Божко Юрий Анатольевич : другие произведения.

Отрывок из второй части "Разведчика"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выложил небольшой кусок написанного текста, потом включу во вторую часть

  Психологический портрет
  В составлении психологического портрета я использую два типа моделей личностного поведения: по моделям Аркадия Егидеса (паранойал, эпилептоид и т.д.) и соционическим психотипам (Робеспьер, Драйзер и т.д.). Но прежде чем приступить к анализу личности и составлению психологического портрета необходимо собрать максимальный массив личностной информации, проанализировать ее и обобщить в определенное описание объекта Наилучшую личностную информацию дают пресс-конференции, видео-материалы, анализ привычек, хобби, литературные или профессиональные работы, фотографии в неофициальной обстановке, отзывы знакомых и т.п. В результате всю собранную информацию размещают в ячейках Персонального Досье. Подобная классификация информации существует в открытой литературе и приводится в этой главе для того чтобы указать на возможность получения информации (которая обычно получается с помощью наблюдения или других мероприятий работниками спецслужб) способами обычного анализа открытых источников информации.
  Персональное досье
  (для составления психологического портрета)
  
  1. Данные, которые необходимо установить.
  1.1. Полное имя, фамилия и отчество. Источник: социальные сети, справочники типа nomer.org, статьи в Интернете, электронные объявления и т.д. Полезность: выявить родственные связи, национальность, если имя необычное - определить предпочтения родителей (Сталина, Владлен и т.д.)
  1.2. Прозвища, клички, псевдонимы и т.п. Источник: ники в социальных сетях, чатах, логины электронной почты, сведения от знакомых объекта. Полезность: лучшее понимание и дополнительное информация о свойствах характера, предпочтений, амбиций, можно использовать при необходимости наладить контакт.
  1.3. Возраст, дата рождения. Источник: резюме, анкета в социальной сети, надписи и фото, справочник nomer.org и подобные, знакомые, бывшие и настоящие коллеги и т.д. Полезность: определить повод для налаживания отношений, уровень консерватизма (влияние возраста и свойств характера), знак зодиака, уровень карьерных перспектив и т.п.
  1.4. Национальность. Источник: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, данные по родственникам. Полезность: понимание особенностей воспитания, общности с другими представителями национальности (пример, чеченцы и другие кавказские народности), национальные обычаи и т.п.
  1.5. Родители (ФИО, адрес, девичья фамилия матери, воспитание, влияние с детства и в настоящий момент, степень близости и т.п.). Источник: данные из социальных сетей, фотографии, данные от других лиц, справочник nomer.org и подобные справочники, информация от знакомых, друзей объекта. Полезность: лучшее понимание, в какой среде, в каких условиях воспитывался объект, формировался характер и т.п., какую интеллектуальную, психологическую, моральную и т.п. базу эти люди могли заложить в человека.
  1.6. Семья (состав семьи: братья, сестры, кузены, дяди, тети; жена/муж, дети и т.п., национальность некровных родственников), данные по членам семьи, родственные отношения (теплые или наоборот, семейные конфликты). Источник: информация от знакомых, друзей, анализ информации из социальных сетей, электронных каталогов, фотографий, списков работников - родственники могут работать в одном месте, на одном предприятии; резюме и т.п. Полезность: понимание микросреды, в которой живет объект, позволяет выяснить слабые места объекта, особенности психотипа, характера, и т.п.
  1.7. Дальние родственники. Источник: информация от знакомых, друзей, анализ информации из социальных сетей, электронных каталогов, фотографий и т.п. Полезность: понимание круга родственного общения ('кровь гуще воды'), возможность привлечения финансового или административного ресурса и т.п., родственники также могут быть источником информации об объекте.
  1.8. Друзья: Источник: информация от знакомых, других друзей, родственников, анализ информации из социальных сетей, электронных каталогов, фотографий и т.п. Полезность: зачастую друзья знают о своем друге больше чем родители, жены, дети, ценность подобной информации огромна, т.к. позволяет наиболее полно оценить личность объекта.
  1.9. Знакомые. Источник: информация от знакомых, друзей, родственников, анализ информации из социальных сетей, электронных каталогов, фотографий и т.п. Полезность: определить круг знакомых, круг общения, определить источники дополнительной информации.
  1.10. Принадлежность к партии. Источник: партийные списки, интервью в газетах и телепрограммах и т.п. Полезность: определение возможного административного или политического ресурса, который может использовать данный объект.
