Борисов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Евреи на территории Вкл-Беларуси

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
  Евреи на территории ВКЛ-Беларуси
  
  Первые упоминания в источниках
  
  Первые евреи на территории ВКЛ-Беларуси появились где-то в нач. II тыс. н. э. Однако основная волна их переселения пришлась на XIV в., когда евреи бежали на земли ВКЛ с территории Западной Европы, где против них в XIV веке начались репрессии. Тяжёлым было положение евреев в Богемии, а ещё более в Германии, которую захлестнули страшнейшие эпидемии чумы, в распространении которых были обвинены евреи. Евреи вынуждены были покидать насиженные места и отправляться на Восток. Многие оседали на территории Польского королевства, другие переселялись в Великое Княжество Литовское.
  
  Первым историческим документом, свидетельствующим о проживании евреев на территории современной Беларуси является привилей великого князя литовского Витовта датируемый 24 июня 1388 года, выданный евреям Бреста с целью поощрения их дальнейшего переселения. Привилей Витовта устанавливал принципы проживания евреев в Великом Княжестве Литовском. За убийство еврея полагалось такое же наказание, как и за убийство шляхтича. Евреям разрешалось свободное исполнение обрядов, а также дозволялось заниматься имущественными и залоговыми операциями. Под залог разрешалось брать любые вещи, кроме христианской религиозной утвари и "окровавленных" (снятых с убитого) вещей. Кроме того, следуя декретам римских пап, Витовт в этом документе запрещал обвинять евреев в употреблении христианской крови. Были установлены и основы автономии еврейской общины.
  
  18 июня 1389 года датируется другой привилей Витовта евреям города Гродно. Привилей устанавливал границы поселений еврейской общины, освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе.
  Итак, в 1388-89 годах появились документы, определившие условия жизни евреев в ВКЛ. Своими привилеями Витовт стремился не только обеспечить спокойное существование уже проживавших на территории государства евреев, но и привлечь новых еврейских подданных, способных пополнить очень и очень слаборазвитый торговый класс государства, направить свои капиталы во благо Великого Княжества. Витовт - великий и мудрый правитель руководствовался не религиозным фанатизмом и нетерпимостью, его куда более заботило процветание его государства.
  
  Как отмечает Э.Г. Иоффе "таким образом, по законам, изданным Витовтом, евреи составляли в Великом Княжестве Литовском класс свободных жителей, находившихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей".
  
  В более позднее время права литовско-беларуских евреев (литваков), права полноправных граждан, были подтверждены Статутом 1588 года, основным правовым документом, своего рода конституцией ВКЛ, где было прямо сказано, что за убийство еврея шляхтич несет соответствующее наказание, в терминологии той эпохи - будет "покаран горлом".
  
  СТАТУТ ВКЛ-1588г. О головщинах и навезках жидовских
  О головщинах и навезках жидовских
  Гды бы жид жида на смерть забил, ранил або избил, тогды о том суд и сказанье промежку них маеть быти чинено водлуг прав и привильев их. А естли бы шляхтич забил жида, а был бы пойман на горячом учинку, тогды маеть горлом быти каран, але вжо головщина плачона не будеть. А так же се маеть разумети и о розбою, а шкоды при забитью албо розбои вделаные в маетности того забойцы або разбойника за доводом плачоны быти мають. Гды бы шляхтич водлуг артыкулов вышшых в сем статуте описаных, поконан в том был, также и о неоселой шляхте, которые никому не служачи, а толко костырством а пъянством бавятся, а таковый учинок пополнили, иж таковой же вине, яко и тые, которые на горячом учинку будуть поймани, подлегають. А если бы который шляхтич неумысльне с пригоды таковы учинок пополнивши утек, тот, будучи з оселости до суду належного позван, за переводом правным того такого учинку горла не тратить, але гды присягнеть, иж неумысльне забил, толко головщину, а за раны навезку за доводом правным яко шляхтичу платити маеть. А где бы се тое забойство жиду от християнина стану простого чоловека стало, тот, хотя бы на горячом учинку не был пойман, але до права своего, под которым седети будеть, притягнен будучи, за переводом правным горлом каран быти маеть. А естли бы ранил так, ижбы раны значные и шкодливые битые або крвавые были, тогды за то навезку маеть платити яко шляхтичу водле статуту. А если бы тот был так убогий, ижбы не мел чим навезки платити, тогды за то везеньем каран быти маеть водле их привилья, а барверу предсе за лекарство заплатити. А за менший бой так же седеньем через колько дней водле узнанья врядового каран быти маеть. А естли бы на члонку котором охромен был, тогды то водле сего статуту сужоно маеть, яко о ннавезках описано ест. А в инших речах они водлуг привильев своих сужоны и захованы быти мають, а сами жидове, гды в чом от кого обвинены будуть-от воевод, старост и державец наших и от инших станов, которые з них под чиею владзою будеть без позву, яко иншие подданые наши, тые, которые вольности шляхетское не вживають, сужоны и сказованы быти мають водлуг прав и привильев, им наданых. А естли бы который жид або жидовка до веры християнское приступили, тогды кождая такая особа и потомство их за шляхтича почитаны быти мають.
  
