|
|
||
Для исследования устойчивости тварного мира использован метод аналогии: среди физических законов ищутся такие, которые описывают устойчивость мира материального, и им даются соответствующие духовные аналоги. Рассмотрены следующие вопросы: 1) мировые константы - вероучительные догматы; 2) Бог-Троица и троический принцип устроения мироздания; 3) дискретные состояния микрообъектов - многообразие родов и видов живых тварей, в том числе и духовных сущностей; 4) малые колебания - заповеди любви; 5) второе начало термодинамики и его распространение на духовный мир человека и человеческое общество; порядок и хаос. Приводятся примеры догматического и духовно-нравственного характера. |
Н. П. БОРИСОВА.
МЫСЛИ ПРАВОСЛАВНОГО ФИЗИКА ОБ УСТОЙЧИВОСТИ МИРОЗДАНИЯ.[1]
ВВЕДЕНИЕ. Две Книги - книга природы и Книга
Божественного Откровения.
Всем хорошо известны слова М.В. Ломоносова: 'Создатель дал роду человеческому две книги. В одной Он показал Свое величество, в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере ему дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению' (цит. по /1,с.44/).
Эти слова великого ученого были своего рода краткой формулировкой общей идеи, господствовавшей в 17-18 веках в среде философов и естествоиспытателей, а именно, идеи исследования окружающего мира как Богом данного предназначения человека, равно как и необходимого для его спасения изучения Священного Писания. В этом были солидарны между собой философы и сенсуалистического (Френсис Бэкон[2], Гоббс, Локк), и рационалистического (Декарт, Лейбниц, Христиан Вольф[3]) направлений.
17 век -это время зарождения в Западной Европе науки, т.е. изучения окружающего материального мира путем не только наблюдений, но и опытов и математического описания исследуемых явлений. Наука поначалу была скромна, она еще не завоевала себе авторитета, а потому нуждалась в поддержке богословия. И такую поддержку можно было найти у святых Отцов Церкви (как восточных, так и западных), которые, не имея еще научных данных, тонко понимали тварный мир, видели в его разумном и целесообразном устроении руку Творца. Вот что можно прочесть в творениях бл. Августина (5 век), главного богословского авторитета западных натурфилософов: "Писание и природа даны нашему созерцанию для того, чтобы исследовать и любить Того, Кто вдохновил первое и сотворил вторую"/3, с.56/. Здесь по сути та же мысль ( о двух "книгах"), что и в вышеприведенных словах Фр. Бэкона и Ломоносова. Указана и цель изучения этих "книг" - познание и славословие Бога, соработничество с Ним, возгревание в сердце своем любовь к Нему путем духовного совершенствования и стремления к богоподобию. В святоотеческом понимании и Священное Писание, и "книга природы" - обе указывают на Творца. Так у святителя Афанасия Александрийского можно найти такие слова: "Ведение о Боге можно заимствовать от видимого; потому что тварь порядком и стройностию, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца"/4, с.171/. Посему неверно было бы искать в "книге природы" лишь земной, чисто прагматический смысл, который только и видят в ней "осуетившиеся в умствованиях своих" духовно слепые люди (Рим.1:19-22,25).
Господь дал людям каждую "книгу" "во время свое" (Еккл.3:11), наиболее благоприятное для ее "прочтения" и изучения. "Книга природы" - более раннее творение Божие, чем человек, которому Бог повелел знакомиться с нею еще в Едемском саду (Быт.2:15). После грехопадения человек по повелению Божию продолжал "изучать" ее, в поте лица добывая себе пропитание (Быт.3:19). Это изучение было не столько умственное, сколько сердечное. Освоение природы было делом тяжелым, требующим больших усилий, напряжения и, конечно, молитвенного обращения к Богу за помощью - все эти усилия привели к тому, что в человеке раскрылось то, что Бог вложил в сердце его (Еккл.3:11): он полюбил природу, и эта любовь открывала ему ее тайны. Системное, рациональное познание природы, наука в собственном смысле, возникло тогда, когда перед человеком была уже распахнута "Книга книг" - Священное Писание. Поскольку Автором обеих книг был Бог-Творец, постольку и изучение их должно было бы быть взаимосвязанным. Однако в сознании грехопадшего человека произошло разделение, которое в первую очередь коснулось указанных двух "книг": человек отвел им разные области своей деятельности, что привело впоследствии к надуманным "противоречиям" между содержанием Священного Писания и достижениями естественнонаучных изысканий. Только в конце 20-го - начале 21-го веков, после того как совершилась грандиозная "научная революция", эти "противоречия" были сняты: природа, ее устройство оказались гораздо более сложными, чем это виделось на поверхности механистических причинно-следственных представлений; в естественных законах видна цель, виден замысел Творца. Многие страницы Священной Книги нашли свое подтверждение в книге природы. Более того, можно без преувеличения сказать, что вся природа, весь тварный мир указывают на своего Создателя, оставившего Свои "следы" на Своем творении/2,с.122; 5,с.520-521 /. Если внимательно вглядываться в природу, в ее законы, то можно увидеть эти "следы", выражающиеся, в частности, в некой аналогии между естественными и духовными законами/6/, о чем далее и пойдет речь. Сейчас же нам хочется привести замечательное высказывание по этому поводу протоиерея Василия Розалиева (19 век): "Что же нужно, чтобы ведение природы шло правильно? Одно - именно, чтобы оно шло рука об руку с Библией. Природа и Библия! Ведь это две книги, которые взаимно себя объясняют и пополняют. Разделить их нельзя; они струи из одного источника, и совокупно ведут человека к морю вечности. Библия открывает истину через слово Божие, природа - через творения Божии. Предмет поэтому у них один - истина. Действительно, изучая природу вместе с Библией, естествоиспытатели избежали бы многих, не только прямо ложных, но и поспешных положений и заключений" (цит. по /7,с.4/). Последуем совету мудрого священника и перейдем к сопоставлению физических и духовных законов, относящихся к проблеме устойчивости тварного мира.
Наше мироздание не напрасно носит название "космос" - оно действительно прекрасно[4]. И не только своими внешними формами, но, прежде всего, тем Богом установленным порядком, теми внутренними связями, которые делают его устойчивым. Многие места Библии указывают на это. Так в хвалебном псалме, написанном царем Давидом по случаю празднества перенесения ковчега завета в Иерусалим, есть такие слова, обращенные ко всем народам: "Трепещи пред Ним, вся земля[5]; ибо Он основал вселенную, которая не поколеблется" (1Пар.16:30). Ту же мысль с небольшим различием в словах[6] мы находим в псалмах 92 (ст.1) и 95 (ст. 10), а также у других священных писателей (Сир.42:17; Иер.10:12). Размышляя над этими словами, свят. Иоанн Златоуст пишет следующее: "Представь, сколько прошло веков, и ничто из существующего не разрушилось: ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещей видимых, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались, равно ни перемена времен года; но каждую из тварей низших и высших Он устроил так, что она во всей точности соблюдает однажды назначенные ей в начале пределы"/8,с.546/. Есть в Священном Писании и другие места, говорящие об устойчивости мироздания. Так словами Иова говорится, что Бог "повесил землю ни на чем" (Иов.26:7). В 103 псалме, повествующем "о мирском бытии", сказано: Бог "основал землю на тверди ея: не преклонится в век века" (Пс.103:5)[7]. Во времена Иоанна Златоуста (4 век) эти слова можно было принять только на веру. И все же святитель увидел в них главное: и положение земли в мировом пространстве, и ее собственное устроение устойчивы. "Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя"/8, с.742/.
