Фатнев Борис Игоревич: другие произведения.

Курсовая работа"Параллели между Pr и религиозной деятельностью"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Курсовая за 3 курс.


Балтийская международная академия

  
  
  

Курсовая работа

"Параллели между ПР и религиозной деятельностью"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Выполнил:

Студент 3 курса

Факультета "Связь с общественностью"

Дневного отделения

Борис Фатнев

N студенческого билета BSA RI7A052

Преподаватель: Илья Большаков

  
  
  
  
  
  
  
  

2010 год.

Содержание

  
  
   1.Введение 2
   2. Параллели между PR и другими науками. 3
   3. Семиотика PR - рекламы. 3
   3.1Понятие о семиотике и ее составляющих - текстах, знаках. 3
   3.2Уровни восприятия семиотического текста и его интерпретация. 5
   3.3Знаки, их сущность и свойства. 7
   3.4Структура и классификация знаков. 9
   3.5Семиотический анализ рекламного сообщения 11
   3.6Реклама как креолизованный текст. 13
   4.Семиотика - PR VS Религия. 16
   4.1Семиотика в религии. 16
   4.2Семиотика - Вуду религия обрядов. 16
   4.2.1Ритуальная Сфера в религии Вуду. 17
   4.2.2Основные элементы учения Вуду как религиозной системы. 17
   4.2.3 Loa. Общая характеристика. 18
   4.2.4 Основные ритуалы Вуду - семиотический анализ. 19
   5.Сетевой маркетинг VS Религия. 23
   6.Заключение. 26
   7.Используемая Литература. 27
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Введение

  
  
   Рассматривая историю как замкнутый цикл, который всегда повторяется, можно говорить о том, что взаимосвязь существует во всем. В чем-то больше, в чем-то меньше. Рассматривая такую вещь, как PR и религию мы можем найти много различных нитей, которые опутывают их и с этим же соединяют между собой.
   Эта работа должна показать и выявить эти нити. Мы возьмем на рассмотрения два сравнения. Первое это Семиотика в рекламе и Семиотика в Религии. Второе это Сетевой маркетинг и миссионерство(вербовка).
   Рассматривая семиотику как науку, исследующую свойства знаков мы можем выделить влияния данной науки на религию и PR.
   1 Понятие о семиотике и ее составляющих - текстах, знаках.
   2 Уровни восприятия семиотического текста и его интерпретация.
   3 Знаки, их сущность и свойства.
   4 Структура и классификация знаков.
   5 Реклама как креолизованный текст.
   В религии используются такие же приемы, что и в PR деятельности. Только акценты расставлены по другому. Примеры когда ритуалы, знаки влияют на наше общество множество. Хотя бы взять логотип Мерседеса. Вспомним 90 года 20 века в России, когда так называемы "братки" действовали и развивались. Мерседес для них был символом свободы и положения. Если пройтись по кладбищам и посмотреть на могилы этих людей, то мы можем увидеть знак Мерседеса на их памятниках. В религии примеров так же много. Хотя бы взять гроб господин. Символ причем сильнейший. Крестовые походы, до сих пор вспоминаются не без содрогания.
   Смотря на сетевой маркетинг, мы так же видим множество параллелей. Религиозные технологии привлечения приверженцев является матерью сетевого маркетинга. Структура, технологии везде есть параллели. Не говоря уже об инструментах. В работе будут рассмотрены оные более подробно. Стоит только дополнить, что законы лидерства является абсолютно одинаковы, как для специалистов сетевого маркетинга, так и для религиозных деятелей.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2. Параллели между PR и другими науками.

  
   Каждый день мы видим перед собой множество знаков и символов. Будь то религиозный знак, логотип фирмы или явление, которое становится знаком или символом, например революция 1917 года является одним из символов коммунистов. Мы живем в мире знаков и символов. Кто умеет распознавать эти знаки является кузнецом своей судьбы, ведь тогда человек становится более не зависимым от влияния этих знаков или символов. Что такое PR? Существуют множество определений, но мы попробуем составить свое. PR это искусство использования различных методик по управлению общественным мнением. Под методиками мы понимаем схемы и методы из разных наук, которые позволяют нам влиять на общественное мнение. Эти методы мы можем найти как в социологии, психологии, социальной психологии, религиоведение, кибернетике и в других науках. Все эти методы являются параллелью между таким искусством как PR и другими науками. Все это можно отобразить графически с помощью Кругов Эйлера.


  
   Для того, что бы освоить базис в установлении знаков и символов необходимо ознакомится более подробно с семиотикой.
  

3. Семиотика PR - рекламы.

  
  
   3.1. Понятие о семиотике и ее составляющих - текстах, знаках.
  
   Семиотика, обращенная к рекламному тексту, тесно связана с эстетической составляющей рекламы. Так как эстетическая функция привносится в рекламу через ее знаковые функции, поэтому семиотика и эстетика в данном случае неразрывно связаны как две стороны одного явления.
   Мы рассмотрим различные варианты анализа рекламного сообщения, которые призваны научить студентов разбираться в структуре и семантике рекламы, осознавать, на чем основан ее суггестивный эффект, а также конструировать свой собственный рекламный текст, опираясь на его структурные разделы, или самостоятельно анализировать тот или иной тип рекламного сообщения, выявляя в нем достоинства и недостатки.
  
  
   Слово "семиотика" (от semeion - знак) мало что может сказать неподготовленному человеку, хотя она проникает практически во все сферы нашей жизни благодаря предмету своего изучения - знаку. Эта наука разрабатывает понятия знака, языкового знака, языка, символа и т. п., к которым мы прибегаем в нашей повседневной жизни и с которыми мы знакомимся, изучая психологию, языкознание, логику, философию, искусство и т. д.
   Другими словами, семиотическая составляющая охватывает широкую область нашей деятельности, и мы постоянно используем ее свойства и терминологию, часто не отдавая себе отчета в том, что она относится к области особой науки, которая называется семиотикой. Определение семиотики в общем виде можно дать следующим образом: семиотика - это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития.
   В жизни всех живых существ - и человека, и животных - знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Именно поэтому многие науки имеют дело со знаками - это и лингвистика, и психология, и математика, и кибернетика и т. д.
   Знаковая функция рекламы в современном мире связана с налаживанием эффективной рекламной деятельности и ее воздействием на потребителя. При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств.
   Семиотическое понятие текст - один из основных терминов семиотики, который толкуется в рамках данной науки предельно широко, в отличие от привычного, часто употребляемого термина "текст" в значении осмысленной словесной последовательности. Этимологическое значение слова "текст" (что означает буквально "ткань, связь, сплетение") отсылает к широкому пониманию термина, которое трактует текст как определенным образом устроенную совокупность любых знаков, обладающую формальной связностью и содержательной цельностью.
   Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом. Поэтому к текстам с точки зрения семиотики можно отнести картины, таблицы, ноты, ритуалы, кино и т. д.
   Следовательно, текст есть то, что создано самими человеком для своих нужд, духовных и материальных. Поэтому текстами можно считать любые семиотические системы, специально, сознательно и целенаправленно созданные человеком. Сравнивая широкое и узкое понимание текста в семиотике, отметим, что самая широкая трактовка понятия "текст" заключается в том, что текст выступает как общее название для продукта человеческой целенаправленной деятельности, т. е. как материальный предмет, в создании которого принимала участие человеческая субъективность.
   Всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования. Эти признаки текста, выделенные Э. Бенвенистом, применимы к любой семиотической системе со следующими уточнениями и пояснениями:
   1) операторный способ - способ, посредством которого текст (семиотическая система) воздействует, то ощущение, через которое он воспринимается (зрение, слух, осязание, обоняние - все эти типы ощущений, исключая, пожалуй, пятое - вкусовое, оказываются задействованными при восприятии, в частности, рекламного сообщения как сочетания и объединения их всех при едином целостном восприятии;
   2сфера действия - область, в которой система признается, действует и является обязательной (культура, искусство, искусствознание, лингвистика, дизайн, музыка, социальная сфера и пр.);
   3) природа и число знаков - материальное выражение букв, звуков, цветов, линий, форм, плоскостей, запахов в бесконечных вариациях - все эти составляющие являются производными от вышеназванных признаков семиотической системы (текста);
   4) тип функционирования текста - линейность (протяженность в пространстве и во времени), иконичность (изобразительность), континуальность (непрерывность), пространственность (расположение на плоскости и в пространстве. Линейность характеризует любой словесный (вербальный) текст, иконичность, пространственность и континуальность свойственны изобразительному текстовому фрагменту либо целому тексту-изображению (в статике или динамике).
  
