Бондаренко Марина Андреевна: другие произведения.

Моя малая Родина

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 8.53*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это эссе - творческое задание для государственного экзамена в Институте журналистики и литературного творчества. Очень хорошая работа как по собственной оценке, так и по мнению профессионалов


С чего начинается Родина...?

  
   Воспоминание из детства: потрепанный учебник на верхней полке книжного шкафа в дальнем углу. На синей обложке из-за огромной буквы "А" выглядывает счастливая детвора в школьной форме - мальчик в синем костюме, с ранцем за плечами и девочка в коричневом платье и белом фартучке.
   Это - Букварь... Первая книга школьника. В качестве вступления - ободряющее обращение к первоклассникам, завершающееся громкими словами, от которых не только детей, но и взрослых бросало в дрожь: "мама, Родина, Ленин"...
   Первоклассники 90-х, мое поколение, уже не изучали фамилию коммунистического вождя как "самое дорогое и близкое для всех слово". Зато четко усвоили, что "Родина" пишется с заглавной буквы наряду с именами собственными.
   Мы как-то не задумывались над тем, что такое Родина. Для нас все было очевидно и понятно без лишних объяснений. Родина - это место, страна, где ты появился на свет, где жили твои предки и где теперь покоится их прах. Родина - это самое дорогое, что есть у человека. Она - единственна, и нет преступления страшнее, чем предательство своей отчизны.
   Так нас учили, но время меняет и память и мнения. Взрослея, мы начинаем размышлять и сомневаться в идеалах, привитых в детстве, пытливо проверять и, либо отрекаться, либо хранить им верность. И вот, спустя почти двадцать лет снимаю с полки уже другие книги - толстые словари и задаюсь вопросом, какой же смысл кроется под этим гордым словом - Родина.
   Родина - понятие неоднозначное. Это не только страна или земля, на которой человек появился на свет. Это еще и место, к которому испытываешь, можно сказать, влечение, любовь. И чувства эти отнюдь не всегда связаны с историческими корнями человека. В большинстве случаев мы привязаны к стране, где прошло наше детство, где мы сделали первые неуверенные шаги. К тем местам, которые помним с самого юного возраста. Но есть еще и другая сторона этого вопроса, связанная с людьми, которые родились в одной стране, а выросли в другой. Или же, и родились, и выросли в одной стране, и любят ее, как ребенок любит родителя, но тянется, как привязанный, к другой. Не только проникается чужой культурой и вековыми традициями, но и искренне переживает за судьбу любимой земли и ее народа. Что назовут такие люди своей Родиной? А ведь таких немало.
   "Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!" Так говорил Андрий в великой повести Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба". Предатель земли Русской? Перебежчик, променявший на женщину все самое дорогое, бесценное, что было у него? Безусловно. Но еще и человек, обыкновенный человек, который сам выбирает, что ему дороже и ближе. Мы свободны в выборе, но должны понимать, что за всякий выбор надо отвечать. Но речь не об этом.
   Вот - две разные точки зрения, два мнения по поводу одного понятия, столь непохожие друг на друга, но имеющие место быть. Какое из них верно? Это уж каждый определит для себя сам, без посторонних побуждений, подсказок, советов, приказов. Ведь понять, где твоя Родина невозможно без любви, а любить, как известно, никто не заставит, сколько ни старайся.
   Что же касается автора этих строк, отвечу так - я поддерживаю составителей словарей, но это не значит, что в моей душе не найдется места и второму определению. Просто так совпали жизнь и судьба, что по сердцу мне страна, в которой я закричала впервые в жизни. Я считаю, что Родина - это большая территория, которой принадлежит местечко, где человек появился на свет. Моя Родина - Россия, город Москва.
   Но не стану задерживаться на патриотических речах, ведь остался еще один вопрос, который хотелось бы решить. У Родины есть одно, неотъемлемое качество - какой бы выбор вы ни сделали - она всегда будет одна. Двух Родин не бывает. Но существует понятие - малая Родина. Что это такое? Ведь, если есть малая, значит, есть и большая.
   С понятием "большой" Родины мы уже разобрались. Так что же такое малая Родина? И как ее определить? Наверное, это небольшой закоулок на огромном пространстве, к которому ты испытываешь необъяснимую тягу. Место, где, буквально, легче дышится, где радостно и спокойно одновременно. Где просто - хорошо. А еще, это место, которое мы, несмотря на свою привязанность, все же покидаем, оставляем в силу каких-то причин. Из-за разлуки этой сильно тоскуем, скучаем, хотим вернуться, но это желание оборачивается либо сложностями, либо невозможностью. И все что остается - это хранить память об этих местах, таких, какими они стали когда-то дорогими сердцу. И грустить. Немного.
   Когда говорю о малой Родине, сразу вспоминаю стихотворение Николая Рубцова "Тихая моя Родина", а особенно строки:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