Современная наука (физика, химия, биология) дает нам немало законов, определяющих устойчивость материального мира. Но вот что примечательно: среди этих законов есть такие (закон возрастания энтропии в замкнутой системе), которые действуют не только в материальном, но и в духовном мире; другие физические законы имеют духовные аналогии. Метод аналогий использовали еще святые Отцы (Василий Великий, Спиридон Тримифунтский, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник и многие другие), чтобы нагляднее объяснить своим слушателям трудные для их понимания богословские вопросы[8]. Общий ход рассуждения Отцов Церкви был таким: они сначала формулировали богословский догмат (например, "Троица единосущная и нераздельная..."), или духовно-нравственный закон ("чем ближе человек к Богу, тем он ближе и к людям"), а затем иллюстрировали его примерами из материального мира. Мы будем использовать другой подход: будем рассматривать законы устойчивости материального мира и каждому из них находить соответствующий духовный аналог. Насколько нам известно, впервые такой подход с привлечением законов живой природы использовал немецкий биолог Г. Друммонд/6/; мы предприняли такую попытку, основываясь на законах физики и химии/10/[9]. В данной работе будет использовано параллельное (попарное) рассмотрение физического и соответствующего ему духовного закона в той последовательности, которая представляется нам наиболее удобной для данной цели.
ГЛАВА I. Константы
материального мира и догматы Церкви.
1. (А) Антропный принцип. Первое и необходимое условие существования мироздания в том виде, какой оно имеет в настоящее время, т.е. во время "седьмого дня", - это наличие устойчивых материальных структур (ядер, атомов, планет, звезд, галактик). Для этого в свою очередь необходимо, чтобы мировые физические константы (гравитационная постоянная, скорость света, заряд и масса электрона, постоянная Планка и проч.) имели именно те численные значения, которые установил Творец и которые были обнаружены физиками. Если незначительно изменить хотя бы одну константу, то разрушится все мироустройство. В английской литературе описанный факт называется 'антропным принципом', у нас - 'принципом целесообразности'/11; 12/; он показывает, насколько все взаимосвязано и тонко сбалансировано в материальном мире - случайными такие закономерности быть не могут, здесь видна цель Мироустроителя. Этот принцип дает строгие ограничения на те или иные теоретические модели физических явлений: в них физические константы не могут рассматриваться как параметры. Именно строго установленные Творцом их числовые значения обеспечивают устойчивость всего мироздания[10].
1. (Б). Догматы православной Церкви. По определению, "догмат - это теологическая[11], богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры"/14, с.24/. Догматы относятся только к вероучительным истинам - к тем, которые составляют сердцевину нашей веры, ее основу. Догматы - Богом установленные и Богом данные истины, они не человеческого ума дело[12], а потому они абсолютны и неизменны; и в этом они подобны мировым константам. Как и последние, они должны быть приняты на веру, без каких бы то ни было изменений и дополнений. Именно твердость и нерушимость догматов делает Церковь Христову неодолимой (Матф. 16:18), а учение ее залогом спасения всех народов (Матф.28:19,20) - в противном случае искажается и, следовательно, теряет свою силу все вероучение. В качестве примера рассмотрим известные установления Римо-католической церкви: filioque и "догмат" о непорочном зачатии Девы Марии.
Filioque - добавка к Символу Веры,
утверждающая, что Дух Святой исходит "и от Сына". Возникшее как частное
богословское мнение еще в неразделенной Церкви в связи с противостоянием
арианству, это положение было возведено Римской церковью в ранг "догмата" на
Лионском соборе (1274 г.) /15, с.303/ и вставлено в Символ Веры[13]. Первым среди русских богословов возвысил свой голос против filioque митрополит
Московский Филарет (Дроздов). Вот что он пишет в своем письме к "отчуждившемуся
от Православия"/. "Изумился я, с какою легкостью скользят у вас по догматам, для
того только, чтобы взывать о величии своей церкви... На все то, что я пространно
писал об исхождении Духа Святого, отписано кратко: Церковь имела право
присоединить filioque, потому что на I-ом Соборе присовокуплено было о
единосущии Сына Божия, а на II-ом дополнен Символ (хотя на III-ем запрещено было
что-либо присоединять к нему), и потому что выражения евангельские "исходить,
или посылать" однозначущи, по мнению писателя. Я ужаснулся. Не знаешь, как это
назвать: ересью или невежеством !"/16/[14]. На тему filioque имеется богатая литература,
начиная с учебников по сравнительному богословию /18; 19/ и кончая трудами
известных богословов (В.В. Болотова/20/, В.Н. Лосского/21/, прот. Б
Бобринского/15/). Поэтому мы ограничимся лишь кратким обзором двух направлений,
касающихся этого вопроса. 1) Filioque - не догмат, но теологумен или частное
богословское мнение; это несущественная добавка, не препятствующая
евхаристическому сближению с католиками (В.В. Болотов, прот. Сергий Булгаков
/15,с.312-313/). 2) Учение о filioque - ересь, нарушающая принцип
непередаваемости ипостасных свойств Святой Троицы, по сути дела - повторение
ереси Савеллия /15,с.309; 22,с.202-207/, наносящая урон единоначалию Отца и
приводящей к двоебожию/21,с.132/; это, в свою очередь, нарушает равновесие между
природой и Лицами Святой Троицы, сдвигая центр тяжести в сторону общей природы
(В.Н. Лосский и его последователи /21/). Второе направление представляется нам
более правильным. Тому по крайней мере две причины. Первая причина (на нее впервые обратил
внимание св. Григорий Палама /23/) заключается в следующем. В принятом на II-ом Вселенском Соборе
греческом тексте Символа Веры стоит глагол
"ekporenomenon", означающий "исхождение именно из единого источника, места, причины,
ипостаси "/23,с.14-15/. В латинском языке аналога этому слову нет:
используемый для перевода глагол "procedit" не указывает на число
источников[15], а потому формально может совмещаться с filioque. В греческом языке подобное
невозможно. По этой причине латиняне, когда они служат на греческом языке,
вынуждены опускать введенную ими добавку. Вторая причина такова. В.В. Болотов
совершенно справедливо отнес filioque к теологумену или к частному богословскому
мнению. Но возникает вопрос: можно ли в Символ Веры, основной догматический
документ, принятый Вселенскими Соборами неразделенной Церкви, вставлять
теологумены, а тем более частные мнения пусть и весьма авторитетных богословов?
Ведь это грубейшее нарушение принципа неизменяемости догматов, нарушение
постановления III-го Вселенского Собора (см. вышеприведенные слова митр.
Филарета). История показала нам, к чему это привело. По мнению В.Н. Лосского,
"вопрос об исхождении Святого Духа (хотим мы этого или нет) был единственной
догматической причиной разделения Востока и Запада. Все другие расхождения,
которые исторически сопутствовали или последовали первому спору о filioque,
насколько они имели какое-либо вероучительное значение, относятся более или
менее прямым образом к этому первичному определению" (цит. по /15, с.315/).