   3.2 Уровни восприятия семиотического текста и его интерпретация.
  
   Процесс восприятия человеком (субъектом восприятия) текста (семиотической системы) как единый целостный акт, состоящий, однако, из нескольких соподчиненных уровней (слоев), имеет очень сходную структуру в различных вариантах и способах его рассмотрения. В наиболее грубой и обобщенной модели восприятия текста с его операциональной стороны выделяется три коммуникативные фазы:
   1) предкоммуникативная, которая реализуется в различных индивидуальных психологических установках субъекта, иначе говоря, в определенной настроенности человека на тот или иной тип восприятия;
   2) коммуникативная фаза - непосредственно сам процесс восприятия субъектом текста;
   3) посткоммуникативная фаза - оценка, "переживание" воспринятого текста в его положительном или отрицательном векторе в целом и в деталях в частности.
   Поэтапное осмысление текста может быть представлено в модели интерпретации текста как единого структурного целого, воспринимаемого непосредственно и сразу, но задействующего несколько слоев восприятия (четыре - от низшего к высшему): знаки, семантические единицы, предметное содержание и изображение, ценностные образы.
   Подробнее охарактеризовать эти четыре уровня восприятия текста можно следующим образом.
   Первый акт понимания семиотического текста соотносится с восприятием субъектом поверхностной фактуры изображения, линий, цветов, вербальных и символических знаков - с восприятием визуального ряда на плоскости.
   Второй акт - предметное соотнесение изображения ("семантических единиц") с денотатом, узнавание визуального ряда - сличение его с хранящимися в памяти понятиями и представлениями (или отрицательный результат попытки такого соотнесения, когда изображение и вербальный текст остаются не узнанными, так как субъект не находит для них соответствующих денотатов).
   Третий акт восприятия семиотической системы предполагает наделение визуального ряда определенным конкретным и абстрактным содержанием, смыслом, образностью, дающими возможность выхода на различные ассоциативные связи.
   Четвертый акт понимания - установление определенных отношений между субъектом и текстом (условный "диалог"), при котором субъектом окончательно дается оценка и вывод изображению, т. е. реализуется индивидуальное понимание визуального ряда в виде развернутой осмысленной интерпретации всего текста.
   Обязательным условием первичной реализации отношений между субъектом и текстом является первый акт восприятия, который служит необходимой базой, основой для формирования следующих трех актов понимания. Однако начально интерпретирующим, на наш взгляд, можно назвать второй акт восприятия (узнавание, сличение), в последующих актах интерпретация и понимание приобретает более выраженные, законченные формы. В каждом реальном акте восприятия текста не обязательно участвуют все четыре его компонента. Субъект останавливается на том уровне восприятия, который соответствует его установке, психологической и интеллектуальной подготовленности, а также различным привходящим факторам.
   Восприятие семиотического текста в целом - сложный многоступенчатый акт, включающий в себя как бессознательные, интуитивные, так и осознанные мыслительные операции, строящийся на эмоциональном и рациональном постижении данной знаковой системы. Интерпретация входит обязательной составной частью в общий процесс восприятия, начинаясь с уровня предметной соотнесенности изображения с объектами реальности, с их узнавания.
   Любой текст в конечном итоге должен быть интерпретирован, т. е. воспринят человеком и истолкован в соответствии с его уровнем подготовки, с наличием у него специальных и фоновых знаний, психологической и социальной установки, перманентными и сиюминутными переживаниями и пр.
   После того как какой-либо текст создан, он существует объективно, т. е. он материален, воспринимается людьми и уже не зависит от своего создателя. Но в то же время текст обязательно предполагает субъектов - людей, с их индивидуальным миром и способом восприятия, уже потому, что сами субъекты и являются создателями текстов. Кроме того, пока человек не сделал текст собственным достоянием (т. е. не воспринял и не интерпретировал его), текст остается некоторой мертвой последовательностью знаков, и для его оживления необходима включенность в соответствующую культуру.
   Иначе говоря, как только текст подвергается интерпретации, он перестает быть только текстом, превращаясь в факт культуры.
  
   Задача интерпретации - извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов (или, наоборот, сведение множества возможных вариантов к некоему общему, единому смыслу). При том, что и сам текст, и объективно содержащиеся в нем сигналы и свойства неизменны, заданы объективно, тем не менее субъект-интерпретатор неизбежно включает себя, свою субъективность, свой индивидуальный опыт и установки в восприятие текста и осваивает не весь текст, а только часть его сигналов и свойств, так как индивидуальное восприятие всегда избирательно. Из бесконечного разнообразия свойств объекта человек отбирает главные (для себя) в данной ситуации и строит свою шкалу оценок и свое поведение, отталкиваясь от них.
   В общем случае процесс интерпретирования строится следующим образом: чтобы понять текст, освоить его, субъект должен обратить весь свой опыт на текст и при этом воспринять его содержательность так, чтобы она стала частью субъекта, затем разделить его содержательность как отражение чужого опыта в согласии с опытом субъекта.
   Интерпретация каждого настолько отлична от других, как если бы речь шла вообще о разных событиях. Одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. Однако бесконечность интерпретаций стремится остановить не только индивидуальное, но и общественное сознание.
   При понимании текста вступают в сложное взаимодействие грани содержательности текста и грани опыта воспринимающего субъекта, в результате чего очерчивается объект, или грань понимания. Актуальность той или иной грани может со временем теряться, а потенциально существовавшие или вовсе не существовавшие ранее грани становятся актуальными. Поэтому понимание выявляет в одном и том же тексте разные смыслы.
   Итак, в любой "интерпретационной ситуации" имеется:
   1) проблема истолкования;
   2) объект истолкования;
   3) субъект истолкования;
   4) адресат интерпретации.
   Таким образом, интерпретации подвергается как текст, так и любой факт действительности.
   Добавим, что при исследовании проблемы интерпретаций приходится оперировать близкими по значению понятиями - интерпретация и понимание. Для непротиворечивого использования в дальнейшем этих терминов необходимо определиться в соотношении их значения. Понимание - это раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором, а интерпретация - нахождение собственного смысла читателем.
   В принципе призыв понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста, практически нереализуем. При понимании текста вступают в сложное взаимодействие грани содержательности текста и грани опыта воспринимающего субъекта, в результате чего очерчивается объект, или грань, понимания.
  
   3.3 Знаки, их сущность и свойства.
  
   Со знаками, составляющими семиотические тексты, человек встречается в тех многочисленных случаях, когда вместо одного предмета, явления, действия используется другой материальный факт, замещающий ту или иную реалию. Действительность воспринимается человеком не только непосредственно, но и в значительной степени опосредованно, с помощью различных знаков, а в отношениях между людьми знаки играют первостепенную роль.
   Можно представить любой будничный день обычного человека: звонок будильника - знак подъема, его циферблат - знак времени, светофор - дорожный знак, покупка билета в транспорте - денежные знаки и знак права на проезд, кивок головой приятелям в институте и рукопожатия с друзьями - знаки приветствия различной степени близости, звонок на занятие - знак начала учебы и т. д. Почти каждый момент нашей жизни является знаковым, хотя мы никогда в реальной жизни не задумываемся об этой знаковости.
  