  1.11. Религия и степень религиозности. Источник: национальность, высказанные религиозные взгляды, религиозная деятельность. Полезность: определить возможность использования религиозного ресурса объектом, принадлежность к религиозной общине, более точно определить мировоззрение объекта.
  1.12. Образование (специальность) и учится ли объект сейчас. Источник: резюме, социальные сети, знакомые и т.д. Полезность: уровень образованности, широта мышления, возможные одноклассники, однокурсники, другие потенциальные источники информации, возможность обладания какой-либо специальной информации.
  1.13. Знание языков. Источник: резюме, социальные сети, информация от других лиц. Полезность: понимание уровня образованности, профессиональной подготовки, уровень интеллекта.
  1.14. Владение различными профессиями и профессиональный опыт. Знание языков. Источник: резюме, социальные сети, информация от других лиц. Полезность: широта профессиональных навыков и период, в течение которого они были сформированы, адекватность своему нынешнему положению.
  1.15. Профессия и работа в настоящее время. Источник: резюме, социальные сети, информация от других лиц, общение с самим объектом. Полезность: возможность получения оперативной информации об объекте в настоящее время, понимание степени его финансовой независимости, достижения к определенному этапу времени, возрасту и т.п.
  1.16. Профессионализм (уровень профессионализма). Источник: резюме, социальные сети, выполненные проекты, карьерная лестница объекта, информация от других лиц, общение с самим объектом. Полезность: понимание насколько профессиональный специалист работает в компании-конкуренте и нет ли смысла его переманить, насколько грамотными будут его решения в настоящем и будущем.
  1.17. Характерные моменты, знаковые события, переломные этапы в биографии. Источник: личные беседы с объектом, беседы со знакомыми, коллегами, друзьями и родственниками объекта, статьи об объекте в СМИ. Полезность: лучшее понимание особенностей характера объекта, его поведения в нестандартных, стрессовых ситуациях.
  1.18. Здоровье (уровень здоровья, профессиональные, хронические болезни). Источник: личное общение, общение с друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками, наблюдение за объектом, видео- и аудио-интервью и т.п. Полезность: понимание уровня работоспособности объекта, возможности работать 'на износ'.
  1.19. Место жительства, частота смены места жительства, мобильность. Источник: резюме, общение с объектом, биография, интервью и т.д. Полезность: понимание особенностей характера (домосед, авантюрист и т.п.), уровень карьеризма, спартанский характер и т.п.
  1.20. Материальные условия. Источник: личное общение, общение с друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками, наблюдение за объектом, видео- и аудио-интервью, резюме, соц. сети и т.п. Полезность: понимание уровня материально удовлетворенности и возможных 'аппетитов' объекта.
  1.21. Разное. Другая информация, которая не вошла в предыдущие разделы, но которая может быть полезна.
  
  2. Особенности личности.
  1. Физические и физиологические особенности.
  А. Рост (до 165 см низкий, 165-175 средний, более 175 см высокий).
  Б. Телосложение (спортивное, крепкое, худощавое, упитанное, тучное, рыхлое).
  В. Вес и соответствие веса росту (для мужчин применяется коэффициент 100 - рост минус сто равно нормальному весу мужчины, для женщин применяется коэффициент 110).
  Г. Лицо (овальное, треугольное, квадратное и т.п., особые приметы - шрамы, родинки и т.п.)
  Д. Глаза (цвет, размер, разрез глаз, другие признаки).
  Е. Волосы (цвет, типичная прическа, особенности - залысины, например).
  Ж. Зубы (размер, цвет, комплектность, наличие искусственных).
  З. Руки (крепкие, пухлые, длинные, короткие, пропорциональность, шрамы, родинки, другие особые приметы и т.п.).
  И. Ладони (длина, пропорциональность, цвет, характерные мозоли, шрамы, цвет ногтей, комплектность пальцев, фаланг пальцев, ухоженность и т.п.).
  К. Ноги (пропорциональность, длина, дефекты, шрамы и т.п.).
  Л. Кожа (цвет, динамика цвета, другие особенности и приметы).
  М. Другие части тела и особые приметы.
  Н. Походка (спортивная, вялая и т.п., движения рук при ходьбе, другие особенности).
  О. Жестикуляция и характерные жесты (частота, характерность, бедность жестикуляции и другие особенности).
