Евангелие от рок-н-ролла. (В изложении Бориса Шлыкова).
Да сбудется реченное через пророка, который говорит: 'отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира'.
Евангелие от Матфея, гл.13; 35.
И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Откровение св. Иоанна, гл.14; 2,3.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит.
Евангелие от Матфея, гл.19; 11,12.
Остановись, читатель!..
Прочитай ещё раз и подумай...
Хорошенько подумал???
Теперь читай дальше, но не спеши. И постоянно помни слова Шекспира: 'Служенье муз не терпит суеты' - ведь ты, читая эту книгу, служишь музе Познания и музе Самосовершенствования.
Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов.
Конфуций.
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Альберт Эйнштейн.
Все зрячие всегда имеют три преимущества перед слепыми - первыми увидеть Звезду, первыми поклониться Господу и первыми взойти на Голгофу.
Сергей Алексеев.
Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга.
Джонатан Свифт.
Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека.
Н.А.Бердяев.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Послание Иакова, гл.2;14,17
.
Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать ему силы на труд.
Джон Рёскин.
Сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Л.Н.Толстой.
Нам в мечети твердят: 'Бог - основа и суть!'
Мудрецы нас к науке хотят повернуть.
Но, боюсь, кто-нибудь вдруг придет и заявит:
'Эй, слепцы! Есть иной, вам неведомый путь!'
Омар Хайям.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка -
Сказка впереди.
В.Высоцкий, 'Лукоморья больше нет'.
Присказка.
Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.
Джелаледдин РУМИ.
У театральных осветителей есть любопытное наблюдение: Белое не всегда белое, чёрное не всегда чёрное - всё зависит от освещения.
Умный прочитал, понял, и, я надеюсь, улыбнулся, глупый не понял ничего, а дурак прочитал - и сразу помчался навязывать всем какую-то свою точку зрения, считая её единственно правильной.
Что ж, каждый имеет право думать и поступать так, как считает нужным, пока это не мешает окружающим. Плохо то, что иногда маленькая глупость одного вырастает в большую мерзость для многих.
Сегодня никто уже не может точно сказать, что заставило троянцев во времена войны с греками втащить в город неизвестно откуда взявшегося перед воротами огромного деревянного коня, но обгоревшие развалины Трои указывают на то, что кто-то из их руководителей явно сморозил глупость.
Напротив, при осаде римлянами Сиракуз все жители безоговорочно слушались мудрого Архимеда и, благодаря его расчетам, смогли на расстоянии сжечь римский флот пучком отражённых солнечных лучей.
Во времена гражданской войны в Риме Помпей Великий гордо заявил: 'Каждый, кто не вступил в легионы Помпея, мне враг'. Цезарь, его противник, отреагировал незамедлительно: 'Каждый, кто не вступил в легионы Помпея, мне друг!' Как закончил свой жизненный путь Гней Помпей всем хорошо известно. А ведь, казалось бы, такая мелочь...
В1982 или 1983 году (точно уже и не припомню), когда у нас в стране в очередной раз меняли школьные программы, мне в руки попался новый учебник русской литературы. В нём в качестве эпиграфа к творчеству А.С. Пушкина были напечатаны финальные строки из его стихотворения 'Памятник':
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу..... и всё!!!
Кто-то взял и просто выбросил самые главные, на мой взгляд, слова:
И МИЛОСТЬ К ПАДШИМ ПРИЗЫВАЛ!!!
Из нашего сознания мягко и ненавязчиво решили удалить милосердие - то, что отличает нас от зверей (я не оговорился, именно от зверей, а не от добрых животных).
Не хочется разбираться, механическая это случайность или простое недомыслие, но события, которые случились потом и происходят до сих пор, заставляют думать, что случайностей не бывает. А вот недомыслий - да сколько угодно!
Не смогли современники постигнуть глубину мыслей Сократа, Леонардо, Галилея, Парацельса. Даже Христа сначала радостно распяли на кресте, а через сто лет опомнились и стали на него молиться!
И вот что мне уж совсем непонятно, так это вручение Нобелевской премии, которая присуждается за открытия и созидание, президенту страны, который эту мощнейшую страну (СССР) не взлелеял, не укрепил, а сам же и развалил!!!