  
   Согласно Ч. Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики:
   1) материальную оболочку;
   2) обозначаемый объект;
   3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
   Исходя из этих трех характеристик, сформулировано множество определений знака. В частности, знак определяется как двусторонний материальный факт, замещающий какой-либо предмет и используемый человеком для восприятия, хранения, передачи и преобразования информации об обозначаемом предмете. Знак отражает и преломляет другую действительность, поэтому он может или искажать эту действительность, или быть ей верным, или воспринимать ее под определенным углом зрения и т. д.
   Это определение знака сводится к трем аспектам.
   1. Знак всегда обладает чувственно воспринимаемой формой, иначе говоря, форма знака всегда материальна, т. е. в отличие от какого-либо идеального объекта, не оставляющего следов, которые можно реально зафиксировать, форма знака должна быть воспринята человеческими чувствами и может быть зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Это может быть какой-либо оптический образ, т. е. то, что воспринимается зрительно (название книги, дорожный знак, цвет числа в календаре), акустический образ - то, что слышится или произносится (сказанное слово, сирена тревоги, свисток судьи), тактильный образ - то, что воспринимается кожей - тактильно или, иначе, осязательно (рукопожатие, шрифт Брайля, поцелуй), обонятельный образ - ощущение запаха (запахи дорогих духов, столовой, цветов), вкусовое ощущение - то, что воспринимается языком (вкус перца, соли, сладкого и др.). Как видим, чувственно воспринимаемая форма знака охватывает все пять типов ощущений, принятых в психологии: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух.
   2. Воспринимая форму знака, мы в подавляющем большинстве случаев (если нет специальной задачи обратить внимание на форму) не думаем о ней, не задумываемся над тем, например, каким шрифтом напечатано слово или насколько мелодичен звук гонга. Пока форма не мешает нам постигать содержание знака, пока она оптимальна, удобна и незаметна для восприятия, до тех пор нам важно практическое значение знака, его содержание. Однако если текст, например, набран некачественной, "слепой" печатью, мы, естественно, обратим внимание не только на содержание текста, но и на эту некачественную форму. Как и в обратном случае - вычурный, нестандартный шрифт также будет объектом нашего незапланированного внимания. Но в большинстве случаев нас интересует не форма знака, а то, о чем она сообщает - предмет, явление, процесс, идея. Форма знака, таким образом, служит для представления о чем-то (для передачи содержания), для замещения чего-то. Например, рекламируемый на обложке журнала тюбик зубной пасты замещает саму реальную зубную пасту данной марки и дает представление о качествах и внешнем виде данной пасты, а уже упоминавшийся звонок будильника дает представление о времени и замещает собой это время, показывая его на своем циферблате.
   3. Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы. Например, рассматривая такой изобразительный знак как пещерные рисунки каменного века, мы преодолеваем многовековую отдаленность от той эпохи благодаря этим изображениям гениальных первобытных художников, сохранившимся до наших дней, и получаем важную информацию о том времени.
   В качестве знаков могут использоваться различные материальные явления, но для того, чтобы стать знаками, они должны иметь определенные свойства.
   Общепринятое свойство знака - его способность замещать, что-либо обозначая.
   Качества замещения и обозначения свойственны любому знаку. Другое существенное его свойство - коммуникативность, т. е. способность выступать средством связи между людьми, средством общения. Это естественное и неотъемлемое свойство знака, поскольку знак должен быть передан какому-либо лицу от какого-либо лица, иначе он лишается своей знаковости. Например, любое рекламное сообщение выступает средством связи производителя данного продукта с потенциальным потребителем; светофор на перекрестке "общается" с пешеходами и водителями, предписывая и тем, и другим соблюдать определенные правила езды и перехода; денежные знаки являются средством и способом общения покупателя с продавцом и т. д. Из коммуникативной функции знака вытекает, что знак социален, т. е. существует только в обществе и для общества.
   Важнейшим свойством знака является его способность обобщать, так как знаки обычно отражают наиболее существенную сторону предмета. Например, графическое обобщенное изображение ножа и вилки на автотрассе означает, что поблизости есть столовая и здесь можно к ней свернуть. Нет никакой необходимости подробно рисовать супы, блинчики и шашлык, чтобы проезжающий получил информацию о столовой. То же можно сказать об изображении кренделя при входе в булочную (в булочной продаются не только кренделя) или сапога - над обувной мастерской (где чинят не только сапоги).
   Следующая характерная особенность знаков - их преднамеренное, сознательное использование людьми в определенных целях. Если какой-либо предмет воспринимается человеком случайно, эпизодически - это не знак. Звонок по мобильному телефону преднамеренно раздается именно потому, что владелец телефона должен распознать знак звонка и взять трубку; циферблат часов не случайно показывает определенное правильное время - если он будет показывать любое время, он перестанет быть знаком.
   Обязательное свойство знака - его воспроизводимость.
   Это означает, что в акте коммуникации знак не создается впервые, а повторяется, т. е. воспроизводится, уже существуя до того. То или иное явление должно прочно войти в обиход, чтобы стать знаком. Впервые возникнув, знаком оно не является. Мы должны не раз услышать звук сирены скорой помощи (как он воспроизводится), чтобы знать, что она означает. Когда этот звук возник, население должно было обучаться какое-то время значению этого сигнала, после чего он занял прочное знаковое место.
  
   3.4 Структура и классификация знаков.
  
   Знак является единством формы, представляющей некоторый предмет, и информации о нем. Говоря о представлении замещаемого предмета, нужно уточнить, что речь идет не о самом предмете, а именно о представлении, некоем типичном образе предмета. Например, за графической последовательностью (формой) "яблоко" стоит не конкретное, реальное яблоко, которое можно сорвать, разрезать, съесть, а обобщенное представление, некоторое типичное яблоко, яблоко "вообще". Этот типичный образ - представитель класса предметов (в данном случае - множества всех мыслимых яблок) - называется денотат.
   Связываются денотаты со своими знаковыми формами с помощью устойчивых ассоциаций (мы хорошо представляем себе, например, облако, книгу, состояние сна и т. д.), произнося их соответствующие знаки. Эта ассоциация, связывающая форму и денотат, есть не что иное, как значение знака - отражения денотата в виде множества содержательных признаков, связывающее его с формой знака. Предположим, мы представляем себе денотат, соотносимый с формой "дорога", и если ребенок или человек, не владеющий языком, попросит нас объяснить, что значит это слово, мы будем пытаться как бы перевести имеющееся у нас представление (денотат) во множество содержательных признаков, характеризующих дорогу вообще: 1 - полоса земли, 2 - предназначенная для передвижения по ней, 3 - путь сообщения. Тем самым мы формулируем значение слова "дорога", общее для всех, кто пользуется этим знаком. Теперь ребенок, которому была известна только форма знака, создает для себя образ дороги - денотат, руководствуясь которым он сможет правильно применять форму "дорога" для обозначения именно дороги, а не чего-либо другого.
   Значение знака (З) носит общественный (социальный) характер, поэтому его можно определить как социально закрепленную ассоциацию между формой (Ф) и денотатом (Д). Эта ассоциация является информационным центром знака.
   Форма, значение и денотат образуют структуру знака, которую обычно изображают в общем случае в виде схемы, называемой "треугольник Фреге" (по имени немецкого философа и математика Г. Фреге, определившего в такой треугольной схеме внутризнаковые отношения).
  


   Пунктирная линия, соединяющая Ф и Д, означает, что они соотносятся между собой не непосредственно, а через З: денотат отражается в значении, значение придает знаковость форме (до этого форма - это просто то, что существует как материальный предмет), и форма вследствие этого представляет денотат.
   Существует множество классификаций знаков. Общепризнанной и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом еще во второй половине 19 века. Основание его классификации - взаимоотношение знака и его объекта. Это отношение (синонимично используются также термины: форма и денотат, знак и предмет, знак и референт, означающее и означаемое и пр.) служит основой для выделения трех базовых в семиотике типов знаков:
   1) знаки-иконы (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);
   2) знаки-индексы (индексальные знаки, или знаки-признаки);
   3) знаки-символы (символические знаки, или условные, конвенциональные знаки).
  
   Символы. Знаки такого рода называют условными, или конвенциональными (от слова конвенция - соглашение). Они потому условны, что их денотат связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками.
  
