Аннотация: Зодческая работа третьего градуса, посвященная европейским корням Таро.
О происхождении Таро.
Можно с полной уверенностью утверждать, что история возникновения колоды Таро (или Тарот) волновала умы практически всех оккультистов XIX - XX веков. Ими было высказано множество гипотез о происхождении Таро, среди которых наиболее популярными были гипотезы, что изобретателями Таро являются: а) древние египтяне, б) испанские цыгане. В одном исследователи сходились полностью. Таро изобрели те, о ком мы знаем, говоря словами Сократа, только то, что ничего не знаем.
Гипотеза о создании Таро египтянами для XIX века, эпохи фундаментальных открытий во всех областях наук, и , в частности, египтологии, вполне объяснима. Причина тому - веяние времени. Если бы вопрос о происхождении Таро стал бы впервые столь остро не в XIX веке, а в шестидесятых годах двадцатого века, то в качестве изобретателей колоды наверняка назвали бы инопланетян. П.Д. Успенский в книге "Новая модель Вселенной", написанной в 20-х годах ХХ столетия с целью опровергнуть многие неверные догмы оккультизма, уже утверждает, и не без оснований, что " в египетском символизме нет никаких следов 22 карт Таро". (Речь идет о старших арканах). И, в начале XXI века, мы можем с уверенностью добавить - это действительно так. Тот же Успенский, повторяя вслед за другими, пишет, что "Таро стали известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе".
Цыганское, или Марсельское Таро, древнейшая из известных карточных колод, представляет собой колоду из 78 карт. 22 - старших аркана, и 56 младших арканов, разделенных на четыре масти по 14 карт.
Приписывать изобретение карт цыганам, у оккультистов, имелись все основания, так как, по-видимому, именно цыгане, впервые приспособили для гадания карты, ранее использовавшиеся исключительно для игры, сделав колоду неким мистическим объектом. Или, если не приспособили, то открыли широким массам народа мистическую, образно-гадательную, сторону Таро . Но в символике Таро нет абсолютно ничего цыганского, как нет ничего египетского. Младшие арканы представляют собой точнейшую социальную символическую копию четырех сословий средневекового общества:
Пики (мечи) - дворянство
Чаши (червы) - духовенство
Монеты (бубны) - купечество
Палки (трефы) - простолюдины.
А символизм старших арканов - есть опять же символизм, но уже не социальный, а мистический, средневековья, образы которого настолько волновали умы людей того времени, что следы этих образов даже нашли воплощение в искусстве Возрождения. Если повнимательнее посмотреть на некоторые шедевры Европейского Возрождения - гравюры Доре, полотна Босха и Боттичелли, фрески Рафаэля и т.д., то везде в той, или иной степени, присутствуют символы старших арканов Таро. И поскольку это так, получается, что для XII - XIV веков, Таро - продукт высокой, интеллектуальной работы. Для того, чтобы в те времена создать подобную колоду, нужно было обладать немалым запасом символических и мистических знаний, доступных в требуемой для тарологических образов полноте, очень не многим, и уж никак не цыганам, разделенным с народами средневековой Европы определенным культурным, социальным и языковым барьером. По этой причине авторство цыган также весьма сомнительно.
Цыгане были всего лишь носителями колоды, активно распространившими ее по всей Западной Европе. К распространению колоды имелись две весьма важные причины. Первая - цыгане были кочевым народом, странствовавшим от Испании до Северного моря, от Ла-Манша, до Польши. Они использовали Таро в гадательных, то есть оккультных целях, что способствовало пробуждению активного интереса к Таро у средневекового обывателя, потому что мистицизм, в особенности связанный с гаданием, притягателен во все времена. Правда, гадать, так как умели цыгане, тогда, как и сейчас, могли лишь единицы. Но, помимо гадательной функции, Таро исполняло также игровую функцию. Эта функция, явилось второй, не менее важной причиной широкого распространения колоды. Игровой символизм колоды был может быть, даже более притягателен для средневекового обывателя, чем гадательный. Как ни странно, лучше всего игровой символизм классического Таро, описал А.П. Чехов в рассказе "Винт", где мелкие чиновники составляют для карточной игры собственную колоду, в которой каждая карта приписывается конкретному высокопоставленному чиновнику. "Чиновники казенной палаты - черви, губернское правление - трефы, служащие по министерству народного просвещения - бубны, а пиками будет отделение государственного банка..." И т.д. "Ты рассуждай, - учит начинающего игрока один из героев, - Когда Кулакевич пошел с надворного губернского правления, ты должен был бросать Ивана Ивановича Гренландского, потому что знал, что у него - Наталья Дмитриевна сам-третей с Егор Егорычем..." Спроецировав чеховское описание игры сквозь призму времен в средние века, мы получим удивительно забавную, местами смешную до невозможности, игру-шарж, в которой козырный нищий (двойка палок) может "бить" самого короля какой-нибудь иной масти, а, скажем, жена купца (дама монет) запросто "бьет" самого Папу Римского...