  Так, например, шляхтич Веспасиан Костюшко въехал верхом на лошади в синагогу, а за ним вошли его брат Хризостом, Войтех Ирикович и его люди с обнаженными саблями. В результате школьник Говшей Аронович был убит, а другой еврей - Лейба ранен в глаз. После присяги жены убитого школьника Брестский гродский суд 13 мая 1665 приговорил Веспасиана и Хризостома Костюшко к смертной казни и к уплате, согласно конституции, за убитого школьника 200 коп, а за раненого - 40 коп грошей (Евр. энц. Т. 4. С. 955).
  Основные сферы деятельности литваков на территории ВКЛ (Беларуси)
  
  Основными сферами деятельности евреев на территории ВКЛ-Беларуси были, прежде всего, торговля и ремесла. Кроме того, они вели почти все крупные коммерческо-финансовые операции и получали откуп на государственные пошлины и налоги, арендовали таможню и занимались внутренней и внешней торговлей. Некоторые из них владели на правах собственников земельными участками, имениями и деревнями.
  Так, важной отраслью экономической деятельности евреев во времена Казимира IV Ягеллончика было ростовщичество. Причём, нередко евреи ссужали и само главное лицо государства.
  
   Вообще, экономические отношения и интересы, как польских королей с одной стороны и великих князей литовских с другой по отношению к евреям совпадали. Король и его приближенные оказывали богатым евреям покровительство, обеспечивали защиту. В этой связи большой интерес вызывает случай, который приводит С.А. Бершадский в своём труде "Литовские евреи". В 1472 году великий магистр Ливонского ордена Генрих Рихтенберг арестовал в Пруссии у брестского еврея Еска какие-то товары. С просьбой о снятии ареста и возвращении хозяину его имущества к Рихтенбергу обратились с ходатайством члены Литовской Рады (Государственного Совета). Среди обратившихся было и духовное лицо - епископ Виленский.
  
  Любопытно, что не только высшие должностные лица ВКЛ-Беларуси, но и крестьяне в более поздние времена при найме на работы больше доверяли посреднику-еврею. Один из источников сообщает, что: "Мне не раз случалось слышать, что крестьяне иногда не хотят ни за какие деньги наниматься на работу к помещику, до тех пор, пока не явится какой-нибудь Цицерон в лапсердаке, которому достаточно сказать несколько слов наедине с крестьянами, чтобы те отправились работать за самую умеренную цену". Скорее всего, они верили, что еврей их не обманет в отличие от помещика, а с другой стороны, еврей лучше понимал крестьянскую ментальность, что давало возможность находить им между собой общий язык. На это указывает свидетельство Николая Янчука, другого исследователя (Минская губерния): "Если крестьянину придётся выслушать от помещика или чиновника какой-нибудь полезный совет, услышать какую-нибудь важную новость, для проверки всего этого он отправится, прежде всего, к какому-нибудь знакомому шинкарю-еврею". И вообще, среди крестьян бытовала в то время поговорка: "Як беда, то до жида".
  