   Схематически символический знак, пользуясь треугольником Фреге и развивая его, можно изобразить так:
  
  
  
   Иконы (изображения). Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т. е. находятся в том или ином отношении аналогии. Действие иконического знака основано на фактическом подобии формы и денотата. В знаках-иконах (eikon (др. греч.), icon (англ.) - образ, подобие) форма как бы дублирует содержание, по форме знака можно определить его значение; можно сказать, что форма знака берет на себя функцию значения. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например, рисунок какого-то животного подобен самому животному, человек на фотографии похож на реального человека.
   Принципиальная особенность иконических знаков состоит в том, что их форма берет на себя функции значения - она сама по себе есть информация о денотате.
   Например, рисунок языка пламени является иконическим знаком огня, поскольку рисунок сохраняет некоторые двухмерные, зрительно воспринимаемые признаки огня.
   Знак-индекс - это знак, который связан со своим референтом при помощи некоторого непосредственного физического сосуществования. Например, дым является индексом огня, поскольку дым есть событие, которое порождается огнем, и, следовательно, всегда появляется вместе с ним. Пулевое отверстие в окне порождается пулей.
   Знак-символ - это знак, который связан с референтом только посредством конвенций, принятых сообществом носителей. Это отношение совершенно произвольное, так как между его двумя компонентами отсутствует "естественное" физическое сходство или сочетаемость. Огонь есть огонь.
   Метаязыковые знаки. К таким знакам принадлежат любые из уже названных знаков, но только в том случае, когда их денотатом является другой знак. Это знаки знаков - метазнаки.
   Например, вся лингвистическая (и другая) терминология - это метазнаки, образующие в своей совокупности метаязык. Их денотатами являются фонемы, морфемы, слова, предложения естественного языка, например русского. Любой естественный язык будет языком-объектом для лингвистического метаязыка.
  
   3.5 Семиотический анализ рекламного сообщения.
  
   Изображенное сообщение подвергается анализу для выявления всех возможных содержащихся в нем частных конкретных сообщений. Будем иметь в виду именно рекламное изображение-сообщение, так как в нем знаки особенно полновесны и полноценны - они сделаны так, чтобы их невозможно было не прочитать, проигнорировать: рекламное изображение очень честно, откровенно, иначе говоря, предельно выразительно и понятно.
  
   Предположим, рекламируются итальянские макароны фирмы "Пандзани". Реклама представляет собой две пачки макарон, банку с соусом, пакетик сыра-пармезана, помидоры, лук, перец, шампиньоны - и все это выглядывает из раскрытой сумки для провизии. Картина выдержана в бело-зеленых тонах, фон - красный. Выделим те сообщения, которые содержатся в этой рекламе.
  
   Первое сообщение имеет языковую природу и дано непосредственно: оно образовано подписью под рекламой, а также надписями на этикетках, включенных в изображение направах своего рода "эмблем": код этого изображения есть не что иное, как код естественного (русского) языка. Чтобы расшифровать это сообщение, требуется лишь умение читать и знание итальянского языка. Однако это языковое (символическое) может быть расчленено, поскольку в знаке "Пандзани" содержится не только название фирмы, но и - благодаря звуковой форме этого знака - еще одно, дополнительно значение, которое можно обозначить как "итальянский стиль", или "итальянскость".
   Таким образом, языковое сообщение носит двойственный характер - одновременно денотативный (относящийся к непосредственному прямому значению) и коннотативный (несущий дополнительные оттенки значения и косвенные смыслы). Но раз в данном сообщении мы имеем только знаки-символы (т. е. знаки естественного языка), то будем говорить пока о наличии одного первого, языкового, сообщения.
   Второе сообщение, заложенное в данную рекламу, предполагает отвлечение от первого, языкового, сообщения, и мы окажемся перед изображением как таковым (включая этикетки). Еще ничего не зная о знаках, мы все равно "читаем" изображение и понимаем, что перед нами не просто формы и краски, а именно пространственное изображение совокупности предметов, поддающихся распознаванию и идентификации. Означаемыми (значениями, содержательной стороной) этого второго сообщения служат реальные продукты, а означающими (формой, внешним видом) - те же продукты, но только сфотографированные.
   Очевидно, что в такого рода иконических знаках (изображениях) отношение между обозначаемым предметом и обозначающим образом (знаком, формой) строится на аналогии, мотивировано (в отличие от естественного языка).
   Но это не все. Третье, тоже иконическое сообщение основано на том, что в этом изображении содержится целый ряд дискретных знаков, прежде всего они вызывают представление о "походе на рынок". Означаемое "поход на рынок" в свою очередь предполагает наличие двух эмоциональных представлений - представление о свежих продуктах и о домашнем способе их приготовления. Означающим в данной рекламе служит приоткрытая сумка, из которой, словно из рога изобилия, на стол высыпается провизия. Чтобы прочитать этот первый знак в составе третьего иконического сообщения, вполне достаточно тех знаний, которые выработаны нашей цивилизацией, где "походы на рынок" противопоставляются "питанию на скорую руку" (fast food, консервы, полуфабрикаты, мороженые продукты и всякая неполезная и нездоровая еда).
   Наличие второго знак тоже очевидно. Его означающим служат помидоры, перец и трехцветная раскраска рекламной картинки, а означаемым - страна Италия, точнее - качество "итальянскость". Этот знак даже избыточен по отношению к коннотативному знаку языкового сообщения, каким является итальянское звучание слова "Пандзани". Знания, которых требует этот знак, более специфичны. Это сугубо местные, российские знания, предполагающие знакомство с некоторыми туристическими стереотипами и поверхностными знаниями о чужой стране.
   Третий знак в составе рассматриваемого второго иконического сообщения благодаря изображению вперемешку самых разнородных продуктов, подсказывает мысль о комплексном обслуживании: он убеждает, что, с одной стороны, фирма "Пандзани" способна поставлять все, что необходимо для приготовления сложного блюда, а с другой - что баночный концентрат соуса не уступает по своим качествам свежим продуктам, в окружении которых он изображен. Реклама как бы перекидывает мостик от естественного продукта к продукту в его переработанном виде.
   Что касается четвертого знака, то сама композиция рекламы заставляет вспомнить о множестве картин, изображающих всякую снедь, и тем самым отсылает к эстетическому означаемому: перед нами "натюрморт", т. е. "мертвая природа", вырванная из своего "живого" контекста и собранная человеком в одном месте и живописном виде. Знания, необходимые для усвоения этого знака, относятся уже к области духовной культуры.
   К выделенным нами четырем дискретным знакам в составе второго иконического сообщения можно добавить еще один, пятый знак, указывающий, что мы имеем дело именно с рекламой, а не с чем-либо другим. Об этом свидетельствуют такие формальные признаки как место, отведенное рекламе на журнальных страницах, броскость этикеток, подпись под изображением (слоган).
   Итак, перед нами рекламное изображение, несущее в себе пять знаков, образующих связную совокупность, требующих некоторых культурных знаний, связанных с эмоционально-ценностными представлениями.
   Это иконическое сообщение можно назвать (в отличие от первого буквального иконического) небуквальным, так как оно требует выхода за рамки очевидного, в область дополнительных смыслов, т. е. основано на некотором коде - системе условных знаков, кодирующих (зашифровывающих) информацию, которую требуется расшифровать (раскодировать).
   В результате можно заключить, что в рассмотренной рекламе содержится три сообщения, а именно:
   1) языковое;
   2) иконическое сообщение, в основе которого нет никакого кода;
   3) иконическое сообщение, в основе которого есть некоторый код.
  
   Структурная схема любого рекламного сообщения принимает следующий вид:
  


  
   3.6 Реклама как креолизованный текст.
  