Или может быть это случай массового недомыслия? Ведь смеялись же в своё время над Ноем, а что получилось?
Впрочем, я тоже не всепремудрый и могу до чего-то не додуматься...
Сказка,
которая скоро сказывается - да вот нескоро мысли в порядок приводятся.
Новой истине ничто не вредит больше старого заблуждения.
И.В.ГЁТЕ.
'В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть'. Так начинается Евангелие от Иоанна.
Вот только одна маленькая деталь,- слово-то состоит из звуков! Значит, вначале всё-таки были звуки - комбинация колебательных импульсов, которые и привели к созданию всего сущего?
Читаем дальше: 'И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины'.
Да, каждый звук мы обозначили буквой, буквы сложили в слова и фразы, начали отображать устно и записывать на бумаге действия, события, ощущения, наблюдения...- то есть придали миру звуков определённый словесный порядок.
Но тут случилось совершенно неожиданное открытие Фридриха НИЦШЕ: 'Наиболее понятным бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым произносится ряд слов,- короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть всё то, что не может быть написано'.
Так может быть звуки, которые плотию не стали, сложились не в слово, а в мелодию и которые Ницше назвал музыкой, - это и есть неведомый язык Бога? Ведь и философ Томас КАРЛЕЙЛЬ пишет: 'Истинно говорят, что музыка это речь ангелов!'
И ещё: 'Музыка своей мелодией доводит нас до самого края Вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие'.
Возможно, всеобщее утверждение главенства слова и неприятие значения музыки - не что иное, как неприятие многоликости Божией?
Отчасти на этот вопрос ответил Апостол Павел в 'Первом послании Коринфянам' (гл. 14; 7,8.): 'И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер'.
'Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом'.(Ап.Павел, Первое послании Коринфянам, гл.14; 15.)
Наверное, неслучайно ещё в дохристианские времена Платон писал: 'Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного'.
Наверное, неслучайно уже в средние века музыка входила в число 'семи вольных наук', составлявших основу образования, и изучалась наравне с арифметикой, геометрией и астрономией ('квадривиум').
Наверное, неслучайно примерно в то же время Мартин ЛЮТЕР написал: 'Музыка есть искусство пророков; это - единственное искусство, которое, наравне с теологией, может успокаивать волнения души и обращать дьявола в бегство'. Понятной становится теперь и та невероятная настойчивость, с которой люди стремятся постигнуть такой заманчивый, всеобъемлющий и необъяснимый мир музыки, а родители всеми доступными им методами и средствами приобщают к нему своих детей - ведь это им продиктовано свыше!
Можно во всё это верить, можно не верить - но это есть.
Как есть и то, что во всех религиях присутствуют ритуальные песнопения и псалмы - то есть молитвы, в которых объединены сила слова и сила мелодии.
На фоне этого смехотворным выглядит случай, произошедший с одним из моих учеников. Родственники пригласил его стать крёстным отцом своего ребёнка. По церковному обычаю за день до обряда, чтобы очиститься от грехов, необходимо пройти исповедь. Так вот, в список грехов, в которых, по мнению батюшки, надо было покаяться и впредь их больше не совершать, вошёл и такой: 'Не слушать рок-музыку!!!'
Получается, что для иерарха шедевр мировой музыкальной культуры рок-опера 'Иисус Христос - суперзвезда'- греховное творение? А ведь американский религиозный журнал 'Ренессанс' утверждает, что 'значение этой вещи для музыки может сравниться с вкладом Канта в философию'.
И как тогда относиться к тем молодым христианам, которые в своих общинах создают рок-группы, сочиняют и исполняют религиозный рок?
Как воспринимать тот факт, что многие знаменитые рок-исполнители постигали азы музыки, распевая псалмы и хоралы в детских церковных хорах?
Джон Леннон вообще назвал рок, ни много ни мало, 'электрофольклором ХХ столетия', а популярный американский журнал 'Роллинг Стоун' утверждает: 'Рок-н-ролл - это более, чем просто музыка. Это - энергетический центр новой культуры'.
'Где музыка - плохого быть не может', - написал когда-то великий Сервантес.
