Бородин Сергей Алексеевич : другие произведения.

Сакраментальность вопроса о смысле жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  САКРАМЕНТАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
  
  
  Излюбленной темой литераторов, мыслителей, философов и иже с ними на протяжении многих веков, отмеченных высоким уровнем культурного развития общества, означается тема поиска людьми зрелых лет смысла жизни, а также размышлений со стороны лиц пожилого возраста по этому поводу и попыток всё же сформулировать смысл прожитой ими жизни. В детские годы человека осмысление им своего личностного места в жизни пребывает в некоем латентном состоянии на фоне его общепознавательных процессов, проявляя себя только периодически меняющимися утверждениями о том, кем бы в профессиональном плане молодой человек хотел бы стать во взрослом возрасте.
  
  По идее сакраментальный вопрос о смысле собственной жизни должен волновать любого разумного человека в течение всей его земной жизни с того самого времени, когда жизнедеятельность человека обретает осознанный характер. В реалии по отношению к вопросу о смысловом понимании собственных жизней такие люди ведут себя самым непредсказуемым образом: этот вопрос кого-то настолько тревожит, что он впадает в различного рода невменяемости; кого-то заставляет в отрешённом состоянии непрерывно раздумывать о своём предназначении; кого-то стимулирует к необычайной жизненной активности в стремлении многое испытать лично на себе, чтобы определить свыше предначертанный ему путь жития; кого-то вгоняет в депрессию или нескончаемую панику; кого-то обрекает на бесконечную говорильню о своём призвании; кого-то подталкивает заняться первым попавшимся делом с жесткой убеждённостью, что в этом и есть смысл его жизни и т.д. и т.п.
  
  И совершенно по-иному относятся к этому вопросу люди, которые, отставив собственную разумность на задний план, предпочитают руководствоваться по жизни своими бурными эмоциями и спонтанными желаниями, стремясь получать ничем не ограниченные удовольствия от всего, происходящего с ними. Собственно говоря, для них такого вопроса вообще не существует, ибо они не воспринимают его на уровне своего сознания. Ведь если что-то реальное существует в их поле притяжения, то это надо так использовать, чтобы в результате получилось весело, прикольно и приятственно! И нечего разводить всякие-разные умные разглагольствования и непонятки, насилуя свой мозг. Всё должно иметь позитивное звучание, чтобы укреплять нервную систему, а не разрушать её негативным перегрузом. А вопрос этот надуман, поскольку всем же и так ясно, что целью жизни является сама жизнь, как в своё время утверждал глубокоуважаемый Гёте, к словам которого всё же следует добавить смысловое уточнение о том, что проживать жизнь надо в счастии наслаждения всеми её событийностями. Вот так понимает смысл жизни львиное большинство представителей человеческого племени. Всё отлично и замечательно! И никаких проблем!
  
  И тем не менее как бы кто не интерпретировал этот вопрос жизнь рано или поздно выставляет перед каждым человеком некие объективные обстоятельства, разбираться с которыми каким-либо образом приходится лично ему самому равно как и без исключения всем людям в общем и целом. Касательно же существа этого вопроса можно вполне ответственно отметить, что при наступлении завершающего этапа жизненного пути любой человек, не утративший способности думать о жизненноважных вещах, всё чаще и углублённее рассуждает над итогами своей почти прошедшей жизни. Зачем он был рождён в этом мире? Что было тем главным, ради чего он появился в это время в этом месте среди этих людей? Показательно, что множество людей, помимо слов о неиссякаемом удовольствии от прожитых дней, ныне не может ответить на эти вопросы иначе, нежели в том ключе, что они пришли в этот мир, чтобы породить, воспитать и вырастить детей как своё сущностно-биологическое продолжение в новых временах и обстоятельствах. В объективном плане по сравнению с данной целевой функцией всё остальное в жизни львиного большинства людей выглядит незначительным и быстро проходящим, а то и настолько ничтожным, что вовсе не достойно космической уникальности человеческого существа.
  