  Примечание: подобное отношение литовско-беларуского крестьянства к евреям многим может показаться странным, но, все встает на свои места, как только к данным свидетельствам будет добавлен маленький штришок - евреи на территории ВКЛ-Беларуси, литваки, в основной своей массе жили не намного лучше и богаче, все тех же крестьян.
  
  Поэтому то, крестьяне прекрасно осведомленные, как "богато" живут их соседи-литваки и общаясь с ними на протяжении столетий доверяли тем, соответственно, больше чем панам.
  
  Евреи на стенах беларуских замков
  
  Наиболее известный период истории ВКЛ, когда евреям пришлось столкнуться с реальной угрозой, вплоть до полного истребления, была так называемая Неизвестная война 1654-1667 гг. Которая была и есть "неизвестной" только для русских, потому что характеризует их предков совсем не как освободителей и защитников по отношению к землям ВКЛ и проживавшим на его территории народам, а как захватчиков и оккупантов, которые грабили и разрушали города, пытали и убивали людей, а выживших уводили в плен в Московию.
  Московский царь Алексей Михайлович еще в самом начале войны заявил о своей непримиримости и нетерпимости к католикам, униатам, а также к евреям. "Жидам не быти", утверждал он в своих посланиях. Евреи официально объявлялись врагами "православной христианской веры". В соответствии с подобной "инструкцией" всех выживших евреев, наряду с католиками и униатами необходимо было вывозить в Московию и принудительно крестить в православие.
  
  Поэтому подобная ситуация не оставляла никаких других путей, кроме как решительно бороться с московскими оккупантами и захватчиками. И евреи в полной мере продемонстрировали свою решительность и храбро сражались с оккупантами.
  
  Наиболее показателен пример Старого Быхова. Город еще летом 1654 года был осажден украинскими казаками гетмана Золотаренки. Правда Быхов стал для него неприступной крепостью, потому что, как свидетельствуют источники все мещане, шляхта и евреи Старого Быхова поклялись друг перед другом, что будут сражаться до последнего, не помышляя о сдаче города казакам и слово свое сдержали.
  
  А в 1659 году возле Старого Быхова появились войска московского царя и по свидетельству воеводы Семена Змеева, который осадил город, в нем не было никого, кроме: "мещан, жидов и беженцев". Однако, несмотря на то, что в городе не было профессионального войска, способного обороняться, город стоял на протяжении семи месяцев и пал, только лишь из-за предательства. Захватившие город войска московитов устроили в нем резню. Быховский раввин свидетельствовал, что, как минимум, триста евреев были убиты в ходе той бойни.
  
  Также значительным было участие евреев в обороне Витебска. Сначала участвовали в конных вылазках витебской шляхты на вражеский лагерь, затем помогали возводить и укреплять укрепления Витебска. Позже, во время осады, имели свои "квартиры" на оборонительных стенах, несли караул и обстреливали штурмующих. После взятия города московиты обложили евреев контрибуциями, лишили их домов и имущество и выслали в Казань. Часть из которых погибла еще в дороге.
  
  Среди мест, которые одни из первых вынуждены были столкнуться с нашествием московитов был и Мстиславль. Его жители, совместно приняли решение стоять до последнего и отчаянно отбивались от "освободителей" с востока. Однако замок был захвачен, а победители устроили в городе жестокую резню - "шляхту, мещан, жидов, а также простых людей в пень вырезали".
  
  Долго и упорно отбивался и небольшой город Дубровно. На защиту города евреи выставили 10 хоругвей. Если учитывать то обстоятельство, что от мещан было столько же хоругвей, а воинское сословие имело только 7, то получается, что евреев, участвовавших в обороне города было как минимум треть, от общего числа защитников.
  
  После сдачи Могилева московский царь приказал: "А жидам в Могилеве не быти и жития никакого не имети". Поэтому многие евреи Могилева погибли. Но, часть из них все таки смогла спастись, так как принимала участие в знаменитом восстании 1661 года против московского гарнизона, за что после войны получили привилей на свободное проживание в самом центре города.
  