   Выделить из него отдельный фрагмент было не так просто - все стихотворение пропитано ностальгией, детскими воспоминаниями и тоской по ушедшим безвозвратно дням. Цитировать его целиком не стоит, а строки эти я отметила потому, что они, пожалуй, ярче всего напоминают мне о небольшой деревне Поляны на границе Тульской и Орловской областей. Эта деревня и есть моя малая Родина.
   Что можно о ней рассказать? Да, пожалуй, не так уж и много. Здесь родилась и всю жизнь прожила тетка моей матери со своей семьей. Когда я была ребенком, меня не слишком интересовала история этой деревни, а когда выросла, и появился интерес - исчезли все корни и оборвались связи. Все что мне теперь остается - это перерывать скудные данные, выложенные в Интернете и надеяться, что когда-нибудь вырвусь в те края и узнаю больше от тех немногочисленных старожилов, что еще остались в Полянах.
   В клочках истории, что мне все же удалось найти, упоминается о селах Протасово, Больших и Малых Голубочках и Комарево, соседствующих с Полянами. Протасово названо в честь своего первого владельца и основателя Андрея Ивановича Протасова. Жизнь этого человека тесно связана с именем Василия Андреевича Жуковского. После смерти Андрея Протасова, его жена Екатерина Афанасьевна Бунина едва расплатилась с долгами мужа, осталась почти банкротом, а Василий Андреевич предложил заниматься образованием ее детей. К младшей дочери, Марии, он проникся особой симпатией, даже просил ее руки, но Екатерина Афанасьевна ответила отказом. Причиной послужила родственная связь Екатерины Афанасьевны и Василия Андреевича. История сложилась таким образом: Афанасий Иванович Бунин (кстати говоря, один из многочисленных владельцев Голубочек) состоял в браке с Марией Григорьевной Безобразовой. У них родилось одиннадцать детей, из которых выжили лишь четыре девочки, одной из которых и была Екатерина. Однако судьба вмешалась в этот брак - Афанасий Бунин не смог устоять перед чарами турецкой красавицы Сальхи, привезенной крестьянином в дар своему барину с русско-турецкой войны. Сальха состояла нянькой при малолетних детях Афанасия и Марии, приняла крещение и получила имя Елизаветы Дементьевны. Добрая, красивая, молодая, она покорила сердце русского помещика. Их связь разбила брак Афанасия и Марии, гордая женщина не пожелала ничего делить с мужниной любовницей, что привело к разделению домов. У Афанасия Ивановича и Елизаветы Дементьевны было несколько детей, три девочки и мальчик, усыновленный другом семьи Буниных - Андреем Григорьевичем Жуковским. Так незаконнорожденный сын Бунина стал носить имя Василия Андреевича Жуковского, а его рождение снова соединило два дома.
   Таким образом, Василий Жуковский хотел жениться на своей племяннице, что по законам православия не допустимо. Этому браку с самого начала не суждено было состояться, однако любовь оставила глубокий след в трепетной душе поэта и отразилась на его дальнейшем творчестве.
   Что касается села Комарево, так оно интересно мне главным образом благодаря останкам Троицкой церкви, что и по сей день возвышаются хмурой громадой над деревенскими домишками. Ее строительством занимался некий Анисим Титович Князев, человек честный и ответственный, главный специалист по межеванию земель. За свою службу он пользовался уважением императрицы Екатерины II, однако ее покровительство не спасло Анисима Титовича от подлых доносов, из-за которых он лишился многих своих земель.
   Князев мечтал превратить Комарево в родовое поместье, и его мечта на время воплотилась, когда в 1793 году выстроились господский дом и церковь во имя св. Троицы. Но в суровые, кровавые времена не посчитались с мнением почивших помещиков, и от прежней красоты не осталось ничего, кроме фотографий. Только благодаря этим записям мне удалось узнать, какой некогда была церковь, которая так пугала меня, когда я была еще ребенком. Почему пугала - не знаю. Но, пожалуй, скрытый страх присутствует во мне до сих пор.
   Увы, от былого очарования изящной церкви не осталось ничего, кроме ободранного временем и Великой Отечественной Войной остова. Вместо белоснежных стен - побуревший кирпич, пустые проемы окон смотрят в зеленые дали, словно этот разбитый призрак еще ждет чего-то, надеется на человеческую совесть. Но стерто в прах былое величие - местные жители приходят лишь на кладбище, помянуть родных и близких, возложить цветы на осевшие могилы. Руины церкви теперь - лишь печальное напоминание о том, что рушить красоту и веру всегда проще, чем создавать.
