|
|
||
Когда знакомишься с жизнеописанием схиархимандрита Иоанна Маслова /1/, поражает одно обстоятельство: он учился в той же советской школе, что и мы все, по той же программе, решал те же задачи по физике и математике, на те же темы писал сочинения; но какая огромная разница в жизненном пути о. Иоанна и нас, его современников, обратившихся ко Христу в 70-е - 90-е годы. По своему мировоззрению он был гораздо ближе к насельникам Глинской пустыни, в которой подвизался в течение семи лет (1954-1961), чем к современным ему советским людям. Каковы же были глинские старцы, от которых о. Иоанн воспринял духовную мудрость и прозорливость? Об этом нам говорит его книга, посвященная истории Глинской пустыни /2/. Из жизнеописаний ее насельников, особенно прошедшего 20-го века, видно, что все они, как правило, происходили из благочестивых, православных крестьянских (или казачьих) семей, образование школьное имели самое малое (3 - 4 класса приходской школы), но зато с молоком матери впитали веру Христову и с детства были приучены к сельскохозяйственному труду. Таким образом, они изначально были правильно ориентированы в отношении к Богу, людям и окружающему миру, а крестьянский труд помог им выработать такие качества, как наблюдательность, тонкое знание природы и любовь к ней, и привить такие христианские добродетели, как терпение и смирение. В Глинской пустыни, где были сохранены традиции старчества, под окормлением опытных духовников бывшие крестьяне и солдаты становились старцами, достигали величайших духовных вершин и глубокой мудрости. Их пример - это прямой путь ко Христу, путь пастухов /3/. Этим же путем шел и схиархимандрит Иоанн /1/.
Современные люди по своему рождению и воспитанию поставлены в другие условия - ближе к волхвам, искушенным в мудрости внешних наук. Как известно, их путь ко Христу был длительным и трудным. Но они тоже пришли к Нему, ибо шли за звездой, которая их вела. Применительно к нашему школьному и высшему образованию это означает, что, коль скоро нашим детям выпал путь волхвов, им следует, во-первых, глубоко вникать в закономерности окружающего внешнего мира и, во-вторых, видеть в нем свет звезды учения Божия. От личности учителя-естественника многое зависит. Если это православный человек, тонко чувствующий природу, любящий учащихся и свой предмет, он может, излагая материал, например, физики или химии, обращать внимание на некоторые "тонкости", которые формируют мировоззрение учащихся в христианском направлении.
В последние 15 лет появился соблазн "доказывать" с помощью научных достижений догматы христианской веры. Такого рода деятельность характерна для научных апологетов протестантского толка, но и наши православные авторы не избежали этого соблазна. Особенно это относится к области космологии, где одна научная модель мироздания (теория Большого Взрыва, "инфляционная модель") сменяет другую /4, 5/; и все эти "теории" ненадежны, ибо основаны на заведомо сомнительном принципе: используя законы, действующие в обозримой части Вселенной в настоящее время (т. е. в короткий промежуток жизни падшего человечества), распространить их на все мироздание и на "дни творения" самого этого мира. Вообще увлечение "научными подтверждениями" Священного Писания нам представляется обратной стороной той же медали - использование естественных наук в качестве высшего арбитра, подтверждающего или опровергающего Откровение Божие. Если в 19 веке с помощью естественных наук пытались осмеять, как тогда говорили, "поповские сказки", то сейчас тенденция внешне прямо противоположная, а на деле имеем тот же горделивый вызов Богу - попытку встать над Божественным Откровением. В связи с этим можно привести прекрасные слова архимандрита Иоанна (Маслова): "Истину Церкви Христовой нечего защищать, ее надо лишь открывать. Защищать же надо душу человеческую - от ее ошибок вольных и невольных. Свет в мире не защищают, его зажигают" /6, с.94/. Этих слов мы и будем придерживаться.
В богословском понимании окружающий мир познается человеком через естественное Откровение Божие, в котором Творец и Промыслитель открывает Себя (Рим. 1:19-20). Сами законы тварного (и духовного и материального) мира установлены Творцом и указывают на Него. Это хорошо понимали св. Отцы. Они умели видеть в явлениях природы действие Промысла Божиего, находили аналогии между духовными и материальными закономерностями и использовали их для того, чтобы донести до слушателей ту или иную глубокую богословскую мысль /7, с.55; 8, с.159,218,219; 9, с.201-202, 207-208, 238/. Красоту, целесообразность и удивительную гармоничность в устройстве физического мира видели и ученые-естественники. Как отмечает Макс Планк, "как раз самые великие естествоиспытатели всех времен (Кеплер, Ньютон, Лейбниц) были проникнуты глубокой религиозностью" /10/. Это обстоятельство не следует скрывать от учащихся. Излагая учебный материал, учитель-естественник должен стремиться воздействовать не только на разум, но и на чувства учеников, вызывая у них изумление перед устройством мироздания, подобное тому, которое испытывают дети, впервые знакомящиеся с миром. Заостряя внимание на мелких, казалось бы, деталях, учителю следует раскрыть грандиозность замысла Божия о тварном мире. Приведем примеры.