  Во время этой трагической и "неизвестной" войны евреям приходилось командовать целыми отрядами, например в осажденном Смоленске. После капитуляции Смоленска московский царь Алексей Михайлович приказал всех евреев, которые отказались принимать московское православие, согнать в деревянные дома и спалить.
  
  В общем, в чрезвычайных ситуациях, какой, несомненно, являлась эта война, не только шляхтичам приходилось брать на себя обязанности по защите своей родины - ВКЛ, но и простым мещанам, а также евреям, которые сражались с захватчиками и показали себя с наилучшей стороны. А их участие в обороне многих беларуских городов: Старый Быхов, Витебск, Слуцк и т.д. было весьма и весьма значительным.
  Особенности беларуских евреев (литваков)
  
  Так называемые литваки - литовско-беларуские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте, по-другому одеваться и стричься, приобрели особую ментальность, отличавшуюся от близких им украинских и польских евреев рационализмом в поведении, тягой к знаниям, деловитостью, целеустремлённостью и сдержанностью в выражении чувств. Эти качества проявлялись в повседневной и духовной жизни. Одна часть литваков, во главе с Виленским гаоном раби Элиягу бен Шломо-Залманом, вообще не приняла хасидизм, получив название миснагиды (миснагдим - букв. "противящиеся", "возражающие", ед. ч. - миснагид, иврит - название, которое дали приверженцы хасидизма его противникам), а другая, во главе с раби Шнеур-Залманом из Ляд, соединила хасидизм с раввинской учёностью и рационализмом, создав собственное самостоятельное течение в хасидизме - Хабад. Между литваками и польско-украинским еврейством существовал определённый антагонизм. Шлёма Зальцман пишет о взаимной неприязни между польскими евреями и литваками в Варшаве, про которую в городе ходило много анекдотов. И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально. Браки между представителями обоих литвакских религиозных течений были нередки на территории Беларуси. По свидетельству уроженца беларуского Каменца Ехезкеля Котика, посетившего в последней трети XIX века Варшаву, местные евреи и литовско-беларуские евреи, составлявшие там довольно большую общину, предпочитали не общаться друг с другом. При этом литваков, по свидетельству того же автора, называли свиньями за аскетизм в питании и образе жизни. Кроме того, за тягу к знаниям, которая у части литваков распространялась и на светские науки, что считалось отступничеством, их называли также целем коп (букв. - "голова крестом", идиш). В свою очередь, литовско-беларуское еврейство презирало польских евреев за аккультурацию и невежество. Согласно другой версии, наименование целем коп литваки получили от украинских хасидов за эмоциональную сдержанность, граничившую в их глазах с атеизмом. Судя потому, что Котик не сообщает о том, что польские хасиды относились отрицательно только к миснагидам, можно заключить, что такое же отношение было и к литвакам-хасидам.
  Г. Цыбукмахер, посетивший в 1880 г. еврейские сельскохозяйственные колонии в Херсонской губернии, писал о трениях между украинскими евреями и литваками:
  "Господствующий элемент населения - выходцы из Литвы - пренебрежительно относятся как к невеждам к выходцам из украинских губерний". На территории современных Беларуси и Литвы, по свидетельству Шлёмы Зальцмана, не принимали чужаков в качестве общинных раввинов.
  
