... верна ли фраза Короленко : "Человек рождён для
счастья , как птица для полёта" ?
Вопросы литературы, 2002, N4, с. 261
Милая традиция вешать это высказывание на безответного Короленко зародилась , видимо , сразу же после его смерти и с тех пор так растиражирована , что сделалась органическим , неистребимым элементом нашего сознания . Впрочем , В.Аксёнов в романе "Новый сладостный стиль" с некоторым сомнением ( через вопросительный знак) предположил , не Горький ли так сформулировал свой неувядаемый оптимизм ? И Аксёнов совершенно прав , фраза несомненно звучит как горьковская , романтически-восторженно ( наличествуют даже обожаемые Горьким пернатые , с которыми он не расставался первые пятнадцать лет своей литературной карьеры ) и уже по одному этому никак не может принадлежать Короленко , вполне вменяемому и рассудительному . Добросовестное цитирование требует бережного сохранения в цитате всех признаков авторского отстранения от цитируемого текста , тем более , когда эта отстранённость продемонстрирована так явно , можно сказать - с криком . Обстоятельства , при которых эта фраза появляется в рассказе Короленко ( "Парадокс", указанная отстранённость - сюжетная пружина рассказа ) , повторю - и всё творчество Короленко , включая его публицистику , всё это находится в решительной критической оппозиции по отношению к обсуждаемой легковесной отвлечённости .
Но даже с учётом всех этих тонкостей и подробностей в вопросе об авторстве Короленко остаётся немало проблем .
Бунин ( "Жизнь Арсеньева" ) упоминает этот мобилизующий лозунг как "польскую пословицу" .
А Вольтер ( "Царевна Вавилонская" ) задолго до рождения и Короленко , и Бунина уже иронизировал по этому поводу . Именно обсуждаемой формулой он закончил свой издевательский пересказ то ли "Теодицеи" Лейбница ( прямо не называя ни автора , ни его сочинения ) , то ли её главы "Замечания на книгу о начале зла , изданную недавно в Англии" : "тяжбы , интриги , войны , богословские споры ,- всё , что укорачивает человеческую жизнь,- бессмысленно и отвратительно, человек рождён лишь для счастья; не любил бы он так страстно и неизменно наслаждения , если бы не был создан для них; и сущность человеческой природы - наслаждаться , всё же остальное суета . Эта превосходная мораль никогда не была опровергнута ничем кроме фактов" .
Сочинение Лейбница написано триста лет назад , в тогдашней системе представлений ( а Шекспир , Сервантес , Гёте предостерегают : будьте достойными наследниками , не спешите отбрасывать то , что кажется "устаревшим" . Безумие крушить старое жилище , когда новое существует ещё только в эскизах, какими бы привлекательными эти эскизы ни выглядели . Процветают только те , кто вовремя внял подобным предостережениям ) . Уже Вольтер в своём пародийном пересказе явно наполняет понятие "счастья" совсем не тем содержанием , какое было у Лейбница . Как говорил Набоков , "смысл так слабо удерживается в слове" . Сравним : у Чаадаева ( "Апология сумасшедшего" ) - "на Западе идея , всюду кидаясь , вступаясь за все нужды человека , алкая счастья во всех его видах , основала власть на принципе права..." , или "Синюю птицу" Метерлинка , или "Счастье" Чехова , или у Н.Глазкова ( 1942 ) - "счастье с честью несовместимо" ( "счастье" бесчестия - неплохо звучит ! Видимо , нигде прогресс не бывает так ощутим , как в эволюции наших представлений о счастье ) ...
И вот рассуждение , оторванное от благочестия Лейбница и даже от яростного сарказма насмешника-ниспровергателя Вольтера , выпотрошенное до состояния какого-то обглодыша , обструганное до примитивности и определённости , с какими рекламируются средства для чистки унитазов ( обладание рекламируемым товаром - тоже своего рода "счастье" ) , снабжено липовым клеймом Короленко и в таком виде предоставлено массам... Как тут не вспомнить И.Губермана : "идея , брошенная в массы ,- это девка , брошенная в полк..." .
А весь разговор о "счастливой птице" - плод "орнитологического недоразумения" . "Хотел сказать одно - получилось другое . И - всего любопытней - в самую точку . Птица проводит в полёте довольно малую часть жизни . Примерно таково соотношение счастья - и прочих самоощущений" ( В.Перельмутер. Записки без комментариев) .