1. На уроках физики учитель говорит о физических константах (гравитационной постоянной, заряде, массе электрона, скорости света, постоянной Планка и т. д.). Здесь следует подчеркнуть, что именно такие значения данных констант необходимы для существования устойчивых материальных структур (ядер, атомов, планет, звезд, галактик) - самого первого условия для существования жизни. Если незначительно изменить хотя бы одну константу, то разрушится все мироустройство. В английской литературе описанный факт называется "антропным принципом", у нас - "принципом целесообразности"; он показывает, насколько все взаимосвязано и тонко сбалансировано в материальном мире - случайными такие закономерности быть не могут, здесь видна цель Мироустроителя.
2. Изучая химические реакции и свойства веществ, можно было бы сформулировать и "антропный принцип" в химии: в обычных условиях в атмосфере вблизи поверхности земли идут только такие реакции, которые не уничтожают жизни[1]. Совершенно уникальными свойствами обладает вода: она имеет высокую точку плавления и точку кипения, большое значение теплоемкости, аномальную зависимость плотности от температуры (лед плавает на поверхности воды). Это обусловлено особой структурой воды (наличием водородных связей) и является необходимым условием жизни на Земле. Только Бог мог создать такое вещество; недаром в Священном Писании так много говорится о воде.
3. Говоря о втором начале термодинамики, следует подчеркнуть, что это - не абсолютный закон, а статистический. Поэтому даже в состоянии термодинамического равновесия ("тепловой смерти") в принципе возможны флуктуации, приводящие к упорядоченным структурам (модель Больцмана), однако вероятность сего - практически нуль. Самая простая и не требующая введения новой физики модель - это модель Клаузиуса, основоположника термодинамики как науки. Будучи человеком глубоко верующим, он сделал вывод, что вселенная существует недолго, и еще много лет пройдет, пока установится термодинамическое равновесие. Клаузиус прямо говорит, что она существует конечное число лет от сотворения Богом, и утверждает также, что "в момент сотворения мира физические законы нашего мира не действовали". Последний вывод представляется нам очень важным: он ставит границы действию законов нашего мира и не позволяет их интерполировать на область творения, впрочем, как и экстраполировать на большое время вперед. Некоторые православные физики придерживаются точки зрения, что второе начало термодинамики есть следствие грехопадения человека /4/. Это, однако, не согласуется с мнением святых Отцов (св. Афанасий Александрийский /11, с.196/, бл. Августин /12, с.35/), которые видят причину "тленности", т. е. самопроизвольного распада, увеличения беспорядка в тварном мире (говоря языком физики, - увеличения энтропии) в самой его основе, т. е. в том, что он создан из ничего. Поэтому порядок и структура могут сохраняться в нем только, если он открыт действию Божию. Второе начало термодинамики - это изначальный принцип действия Промысла Божия с учетом состояния самого тварного мира; разумеется, грехопадение дало толчок разрушительным процессам.
В заключение хочется сказать, что все мироздание, как и отдельные его части, будучи почти замкнутой системой в физическом смысле, не являются таковой в смысле более широком: оно открыто действию Божию, пронизано божественными энергиями (Григорий Палама, /13, с.143/), которые не регистрируются физическими приборами, но которыми все и держится (Деян. 17:28). Наша галактика, наша солнечная система, наша Земля и все, живущие на ней, - это не просто один из типичных кусков мироздания, это выделенная, "привилегированная", по выражению современных физиков, его часть, предназначенная Творцом специально для обитания человека, существа, особо любимого Богом и призванного Им быть богоподобным. Согласно богословской терминологии, это называется антропоцентричным мироустроением, которое духовно провидели св. Отцы /8, с.168/, старцы Глинской пустыни /14, с.71, 74, 519-520/ и к признанию которого пришли современные ученые.
1. Н.В. Маслов. Благодатный старец схиархимандрит Иоанн. М. 2002.
2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. История обители. М. 1994.
3.Митрополит Филарет (Дроздов). Слово на третий день праздника Рождества Христова. Слова и речи, т. 1, с. 183-189, М. 1873.
4.О. Петренко. Уверение Фомы. М. 1996.
5.Свящ. Тимофей Алферов. Православное мировоззрение и современное естествознание.
6.Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. М. 2001.
7.Св. Василий Великий. Творения, т. 3. СПб. 1911.
8.Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М. 1995.
9.Еп. Феофан, затворник Вышенский. Путь ко спасению. М. 1908.
10.М. Планк. Религия и естествознание // Вопросы философии, ? 8, 1990.
11.Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении. // Творения, т. 1. М. 1994.
12.Блаженный Августин. О Граде Божием. Кн. 14, гл. 13. М. 1994.
13.Д. И. Макаров. Антропология и космология св. Григория Паламы. СПб. 2003.
14.Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003.
Глинские чтения. Текст доклада, сделанного 27 июля 2004 года.
[1] На это обратила наше внимание кандидат химических наук Надежда Ивановна Коузова.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"