И помимо идеологической составляющей (чего греха таить), оно преследовало, чтобы там сегодня не говорили всякие "эксперты", цель просвещения собственных граждан. Цензура, которую так любят хаять сегодняшние свободолюбивые товарищи, делала очень важную и полезную вещь, она как фильтр отсеивала откровенное непотребство, держа качество книг (содержание) на хорошем должном уровне. Как говорил мой знакомый, еще при Союзе работавший редактором газеты: "...можно было придти на книжную ярмарку или книжный магазин, закрыв глаза, взять любую книгу и, если речь не идет опять таки об идеологической литературе, быть уверенным, что ты не пожалеешь о потраченных деньгах". Сегодня такое просто невозможно. Даже советы близких друзей не могут быть гарантом того, что книга придется тебе по вкусу. Естественно, по ряду причин многие хорошие писатели той эпохи, такие как Сергей Довлатов, поэт И.Бродский и многие другие не могли ее пройти, но время все расставило по своим местам и эти, без сомнения, великие люди заняли свое место в памяти читателей.
   Что же произошло? С момента развала государства и воцарившейся на всем его пространстве госпоже "рыночная экономика", такие "устаревшие" понятия как просвещение отошли даже не на второй план, а были заброшены на антресоль и забыты. Естественно освободившаяся ниша не могла долго оставаться пустой и на рынке появились первые издательства... Чтобы удержаться и выжить в той суматохе, ИД вполне объяснимо начали издавать все, что имело хотя бы малейший спрос и подавало надежды на хорошие продажи. И то, что в свое время цензура не пропускала в головы людей, бурным потоком поперло с невероятной силой...
   Я не обвиняю их в этом. Упаси Господь! Рынок диктовал свои условия и чтобы выжить, они были вынуждены делать так. Но время шло, ситуация в стране постепенно улучшалась и становилась все более предсказуемой. Каждый получил свой кусок читательской аудитории.
   И все же почему любовь по расчету и причем здесь писатели, издательства и читатель?
   Все очень просто, дорогой друг. Сегодняшнее книгоиздательство - это крупный бизнес, где любая ошибка или огрех может привести к потере аудитории, и следом в свою очередь - прибыли. Каждое издательство имеет свой строго очерченный круг читателей. Каждая серия, будь то научная фантастика, ЖЮФ, боевая фантастика и прочие, предназначены и заточены под конкретного читателя. И под эти форматы, словно по лекалам, пишется ПОЧТИ все, что можно увидеть на бумаге.
   Что такое формат?
   Я не знаю как интерпретируют это слово те, кто работает в издательствах, но по собственному опыту общения с ними, с представителями ИД, которые выходили на меня с предложениями издать работу с "некоторыми поправками", можно сказать следующее. Формат - это некий условный набор критериев, предъявляемый к конкретному тексту. Одному Богу и редактору известно, что под этим скрывается. Но самый простой способ узнать это, делать как мой коллега: брать изданную книгу и прочитать ее, сделав определенные выводы.
   И вот тут, когда человек, впервые написавший что-то, что он хочет издать, пытается продать права на книгу конкретному издательству, начинается любовь по расчету...
   В чем она заключается?