   В современной коммуникативной среде естественный язык является важнейшим и универсальным средством общения, но совсем не единственным. Именно во взаимодействии со знаками иной природы (например, иконическими) вербальные знаки наиболее успешно реализуют свои коммуникативные функции.
   Термин "креолизованный", "креолизация" отсылает к буквальному его значению: креолизованный язык - язык, образовавшийся благодаря взаимодействию двух языков - коренного местного и колониального английского - и ставший основным средством общения в данном коллективе, например, новомеланезийский язык, образовавшийся при взаимодействии английского языка с меланезийским. По аналогии с этим значением термин "креолизованный" стал употребляться метафорически, обозначая семиотический текст, состоящий из знаков разной природы: знаков естественного языка и знаков других языков (изображения, формулы, нотные знаки и пр.). Под семиотическим термином "креолизованный текст" понимается текст, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).
   Итак, в общем случае креолизованные тексты могут рассматриваться как сложные семиотические образования, построенные на основе, с одной стороны, знаковой системы естественного человеческого языка (включая устную, письменную, печатную формы ее реализации, каждая их которых будет характеризоваться своими специфическими чертами) и, с другой стороны, любой другой знаковой системы (рисунков, фотографий, музыки, танцев, запахов и т. д.). В таком случае статус креолизованного может приобретать, например, устный вербальный текст, сопровождаемый жестами, мимикой и даже запахами (к использованию последних прибегают в некоторых видах рекламы).
   Относя рекламу к разряду креолизованных текстов, мы подчеркиваем много- или разнознаковую природу рекламы. Это и визуальные иконические знаки (в телевизионной, печатной, щитовой рекламе), и аудиалъные знаки (в теле- и радиорекламе), и вербалъные знаки (во всех видах рекламы).
   Структура рекламного текста складывается из вербальных и невербальных компонентов. К невербалъным компонентам относятся изобразительно-графические: размер, цвет, звук, композиция и т. д. Они выполняют информативно-экспрессивную функцию, выступают в тесной взаимосвязи с вербалъными компонентами - слоганом, названием предмета рекламы, коммуникативно-адресным сообщением, аргументами, рекламным образом, тоном рекламного объявления. Это средство массовой коммуникации существует во многих разновидностях (печатная, радио- и телевизионная, щитовая, почтовая и др.), что отражает характер используемых знаков, цели того или иного произведения. Эти особенности креолизованного текста рекламы в широком смысле определяют необходимость при разговоре о ней держать в поле зрения многие компоненты произведения. Иногда смысл выражается не только вербальными знаками, но и изображением, звуками, внешними характеристиками героев и т. д.
   Исследования психологов показывают, что люди воспринимают рекламное сообщение следующим образом:
   1) сначала они смотрят на иллюстрацию;
   2) затем читают заголовок;
   3) и, наконец, читают текст рекламного сообщения.
   Исходя из расположения основных вербальных и визуальных элементов рекламы, можно выделить их следующие наиболее частотные структуры:
   1) доминирующая роль текста;
   2) доминирующая роль изображения;
   3) текст как комментарий к изображению;
   4) изображение как иллюстрация к тексту;
   5) независимые номинативные взаимоотношения (изображение и текст самостоятельно несут информацию с одной целью - назвать предмет рекламы);
   6) независимые отношения (и изображение, и текст участвуют в создании контекста, динамической ситуации, в которой предъявляется предмет рекламы);
   7) текст как графически оформленная речь персонажа.
  
   У каждой личности имеется свой набор кодов, актуализирующих уникальный смысл. У. Эко выстраивает следующую систему кодирования изображения:
   1) коды восприятия;
   2) коды узнавания;
   3) коды передачи;
   4) тональные коды;
   5) иконические коды (включая фигуры, знаки, семы);
   6) иконографические коды;
   7) коды вкуса;
   8) стилистические коды;
   9) коды подсознательного.
   Для воздействий эмоционального характера, сообщения признаков и объективных свойств предметов обычно используется изображение. Доказательства, советы, выводы, представление понятий и иные более абстрактные и рациональные компоненты смысла выражаются, как правило, словесно. Вербальный текст и изображение очень тесно взаимодействуют в рекламе и образуют один многослойный знак, вводящий в контекст сразу несколько значений.
   Можно выделить три вида, рекламы, в которых идеологическая и статусная составляющие отчетливо проявляютсяна семиотическом уровне, что связано и со степенью креолизованности данных видов рекламы:
   1) элитарная реклама;
   2) сентиментальная реклама;
   3) морализующая реклама.
   В элитарной рекламе вербальный текст играет незначительную роль, основная смысловая и знаковая нагрузка ложится на ситуацию, отображенную в видеоряде или на картинке, т. е. на иконическую составляющую. Суть такой рекламы заключается в ее утонченности, ориентации на избранность аудитории, к которой она обращена, и на передовые производственные достижения. Ключевые знаки здесь "успех", "избранность", "элитарность", "стиль". Примерами такого рода рекламы часто является реклама вин, кофе, чая, дорогих машин.
   В сентименталъной рекламе вербальный текст играет такую же роль, как и видеоряд (иконическая составляющая). Основным эксплуатируемым мотивом здесь является семья, дом, дружба, любовь. Это должно отчетливо прозвучать вербально, с определенным интонационным рисунком, и визуально - с демонстрацией идиллической семейной жизни. Обе составляющие оказывают сильное суггестивное воздействие. Доминирующими ценностями становятся забота, здоровье, уверенность, счастье, защита. На этом основаны рекламы йогуртов, "семейной" еды, стиральных и гигиенических средств и т. д.
   В морализующей рекламе основная смысловая нагрузка ложится на вербальный текст. Как правило, сюжетная линия в данном виде рекламы развивается следующим образом: создается некая легенда (молодой человек появляется в обществе, где все избегают с ним общаться), выдвигается определенная проблема (запах изо рта), а в качестве решения проблемы предлагается товар (жевательная резинка). В соответствии с моралью и нормами поведения в обществе реклама проектирует многие проблемные ситуации и отчетливо вербально предлагает их решение.
   Таким образом, распределение смысловой и эмоциональной нагрузки между вербальными и невербальными компонентами рекламы определяет ее общий смысл. В целом в рекламном объекте ощутима диалогичность всех составляющих компонентов, функционирующих как единое целое и подчиненных главной цели: вызвать положительную реакцию покупателя и стимулировать его к приобретению рекламируемого товара или сделать популярным имидж фирмы и упрочить ее позиции на потребительском рынке. Соотнесенность всех компонентов рекламного сообщения с предметом рекламы, характером аудитории, целями компании и с раскрытием темы рекламного сообщения - это все то, что сегодня отличает качественную профессиональную рекламу, эффективно воздействующую на потребителя.
  
  

4. Семиотика - PR VS Религия.

  
  
  
   4.1 Семиотика в религии.
  
   Семиотика позволяет увидеть в религии способ общения, т. е. коммуникативную систему, обладающую своим содержанием и своими возможностями передавать, сообщать это содержание. Семиотический подход к феномену религии находит все большее признание не только при исторических объяснениях отдельных ритуалов, словесных формул или изображений, но в самой теории религии. Так, американский социолог Роберт Белла определяет религию в качестве особой системы коммуникации - "символической модели, формирующей человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный" в решении самых главных проблем бытия.
  
   Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов. Обряд является специфическим элементом религии. Всякий обряд есть стереотип коллективных действий, символизирующих те или иные общественные идеи, нормы, идеалы и представления.
   Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании и направленности, т. е. в том, какие именно идеи, представления, мифы и образы они воплощают в символической форме. Напротив, культ есть лишь социальная форма объективации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях группы индивидов.
   С научной точки зрения любые обряды, в том числе и религиозные, имеют социальную природу. В зарубежной литературе довольно широко распространена психоаналитическая интерпретация религиозных обрядов, согласно которой последние являются либо формами проявления бессознательных агрессивных или сексуальных побуждений, либо объективацией неких "архетипов", существующих в коллективном бессознательном.
   Обряды вообще и религиозные в частности ни в коем случае не являются спонтанным проявлением бессознательных побуждений отдельного индивида. Религиозные обряды есть важная форма практической совместной жизнедеятельности верующих. Через нее реализуется их воздействие на сверхъестественные силы и существа. Иначе говоря, религиозные обряды, как и религия в целом, представляют собой целиком общественный продукт.
   Именно через религиозные обряды приобщается индивид к той или иной конфессиональной общности, именно культовые действия являются для религиозных организаций важным средством "улавливания душ".
  
   4.2 Семиотика - Вуду религия обрядов.
  