Таким образом, настоящие авторы Таро должны удовлетворять (по рангу значимости) следующим требованиям:
1) Существовать во временном промежутке между XII - XIV веками - временем появления Таро в Европе, и вообще, в мире.
2) Иметь немалый запас символических, мистических знаний, необходимых для воплощения понятийных образов в 22 старших аркана .
3) Иметь достаточно полное представление о жизни разных сословий.
4) Являться, в отличии от цыган, полноправными членами сословного общества европейского средневековья.
5) Иметь возможность свободно, не нарушая законов, передвигаться по территории Западной Европы.
В средневековой сословной среде выделяется одна категория людей, обладающая абсолютно всеми признаками, необходимыми для того, чтобы считаться изобретателями Таро. Это - вольные каменщики, строители крепостей, замков и готических соборов. Итак, сообразно с перечисленными выше требованиями для авторов Таро, для вольных каменщиков мы имеем:
1) Время, в которое происходило строительство вольными каменщиками готических соборов - апофеоза средневекового архитектурного искусства, полностью совпадает со временем появления в Европе карт Таро
2) Глубокий мистический символизм готических храмов, блистательно раскрытый Фулканели в его книге "Тайны соборов" доказывает, что запас символических и мистических знаний у строителей этих храмов, т.е. вольных каменщиков, был более, чем достаточен.
3) Принимая участие в строительстве храмов, крепостей, замков, вольные каменщики, как никто другой, равно общались со всеми сословиями - с духовенством и дворянством, как с заказчиками работ, с купечеством - как с поставщиками материалов, с крестьянством, и вообще, простолюдинами, находящимися в собственности феодалов и духовенства, как исполнителями грубых работ, не требующих мастерского искусства.
Кроме того, каменщики занимались строительством крепостей в завоеванной крестоносцами Палестине, и общение с представителями ордена Тамплиеров, отличавшихся особым мистицизмом, связанным с легендами о Граале, и познакомившимися в Палестине с учением Каббалы, внесло немалый вклад в готический символизм вообще и в символизм Таро, в частности. На последнее указывает, например, тот факт, что число старших арканов Таро равно числу букв еврейского алфавита. В Каббале каждая буква, подобно каждому старшему аркану Таро, имеет определенный сакральный смысл.
4) Цех вольных каменщиков являлся полноправным членом цехового братства ремесленников и пользовался всеми, гарантированными для ремесленников, правами.
5) Цех вольных каменщиков был единственным изо всех цехов, который не имел жесткой привязки к определенной территории. Каменщики могли вольно перемещаться от одного места строительства к другому, общаясь в пути, в том числе и с цыганами, и наверняка проводя на привалах в беседе с последними немало времени.
Таким образом, можно утверждать, что вольные каменщики, имеют все основания считаться создателями колоды Таро - универсальной логической системы, отразившей социальные, символические и мистические расклады Европы XII - XIV веков. Использование Таро преимущественно в игровых целях в конце-концов привело к упрощению колоды и выпадению из нее 22 старших арканов и карт рыцарей. Но, преобразовавшись в современную колоду из 54 карт, и, как еще более упрощенный вариант, в колоду из 36 карт, Таро и сегодня по-прежнему сохраняет свои основные функции - гадательную и игровую (как в тактических играх - дурак, преферанс, так и в логических - пасьянсы).
Необходимо, однако, отметить, что бродячие актеры, поэты, певцы, также имели определенный запас символических знаний, и, возможно, внесли свою определенную лепту в формировние Таро. Но их символизм был духовный, словесный, тогда как символизм Таро - сугубо материальный, воплощенный в конкретных вещественных образах. И если учесть, что в средние века единственным материальным искусством достигшим наивысшего расцвета, было искусство готической архитектуры, это будет служить лишним доводом в пользу вольных каменщиков. Для сравнения - оккультист Райдер, создавая свою знаменитую колоду Таро, вынужден был привлечь к ее созданию художника Уайта, т.к. сам воплотить в графические рисунки эти образы не смог.
Осталось сказать несколько слов о самом названии колоды - Таро. Созвучное испанское "torro" - бык, тавр, тур никак не соотносится по смыслу с колодой Таро. Зато Густав Майринк в своем романе "Голем", соотносит "tarot", или "taro" с еврейским "тора" - закон, или древнеегипетским "tarut" - вопрошаемый, или архаичным зендским (Зендский язык - архаичный язык древней Персии, родственный санскриту. Алфавит зендского языка имеет семитские корни) "tarsik" - я требую ответа, что полностью отражает социальный (тора - закон) и гадательный (тарут - вопрошаемый, тарсик - я требую ответа) символизм карт. Кстати, в том же романе Майринк упоминает некую игру - тарок, в которую играли жители Праги начала ХХ века. В той игре 22 карты старшего аркана Таро, использовались, как козыри.
Колода Таро - изобретение не менее ценное и значимое для современной цивилизации, чем индийские шахматы, или японское го. Таро воплотило в себе всю мистическую мудрость средневековой Европы