Итак, мы видим, что, казалось бы, незначительное изменение в догматах приводит к
катастрофическим изменениям в жизни Церкви.
"Догмат" о непорочном зачатии Девы Марии в Православном вероучении отсутствует[16]. Это учение возникло на Западе еще в IX веке как частное богословское мнение одного из аббатов. После отпадения Западной церкви от Вселенской эта мысль стала распространяться среди части западного духовенства и мирян[17]. Затем, уже в конце 19 века, учение о непорочном зачатии получило в Римо-католической церкви статус догмата - даже без соборного обсуждения: этот "догмат" был провозглашен папой Пием IX 8 декабря 1854 г. Согласно этому учению, "Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия... была сохранена свободною от всякой скверны первородной вины" (Булла папы Пия IX о новом догмате)/25,с.32/. Как отнеслись к этому "догмату" православные богословы? Вот что пишет по этому поводу Московский митрополит Филарет (Дроздов): "В Римской церкви всякое злоупотребление властью папскою обращается в закон или догматы, как и теперь частное мнение о непорочном зачатии Девы Марии, вопреки древнему мнению столпов Церкви Западной, Августина и Бернарда, обратилось в новый догмат, подкапывающий, можно сказать, основание вселенского догмата о Воплощении, ибо, если хотя одно существо человеческое, как бы оно ни было высоко, могло избавиться, по особенной благодати от первородного греха, то прервана нить его от Адама до Христа, вопреки Апостолу Павлу (Рим. 5:12), и вся таинственная экономия вочеловечения становится как бы излишнею"/16/. В этих словах митрополита Филарета выражена суть, казалось бы, невинного "догмата", созданного человеческим умом в пылу жажды "возвысить" Божию Матерь. От первородного греха не свободен ни один человек, зачатый естественным образом. Это неоднократно подчеркивали Отцы неразделенной Церкви, в том числе и западные (Амвросий Медиоланский/25,с.39-40/, бл. Августин/25,с.40-41/). Только Христос, воплотившийся "от Духа Свята и Марии Девы", не имел ни первородного, ни личного греха (1Иоан.3:5; 2Кор.5:21; Евр.4:15). Потому-то Он и смог взять на Себя грехи всего рода человеческого и Своею крестной смертию освободить его от уз греха, проклятия, власти диавола и смерти, открыть ему путь к обожению. Именно таким на Предвечном Божественном Совете было задумано домостроительство нашего спасения, и не человеческим умам изменять его "к лучшему". "Догмат" о непорочном зачатии Девы Марии в последующие годы был критически исследован многими серьезными богословами: архиеп. Иоанном (Максимовичем)/25/, В.Н. Лосским/26,с.145-155/ и другими; хорошее освещение этого вопроса можно найти в учебниках/18; 19/. Так архиеп. Иоанн считает, что, следствием рассматриваемого "догмата" является возвышение Девы Марии до уровня нашей "соискупительницы" (наряду с Христом), "полное Ее обожествление"/25,с.36-37/. Это видимое "возвышение" Пресвятой Девы, по мнению В.Н. Лосского, "лишает Ее внутренней глубокой связи с человечеством...уменьшает значение Ее послушания Божественному Благовестию в день Благовещения"/26,с.150/, короче говоря, принижает значение Ее личного подвига.
Итак, мы видим, что оба "догмата" Римо-католиков нарушают догматическую стройность христианского вероучения о Святой Троице и о домостроительстве нашего спасения, этих основ христианской веры. Отсюда и "разделение церквей", и "шатания языческие", и "ересей восстание" в современном мире. Отсюда и оскудение веры, теплохладность, стремление к власти, материальному комфорту и мирским наслаждениям - ко всему тому, что в западном мире считается признаком благоустроенности.
ГЛАВА II.
Троическое устроение мира.
2. (А). Размерность физического пространства. Кроме наличия самих устойчивых материальных тел, необходимо, чтобы их совокупность не разваливалась при их движении. П.Эренфест исследовал устойчивость двух взаимодействующих точечных тел в пространстве произвольной размерности (N). Результаты анализа таковы: при N<2 или N=2 существуют лишь движения по замкнутым траекториям; при N>3 устойчивые связанные состояния отсутствуют (все траектории уходят на бесконечность); при N=3 возможны как устойчивые (финитные), так и инфинитные движения. Впоследствии аналогичные заключения были сделаны в рамках квантовой механики/12/.
2. (Б). О Боге-Троице и тварном мире. Если внимательно вглядеться в материальный мир, то можно увидеть в нем немало "Троических печатей". Трехмерность пространства - одна из них. Кроме нее можно указать еще следующие: три времени (прошедшее, настоящее, будущее), три грамматических лица/27,с.596/; три основных цвета (синий, красный, желтый); три компоненты векторов, описывающих физические характеристики (силу, скорость, ускорение, момент импульса и т.д.). Все приведенные примеры роднит общий признак: в них три "компоненты" единого целого равнозначны. В этом особенность неорганического мира. В живом мире такой равноценности, строгой симметрии нет. И первый и наиглавнейший пример того дает нам Святая Троица - единство трех Божественных Лиц, Каждое из Которых при одной и той же природе обладает своими собственными ипостасными свойствами и находится в определенных отношениях с другими двумя /15,с.279-300/.
Рассмотрим теперь человека - существо, созданное Творцом по Своему образу и подобию (Быт.1: 26-27). Поскольку Бог - Троица, постольку и человек, являясь Его образом и подобием, должен быть троичен в своем устроении. Многие Отцы Церкви, как ранние (Иустин Мученик, Ириней Лионский, Тертуллиан, Григорий Нисский, Ефрем Сирин), так и близкие нам по времени (Феофан Затворник, свят. Лука Войно-Ясенецкий), придерживались трихотомии (трехсоставности) человеческой природы (дух, душа и тело), находя подтверждение своей точке зрения в Священном Писании (Евр.4: 12; 1Фес. 5:23). Другие (Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, бл. Августин, Иоанн Дамаскин, бл. Феодорит) в том же Священном Писании находили места (1Кор.6:20), указывающие на двухчастичный состав человека (дихотомия: душа и тело)[18]. Принципиальной разницы между трихотомией и дихотомией нет: это разные способы рассмотрения трехсоставной природы человека. Для наших целей удобнее использовать первый подход. Дух, душа и тело - они настолько различаются друг от друга, хотя и "составляют" одного живого человека, что можно говорить о "человеке духовном, принявшем Духа от Бога", "человеке душевном" и "человеке плотском" (1Кор. 2:12-16; 3:1,3,4). У святителя Феофана Затворника можно найти интересные мысли на этот счет. "Жизнь человеческая многосложна и многостороння. Есть в ней сторона телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая имеет свои силы и потребности и свои способы упражнения их и удовлетворения. Только тогда, когда все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет полноценной жизнью"/28,с.7/. По своей значимости представленные стороны неодинаковы; в здоровом человеке они должны составлять иерархию: тело подчинено душе, душа - духу, а дух устремлен к Богу. "Се - норма!". Если этого нет, не ждите счастья, покоя не будет/28,с.42-47/. Здесь слово "покой" можно рассматривать как синоним устойчивости, крепости, надежности. И эту устойчивость определяет правильная Богом данная иерархия. Насколько она важна, можно судить из дальнейших слов святителя. "Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие, хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и называется единым на потребу"/28,с.65/. В данном случае, хотя и нет полного удовлетворения всех сторон, иерархия соблюдена, и "Бог, пребывающий в человеке, дает духу его властвовать над душою и телом, а далее над всем, что вне его"/28,с.72/. В противном случае, если человек отвратился от Бога, дух его начинает жить за счет души, душа - жизнью тела, а тело - искать себе пищу вовне, в материи, что уже являет собой духовную смерть и распад человеческого состава.