   Когда я только-только начинал делать первые шаги в этом доселе непознанном мире, я искренне верил в то, что упорством и тяжелым трудом можно пробить себе дорогу практически в любом направлении. Отчасти так оно и есть, но как показала практика и время, в книгоиздательстве все обстоит немного по-другому и подчиняется совершенно иным законам, где очень часто личные интересы и принципы писателя не укладываются в стройный план крупных издательств. Иллюзии отпадают практически сразу. Не верьте тому, что пишут в многочисленных статьях в интернете, мол "...хорошая книга, неважно в каком жанре написанная, всегда найдет своего издателя". Это неправда. Ты либо играешь по правилам (или как писал выше - принимаешь условия и работаешь над тем, что востребовано) и можешь рассчитывать на результат, либо остаешься за бортом. И если сегодня популярны вампиры и оборотни, да будь вы хоть трижды Хемингуэй, а на руках у вас шедевр уровня Старик и море, ну не издадут вас, просто потому, что это никто не купит. Затраты на производство так и останутся висеть огромным минусом в екселевском бухгалтерском отчете, чего конечно позволить себе не может ни одно издательство. Но издаться ведь хочется...как и девочке, которая видит свою подругу в руках богатого пузатого дядьки на дорогом автомобиле и завидует ей, подумывая о том: "может и мне так попробовать. А что? Ну потерплю, зато потом не буду ни в чем нуждаться", так и писатель рано или поздно приходит к вопросу о том, а может ну его...
   Что мы получаем в итоге?
   Горы однотипной литературы разной степени "винрарности" и плагиата. Хорошо это или плохо? Это закономерно. Тенденция не возникла вчера или несколько лет назад, она формировалась два с лишним десятилетия. Выросло новое поколение, ускорился ритм жизни, количество информации, вливающееся в голову человека, резко увеличилось, и сейчас читают не для того, чтобы о чем-то поразмышлять, а наоборот - чтобы дать мозгу остыть. А как известно спрос рождает предложение. Хотите легкое чтиво? Нате! Книжные магазины буквально пестрят "палп фикшеном" любых красок и мастей. На любой вкус и возраст. Но, к сожалению, в погоне как можно быстрее удовлетворить резко возникший спрос вываливанием на рынок килотонн данной литературы, невольно забыли о других. И пока этот спрос будет высок, говорить о каком-то кардинальном сдвиге в иную сторону просто не приходится. Условия выставлены, правила известны, выбор за нами.
  
   P.S.
   Не поймите меня неправильно. Я не претендую на роль эксперта или истины в последней инстанции, не пытаюсь слезно выдавить сожаление в свою сторону. Все вышеизложенное это исключительно мое личное мнение, мои мысли и моменты сотрудничества с некоторыми издательствами, их представителями, а также кратко изложенные воспоминания друзей и знакомых. В разговорах на подобную тематику я часто сталкивался с мнением, что книгоиздательство, а конкретно: отношение издательства и писателей, - это эдакий рабовладельческий рынок, с той лишь разницей, что раб сам пытается найти себе хозяина, искренне веря в то, что в конце-концов, через некоторое время, получит долгожданную свободу, которой сам когда-то лишился по собственной воле.

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Д.Дибенко "Картежник - Реабилитация " (ЛитРПГ) | | А.Ливадный "Нейр" (ЛитРПГ) | | О.Обская "Наследство дьявола, или Купленная любовь" (Попаданцы в другие миры) | | К.Огинская "Касимора. Не дареный подарок" (Юмористическое фэнтези) | | Д.Сугралинов "Level Up" (ЛитРПГ) | | С.Шёпот "Лерка. Второе воплощение" (Приключенческое фэнтези) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | Н.Кофф "Забавы ради... " (Короткий любовный роман) | | В.Чернованова "Александрин. Яд его сердца" (Романтическая проза) | | А.Минаева "Дыхание магии" (Приключенческое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Котова "Королевская кровь.Связанные судьбы" В.Чернованова "Пепел погасшей звезды" А.Крут, В.Осенняя "Книжный клуб заблудших душ" С.Бакшеев "Неуловимые тени" Е.Тебнева "Тяжело в учении" А.Медведева "Когда не везет,или Попаданка на выданье" Т.Орлова "Пари на пятьдесят золотых" М.Боталова "Во власти демонов" А.Рай "Любовь-не преступление" А.Сычева "Доказательства вины" Е.Боброва "Ледяная княжна" К.Вран "Восхождение" А.Лис "Путь гейши" А.Лисина "Академия высокого искусства.Адептка" А.Полянская "Магистерия"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"