Состою в Киногильдии (Гiльдiя Кiнематографiстiв України 05.03.2020) - это открытая бесплатная база данных, используемая для сбора команд и получения обратной связи по специалистам.
Партнер Международной организации CinemaHall, также был арт-директором в Мелитополе с 2014 года по 2017 г.г. Поддержал информационно все проекты организации.
Международная организация "CinemaHall". Член Европейской киноассоциации NISI MASA. Член Международной федерации киноклубов FICC.
Организация и проведение национальных и международных образовательных проектов и мероприятий в сфере кинематографа, ТВ и визуальных искусств.
Международная организация "CinemaHall" является самой крупной организацией, специализирующейся на организации и проведении национальных и международных образовательных проектов в СНГ. За период 2010-2013 гг. было проведено более 130 образовательных мероприятий и проектов, включая:
• Мастер-класса призера Международного кинофестиваля "Sundance" и Берлинского международного кинофестиваля Гая Наттива (США-Израиль), который снял фильм Кожа, и я поддержал информационно https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B0_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Ко́жа (англ. Skin) - американский драматический короткометражный фильм, снятый Гаем Наттивом. Фильм выиграл премию "Оскар" в номинации "Лучший игровой короткометражный фильм". Полнометражный фильм Наттива, "Кожа", также выпущенный в 2018 году, не имеет отношения к этому фильму.
Джеффри (Джонатан Такер) стрижёт сына Троя (Джексон Роберт Скотт). Семья едет на озеро с друзьями. Их татуировки подразумевают, что они - группа неонацистов. Джеффри хвастается, что его сын может поразить цель из автомата и принимает ставки на вызов. Трой успешно стреляет в цель.
Группа направляется в продуктовый магазин, где Криста (Даниэль Макдональд) покупает еду. На кассе Трой видит афроамериканца Джейди (Эшли Томас), держащего игрушку. Трой и мужчина улыбаются друг другу. Пока Джейди складывает покупки, Джеффри замечает взаимодействие сына и мужчины и обвиняет Джейди в том, что он приставал к мальчику. Джейди отрицает это, и Джеффри обзывает его расовым оскорблением. Джейди уходит, сказав Джеффри, что у него будут проблемы.
Джеффри рассказывает своим друзьям о споре, и они следуют за Джейди на парковку. Джеффри и его друзья жестоко избивают Джейди, в то время как жена Джейди вызывает полицию из своей машины неподалёку. Трой наблюдает за происходящим из магазина, Криста раздражается. Когда группа уходит, жена Джейди держит его на руках на парковке. Трой смотрит в окно машины и смотрит в глаза сыну Джейди - Бронни (Лонни Чавис), который примерно его ровесник.
На следующий вечер, Джеффри и Трой едут домой и обнаруживают фургон, перекрывающий им дорогу. Джеффри подходит к фургону, и группа чернокожих людей похищает его. Джеффри отвезли в гараж дома, где несколько чернокожих и Бронни накачивают его наркотиками и наносят татуировки в течение нескольких дней. Джейди оправляется от инцидента.
Некоторое время спустя Джеффри оказывается голым на той же дороге, с которой его похитили. Он видит своё отражение в окне и понимает, что его кожа полностью татуирована в чёрную. В их доме Криста просыпается от звука снаружи. Она заряжает пистолет и зовёт на помощь. Джеффри пытается вымыть кожу чистой водой, но безуспешно. Криста приказывает Трою спрятаться под кроватью и не выходить.
Джеффри силой входит в дом. Криста, увидев в своём доме человека похожего на голого чернокожего, предупреждает, чтобы он вышел, иначе она его застрелит. Джеффри удаётся сообщить Кристе, кто он такой, и она бросает оружие. Раздаётся выстрел, и Джеффри падает замертво. Трой стоит в дверях позади Джеффри с винтовкой.
• Мастер-класс телеведущего, актера и режиссера Александра Гордона (Россия),
• Мастер-класс сценариста и режиссера Аллы Суриковой (Россия),
• Международная актерская школа (более 20 городов, более 120 выпускников) и др.
Одна из основных специализаций "CinemaHall" - комплексный PR и продвижении кинопроектов, разработка маркетинговых кампаний и ARG.
"CinemaHall" имеет опыт плодотворного сотрудничества с такими фильмами, как "Голодные игры: И вспыхнет пламя" ("Lionsgate"), "Тебе конец" ("Lionsgate"), "Залётчики" ("Rastoropsha Films" & "Sled Production House"), "Стартап" ("Данаис фильм"), "Тiнi незабутих предкiв" ("Suspense Films"), "Тойхтопройшовкрiзьвогонь" ("Инсайт медиа"), "Иван-Сила" ("Инсайт медиа"), "Истальгия" ("435 films") и др.
Лауреат и дипломант и администратор и PR-менеджер Российского кинофестиваля хоррор фильмов "КАПЛЯ". Кинофестиваль "КАПЛЯ" проходит ежегодно с 2010 года с участием звезд мирового кинематографа на крупных киноплощадках столицы. Учредителем фестиваля является продюсерская компания Live Entertainment в лице её президента и генерального продюсера фестиваля Виктора Буланкина (является сопродюсером нашего киноальманаха "Тьма", и я поддержал пиаром его проекты, где он работает дуэтом с режиссером Андреа Марфори: 2015 - Атака советских зомби, 2017 - Квест страха).
В рамках кинопремии проходят фестивальные показы как старых, так и премьерных фильмов, "звёздный мастер-класс" с участием отечественных и зарубежных гостей кинопремии и торжественная церемония награждения. Церемония награждения включает в себя три категории наград:
• прокатчикам за лучшие фильмы, привезённые на отечественный прокатный рынок за отчётный год (народное голосование),
• молодым режиссёрам и продюсерам за новые работы (победители в номинации "Надежда на спасение"),
• звёздам мирового хоррора (специальная премия "За вклад в развитие жанра").