В устройстве души человеческой святые Отцы тоже находят троический принцип: ум, волю и чувство, или, по Феофану Затворнику, мыслительную, желательную и сердечную стороны. В каком соотношении они находятся, по этому вопросу мнения св. Отцов расходятся. Многие, особенно западные (бл. Августин), на первое место ставят волю, другие - сердце (любовь). Святитель Игнатий (Брянчанинов) описывает троическое устроение души человека следующим образом: ум, мысль или слово и дух. Умом св. Отцы называют самый источник, самое начало и мыслей, и духовных ощущений; поэтому ум наш - образ Бога Отца. Слово наше - образ Сына: непроизнесенное слово (мысль) - образ невоплощенного Бога Слова; слово произнесенное - образ Бога Сына воплощенного. Дух наш - образ Святого Духа /29,с.128-136/. Здесь видится не просто аналогия, но и глубинная связь между Богом-Троицей и человеком-троицей.
Перейдем теперь от отдельного человека к человеческому обществу. Что скрепляет это общество, соединяет его членов? Язык, это могучее средство общения. Народов много, и языков много. Но вот что интересно: во всех языках существуют три грамматических лица, не больше и не меньше - еще одна троическая печать на мир/27,с.596/. Так и должно быть. "Я" указывает на то, что человек сознает себя личностью; "ты" характеризует взаимную связь двоих (взаимное отношение); "он, она, оно, они" вместе с "я" и "ты" - это уже сообщество, устойчивое множество людей.
Заканчивая этот раздел, обратимся к миру невидимому - к ангелам (светлым и падшим). В устроении этого мира тоже можно увидеть напоминание о Святой Троице. Речь идет о небесной иерархии. Согласно Дионисию Ареопагиту, девять ангельских чинов разделяются на три триады: высшая иерархия (епархия), в нее входят серафимы (пламенеющие), херувимы (колесницы) и престолы; средняя иерархия (метархия), в нее входят господства, силы и власти; низшая иерархия не имеет особого названия, в нее входят начала, архангелы и ангелы /24,с.44; 30,с.322-353/. Злые духи (падшие ангелы) сохранили подобную иерархию.
Таким образом, можно сделать вывод: человек создан Богом Троицей по Его образу и подобию - весь тварный мир устроен по Троическому принципу.
ГЛАВА III. Принцип
дискретности мироустроения как условие устойчивости.
3. (А). Квантованность энергии связанных состояний. Что является основной особенностью квантовой механики, отличающей ее от классической? Вовсе не наличие волновой функции, которой некоторые современные популяризаторы науки придают чуть ли не мистический смысл. Главное в квантовой механике - это гипотеза М.Планка: квантованность энергии - вот тот фундамент, на котором построено все здание квантовой механики. Можно сказать даже, что в модели атома Н.Бора уже заложена идея квантовой механики, хотя никакой волновой функции там нет - Э.Шредингер написал свое уравнение позже. Квантованные состояния (дискретный спектр энергии, момента импульса и др.) - это признак стабильности, порядка, устойчивости системы. Рассмотрим простейшую квантовую систему: электрон в центральном поле положительно заряженного ядра (размерами частиц пренебрегаем, считая их точечными). Решение уравнения движения (уравнения Шредингера) такой системы дает следующий результат: в зависимости от знака полной энергии система может быть устойчивой (электрон удерживается силой притяжения к ядру и движется вокруг него по строго определенным замкнутым "орбитам"[19]) и неустойчивой ( электрон оторвался от центра и движется по незамкнутой "траектории"[20], удаляясь от него. В первом случае энергия системы отрицательна и квантована (допустимы только строго определенные значения энергии - дискретный спектр). Во втором случае энергия положительна или равна нулю, причем может иметь любые значения - сплошной спектр. Это простейшая модель атома. Электроны потому и удерживаются в нем, что находятся на строго определенных энергетических уровнях. То же можно сказать и о молекулах: они не распадаются на атомы, пока находятся в состоянии дискретного энергетического спектра малых колебаний. Если бы спектр был только сплошным (свободное движение), молекула бы развалилась на части.
3. (Б). Дискретность в мире живого как признак устойчивости. В повествовании о создании растительного и животного мира обращают на себя внимание слова: "по роду своему", "по роду их", "по роду его", "по роду ее" (Быт.1:11-12, 21, 24-25). Вот как объясняет эти слова свят. Василий Великий: "...в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая семенная сила. И это значит слово: по роду. Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, через сохранение рода последовательностию преемства"/20,с.77/. И еще: "Иной род составляют киты, и иной - мелкие рыбы. И опять, между рыбами есть бесчисленные разности, различаемые по родам...и по видам... И у каждой породы способ распложения неизменен и бывает без смешения с другою природою"/31,с.124-125/. Из этих слов Василия Великого становится понятным, почему Бог создал растительный и животный мир по дискретному принципу, - для того, чтобы этот мир представлял собой устойчивое многообразие родов и видов, каждый из которых имеет свое предназначение и свои функции и в то же время связан с другими родами и видами, составляя единое органическое целое. Этот вывод подтверждается и современными генетическими исследованиями: каждый вид живого существа, будь то растение, животное или человек, обладает строго определенным, числом хромосом в каждой клетке тела (у человека их 46, у обезьян 48). Генетика, этот наиважнейший раздел биологии, превратившая ее из науки описательной в науку точную, нанесла сокрушительный удар по "теории эволюции", на которой спекулировали отвратившиеся от Бога ученые-материалисты. Изменчивость в живой природе имеет место, но лишь в пределах одного вида. То же можно сказать и о размножении: оно осуществляется только внутри вида, что сохраняет его и препятствует появлению хаоса. Живая природа дискретна - подобно квантованности в микромире. Это строго установленный научный факт, полностью согласующийся с "Шестодневом". Никаких "промежуточных форм", как ни старались их найти эволюционисты, обнаружено не было, т.к. сами эти поиски, основанные на чисто внешних признаках, нельзя считать научными. Сохранение рода - вот основа устойчивости живого мира.[21]
3. (В). Духовно-нравственный пример. Вспомним рассмотренный нами пример движения электрона в поле положительно заряженного ядра. Результат таков: существуют две качественно различные области: область устойчивого движения электрона вокруг ядра и область, в которой электрон уже не удерживается ядром, а мчится все дальше и дальше от него.