   Поляны тоже хранят память о трагических событиях Великой Отечественной войны. И это не только возможные рассказы стариков. Помню, как вопреки наказаниям родителей, лазила с друзьями по заброшенным хозяйственным постройкам. Под ногами ломался и проваливался прогнивший пол, над головой ворковали голуби, встревоженные незваными гостями. Что располагалось здесь когда-то, мы не знали, зато задумывались о другом. Когда с улицы смотрели на старые стены. Над сиреневыми кисточками репейника, в рыжем еще кирпиче зияли ровные дырки и выемки, будто сильно билось о несчастное сооружение что-то мелкое, но быстрое. Не разлеталось, а крошило кирпич, оставляло на память о себе не рубцующиеся шрамы. И без разъяснений взрослых мы знали, что это были пули. Фашистские ли, советские, какая разница? Главное, и это страшно, что они так свободно летали в те роковые, омытые болью и слезами, годы, несли с собой горе, отбирали безжалостно жизни. Война не обошла Поляны. Она проехалась по ним гусеницами танков, раздавила, да не до конца. Деревня выжила благодаря своим героям.
   Их прах по сей день покоится в братской могиле недалеко от тех построек, о которых я уже говорила. Синяя ограда, под цветочными венками и просто букетами, на каменных досках высечены имена погибших, а над ними, в скорбном поклоне сидит серебряная женщина. Ее лица не разобрать - оно скрыто платком, концы которого сжимает на груди тонкая рука. Понятно - ей тяжело прощаться, быть может, под складкой ткани, на лице скульптор изобразил слезы... И так тихо кругом, так тихо, что хочется то ли кричать, то ли плакать, то ли петь что-то негромкое, спокойное, печальное. И только ласточки режут воздух острыми крылышками и задорно чирикают...
   Что с ними теперь, с моими Полянами? Не знаю, уже больше десяти лет прошло с момента последнего визита в те края. Что помню я? Уныние. Разрушенные коровники с прелым сеном и заржавевшими поилками под дырявой, похожей на ребра скелета, крышей, рядом с которыми страдает по погибшим женщина-памятник. Брошенная в полях, вышедшая из строя сельскохозяйственная техника: трактора и ядовито - рыжие комбайны ветшают и разваливаются под проливными дождями и сквозными ветрами.
   Давным-давно три раза в сутки гудела "ферма" во время дойки коров. Толстобокие, разноцветные животные толкались, и страшно ревели быки в загонах. Потом "ферма" замолчала.
   Разбитый, дырявый сарай или чапок, как говорила деревенская родня, останки сгоревшего клуба, размякшие дороги с не просыхающими даже в яростную жару лужами. Тоскливо. Грустно. Но бесценно. Ведь есть еще и другое - темная башня водокачки (и она гудела, когда наполнялась водой), склизкие бледнобрюхие лягушата, прячущиеся в траве (а как они забавно кувыркались в лужицах), зеленые сочные перья, торчащие из белоснежных луковиц, только-только выдернутых из сырой земли специально на обеденный стол, ядреный шашлык вечером, под кронами огромных лип, из свиньи, забитой утром. И еще многое, многое другое, что порождает улыбку на лице. Всего не перечислить, а если попытаться - получится книга ни в одну сотню страниц.
   Теперь Поляны медленно умирают. Что станет с моей деревней через десять, двадцать лет? Выживет или останется лишь миражом, тускнеющим в памяти? Кабы знать...
   Но я надеюсь на лучшее, верю, что в разрушенных постройках и домишках снова забьется жизнь, что, Поляны останутся сами собой, такими, какими я их помню, а если изменятся, то только к лучшему, не утратив дорогого мне лица. Что на смену грусти вернется радость, а на восстановленной колокольне Троицкой церкви запоют на всю округу звонкоголосые колокола.
   ...Уже не первый год мне снится сон, который называю кошмаром. Я стою то на перекрестке, то на главной дороге в деревне, то еду в автобусе, любуясь пейзажами. Но вижу другое - там, где зеленели леса и стелились бескрайние поля, теперь стоят однотипные коробы городских многоэтажек, пылят машины, толкутся люди. В деревню пришел город. Я кричу от ужаса, я плачу, падаю на колени от горя, понимая, что бесследно исчезло все то, чем так дорожила, куда мечтала убежать от грохота и загазованности Москвы. Но ничего не осталось, совсем ничего, а я не могу ничего, ни изменить, ни вернуть. Я просыпаюсь, и всякий раз с облегчением думаю: "Это только сон". Пока сон...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Н.В.Гоголь Повести. Государственное Издательство Художественной Литературы Москва-Ленинград. 1951 г.
   Николай Рубцов. Стихотворения. Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.
  
