|
|
||
Если обратиться к опыту преподавания Закона Божия и "точных наук" в дореволюционной школе, то можно увидеть следующую картину: многие, важные в мировоззренческом плане богословские и естественнонаучные утверждения выглядят противоречиво; в самом преподавании указанных дисциплин отсутствует взаимосвязь и взаимосогласованность. Например, законоучитель на основе Священного Писания утверждает, что Бог создал мироздание "из ничего" за шесть "дней", а на уроках той же физики или химии говорится о законе сохранения материи, который как бы приводит к другому выводу: из ничего ничего не возникает, материя может только переходить из одной формы в другую. "Шесть дней творения", понимаемые, как правило, буквально, противопоставляются миллионам лет "эволюции" космических объектов, геологических пород и живых организмов. Такой важный закон, как второе начало термодинамики, далеко выходящий за пределы физики, изучается на ее уроках только применительно к термодинамике. Православные учителя-естественники как бы "забывают", что преподаваемые ими предметы суть не что иное, как Естественное Откровение - Книга Природы, которую Бог дал людям, чтобы они изучали Его творение. Законы Природы не человеком установлены и не сами собой возникли, они установлены Богом и несут на себе следы Божественных свойств. Поэтому изучение их в оторванности от Закона Божия приводит к тому, что у учащихся не может сформироваться правильное Православное мировоззрение. Отсюда такое печальное явление нашего прошлого, как замыкающаяся сама на себя узкая научная специализация при полном мировоззренческом хаосе. На рубеже 19 - 20 веков это вызвало среди нашей (и не только нашей) интеллигенции нездоровый культ естественных наук и ослабление, а затем и утрату религиозной веры.
Сейчас мы стремимся вернуться к Богу, к Православной вере наших отцов. И здесь огромная ответственность ложится на школу, на воспитание подрастающего поколения. Можно только приветствовать намерение работников Министерства Просвещения ввести в общеобразовательных школах спецкурс "Основы Православной культуры". Но этот предмет будет восприниматься как нечто отдельное, не связанное с другими школьными дисциплинами, если последние не отложатся в сознании школьников как изучение Божественного мироустроения. Чтобы добиться такого понимания учащимися, преподавателям естественнонаучных дисциплин следует знать основные принципы устройства мироздания и заострять на них внимание слушателей в ходе изложения материала. Какие же это принципы?
Это принцип исключительности, выделенности нашей Вселенной: Солнечной системы, планеты Земля и всех, кто ее населяет (Пс.23:1), прежде всего - человека. Такой подход согласуется с Библейским рассказом о "Шестодневе" (Быт. 1:1-2:3), а также с грубой, но отнюдь не ошибочной моделью Птоломея. Коперник рассмотрел более удобную в геометрическом и вычислительном плане модель Солнечной системы, но сделал при этом неправильное утверждение, что наше (Земли и человека) положение ни в каком смысле не может быть привилегированным. Дальнейшие исследования в области астрономии и космологии открыли нам грандиозность мироздания: огромное множество галактик, каждую из которых можно уподобить "атому". На этом фоне наша Солнечная система, расположенная на периферии второстепенной галактики, выглядит маловажной. Отсюда - фантазии о других населенных мирах, инопланетянах, более высоких цивилизациях и т.п. Таким образом, знакомство с астрономией невольно подталкивает к ложной, чисто человеческой мысли: чем больше, тем важнее. Но это неверно: важнее не то, что больше в количественном отношении, но что значимее с точки зрения Божественного устроения. Вдумчивые астрономы нет-нет да и высказывали мысли об уникальности нашей Вселенной /1, 2/, пока, наконец, в 70-х годах прошлого столетия не был открыт так называемый "антропный принцип" /3/, положивший конец спорам на эту тему и подтвердивший их мысль. Суть его заключается в следующем.
Для того, чтобы мог существовать человек (отсюда название - "антропный"), необходимо одновременное выполнение многих условий, первым из которых является существование во Вселенной устойчивых структур (ядер, атомов, звезд, планет, галактик). Такие структуры требуют в свою очередь строго определенного подбора значений фундаментальных мировых констант (гравитационная постоянная, скорость света, заряд и масса электрона, постоянная Планка и проч.). Если незначительно изменить хотя бы одну константу, то разрушится все мироустройство. Антропный принцип показывает, насколько все взаимосвязано и тонко сбалансировано в материальном мире - случайными такие закономерности быть не могут, здесь видна цель Мироустроителя. Вот уже более 40 лет прошло со времени открытия этого принципа; его хорошо знают физики-теоретики, о нем рассуждают богословы, но почему-то до сих пор он не освещается в учебниках физики и астрономии. А ведь было бы неплохо, говоря на уроках физики о мировых константах, упомянуть этот принцип, а на уроках астрономии связать его с выводом об уникальности нашей планеты как среды обитания человека.