  Взаимное пренебрежение было основано на инаковости этих двух этнокультурных групп, которые вполне можно считать разными еврейскими субэтносами. Отталкивало всё: манера поведения и внешний вид, язык и кулинарные пристрастия (например, разные способы приготовления гефилтэ-фиш - фаршированной рыбы), но больше всего темперамент. Так описывает еврейский писатель Мордехай Бен-Амми (псевдоним, наст. имя Марк Рабинович; 1854-1932) в местечке Верховка (Винницкая область) в 60-е гг. XIX века отношение к приехавшему туда литовско-беларускому еврею: "Слыхали новость! - сообщали друг другу. - Какой-то литвак свалился к нам. И посмотрели бы вы на его трефную цире (букв. - "вид", идиш. - А. К.). Совсем нет у него еврейского лица. Сказано целем коп. Надо сказать, что литвака у нас ещё никто не видал... его все пронизывали своими взорами, оглядывая с величайшим любопытством и большим недоверием и далеко не дружелюбно, даже враждебно. Дети же за ним бегали, как бегали бы за обезьяной или за цыганом, который водит медведя. Некоторые... кричали ему: целем коп, где твои пейсы? Смотрите, крысы срезали у него пейсы. С таким же напряжённым любопытством и резко выраженным недоверием... [все] следили, как он молится, с сердцем ли, с усердием и т. п.". Далее писатель вспоминает, что несколько дней литвак держался очень скромно, но потом всех ошеломил, когда во время горячего обсуждения одного из трудных мест комментария к Талмуду попросил у местного раввина посмотреть книгу, заявив, что когда-то учился в хедере, а затем скромно и тихо сделал правильное толкование. Все удивлялись: "Как вам нравится литвекель.
  
   Оказывается, совсем ламдан ("учёный")... недаром говорят литвацкая голова. Но тут что-то неладное". Затем автор пишет, что если бы замечательно шивший костюмы приезжий одевался и стригся "как человек", в Верховке стали бы подозревать в нём скрывающегося праведника, "но никто не мог бы допустить такую кощунственную мысль", что литвак мог быть праведником. "Литваки у нас были вообще на весьма дурном счету", - заключает Бен-Амми.
  
  ...В 1913 г. Р. Самойлов в петербургской еврейской газете на русском языке "Рассвет" после описания различий ментальности литовского и польского еврейства остановился на "южном еврействе" Новороссии, которое он определил как недавно образованную смесь "поляков" и "литваков". Отмечая зажиточное положение еврейских переселенцев в одном из шахтёрских городов Екатеринославской губернии, Самойлов любопытно описывает отношения трёх субэтнических групп: "Во-первых, нет полного слияния между различными еврейскими группами. До сих пор [вы] отличите южан, "хохлов иудейского вероисповедания", совершенно невежественных в еврейской культуре и более всего подвергающихся влиянию бытовой ассимиляции. Отдельно живут "литваки", первые пионеры которых пытались перенести все устои иудаизма на новую родину: они-то организовали синагоги, благотворительные общества, одним словом, всё то, что составляет жизнь современной еврейской общины. Обособленно живут "поляки" с их хасидизмом и демонстративной ортодоксией".
  
  Сложившийся у литваков особый литовско-беларуский, или северо-восточный, диалект идиша отличается от юго-восточного диалекта украинских евреев и центрального диалекта польских евреев. Кроме значительной разницы в фонетике, он отличается от них отсутствием среднего рода, особенностями спряжения и склонения, а также в некоторой степени лексикой. Например, "шкаф" литваки называют алмэр, украинские евреи шафэ, а польские - шранк. В то время как две последние группы используют слово либн в значении "любить", литовско-белорусские евреи говорят голт гобн.
  Литваки и украинское еврейство отличались и обрядами, такими, как помолвка, свадьба, встреча субботы. Если в семье литваков мужчина советовался с женой по важным вопросам, и в частности в области торговли, то в семьях украинского еврейства это чаще всего не допускалось. Вообще, женщина в литвакской семье нередко самостоятельно принимала решения.
  
  Выводы: Никаких обобщений или нравоучений не будет. Автор надеется, что те, кто дочитал до этих слов уже cfvb смогли сделать dct необходимые для себя выводы.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) С.Казакова "Жена-королева"(Любовное фэнтези) А.Тополян "Механист"(Боевик) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) К.Тумас "Генеральный эксперимент"(Научная фантастика) А.Ефремов "Мертвые земли"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) О.Обская "Невыносимая невеста, или Лучшая студентка ректора"(Любовное фэнтези) А.Белых "Двойной подарок и дракон в комплекте"(Любовное фэнтези) А.Вичурин "Ник "Бот@ник""(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"