   Вуду (Sevi Loa, Vodou, Vodoun, Voudun, Vodun, Voodoo) -- религия, которая практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Она имеет богатую культурную историю и некоторые элементы вероучений других религий.
   Как духовная традиция вуду появилась на Гаити -- острове в Вест-Индии -- во времена французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.
  
   4.2.1Ритуальная Сфера в религии Вуду.
  
   Обряды составляют существенную часть социальной жизни.
   Во время обрядов призываются умершие. Сезонные циклы и стадии жизни освящены ритуальным действием. Ритуальное внимание уделяется переходным ситуациям.
   Человек полностью, вместе с телом и душой, вовлечен в поклонение.
   В поклонении и жертвоприношении существует общая ответственность, каждый человек вносит свою долю.
   Символы соединяют сферы сакрального и светского, и таким образом становится возможным сбалансированное и в определенной мере унифицированное представление о картине жизни.
   Широко распространены обряды перехода, инициирования и посвящения.
   Существует много обрядов очищения индивидуумов и общин.
   Больной исцеляется с помощью обрядов, в которые вовлекается его семья и община.
   Религиозная священность сохраняется в ритуале, в одежде и храмах.
  
   4.2.2Основные элементы учения вуду как религиозной системы.
  
   Как религиозная система вуду характеризует-слиянием африканских и индейских религий. Главными признаками религии вуду можно назвать следующие:
   Существует одил Бог, Bondye. Этот Бог похож на Бога ислама, иудаизма и христианства. Существует только один Бог, довольно отдаленный от человечества, абсолютный и несколько абстрактный.
   Имеются три категории других духовных существ:
   -- Loa. Это различные духи членов семейства, духи главных сил вселенной -- добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни.
   Loa взаимодействуют с живыми людьми. Они входят в людей (делают их одержимыми) время от времени в течение религиозных церемоний, приносят известия и иногда позволяют хорошему или плохому случиться с людьми.
   -- Божественные Близнецы (Marassa). Таинственное сочетание противоположных начал: добра и зла, счастья и грусти и т. д. Если почитать их, они помогают человеку достичь успеха.
   -- Духи мертвых. Главным образом это души предков, которые умерли, но еще не были "призваны" родственниками. Игнорировать умерших опасно.
   Человеческая душа состоит из двух частей:
   -- gros bon ange -- энергия, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти;
   -- ti bon ange -- имеет отношение к индивидуальности и специфична у каждого человека.
   Центральный и ключевой аспект религии вуду -- исцеление людей от болезней. Это составляет 60 % от всей деятельности жрецов вуду.
   Жрецами в вуду могут быть как мужчины (houngan), так и женщины (mambo).
   Еще одна главная особенность вуду -- религиозные обряды. Они обычно проводятся в храме или около него. Жрецы почти всегда направляют их.
   На церемониях обычно проводится служение Божественным Близнецам (Marassa), предкам и Lоа, которым предлагается жертва. У них просят помощи или совета.
   Во время церемоний обязательно используются барабаны и танец. Почти все участники церемоний могут стать одержимыми Lоа, которые занимают тело человека на какое-то время.
   Почти на каждой церемонии имеет место жертва животного. Убитое животное выпускает жизненную энергию, которую получают Lоа. Кроме того, в жертву приносятся овощи, фрукты, минералы, жидкости и др.
   Африка (Guinee) признана Святой Землей, которая стала родиной человечества и где появилось откровение о Lоа.
  
   4.2.3Loa. Общая характеристика.
  
   Религия вуду часто неправильно истолковывается как политеистическая, синкретическая или анимистическая. Эти неправильные представления рассеются, как только мы рассмотрим характеристики таких духовных существ, как Lоа.
   Вудуисты верят в одного Бога, называемого Gran Met, или Великий Господин. Этот Бог всемогущий, всезнающий, но, к сожалению, он рассматривается как нечто отдаленное от человеческих дел. Однако он всегда присутствует в ежедневной речи гаитян, которые никогда не скажут, "увидимся завтра", не добавив "если Богу будет угодно".
   Loa -- духовные существа, младшие по рангу, но более доступные для человека. Loa требуют наличия определенных взаимоотношений с человеком. Loa служат тем, кто служит им. Loa обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы. Служить Loa можно, одевая одежду определенного цвета, принося в жертву определенную пищу и соблюдая сексуальное воздержание в дни, посвященные Loa.
   Многие loa -- типичные фигуры, представленные во многих культурах. Например, Erzulie Freda -- богиня любви, сопоставимая с Венерой, Legba -- Loa общения, сопоставимый с Гермесом или Меркурием. Эти соответствия иногда являются чистым совпадением. Многие видят параллели между аспектами loa и образами католических святых. Во время французского рабства, когда большинство черных людей на Гаити были рабами, поклонение святым обеспечило удобное прикрытие для служения африканским богам и богиням. Даже priere Guinea, длинная молитва, которая произносится в начале церемоний ортодоксального вуду, включает стихи о Деве Марии и различных святых.
   Это не означает, однако, что loa слились с католическими святыми. Никто не путает Ogoun Feraille со святым Джеймсом, это просто образ. Если призывается святой Джеймс, значит, призывается именно он, а не Ogoun. Хотя priere Guinea включает стихи, содержащие предметы поклонения католицизма, никто не смешивает церемонию вуду, проведенную в вудуистском храме, с католической мессой. Джон Мерфи в своей книге "Santeria" предполагает, что термин "симбиоз" в этом случае более точен, чем синкретизм.
   Loa живут в деревьях, камнях, реже в телах животных. Однако Loa, живущий в дереве, -- это не loa дерева, и церемония, проводимая у подножия дерева, направлена к Loa и не имеет ничего общего с анимистическим поклонением дереву.
   Loa проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и через механизм одержимости. Как уже отмечалось, одержимость считается нормальным, естественным и желательным в контексте церемонии вуду. Loa, проявляя себя через одержимость, поют, танцуют, говорят шутки, исцеляют больных и дают советы.
   Посвященный в вуду может также вызвать так называемую большую форму работы 1оа. В дополнение к основным способностям 1оа, большая форма работы дает им способности психокинеза и возможности проявления, позволяя им принимать физическую форму. Вообще, такая форма работы 1оа -- это отражение одного из главных 1оа, когда Ogoun может появляться как Железный Воин, Damballah -- в форме большой белой змеи и т. п.
  
   4.2.4Основные ритуалы вуду - семиотический анализ.
  
   Существуют множество ритуалов, которые являются знаками. Как говорилось с выше любой знак имеет три основные характеристики:
   1) материальную оболочку;
   2) обозначаемый объект;
   3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
  
   Анализ ритуалов позволит выделить квинтэссенцию ритуала.
   Элементы церемонии Вуду
   Ритуалы состоят в основном из следующих компонентов:
   1. Принятие пиши перед главной церемонией;
   2. Создание veve, символа из муки или зерна, символизирующего 1оа, которому посвящается ритуал;
   3. Игра на трещотке и бой барабанов;
   4. Пение;
   5. Таней houngan и/или mambo и hounsi (изучающие вуду). Танец продолжается до тех пор, пока один из танцоров (обычно hounsi) не становится одержимым Lоа. Одержимый будет вести себя как Lоа; присутствующие на церемонии относятся к нему с уважением;
   6. Животная жертва (козел, овца, цыпленок, собака и т. п.). Обычно им перерезают горло и собирают кровь в сосуде. Одержимый может выпить часть крови, удовлетворяя этим голод находящегося в нем Lоа. Убитое животное приготавливается в пищу и съедается участниками церемонии.
   Ритуалы вуду разделяются на два главных типа обрядов: Rada и Petro. Оба типа используют игру барабанов, танец, пение и экстатический транс. Они отличаются только по типу Lоа, которым они адресуются, и целям ритуала.
  