Человек, созданный Богом по Его образу и подобию, имеет способность к творчеству. Но его творчество принципиально отличается от того, как творил Бог-Троица: человек создает целое из отдельных частей (редукционный принцип); Бог сотворил мироздание подобно "организму", как единое целое. Каждый "элемент" этого "организма" может быть вычленен из него лишь условно (приближенно); каждое событие связано не только с предыдущими, но обусловливается и будущими; равно и в пространстве каждая часть существует не только вследствие других, но и ради друг друга, и также ради целого. Эта целостная система подчинена телеологическому принципу, т.е. управляется целесообразно. Такого взгляда на мироустройство придерживался русский религиозный философ-интуитивист Н.О. Лосский, а также Э. Кант, А. Бергсон и другие. Целостное восприятие окружающей природы имел и наблюдательный русский крестьянин. Но оно потеряно у современного "интеллектуала"-компьюторщика. А компьютор, как и вообще вся техника, - типичный пример редукционного творчества; согласно такому подходу, мир представляет собой систему, "состоящую" из некоторых частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, независимо от остальных частей и от целого. Такая "конструкция" подчинена законам механической причинности (причинно-следственные связи) при которой каждое событие зависит лишь от предшествующих ему событий (состояний), совершающихся без всякого плана и цели (детерминизм). В современном обществе такой взгляд на мир является доминирующим; по такой схеме построены курсы общей физики, химии, биологии в школьных и вузовских учебниках /26/.
Физика XX-го века показала несостоятельность редукционизма. Действительно, с позиций квантовой механики (а она является обобщением механики классической) система в целом (точнее - Ψ-функция такой системы) более реальна, чем какая-либо ее "часть", которая может быть определена лишь приближенно. В средней школе квантовой механики касаются вскользь: 1) на уроках физики при рассмотрении корпускулярно-волновых свойств вещества; 2) в курсе химии для объяснения Периодической таблицы Менделеева и структуры молекул. Здесь стоит сказать несколько слов о химии. Именно в этой науке, в большей степени, чем в какой-либо другой из нами рассматриваемых, используется редукционный принцип: сама химическая логика с ее "аддитивными схемами" основана на идее "винтиков" и "кирпичиков". Язык химических формул по сути своей оперирует представлением "атомов в молекулах" (или "ионов в молекулах"). Но это есть приближение, тонкости которого чувствует не химия, а квантовая химия, наука, рассматривающая молекулы и их превращения с помощью методов квантовой механики. Квантовохимические расчеты показывают, что распределение электронной плотности нейтрального атома и "атома в молекуле" отличаются лишь небольшими деталями, но именно это различие есть внешнее проявление того важного факта, что молекула и атом суть принципиально разные микрообъекты: молекулы обладают такими свойствами, которых атомы не имеют. Например, микроволновый диапазон электромагнитных волн: атомы такого излучения не дают, их излучают молекулы вследствие колебательного движения своих ядер. Можно привести множество примеров из области химии, которые позволяют увидеть характерную особенность этой науки: построенная на редукционной логике, она по сути своей вся зиждется на малых (в количественных отношениях) отступлениях от этого принципа. Именно в этих отклонениях от столь любимой химиками-органиками аддитивности проявляется ее многообразие и красота.
Наше мироздание недаром носит название космос, что по-гречески значит: красота, - оно действительно прекрасно. Однако эстетическая сторона тварного мира волнует главным образом представителей "творческих профессий" (поэтов, художников, музыкантов), но, как правило, остается незамеченной при изучении предметов естественонаучного цикла. Между тем, принцип красоты и гармонии в устройстве мироздания является одним из основополагающих - он имеет непосредственную связь с его устойчивостью. Покажем это на примере симметрии.
Строгая симметрия наблюдается только в неживой природе. Яркие примеры симметричных объектов предлагает нам химия: атомы имеют центр симметрии, линейные молекулы (двухатомные, ацетилен) - ось симметрии, трехатомные (вода) и молекулы с сопряженными связями (бензол) - плоскость симметрии, молекула метана представляет собой тетраэдр. Шестигранные снежинки, различные кристаллические формы - все это многообразие симметричных структур в природе отражает ее красоту. Но не только красоту. Симметрия определяет характерные свойства объектов. Чем выше симметрия, тем прочнее вещество. Всем известны алмаз, имеющий тетраэдрическую структуру, и графит, легко ломающийся вдоль своих плоскостей. Особое место в химии и в физике элементарных частиц имеет перестановочная симметрия, основанная на тождественности микрочастиц - это обусловливает особые свойства микромира, не проявляющиеся на макроуровне.