Так и в мире духовном может быть только два принципиально различных мировоззрения и соответственно две различные жизненные установки человека: либо человек с Богом, живет по заповедям Христовым в лоне Православной Церкви - тогда его духовное состояние устойчиво; либо человек отвернулся от Бога, живет вне Церкви, сознательно нарушает заповеди - это падение вниз. Невозможно сочетать жизнь христианина и языческие "наслаждения", т.е. потакание своим страстям. Здесь либо - либо. Нельзя служить двум господам - Богу и маммоне (Матф. 6:24; Лук. 16:13); нельзя, выбрав путь ученика Христова, возвращаться к прежним привязанностям, мертвящим душу (Матф. 8:22); нельзя, омывшись в крещальной купели или слезами покаяния, идти валяться в грязи (2Петр. 2:22) - иначе падение. Это духовный закон, и человек не может его изменить, ибо он установлен Богом. Всякая попытка приспособиться к современному "прогрессу" за счет Христа к добру не приводит. Облегченное, упрощенное христианство, удобно сочетающееся с эгоистическими и гедоническими установками, ведет к полной бездуховности и духовной смерти[22].
ГЛАВА IV.
Закон Любви.
4. (А). Устойчивость движения по Ляпунову. Рассмотрим простейший пример - одномерное движение частицы в потенциальном поле параболического вида. Пусть в начальный момент частица находилась в состоянии равновесия, т.е. в точке минимума (если парабола потенциальной энергии направлена вверх) или максимума (если она "опрокинута" вниз). Если затем частицу сдвинуть на малое расстояние из положения равновесия, то в первом случае она попадает в состояние с большей энергией, а во втором - в состояние с меньшей энергией. В первом случае смещение (его обычно называют возмущением) рождает силу, направление которой противоположно направлению смещения и возвращающую частицу в исходное положение - это устойчивое состояние системы (модель малых колебаний). Во втором случае возникающая при смещении сила направлена в ту же сторону, что и смещение - система неустойчива, а потому разрушается. Эту простую модель мы использовали как иллюстрацию теории устойчивости механических систем. В общем виде, применительно к случаю многих взаимосвязанных движений, теория устойчивости была разработана русским математиком А.М. Ляпуновым (1892 г.) и нашла свое применение не только в механике/34,с.329/, но и в термодинамике необратимых процессов/35,с.25/, и в химии (теория реакционной способности, модельное рассмотрение хода технологических процессов) и в других областях науки.
4. (Б). Закон любви. Модель малых колебаний частицы относительно положения равновесия в потенциальной яме можно использовать как иллюстрацию к словам Спасителя: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф. 5:39)[23]. Как понимать эти слова? Здесь говорится вовсе не о непротивлении злу, как думали некоторые горе-толкователи (Лев Толстой), а именно об устойчивости добрых отношений между людьми. Если какой-либо человек пытается ее нарушить - резким ли словом, причинением обиды, огорчения другому, - то потерпевшему не следует мстить обидчику и отвечать ему тем же: в этом случае разгорится ссора, отношения испортятся, и их трудно будет восстановить; огонь вражды может захватить и других людей, ненависть и зло восторжествуют. А ведь как просто не допустить этого, сохранить мир. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром", - советует апостол Павел (Рим. 12:21). Именно добрым отношением, снисходительностью и любовью к своему обидчику (т.е. противоположным ответным действием) можно погасить его гнев и не дать разгореться ссоре. Когда Христос обращался к Своим ученикам и народу со словами: " любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф. 5:44), - Он имел в виду вовсе не врагов Отечества, а тем более, богоборцев и святотатцев, глумящихся над христианскими святынями, а личных обидчиков; недаром Он всюду подчеркивал: "врагов ваших", "ненавидящих вас" и т.д. При натиске таковых следует смирить свою гордыню, подавить задетое самолюбие и в ответ на наглость и оскорбление проявить христианскую любовь. Да, именно любовь, которая есть великая сила, скрепляющая мир, делающая его устойчивым. Это высшая добродетель, и когда она оскудевает в мире, он начинает разваливаться. Это показывает нам и история и наша современная жизнь. Без любви к Богу и людям человек не сможет стать сыном Божиим по благодати (Матф.5:45) ибо не уподобился Ему. "Бог есть Любовь" (1Иоан.4:16), - это не аллегория, это онтологическое свойство Бога-Троицы, действующее в Его внутренней жизни и изливаемое вовне, поддерживающее созданное Им творение. А на языке точных наук, любовь есть синоним устойчивости, именно она скрепляет весь тварный мир.
ГЛАВА V.
Беспорядок и порядок.
5. (А). Второе начало термодинамики. Этот фундаментальный закон, как и закон сохранения энергии (первое начало термодинамики), относится к замкнутым системам и может быть сформулирован следующим образом: в замкнутой системе имеет место самопроизвольное увеличение энтропии (степени беспорядка). Иначе говоря, в такой системе идут процессы разрушения: хотя общее количество энергии сохраняется, "качество" ее ухудшается. И тут встают два вопроса. Во-первых, является ли наш материальный мир замкнутой системой? Во-вторых, что такое "энергия хорошего качества и энергия плохого качества"/37,с.13/? Прежде всего, заметим, что "энергия" понимается здесь в физическом, материальном смысле. Такая энергия имеет следующие важные свойства: 1) она поддается измерениям, результаты которых не зависят от места, времени, личности экспериментатора; 2) она математически описуема (входит в различные формулы, выражения физических законов). Замкнутая система, по определению своему, - это система, не имеющая притока энергии извне. С точки зрения наиболее крупных современных космологов/12; 38/, наша вселенная является именно такой. Это согласуется и со словами Священного Писания (Быт.2:2-3): приток посылаемой извне, т.е. от Бога, материи (энергии) означал бы продолжение дел творения и в течение седьмого дня, что противоречит вышеприведенным словам Писания и толкованиям святых Отцов. На второй вопрос мы ответим примерами. Энергию "хорошего качества" имеют структурированные системы (молекулы, кристаллы); энергией "плохого качества" обладает образовавшаяся в результате их распада система хаотически движущихся атомов и ионов. "Наилучшая по качеству" - потенциальная энергия гравитации: она может превращаться в любые другие формы энергии (ее энтропия равна нулю); силы гравитации всегда имеют характер притяжения/37,с.146/. "Наихудшая по качеству" - кинетическая энергия[24]. В космологических наблюдениях она проявляется в разбегании галактик (красный сдвиг) и указывает на увеличение энтропии в наблюдаемой части нашего материального мира. Как же все, сказанное выше, связано с вопросом об устойчивости? Напрямую: второе начало термодинамики можно рассматривать как закон уменьшения устойчивости в замкнутых системах. Итак, чтобы система была устойчивой, необходимо, чтобы она была открытой. Получается парадокс: с одной стороны, приведенные выше примеры (см. п.п.1-4) показывают, что устроение нашего мироздания крепко и надежно; с другой стороны, наша вселенная в материальном смысле является замкнутой системой, а потому не может быть устойчивой. Чтобы объяснить этот парадокс, нужно расширить рамки нашего понимания мироздания, включив в рассмотрение его "духовную составляющую".