  Но чем дольше живёт человек на белом свете, что с естественной закономерностью сопровождается процессом повзросления и обретения самостоятельности его детьми, тем ему становится всё более очевиднее отчётливое понимание преходящего характера общечеловеческой функции рождения детей и доведения их до того состояния, когда родители, воплощающие своим личным существованием естественно-природную процедуру сохранения и продолжения рода, становятся всё менее необходимыми как непосредственно самим детям, так и составу их собственных молодых семей. То есть в жизни человека всё связанное с детьми - это одно из важнейших естественно-предопределённых свойств его существа, что в силу сего факта никоим образом не может и не должно котироваться в качестве его уникальной смысловой миссии в мире Земли.
  
  Однако если в сознании среднестатистического индивида общечеловеческую функцию собственного размножения посредством рождения детей перевести из категории смыслового обоснования его земного жизнепроявления в категорию природно-биологического естества его физиологического существования, то тогда с большой степенью вероятности он окажется в состоянии когнитивного диссонанса, ибо вряд ли у него в загашнике найдётся ещё что-либо капитально-значимое для объяснения смысла своего земного вояжа из беспредельных космических далей. Во имя познания истины следует наконец-то признать объективно существующим факт того, что мало кто из людского племени интеллектуально готов чётко и однозначно объяснить реальный смысл своего пожизненного существования чем-то отличным от детской тематики. Ведь при пристальном рассмотрении практически все другие дела людей, совершаемые ими в ежедневном режиме своих жизней, по сути имеют ту или иную мотивировку достижения материального благополучия, в действительности представляя собой всего лишь ориентированное на материальный результат ремесло с определённой долей творческого наполнения, что по сути несоизмеримо мелочно для такого колоссального вселенского явления, каковым собственно и предстаёт перед вечностью жизнь человека.
  
  И ведь что интересно, если не сказать чрезвычайно поразительно, мыслители самых разных цивилизаций человеческого происхождения уже много тысяч лет вновь и вновь задаются этим сакраментальным вопросом о смысле человеческой жизни, демонстрируя тем самым его глобальную масштабность. Проходят эпохи и даже эры, а этот вневременной вопрос нисколько не теряет своей актуальности, ибо без углубленных размышлений о его содержательной основе, теперь ни у кого не вызывающих никаких саркастических суждений по поводу их существа, прогрессивное развитие человечества оказывается в принципе невозможным.
  
  При этом в зависимости от уровня интеллектуальной атмосферы, царящей в том или ином обществе, варианты ответов на этот вопрос разнятся вплоть до полной противоположности. К примеру, состояние интеллектуальности современного общества находится на весьма плачевном уровне, что естественным образом влияет на массовый шаблон ответа на данный вопрос. В содержательном плане этот шаблон представляет собой откровенный примитив набора жалких суждений ментально ограниченных индивидов. Так, когда обывателей современной массовки спрашивают о смысле их жизней, ответы как правило претендуют на откровенный гимн древнеримским вакханалиям, ибо большинство в каком-то сладостном забытьи твердят лишь о том, что этот самый пресловутый смысл жизни состоит во всемерном удовлетворении своих желаний и страстей, благодаря чему следует по полной насыщать себя приятными удовольствиями и наслаждениями. В своих восхитительных грёзах многие доходят до причисления процесса рождения и взращивания детей к одному из видов личных удовольствий, от которых определённый круг людей буквально тащится. При этом подразумевается, что если вдруг детская тема перестаёт приносить некоей особи приятственное удовольствие, данная особь прилагает всевозможные усилия, чтобы избавиться от необходимости тратить свои силы и время на детей.
  
  Но как бы то ни было время неудержимо идёт вперёд, оставляя в прошлом всех тех людей, которые на вопрос о смысле жизни только-то и могли ответить в рамках упомянутого шаблона. В реалии же без каких-то особых показных инсталляций наступила эпоха, достигшие качественно иной осознанности люди которой уже совершенно по-другому отвечают на этот вечный вопрос, причём в их ответах полностью отсутствует какая-либо шаблонность, что сторонний думающий человек сразу же отмечает к своему вящему удовлетворению. В аналитических обобщениях по этому поводу можно прочитать, что для многих людей новой эпохи понимание смысла их жизней неотделимо от глобальной проблемы сохранения человеческого вида жизни и блокировки любых угроз по уничтожению биологической стороны жизни земного мира. Подобная смысловая взаимоувязка пестует в сердцах людей благую надежду на лучшее будущее человечества.
  
  
  22.05.2021 - 3.06.2021
  
  
   Сергей БОРОДИН
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"