Теперь снова обратимся к физике и астрономии и рассмотрим фундаментальные законы. Их два: 1) законы сохранения (заряда, массы, энергии, импульса, момента импульса) и 2) закон увеличения энтропии в замкнутых системах. Какой глубинный смысл имеют эти законы? Согласно теореме Нётер (1918), сохранение какой-либо величины соответствует некоторой симметрии физической системы[1]. Например, законы сохранения энергии и импульса обусловлены однородностью соответственно времени и пространства; закон сохранения момента импульса является следствием изотропности пространства. Таким образом, симметрия системы, эта красота Божественного устроения мироздания, является основой его стабильности. Но как же Творец устроил эту однородность и изотропность, если все мироздание "наполнено" движущимися объектами - галактиками и их "содержимым"? А так же, как газы, жидкости и многие твердые тела представляются нам однородными и изотропными, тогда как на микроуровне имеют атомно-молекулярное строение. Также и галактики, как мы уже говорили, суть те же "атомы" в огромном масштабе мироздания. И тут следует вернуться к антропному принципу: именно для того, чтобы существовал живой мир и венец его - человек, Творец создал этот огромный по своим масштабам космос и малую планету Земля.
Закон возрастания энтропии (2 -е начало термодинамики) утверждает, что в замкнутых системах процессы протекают так, что увеличивается степень беспорядка - энтропии; при сохранении суммарной энергии (1-е начало термодинамики) ее "качество" ухудшается. Но является ли наше мироздание замкнутой системой? Космологические открытия прошлого века (реликтовое излучение, красный сдвиг) показали, что в материальном отношении наша система замкнута (точнее, квазизамкнута), но на нее постоянно воздействует благодатное воздействие Промысла Божия, и в этом отношении она является открытой.
Значение 2-го начала термодинамики отнюдь не исчерпывается теми практическими приложениями, которые изучаются на уроках физики. В науке известно много случаев, когда область действия того или иного закона оказывается значительно шире, чем первоначально ему отведенная. Собственно на этом принципе основана вся экспериментальная физика. Но особо хотелось бы подчеркнуть, что многие изучаемые ею законы действуют не только в материальном мире, но и переносится на мир духовный. К таким законам относится закон возрастания энтропии в замкнутых системах. Действие его в мире духовном проявляется в том, что всякий человек (общество, народ), замыкающийся на самом себе, культивирующий эгоцентризм и собственную исключительность, духовно деградирует. В христианской антропологии существуют два прямо противоположных понятия: личность и индивидуальность. Личность потому и является таковой, что может господствовать над своей падшей природой; а для этого необходима устремленность человека к Богу, постоянная связь с Ним (в молитвах, в таинствах Церкви), любовь к ближнему, все расширяющая свою область по мере духовного роста человека, самоограничение к прихотям и капризам падшей природы. Высоты духовного совершенства на этом пути достигают только святые: у святого в душе (в мыслях, чувствах) все гармонично и упорядоченно, как в кристалле[2]. У обычного же человека в душе царит хаос, причем тем больший, чем в большей степени этот человек отвращается от Бога и замыкается на себя. Эгоизм, самолюбование, гордыня - это отнюдь не безобидные для самого их носителя свойства характера: по закону увеличения энтропии в замкнутых системах они приводят к духовному распаду человека (озлоблению, потери воли, умственному оскудению). То же можно сказать и об обществе, государстве, этносе: история представляет нам множество примеров действия рассматриваемого закона. Все сказанное позволяет сделать вывод: закон возрастания энтропии в замкнутых системах есть фундаментальный закон, выражающий необходимость связи творения с Творцом[3]. Только Им "мы живем и движемся, и есмы" (Деян.17:28).
1. М.П. Бронштейн. К вопросу о возможности теории мира как целого. // Усп. астрон. наук. 1933, вып.3, с.3.
2. Г.М. Идлис. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как характерные свойства обитаемой космической системы. // Изв. астрофиз. ин-та. Алма-Ата. 1958. АН Каз. ССР. Т.7, с.39.
3. А.Н. Павленко. Антропный принцип. // Филос.-рел. Истоки науки. М. 1997. С.178-218.
4. Н.П. Борисова. "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского" как пособие для преподавателей-естественников. // Журн. "Духовно-нравственное воспитание" N 6. 2006.
5. П.Флоренский, Эмпирея и эмпирия, в сб. Богосл. Труды 27, М. 1986 г.
Текст доклада, прочитанного на научно-педагогической конференции "Духовные
основы отечественного учительства".
20 апреля 2010 г. Санкт-Петербург. Школа народного
искусства императрицы Александры Феодоровны.
[1] О теореме Нётер, с которой следовало бы знакомить школьников, знают лишь немногие физики-теоретики.
[2] Отец Павел Флоренский приводит такое сравнение: кристалл и стекло. Святые отличаются от просто благочестивых людей тем, чем кристалл отличается от стекла: внешне они похожи, но кристалл имеет строго упорядоченную, а стекло - хаотическую структуру /5/.
[3] Существует точка зрения, что закон увеличения энтропии замкнутых систем есть следствие грехопадения первых людей. Нам представляется, что этот закон есть не искажение благолепного первоначального мира, а изначально введенный Творцом в созданный Им мир и отражающий Промысел Его о Своем творении: этот закон начинает проявляться только там и в такой мере, где и в какой мере ослабляется связь твари с Творцом. Плачевные результаты грехопадения суть следствия не появления, а действия этого закона. В то же время этот закон побуждает человека стремиться к Богу.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"