5. (Б). Беспорядок и порядок. Наша вселенная открыта действию Промысла Божия, Его нетварным Божественным энергиям. Поэтому, будучи замкнутой системой[25] в материальном смысле, она не является таковой в смысле духовном. Божественная энергия (благодать Божия), в отличие от материальной, бесконечна, как бесконечен Бог. Ее действие в мир - это нетварные энергии Божественной Любви, о которых говорит свят. Григорий Палама/39, с.143/. Ими пронизан и ими сохраняется весь тварный мир (Деян. 17:28). Если бы он был предоставлен самому себе, он бы развалился и превратился в хаос - согласно второму началу термодинамики. Можно ли описать благодать Божию математически? Мы полагаем, что нельзя, разве что привести аналогию с актуальной бесконечностью. Также и "измерения благодати Божией" представляются нам кощунственными. Любые физические измерения допустимы только в материальном мире; пределы их применимости очерчивает Дух Святой. Мы можем почувствовать Его действие, найти Его следы в окружающем мире (см. выше), но не более. Врываться с измерительной линейкой в духовный мир другого человека, равно как и пытаться "измерять" воздействие собственного "духовного состояния" на внешний мир недопустимо. Человек конечен и все его "измерения" конечны; Божественная Бесконечность "поглотит" все его конечные потуги и останется той же Бесконечностью. В том-то и дело, что нетварные Энергии нематериальны, они постоянно вливаются в творение, тем поддерживая его в состоянии устойчивости, но не увеличивают его полной материальной энергии.
5. (В). Закон возрастания энтропии в замкнутой системе интересен тем, что в отличие от других законов устойчивости, которым можно найти лишь духовные аналогии, он сам распространяется на духовный мир. Суть его заключается в изменении соотношения между порядком и беспорядком в системе в зависимости от того, в какой степени она близка к замкнутой. Здесь нас интересует в первую очередь человек и человеческое общество. Как в этом случае понимать порядок и беспорядок? У Бога беспорядка нет. Но в тварном мире, созданном из ничего, имела место потенция беспорядка. И хотя изначально он был устроен Творцом "хорошо весьма" (Быт.1:10,12,18,21,25,31).[26], все же сам по себе (как замкнутая система) он не мог быть устойчивым. Для этого-то и нужно Божественное вмешательство, постоянно действующий Промысл Божий: если бы мир был идеальным, то, пожалуй, можно было бы согласиться с точкой зрения деистов[27]. В их понимании, мир сохраняется сам собой. Однако, по Божиему плану, механизм устойчивости мироздания иной: в нем действие второго начала термодинамики уравновешивается действием Промысла Божия. Особая и исключительно важная роль здесь принадлежит живым тварям, наделенным от Бога разумом и свободной волей, (бесплотным духам и человеку). Применительно к ним потенция беспорядка - это, по выражению преп. Максима Исповедника, "потенциальная склонность ко греху"/40, с.133/. Безответственное злоупотребление свободой воли, принявшей греховное направление, привело наших прародителей к тому, что они стали виновниками происшедшей вследствие их грехопадения мировой катастрофы. Резко возрос беспорядок, поразив прежде всего человека (его внутренний мир) и человеческое общество, а через него и весь мир (Рим. 8:22). Для того чтобы вернуть возможность восстановления порядка, потребовалась Крестная смерть Христа Спасителя.
Некоторые православные физики придерживаются точки зрения, что второе начало термодинамики есть следствие грехопадения человека /41/. Это, однако, не вполне согласуется с мнением святых Отцов (св. Афанасий Александрийский /42, с. 196/, бл. Августин /43, с. 35/), которые видят причину 'тленности', т. е. самопроизвольного распада, увеличения беспорядка в тварном мире в самой его основе, т. е. в том, что он создан из ничего. Поэтому порядок и структура могут сохраняться в нем только, если он открыт действию Божию. Второе начало термодинамики - это изначальный принцип действия Промысла Божия с учетом состояния самого тварного мира (см. выше). В то же время грехопадение наших прародителей дало столь великий разрушительный толчок, что изначально существовавший фоновый беспорядок[28] является величиной, несоизмеримо меньшей по сравнению с беспорядком, возникшим как следствие их самоволия. Поэтому вполне справедливо можно сделать вывод: беспорядок - признак греховности, порядок - один из признаков святости. Потенциальная склонность наших прародителей ко греху/40/ - не что иное, как проявление этого беспорядка в мире свободно-разумных существ. У о. Павла Флоренского есть такое сравнение: святые отличаются от просто благочестивых людей тем, чем отличаются друг от друга лед и стекло; внешне они похожи, но внутренняя структура у них разная: в первом молекулы строго упорядочены (кристалл), во втором находятся в застывшем хаотическом беспорядке/44/. Чем же вызвано такое различие во внутреннем состоянии святых и обычных людей? Святой находится в постоянной связи с Богом, он открыт и Богу и людям - в своих молитвах, в своей христианской, жертвенной любви. Поэтому в нем имеет место внутренний порядок, структура, как правило, сохраняющаяся и после кончины (нетленные мощи, благоухание). Обычный, привязанный к миру сему человек в той или иной степени замкнут на себя, а это ведет к возрастанию энтропии, т.е. к увеличению внутреннего беспорядка, что, в свою очередь, приводит к разрушению личности. И чем больше человек эгоистичен, горделив, самолюбив, тем сильнее и быстрее он деградирует. Так что эгоизм - вещь небезопасная. То же можно сказать и о человеческом сообществе: чем больше та или иная группа людей противопоставляет себя другим, пытается возвыситься над ними, тем больше слабеет она сама.
Говоря о втором начале термодинамики, следует подчеркнуть, что это - не
абсолютный закон, а статистический. Поэтому даже в состоянии термодинамического
равновесия ('тепловой смерти') в принципе возможны флуктуации, приводящие к
упорядоченным структурам (модель Больцмана), однако вероятность сего -
практически нуль/45, с.4/. Понятие тепловой смерти ввел Клаузиус, основоположник
термодинамики как науки. Однако, будучи человеком глубоко верующим, он полагал,
что вселенная существует недолго, и до установления равновесия, если таковое и
будет[29], пройдет огромное число лет. Клаузиус прямо говорит, что наша Вселенная
существует конечное число лет от сотворения Богом, и утверждает также, что 'в
момент сотворения мира физические законы нашего мира не действовали'/45, с.3/.
Последний вывод представляется нам очень важным: он ставит границы действию
законов нашего мира и не позволяет их интерполировать на область творения,
впрочем, как и экстраполировать на большое время вперед. Эти области находятся
за пределами нашего рационального познания, и о них мы можем знать только то,
что откроет нам Господь в Своем Откровении[30].
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.
Итак, мы предприняли попытку рассмотреть вопрос устойчивости мироздания с материальной и духовной точек зрения. В первом случае мы опирались на физические законы, во втором использовали метод аналогии между законами материального и духовного мира. Однако надо помнить, что предложенный подход к постижению духовных законов далеко не универсален. Духовный мир, как более значимый и имеющий более тесную связь со своим Творцом, подчиняется своим собственным законам, только малая часть которых "проецируется" на мир материальный. Также и среди тех законов, которые открывает нам книга природы, далеко не везде видятся духовные параллели. Поэтому в богословско-апологетической литературе можно встретить диаметрально противоположные высказывания относительно законов материального и духовного мира. Так, согласно акад. Вейнику, духовные и физические законы "разделяет пропасть, как и сами миры невидимый и видимый", и только в человеке, существе духовно-материальном, "они представляют единую взаимосвязанную систему"/46,с.61/. Проделанное нами исследование, мы надеемся, убедит читателя в том, что данное высказывание слишком категорично, т.к. в законах и материального и духовного мира встречается немало подобий[31].