  П. Мимика (частота, характерность, бедность мимики и другие особенности).
  Р. Улыбка (частота, теплота, характерные особенности, например улыбка только губами).
  С. Голос (тембр, громкость, хрипота и другие особенности).
  Т. Речь и говор (богатство лексикона, характерный выговор или акцент, употребление ненормативной лексики и т.п.).
  2. Особенности личности.
  А. Привычки и хобби (максимально возможная полная картина жизненных предпочтений в быту, других местах, увлечения, способы проводить свободное время и т.п.).
  Б. Взгляды на окружающую действительность (политические, религиозные, различность высказывания в разных местах).
  В. Проявленное отношение к различным событиям (участие в демонстрациях, резкие публичные высказывания и т.п., а также их отсутствие).
  Г. Уровень национализма (гордость за свою нацию или наоборот).
  Д. Родственные и дружеские отношения (уровень близости, открытость и т.д.).
  Е. Наличие ресурсов (личные, материальные, родственные, административные, политические и т.п.).
  Ж. Полезные навыки (водить авто, знания иностранных языков и т.п.).
  З. Слабости и пороки.
  И. Враги и враждебность к другим.
  К. Замеченные странности.
  Л. Отношение к различным аспектам жизни (деньгам, противоположному полу и т.п.).
  М. Честолюбие.
  Н. Поведение в группе и компании.
  О. Поведение в экстремальной ситуации (описание ситуации и реакции объекта).
  П. Другие характерные особенности (скрытность, характерная мимика, жесты и пр.).
  3. Качества личности.
  После проведения двух предыдущих этапов необходимо сделать своеобразный эскиз будущего психологического портрета. Для этого необходимо обозначить качества личности, как один из предложенных двух полюсов, характеризующих абсолютно противоположные знаки характера. В случае если качества объекта не категорично ярко выражены относительно одного из полюса характера, то вводятся некоторые промежуточные обозначения для того чтобы обозначить пусть и неяркую принадлежность к одному из полюсов. Звучит все это сложно, однако на самом деле все выглядит гораздо проще. Принадлежность можно обозначить как: очень высокая (абсолютная, наиболее характерная), высокая (характерная в большинстве случаев, часто встречающаяся), средняя (неярко выраженная, но встречающаяся), низкая (случайно встречаемая), очень низкая (встречаемая в единичном случае). В дальнейшем это позволит ответить на вопросы соционического теста и проанализировать принадлежность объекта к тому или иному психотипу.
  Список характеристик:
  1. Уровень интеллекта (уникальный, высокий, средний, невысокий, призники интеллектуальной ущербности).
  2. Уровень мышления (конкретное, логическое или абстрактное, эмоциональное).
  3. Уровень эрудированности (энциклопедическая, широкая, узкоспециальная, нулевая).
  4. Свойства интеллекта (догматичность, гибкость).
  5. Аналитические способности (скрупулезность, педантичность, блуждание по верхам, беспечность к фактам; здесь также необходимо различать способность к эмпиричности и, наоборот, к теоретизированию).
  6. Уровень сообразительности (уникальная, высокая, средняя, тупость).
  7. Уровень проницательности (аномальная, на уровне медиума; высокая, поверхностная).
  8. Уровень критичности мышления (критичная подозрительность, нормальное, легковерность).
  9. Уровень практичности (калькулятор в голове, рачительный хозяин, практичен, непрактичен, транжира).
  10. Уровень рискованности ('без царя в голове', 'безумный храбрец', 'храбрец', 'осторожный, но не трус', нерешительный, патологический трус).
  11. Уровень консервативности ('креативный новатор', 'не чужд современных тендеций', сдержанный консерватор, консерватор, ретроград).
  12. Уровень уступчивости. ('упрямый как столб', упрямец, 'способный выслушать упрямец', рассудительный, 'ловящий каждое слово как руководство к действию').
  13. Уровень одержимости (одержимый фанатик или пророк, фанатик, уверенный в своей правоте, сам себе на уме (ведомый), абсолютно пассивный (квашня)).
  14. Уровень подчиняемости (эгоцентрист, прирожденный лидер или мессия, шармовой лидер ('душа компании'), универсал (может как починяться, так и руководить), ведомы, психологический раб, адепт).
  15. Уровень независимости ('одинокий на льдине', одиночка в коллективе, член группы, 'овца в стаде' - растворившийся в группе, бесхребетный приспособленец).