Заметим - вся музыка, а не какая-то из её разновидностей. Ведь звуки моря - это музыка моря, рёв самолёта - это музыка самолёта, звуки леса - это музыка леса, тишина неработающего завода - это тоже музыка завода, милый лепет малыша в колыбели - это самая лучшая музыка для родителей... Так распорядился Творец, а пытаться оспорить промысел Божий - большое недомыслие, если не сказать - глупая гордыня.
'Истина - это не то, что нельзя доказать, а то, чего нельзя избежать',- написал когда-то Антуан де Сент Экзюпери. Так зачем же бежать от того, что очевидно?!
Писатель-публицист Олег Феофанов в своей книге 'Музыка бунта' М., 1976г, ссылаясь на американские источники 1959 года, приводит такое определение рок-н-ролла: 'Вариант блюза с ударением на втором и четвёртом тактах (музыканты говорят о второй и четвёртой сильной доле в музыкальном такте). Используется как танцевальная музыка для подростков. Незначительная фаза в основных потоках эстрадной музыки'.
Я неоднократно обсуждал этот вопрос с музыкантами разных уровней доминирующего у нас классического направления. Все они были категоричны: - общепринятые правила гласят, что на протяжении исполнения всего музыкального произведения сильной может быть только первая доля музыкального такта, а перенос акцентов на другие доли носит эпизодический характер.
Вот, оказывается, где затаились истоки музыкально - рок-н-ролльной ереси!
Жрецы консерваторий и идолопоклонники нотной записи никогда не допустят ничего, что не укладывается в их устоявшиеся стереотипы - ведь это подрывает такое милое спокойное и сытое прозябание. А стихия рок-н-ролла - это свободный полёт по волнам вольных музыкальных ветров любого направления. И эта свобода пугает!
'И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше'.(Евангелие от Луки, гл.5;39)
Писатель Сергей Алексеев в своей книге 'Сокровища валькирии' объясняет ситуацию так: '... психика современного человека не выдерживает проявления Божественного света. Из тёмной пещеры выходить следует всегда осторожно'.
Возможно, поэтому затемнённые и обвиняют рок-н-ролл во всех смертных грехах: и громкий очень, и тексты песен не прилизанные, и стандартам гармоническим не подчиняется, и свободолюбивый, и на молодёжь плохо влияет... А вся суть, оказывается, всего- то навсего,- во второй и четвёртой сильной доле! В неординарном восприятии и отображении жизни!
Как-то сразу вспомнилось миленькое стихотворение В.Маяковского 'Левый марш':
'Кто там шагает правой?!
Левой! Левой! Левой!'
Нельзя не так, как все!!! Не пущать!!! Искоренить!!!
'Людям свойственно хулить всё то, к чему они чувствуют себя неспособными',- написал когда-то Гёте.
И ещё Гёте: 'Каждый слышит только то, что он понимает'.
Действительно, можно с исключительным упорством не принимать, не слышать и не замечать очевидных вещей, вот только 'истина - дитя времени, а не авторитетов',- ещё упорнее разъясняет нам, бестолковым, выдающийся новатор театра Бертольд Брехт.
Посему свидетельствую: время новых истин пришло!!!
По воле Божией в потоке реки Иордан простой водой пророк Иоанн Креститель окрестил много-много человеков.
По воле Божией в потоке музыкальных звуков сильной второй и четвёртой долей пророки от рок-н-ролла окрестили половину человечества.
По воле Божией я взялся за перо, 'чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею'. (Ап. Павел, Послание к Римлянам, гл.1;11,12)
'...возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя' (Послание к Евреям Апостола Павла, гл. 2; 12).
'Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего'. (Евангелие от Иоанна, гл.18;37)
Да пребудут в радостном счастливом рок-н-ролле возлюбленные чада Божии!
Истина 1.
Мысли не имеют родителя, они летают над нами, как ангелы.
Габриэль Гарсиа МАРКЕС.
Однажды из книги чешского писателя Иржи Томана 'Как совершенствовать себя' я узнал, что в Мурсии (Испания) над входом в библиотеку высечена надпись: 'Здесь мёртвые открывают глаза живым'.