Устойчивость нашего мироздания на духовном языке означает любовь. "Бог есть Любовь" (1Иоан.4:16); Он обладает всеми Своими свойствами (а они только положительные) в абсолютной степени. Не имея в том нужды, движимый только любовью, Бог-Троица из ничего сотворил видимый и невидимый мир. Он сотворил его "похожим" на Себя - по Троическому принципу, установил в нем такие законы, которые наилучшим образом способствуют его устойчивости[32]. Тварный мир, вышедший из рук Творца, подобен единому организму, сохраняемому и управляемому Божиим Промыслом. Наш мир - система открытая Любви Божией, той силе, которая его скрепляет. В устроении мироздания видится цель, структура и иерархичность.
В нем обнаруживается симметрия, указывающая на наличие законов сохранения (Теорема Э. Нётер) /10, ? 6, с.46/, что в свою очередь свидетельствует о его устойчивости. Структура имеет место и в живой природе, и в духовном мире. Структура - это проявление порядка, который устанавливает Дух Святой. Она имеет место и в законах мышления и языков, и математики, и естественных наук. Она установлена Богом и для человеческого общества. Структура противостоит смешению ("Вавилону"). Ведь недаром наш мир создан Творцом по принципу дискретности: множество структур, видов, родов, различных народов - и все это взаимосвязано между собой и связано с Богом. Именно такое мироустроение создает его устойчивость. Там же, где волею свободных тварей происходит нарушение порядка, разрушение структуры, там возникает хаос и смешение - подобие "тепловой смерти" в человеческом обществе.
Иерархичность тварного мира проявляется прежде всего в том, что Бог поставил владыкою над ним человека - любимое Свое творение (Быт.1:26,28). Он создал необходимые условия для его существования: определенным образом расположил тяготеющие массы в пространстве (так, чтобы обеспечить в достаточно хорошем приближении однородность времени, однородность и изотропность пространства), выбрал специальное место обитания - планету Земля - и создал на ней условия, позволяющие человеку существовать. Согласно богословской терминологии, это называется антропоцентричным мироустроением. Также и современные физики после долгих споров и поисков "внеземных цивилизаций" пришли, наконец, к следующему выводу: наша галактика, наша солнечная система, наша Земля - это не просто один из типичных кусков мироздания, это выделенная, 'привилегированная' его часть, пригодная для возникновения и развития жизни /47, с.39/. Итак, мы видим, что в плане Божественного устроения центром мироздания является наша Земля, а царем на ней - человек, особое тварное существо, созданное по образу и подобию Божию. Именно для него Бог создал этот мир и на него прежде всего изливает Свою Любовь. Он поставил перед ним цель - стать богоподобным, соработником и сыном Божиим по благодати - и не отменил ее даже после грехопадения первых людей. Но чтобы выполнить эту задачу, нужна ответная любовь твари к Творцу. Он дал человеку заповеди любви: любить Бога, любить ближнего, любить врагов своих, любить окружающую природу и заботиться о ней (это и означает: царствовать). Ангелы Божии на небесах непрестанно славословят Бога. И нам, на земле, надо жить так, как повелел Господь. Мы должны Его благодарить и славословить - этим мы проявляем свою любовь к Нему, устанавливаем связь с Ним, идем навстречу Ему. Этим держится и каждый человек, и все мироздание.
Конец и Богу нашему слава.
ЛИТЕРАТУРА.
1 А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов. Л. 1952.
2 Ф. Бэкон. О достоинстве и приумножении наук. // Сочинения в двух томах. М. 1978. Т.I.
3 Блаженный Августин Аврелий. О Троице. Часть I. М. 2005.
4 Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников.//Творения. М. 1994. Т.I.
5 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003.
6 Г. Друммонд. Естественный закон в духовном мире. С-Пб. 1896.
7 Л.М. Чичагов. Что служит основанием каждой науки? М. 1996.
8 Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12 томах. М. 1996. Т.5.
9 Б.В. Раушенбах. Логика троичности // В сб. Русское возрождение. ? 60-61. Нью-Йорк, Москва, Париж.. С.45-67.
10 Н.П. Борисова. Православное воззрение на преподавание предметов естественнонаучного цикла (физика и химия).// В журнале "Духовно-нравственное воспитание". 2002. ? 5, с.29-37; ? 6, с.45-54.
11 Б. Картер. Совпадения Больших чисел и антропологический принцип в космологии.// В сборнике: Космология. Теории и наблюдения. М. 1978.
12 И.Л. Розенталь. Физические закономерности и численные значения фундаментальных постоянных.// УФН. 1980. Т.131, вып.2, с.239-256.
13 С.В. Хокинг. Анизотропия Вселенной на больших временах.// В сб. Космология. Теории и наблюдения. М. 1978.
14 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч.I и II. М. 1997.
15 Прот. Борис Бобринский. Тайна Пресвятой Троицы. М. 2005.
16 Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Письмо к отчуждившемуся от Православия. СПб. 8 апр. 1855 г. // В книге: Творения Святых Отцов. 1856. Т.27, кн.2. С.301-307.
17 Прот. Ливерий Воронов. Догматическое богословие. М. 1994. Сочинение архимандрита Филарета (Дроздова) "Разговоры между Испытующим и Уверенным о православии Греко-Российской Церкви" (СПб. 1815) и содержащиеся в нем мысли и высказывания о Церкви как Теле Христовом, а также об инославных Христианских вероисповеданиях".
18 Д.П. Огицкий, священник Максим Козлов. Православие и западное христианство. М. 1999.
19 В.Н. Васечко. Сравнительное богословие. Курс лекций. М. 2000.
20 Прот. Ливерий Воронов. Вопрос о "Филиокве" с точки зрения русских богословов. // БТ. Юбилейный сборник ЛДА. М. 1986.
21 В.Н Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.// В книге: Мистическое богословие. Киев. 1991.
22 Окружное Послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848) //В сб. Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной Вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.
23 Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание Православной Веры святого Григория Паламы. М. 1995.
24 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. III. М. 1997.
25 Архиеп. Иоанн (Максимович). Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон - С.-Петербург. 1992.
26 В.Н. Лосский. Догмат о непорочном зачатии. // В книге: Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М. 2000.
27 П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990. Т.I.
28 Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л. 1991.
29 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. // Творения. Т.II. М. 1993.
30 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. // В книге: Восточные Отцы и учители Церкви V века. Антология. М. 2000.
31 Свят. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. //Творения. Ч.I. СПб. 1845.
32 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? Клин. 2006.
33 Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении. М. 2000.
34 В.Г. Невзглядов. Теоретическая механика. М. 1959.
35 И.Р. Пригожин. От существующего к возникающему. М. 1985.
36 В.Н. Тростников. Православная цивилизация. М. 2004.
37 К.К. Ребане. Энергия, энтропия, среда обитания. Таллин. 1984.
38 Я.Б. Зельдович и И.Д. Новиков. Строение и эволюция Вселенной. М. 1975.