  
  
  
   8
  
  
  
  

Оценка: 8.53*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Гатаулин "Вирусапиенс" Е.Звездная "Хелл.Обучение наемницы" Е.Малиновская "Демон-хранитель. Сделка" А.Флим "Я - лорд звездной империи" А.Кувайкова "Друзей не выбирают. Эпизод 1" А.Вербицкий "Испытания на прочность" И.Сафина "Принц для роскошной женщины" А.Илларионова "Оборотни Его Величества" М.Князев "Полный набор-5. Бог Дракон" А.Баренберг "Вторым делом самолеты. Выйти из тени Сталина!" В.Гвор "Прорыв выживших. Враждебные земли" Ю.Скуркис "Роковое наследие" А.Радов "Изгой: Начало пути" В.Горъ "Граф-3. Клинок его Величества" В.Хватов "Ядерная осень" А.Валерьев "Объект Родина" В.Коротин "Броненосцы победы" Я.Денисенко "Закон сильного" О.Виноградова "Непристойное предложение" М.Михеев "Путь домой" Е.Никольская "Мой огненный и снежный зверь" О.Шовкуненко "Оружейник-2. Бой без правил" В.Поляков "Чернокнижник" О.Говда "Рыцарь" Ю.Иванович "Лиходеи Апокалипсиса" Н.Кузьмина "Летящая против ветра" В.Поселягин "Я - истребитель"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"