  16. Уровень подозрительности (абсолютная подозрительность -не верит никому, адекватная подозрительность - подозревает согласно обстоятельствам, подозревает по случившимся событиям или по фактам, легковерность, детская доверчивость).
  17. Уровень прямолинейности.
  18. Уровень любознательности.
  19. Уровень внушаемости.
  20. Уровень практичности.
  21. Уровень принципиальности.
  22. Уровень требовательности.
  23. Уровень эгоизма.
  24. Уровень фатализма.
  25. Уровень открытости.
  26. Уровень хитрости.
  27. Уровень импульсивности.
  28. Уровень болтливости.
  29. Уровень уверенности в себе.
  30. Уровень жесткости.
  31. Уровень наблюдательности.
  32. Уровень мстительности.
  33. Уровень тщеславия.
  
  Предположим, что все ячейки заполнены, все основные личностные качества выявлены и осталось только из полученной и обработанной личностной информации составить текст психологического портрета. В начале этой главы упоминалось о использовании мной двух способов классификации личности по А. Егидесу и соционическим социотипам. Для чего использовать сразу два типа оценки личности?
  В бытность автора студент технического вуза во время одной из лекций преподаватель рассказал очень поучительную историю. История основана на реальных событиях и вполне возможно читателям она известна. В одном из конструкторском бюро молодому, но перспективному инженеру-конструктору предложили спроектировать крышку к одному из узлов или агрегатов. Молодой конструктор пытался это сделать, но у него не получалось. Пришлось ему поделиться своим горем с начальником бюро. Дело было в конце рабочего дня, поэтому после непродолжительного разговора собеседники разошлись по домам. Начальник бюро, идя домой думал о том каким образом помочь своему молодому коллеге. По пути ему под ноги попалась какая-то крышка и он поднял ее, сунул в карман, а на следующий день показал своему подчиненному эту крышку как вариант, выполненный на аналогичный узел, спроектированный подобным бюро другого предприятия. Начинающий конструктор ухватился за эту крышку и через несколько дней выдал 'на гора' свой вариант крышки под проектируемый узел. Подойдя к своему начальнику юное дарование поздравил его за помощь и спросил: 'Я все понимаю, но для чего в отданном мне образце два лишних отверстия. Для чего они?'
  Вот этот образец-аналог и есть психотип по А. Егидесу и соционике. Очень часто у Вас не будет достаточно информации, чтобы полностью заполнить ячейки досье и благодаря этим двум классификациям Вы без труда 'узнаете' своего объекта в одном из описаний психотипа. По соционике еще проще: достаточно выбрать из восьми полярностей четыре и Вы получите определение психотипа.
  С другой стороны даже обладание большим массивом информации об объекте, тем не менее, очень важно иметь возможность рассмотреть две другие точки зрения на этого человека. Очень часто в сформировавшейся личности проявляются не природные, а приобретенные качества. К примеру, психопат может быть вежлив, обходителен и даже приятен (если его хорошо воспитывали) и только экстремальная или просто аномальная ситуация может выявить его природные склонности. Сомневайтесь и спорьте с самим собой, ведь та информация, которую Вы имеете, может быть просто маской, 'личиной' совсем другого человека. Каким образом этого избежать? Важен не только анализ информации, но и анализ совокупности информации. Например, Вы анализируете фотографии из социальной сети. Необходимо понять логику этой совокупности фото. Сразу видно, если человек одинок, то в основном фотографии будут с ним одним, а если групповая фотография, то скорее всего он будет занимать место на периферии. Рассказывать о других способах определить личностные характеристики - тема для другой книги. Если кратко, то необходимо попытаться сформировать психологический портрет как целостную картину личности человека, его индивидуальные особенности и типичные модели поведения в изученных ситуациях. Поэтому самым сложным в составлении психологического портрета, а в дальнейшем в составлении психологического прогноза поведения человека в стрессовой ситуации. Например, при угрозе здоровью, жизни, шантажа, вербовке и т.п. составление психологического прогноза практически невозможно без личностного общения или хотя бы интервьюирования с несколькими людьми, которые хорошо знакомы с объектом. Составление психологического портрета дает серьезное психологическое и не только преимущество при проведении переговоров, а если объект объект является ЛПР позволяет более качественно сделать прогноз стратегии предприятия-конкурента.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"