39 Д.И. Макаров. Антропология и космология св. Григория Паламы. Спб.2003.
40 И. Орлов. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию учения о двух волях во Христе. СПб. 1888.
41 О. Петренко. Уверение Фомы. М. 1996.
42 Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении.// Творения. Т.I. М. 1994.
43 Блаженный Августин. О Граде Божием. Кн.14, гл.13. М. 1994.
44 О. Павел Флоренский. Эмпирея и эмпирия. // Сочинения. Т.I. М. 1994.
45 М.П. Бронштейн. К вопросу о возможной теории мира как целого.// Успехи астрономических наук. 1933. Вып.3.
46 В. Вейник. Почему я верю в Бога. Минск. 2000.
47 Г.М. Идлис. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как характерные свойства обитаемой космической системы.// Изв. Астрофизического института. Алма-Ата, 1958. АН Каз. ССР, т.7.
14 декабря 2007 года. Санкт-Петербург.
Опубликовано: Российский Научный Журнал. 2008. 1(2), с. 157-170, 184.
[1] Сокращенный вариант данной работы был доложен автором на Глинских чтениях (Сергиев Посад, июль 2006 г.), на конференции "Православные ученые - России" (Санкт-Петербург, 11 июля 2007 года) и зачитан на 5-х Покровских образовательных чтениях (Рязань, 14-16 ноября 2006 г.).
[2] Вот что пишет о "двух книгах" английский философ Ф. Бэкон (первая половина 17 века): "Для того, чтобы мы не впали в заблуждение, Спаситель дал нам две книги: книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затем - книгу природы, раскрывающую Его могущество. Из этих двух книг вторая является как бы ключом к первой, не только подготавливая наш разум к восприятию на основе общих законов мышления и речи истинного смысла Писания, но и главным образом развивая дальше нашу веру, заставляя нас обратиться к серьезному размышлении о Божественном всемогуществе, знаки которого четко запечатлены на камне Его творений" /2,с.122/.
[3] Последователь Лейбница немецкий натурфилософ Христиан Вольф был учителем М.В. Ломоносова.
[4] Kosmos -
по-гречески означает: красота.
[5] Здесь "земля" употребляется в смысле "люди, народы".
[6] "...Ибо утверди вселенную, яже не подвижится"(Пс.92:1). Слово "утвердил" означает: укрепил, твердо установил. "...Ибо исправи вселенную, яже не подвижится" (Пс.95:10). Слово "исправить" здесь имеет смысл: "делать твердым, крепким".
[7] В другом псалме дано подтверждение сказанному: "утвердившему землю на водах" (Пс.135:6).
[8] Так для более понятного представления Святой Троицы Отцы Церкви прибегали к таким аналогиям, как луч солнца, кусок мокрой глины, радуга и т.п. Сюда же можно отнести и предложенный акад. Раушенбахом пример вектора в трехмерном пространстве/9/.
[9] В работе /10/ мы не сослались на книгу Друммонда, т.к. узнали о ней много позже.
[10] Современными физиками установлено, что средняя плотность вещества во вселенной является константой, связанной определенным соотношением с двумя другими константами: постоянной Хаббла, отвечающей за расширение вселенной (красный сдвиг), и гравитационной постоянной, характеризующей взаимное притяжение масс/12/; выполнение указанного соотношения обеспечивает устойчивую изотропность вселенной/13/.
[11] Богословская, вероучительная.
[12] Догматы были приняты соборным разумом Церкви на Вселенских Соборах; а соборный разум тем и отличается от человеческого разумения, что в нем действует Дух Святой. Недаром на каждом Вселенском Соборе произносилась известная формула: "Изволися Духу Святому и нам...".
[13] После Реформации протестанты (кроме англикан) также включили filioque в Символ Веры.
[14] Стоит обратить внимание на дату письма (1865 г.): оно написано через пятьдесят лет (!) после выхода в свет другого сочинения того же автора "Разговоры Испытующего с Уверенным" (см. /17, с.77/), на которое так любят ссылаться современные богословы экуменического направления.
[15] То же можно сказать и о русском глаголе "исходить" и о его аналогах на других европейских языках.
[16] В курсе православного догматического богословия относительно Девы Марии имеется только два догмата: 1) о наименовании Ее Богородицей (утвержден на III Вселенском Соборе); 2) о Ее приснодевстве /24,с.132 - 135/.
[17] Многие авторитетные западные богословы ( Фома Аквинский, Бернард Клервосский) резко выступали против него/25, с.33, 41-42/.
[18] Двухчастичное представление использовалось обычно, чтобы противопоставить духовное телесному; при этом дух рассматривался как "острие души", ее вершина.
[19] Слово "орбита" мы взяли в кавычки, чтобы оно не вызывало классических ассоциаций. Электрон движется не вдоль линии, а в некоторой области околоядерного пространства сплошь заполняя его.
[20] Слово "траектория" тоже не надо понимать буквально.
[21] Современные православные эволюционисты пытаются найти оправдание своей позиции в повелении Божием земле - произвести растения (Быт.1:11-12) и воде - произвести пресмыкающихся (Быт.1:20) /32/. Иначе говоря, творил уже не Бог, а земля и вода. На это можно возразить: главное в том или ином творении - это замысел, программа, а конкретное исполнение можно поручить даже машине. Что касается опровержения теории эволюции, то мы отсылаем читателя к сборнику /33/, где можно найти для этой цели серьезные аргументы специалистов.
[22] Однако, не надо и отчаиваться: у христианина, пока он живет в этом мире, всегда есть возможность вернуться ко Христу через покаяние; но возврат этот требует огромной духовной энергии, несоизмеримой с "трудностями" жизни по заповедям.
[23] Эту аналогию мы заимствовали у В.Н. Тростникова/36,с.221-222/.
[24] На макроскопическом уровне - это тепловая энергия.
[25] Точнее, квазизамкнутой системой.
[26] На это указывают слова ап. Павла: "Бог не есть Бог неустройства, но порядка" (1Кор.14:33). Слово eirene (греч.) здесь употребляется в смысле: порядок.
[27] Деисты утверждают, что Бог сотворил мир и больше не интересуется им, оставив существовать самостоятельно.
[28] "Фоновый беспорядок" - наш термин (Н.Б.). Его-то и имеют в виду святые Отцы/42; 43/ и не учитывают физики/41/.
[29] Законы материального мира установлены Творцом, и они будут действовать до того времени, пока Он Сам их не отменит.
[30] "Шестоднев", как и эсхатологические места Священного Писания Бог открыл Своим избранникам-пророкам (Моисею, Иоанну Богослову) и святым Отцам (Василию Великому, Григорию Нисскому). Он же руководит и проникновением в эти области ученых (физиков, астрономов, космологов), посылая им (тоже избранникам) научное озарение - некое подобие пророческого исступления (Пс.115:2; Деян.10:10).
[31] К нашим примерам из области физики неплохо было бы присовокупить и примеры законов живой природы, рассматриваемые в книге Друммонда /6/.
[32] Действительно, из всего бесконечного множества чисел и структур число три и правильный треугольник являются оптимальными для символики отношений бескорыстной любви и внутренней устойчивости системы.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"