   Основа всех ритуалов в религии Вуду:
   Ритуалы начинаются с обращения к Legba, loa дверей и перекрестка. Без разрешения Legba никакой другой loa не может пересечь границу духовного мира и попасть в мир материальный. Houngan призывает Legba, прося его открыть врата, следующими словами: "Papa Legba, ouvri barrie pou nous passer".
   Вода в ритуале обычно представляет четыре стороны света. После призывания Legba ее трижды льют перед peristyle (храмом) и перед poteau-mitan (центральным столбом), обозначая линию от входа в peristyle назад к poteau-mitan. Затем дважды целуют poteau-mitan. Этот центральный столб посвящен Legba и обеспечивает вход loa в храм. Наконец, воду трижды льют перед каждым барабаном. В Rada ритуалах используются три барабана, и с ними обращаются как со священными предметами. Самый большой барабан называется maman, средний -- seconde и самый маленький cata.
   После этого начальник церемонии -- La Place -- и двое других членов общины -- hounsi -- со знаменами drapeaux и священным мечом приветствуют четыре стороны света, poteau-mitan и барабан. Затем они зажигают свечи внутри круга.
   Специальной мукой, называемой farine, ho-ungan вычерчивает veve на земле или на белом листе бумаги. Рисунок veve представляет собой символ определенного Lоа, которому будут служить во время церемонии, место, куда помещаются жертвоприношения Loa, а также магический знак, который вызывает Loa. Houngan разносит остатки муки на четыре стороны света. Порядок приветствия, зажигания свеч и рисунки veve могут быть различными, в зависимости от ритуального типа и традиции.
   Пение начинается с католической молитвы priere Guinea, за которой следует langage. Langage представляет собой давно забытую африканскую литургию, в которой Loa призываются в иерархическом порядке, но обычно она не понимается даже певцами.
   После этого houngan вызывает Loa. Делаются жертвоприношения, чтобы покормить Loa. Ритуал заканчивается звуками ритмических рукоплесканий, барабанного стука и треска assort.
  
  

Вызов Loa

   Чтобы призвать loa, houngan ударяет veve с помощью своего asson, чтобы активизировать астральную силу loa. Рисунок veve и нанесение Удара обязывают loa спускаться на землю.
   Также houngan(жрец) может вызвать loa, наклонясь над алтарем и вызывая loa вниз в глиняный горшок -- govi. Houngan может использовать магические слова, чтобы привлечь loa таким образом. Он может консультироваться с loa, живущим Внутри govi, задавая ему вопросы относительно Настоящего или будущего.
  
   1. Материальная оболочка.
   Оптический образ - это veve(рисунок), asson(трещотка-жезл) и выполнение действий в ритуале.
   Акустический образ - звуки в данном случае издаваемые барабанами, слова заклинания.
   Тактильный образ - жертвоприношения(чувства уходящей жизни).
   Обонятельный образ - запах сжигаемых свеч.
  
    []
  
  
  
  
   2. Обозначаемый объект.
   В данном случае ритуал в целом имеет ассоциацию с Loa. Тюбик зубной пасты замещает саму реальную зубную пасту данной марки, так и ритуал замещает призыв Loa.
  
   3. Правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
   Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы.
  
  

Мытье головы

   Мытье головы, называемое Laver tete, используется, чтобы крестить или ритуально очищать приверженцев. Ритуал проводится на циновке из листьев банана или на подстилке из ароматных веток дерева, посыпанных мукой и политых сиропом. Человек, чья голова должна быть вымыта, надевает длинную белую рубашку. Во время пения заклинаний houngan опрыскивает голову приверженца водой из белого горшка. Использование белого цвета, муки и сладкого сиропа показывает, что это ритуал для Damballah, чьего благословения просят после того, как голова вымыта.
  
   1. Материальная оболочка.
   Оптический образ - это циновка из банановых листьев, постилка из деревьев, белая рубашка, вода, и выполнение действий в ритуале.
   Акустический образ - звуки в данном случае издаваемые барабанами, слова заклинания, пение.
   Тактильный образ - вода(льющееся), прикосновение к муку и сиропу.
   Обонятельный образ - запах сжигаемых свеч, запах дерева и сиропа.
   Вкусовой образ - вкус сиропа и муки.
  
   2. Обозначаемый объект.
   В данном случае ритуал имеет яркую ассоциацию с благословлением и очищением. Так что сей ритуал, есть очищение и благословления.
  
   3. Правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
   Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы.
  
   Из выше обозначенного можно сделать вывод, что ритуалы есть знаки в целом. Теперь же сравним ритуалы с рекламными и PR сообщениями.
   Как было сказано с выше, семиотический анализ показал, что реклама может содержать три сообщения. Попытаемся их выделить в ритуалах "Вызов Loa" и "Мытье головы", которые были описаны с выше.
  

Вызов Loa

   Первое сообщение - сразу можно выделить в названии ритуала. Вызов Loa он и есть вызов Loa. Далее это заклятия или песни которые произносит жрец.
   Второе сообщение - это изображения в данном случае это veve и образ всего ритуала, говорящий о вызове Loa. У человека он может ассоциироваться с ритуалами вообще.
   Третье сообщение - это дискретные знаки, которые вызывают представления. В данном случае это может быть контакт с Loa, а может быть и то, как он будет использовать данный ритуал.
  

Мытье головы

  
   Первое сообщение - Название ритуала. Пения жреца. Отсюда мы и выделяем его.
   Второе сообщение - Ритуальные действия с объектами ( подстилка, мел, сироп, белая рубашка, белый горшок...)
   Третье сообщение - это дискретные знаки, которые вызывают представления. В данном случае это может быть очищение и благословление и так же это возможно будущие ритуалы.
  
   Разобрав данные, ритуалы мы можем на практике увидеть взаимосвязь между религией, PR и рекламой.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

5.Сетевой маркетинг VS Религия.

  
  
  
   Цель нашей работы найти параллели между PR и Религиозной деятельностью, рассматривая множество инструментов, которыми пользуются специалисты по связям с общественностью, мы стразу можем увидеть такую интересную маркетинговую технику(методику), как "сетевой маркетинг". Что это такое " сетевой маркетинг" ?
  
   Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. network or multilevel marketing) -- маркетинговая концепция распространения товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права, при этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за распространение продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами
  
   Как мы видим из определения "сетевой маркетинг" - это некая версия создания разветвленной сети распространителей и привлечения людей. Вербовка и миссионерство вот, что является точкой соприкосновения между сетевым маркетингом и религией( религиозными технологиями привлечения приверженцев).
   Взглянем на таблицу расположенную ниже. Там мы видим схему сбытовой структуры при сетевом маркетинге. Глядя на нее, мы можем сказать, что она подходит не только к сетевому маркетингу. Многие религиозные организации пользуются такой же схемой для привлечения в свои ряды новых приверженцев.
  

 []

  
   Есть такое понятие в сетевом маркетинге как информативное спонсорство. Все сотрудники, стоящие в структуре выше Вас, являются для Вас информационными спонсорами. Среди них особое место занимает сотрудник, стоящий непосредственно над Вами в структуре, - это Ваш основной спонсор и это тот самый человек, который пригласил Вас в этот бизнес. Таким образом, этот человек имеет перед Вами определенные обязательства.
Каждый из нас, в свою очередь, становится спонсором, как только у него появляются первые сотрудники. Вы являетесь информационным спонсором для всех сотрудников своей структуры и, в первую очередь, для своей первой линии, для тех людей, кого Вы пригласили к сотрудничеству и взяли на себя ответственность за их успех. Для своей первой линии Вы - основной спонсор(информации).
   Таким образом, вы являетесь как бы неким вербовщиком для организатора фирмы, компании или религиозной организации.
   В религиозных организациях пользуются методикой "ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛНОГО ПРИВЕРЖЕНЦА". Это особая методика, которая позволяет отсекать человека от информативного пространства. Вот некоторые результаты, к которым может привести использования данной методики: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку религиозной организации.
   Так же в сетевом маркетинге очень много описаний важных качеств, которые нужны лидеру. Ведь, по сути, каждый приверженец этой методики должен быть лидером, дабы вести за собой народ, то есть привлекать новых дистрибьюторов и продавать товар.
   Есть некоторые законы, которые надо привести для понимания этой системы.

ЗАКОНЫ ЛИДЕРСТВА

   Для того чтобы справиться с этими задачами, чтобы быть успешным спонсором(информативным донором), ВОСПИТАЙТЕ В СЕБЕ ЛИДЕРА!
Те, кто считает себя лидером, - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!
Если Вы не лидер - РАБОТАЙТЕ НАД СОБОЙ!
Спонсор(информативный) может указать Вам путь к успеху, но добиться успеха должны Вы сами. Лидерство - это основной элемент динамичной культуры сетевого маркетинга.
Лидер должен уметь делать очень многие вещи. Его роль меняется в зависимости от ситуации.
  
   Все эти законы так же годятся для лидеров религиозных организаций. Все мы знаем примеры, различных религиозных организаций, где один лидер ведет народ на путь просветления. Или же кто-то используют записи таких лидеров и создают определенный культ.
   Существуют определенные крайности. Например, секты. Это в неком роде религиозные организации закрытого типа.
   Се?кта -- термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и оппозиционной по отношению к нему.
   Много существует различных приемов и техник. Некоторые специалисты пытаются разделить технологии, которыми пользуются "Белые" специалисты по сетевому маркетингу и "Черные" которыми пользуются сектанты для привлечения людей.
   Стоит заметить, что для этого была специально разработана методика психологической вакцинации. Вот пример: В Америке принято в школе рассказывать о других системах власти. То есть о социализме, коммунизме и предположим о монархии. При этом педагоги должны подвергать сомнению демократические ценности, но при этом они должны быть не очень настойчивы. Все это приводит к тому, что у человека образуется психологический щит, который не так просто сломать.
   Для сравнения можно привести таблицу технологий, которыми пользуются различные специалисты по сетевому маркетингу.

Технология секты в сетевом маркетинге

Методика психологической вакцинации в сетевом маркетинге

   Полная закрытость по отношению к дистрибьюторам других компаний. Постоянный поиск внутренних и внешних врагов.
   Открытость к представителям других компаний. Участие в совместных акциях и мероприятиях. Готовность к диалогу с конкурентами.
   Полная информационная замкнутость. Если литература, то только выпущенная в компании, если тренинги, то только от Лидеров своей компании. Полное нежелание изучать опыт других сетевых компаний.
   Осведомленность и компетентность в том, как обстоят дела во всей индустрии сетевого маркетинга. Стремление изучать опыт других сетевых компаний и лучшее применять в своем бизнесе.
   Суждения о своей компании и продукции строятся по схеме: "Мы самые лучшие, потому что мы лучшие"
   Суждения о своей компании и продукции строятся по схеме: "У нас замечательная компания и продукция, потому что, факт первые, факт второй, факт третий..."
   На своих собраниях считаются нормой негативные высказывания о других сетевых компаниях.
   На своих собраниях считается нормой о конкурентах говорить по принципу либо ничего, либо только хорошее.
  
   Конечно, предлагаемая схема отражает крайние полярности, которые в чистом виде уже вряд ли присутствуют в современном мире сетевого маркетинга. Тем не менее здесь видны параллели между религиозными технологиями и сетевым маркетингом.
  
   Так же ища параллели между сетевым маркетингом и религиозной деятельностью стоит упомянуть инструменты, которыми пользуются как духовные лидеры так и дистрибьюторы.
   Первый инструмент, а точнее, набор инструментов. Вам очень хорошо знаком. Различные возможности этого набора Вы постоянно используете буквально во всех видах своей деятельности.
Да, конечно, этот инструмент - Вы сами. Вот небольшой список умений свойств, навыков, которыми было бы неплохо обладать: внешний вид, культура общения, энтузиазм, манера держаться, эрудиция, желание учиться, аккуратность, умение слушать, речь, достоинство, одежда, умение вести беседу, вера в успех, манера говорить, подготовка лектора, лексика, ответственность, навыки невербального общения.
   Второй набор инструментов "материалы компании". Они различны в разных компаниях( и религиозных организациях) и обычно включают:
   буклеты, брошюры, статьи специальные журналы, образцы сертификат качества, этикетки аудио- и видеоматериалы, значки техническая документация, сувениры компании оценки экспертов и специалистов.
   Эти материалы обычно выдаются и покупаются. Дополнительные технические средства делают работу более эффективной. Их диапазон очень широк - от авторучки и телефона до компьютера и автомобиля. Безусловно, определенную часть дохода необходимо вкладывать в инструменты.
  
   Как мы видим, сетевой маркетинг является наследником религиозных технологий по привлечению новых приверженцев. Параллели же мы обозначили и привели примеры.
  
  

6.Заключение

  
  
   Работая над этой темой, мы смогли разобраться и найти параллели между PR и религиозной деятельностью. Найти понимания, что PR это не новая наука или искусство, а комплекс методик как древних так и не очень. Которые помогают влиять на общественное мнение.
   Мы рассмотрели семиотику в PR и взаимосвязь с религиозной деятельностью.
   Произвели семиотический анализ ритуалов религии Вуду. Которые, показали нам эту взаимосвязь. Произвели разложения ритуалов на знаковую структуру.
   Все это позволило сделать вывод о тесной параллели между таким инструментом пиара как семиотика и ритуалами, которые в свою очередь являться частью религиозной деятельностью.
   Далее мы рассмотрели параллели между сетевым маркетингом и религиозной деятельностью, а если точнее то между вербовкой новых приверженцев( миссионерством). Во-первых, мы определили, что есть такое сетевой маркетинг. Далее показали структуру сбыта в сетевом маркетинге. Разобрались с технологиями в сетевом маркетинге, привели параллели с так называемым сектантским подходом в технологиях привлечения новых членов. Показали инструменты сетевого маркетинга, которые, несомненно, является и инструментами так называемых духовных лидеров.
   Последствия этой работы таковы, что она показывает нам тесную связь, сквозь историю, время, и действие, между такой наукой (искусством) как Public Relations.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

7.Используемая Литература.

  
  
  
  
  
   1. "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   2. "Креолизованные тексты и их коммуникативная функция //
   Оптимизация речевого воздействия."  Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф- М.: Наука, 1990
   3. "История и теория религий - Шпаргалки" - С. Панкин
   4. "Тайны магии Вуду" Николай Белов - http://flibusta.net/b/166789
   5. "Сетевой маркетинг" Ог Мандино - http://edelstars.ru
   6. "Загадки антропологии" Андрей Юрьевич Низовский
   7. "Многоуровневый сетевой маркетинг" - Наташа Ершова
   8. www.flibusta.net
   9. http://lib.rus.ec/
   10. http://ru.wikipedia.org
   11. www.google.ru
   12. http://edelstars.ru
   13. http://www.rambler.ru/
   14. http://mlm.internet-business.ru/num16.htm
  
   Таблица разработана Борисом Игоревичем Фатневым.
   Внушение (лат. suggestio сугге?стия) -- психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
  
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
  
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
  
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990
   "Семиотика рекламы": ИТК "Дашков и К"; М.; 2008
   "История и теория религий": ЭКСМО; Москва; 2008ISBN 978-5-699-26067-6
  
   "История и теория религий": ЭКСМО; Москва; 2008ISBN 978-5-699-26067-6
  
   Николай Белов "Тайны магии Вуду" - http://flibusta.net/b/166789
  
  
   Николай Белов "Тайны магии Вуду" - http://flibusta.net/b/166789
   Asson (Азо, Ason). Священная трещотка houngan или mambo; "получить asson" значит получить жреческое посвящение. Asson представляет собой тыкву с естественной ручкой. Внешняя сторона покрыта частицами костей змеи и коралла. Asson -- символ духовной власти.
  
   Ссылка - www.diary.ru/~geraldine/?tag=268947
   veve - символ Эрзули, лоа из пантеона вуду.
   Эрзули (Erzulie) -- жена Легба, богиня любви и красоты в религии Вуду.
   http://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_маркетинг
   http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Файл:Mlm-software.jpg&filetimestamp=20090514195926 - Схема сбытовой структуры при сетевом маркетинге
   "Сетевой маркетинг" Ог Мандино - http://edelstars.ru
  
   "Сетевой маркетинг" Ог Мандино - http://edelstars.ru
  
   http://ru.wikipedia.org/wiki/Секта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"