До 2016 года победителям вручалась статуэтка с изображением привидения. С 27 марта 2016 года вручается двухкилограммовая статуэтка с изображением большой капли крови, падающей на киноплёнку.
Кинопремию ежегодно посещают зарубежные и отечественные звёзды кино. Гостями и почётными лауреатами кинопремии "Капля" за прошедшие годы стали Джодель Ферланд, Костас Мэндилор, Акира Ямаока, Ренат Давлетьяров, Леонид Куравлёв, Йеппе Лаурсен, Стюарт Гордон, Преити Уупала, Дэниел Лихт, Лина Леандерссон, Николай Аверюшкин, Александр Зуев, Ллойд Кауфман, Дмитрий Глуховский, Андрей Соколов, Зак Галлиган, Барбара Неделякова, Руджеро Деодато, Кайл Кэтлетт и многие другие.
С 23 января по 26 января 2014 года в Москве проходила IV Mеждународная российская кинопремия ужасов "Капля", гостями которой стали Станко Мольнар, Стюарт Гордон, Брайан Юзна, японский режиссёр Сюске Канеко, Оливер Робинс, продюсер серии игр "Dead Island" и "Dying light" Мачией Бинковски. 26 января в Центральном доме журналистов прошла церемония награждения победителей кинопремии, на которой всем гостям была вручена специальная премия за международный вклад в развитие жанра хоррор. На церемонии же состоялась торжественная передача в фонд музея кинопремии оригинального экземпляра 35-мм плёнки фильмов "Общество" и "Реаниматор" лично из рук Брайана Юзны. Почтили своим присутствием также режиссёр фильма "Река" Андрей Килин и актриса, сыгравшая в нём главную роль Екатерина Сокарева, лично приехавший из Владивостока режиссёр фильма "Проект Панацея" Георгий Саенко, а также писатель, автор бестселлера "Метро" Дмитрий Глуховский, режиссёр Михаил Брашинский, и музыканты группы "Король и Шут".
C 2014 года на фестивале сформирован постоянный оргкомитет. В него вошли:
• Учредитель, президент и генеральный продюсер фестиваля - Виктор Буланкин
• Пиар-служба - Мария Агишева, Александр Попенсков
• Менеджер по работе со звёздами - Ирина Белова
• Ассистент, администратор - Александр Мозгунов
• Видеорежиссёр, оператор - Иван Михайлик
• Графические дизайнеры - Дмитрий Жуков, Илиана Борисова
• Бухгалтер, финансовый контроллер - Мария Лукашева
• Переводчики, сопровождающие - Ольга Козлова, Тамара Циталашвили, Степан Петров
• Системный администратор - Станислав Махров
Также с 2014 года на кинофестивале учреждено международное жюри, которое просматривает и оценивает поданные на конкурс фильмы из разных стран (до 2014 года за понравившиеся фильмы голосовали зрители на официальном сайте кинопремии). В международное жюри вошли:
• Георгий Саенко, Россия (кинорежиссёр)
• Николай Аверюшкин, Россия (актёр театра и кино, сценарист)
• Оливер Робинс, США (кинорежиссёр, продюсер, киноактёр)
• Станко Мольнар, Италия (актёр)
• Мачией Бинковски, Польша (разработчик и дизайнер игр)
• Сильвия Перель, Мексика (международный судья, почётный член жюри ММКФ)
• Председатель жюри: Сильвия Перель
Обладателями нового "Приза зрительских симпатий" стали:
1. фильм "Ржавые твари" - режиссер Михаил Бродский, Беларусь
2. фильм "Двойник" (Doppelganger) - режиссер Миша Йемчек, Норвегия
3. фильм "Однажды накануне дня всех святых" (Once Upon A Time On All Hallows" Eve) - режиссер Ярослав Гоголин, Португалия
4. фильм "Человек с мешком" (Papa-Figo) - режиссер Алекс Рейс, Бразилия
Победителями в конкурсной категории "Надежда на спасение" стали:
1. Лучший сценарий - Manuel Gay Moreno "Red Arrow" ("Красная стрела"), Испания
2. Лучший короткометражный хоррор - фильм "Ужас и страх", Анна Троянская, Россия
3. Лучший короткометражный триллер - фильм "Голоса", Спартак Лагкуев, Южная Осетия
4. Лучший короткометражный саспенс - фильм "Вера и Глюча", Артур Виденмеер, Россия
5. Лучший полнометражный хоррор - фильм "Финал" ("FINALE"), Soren Peterson, Дания
6. Лучший полнометражный триллер - фильм "Последний выход" ("The Final Exit"), Mrunal Jhaveri, Индия
Обладателями приза в категории "Спец премия за отечественный вклад в развитие жанров остросюжетного кино" стали:
1. Актрисы Маргарита и Полина Салионовы (за фильм "Проигранное место")
2. Режиссер Павел Сидоров и продюсер Дмитрий Литвинов (за фильм "Рассвет")
3. Продюсеры Михаил Курбатов, Анна Курбатова, Григорий Подземельный (за фильм "Проводник")
4. Режиссер Тигран Саакян и сценарист Ольга Рудь (за фильм "Отрыв")
5. Актер Дмитрий Кубасов (за фильм "ССД")
6. Российская актриса в Голливуде - Елена Корнилова (по совокупности работ)
7. Киноактер Юрий Чурсин (за фильмы "Гости", "Изображая жертву", сериалы "Шакал", "Мафия", "Паук", "Молодая гвардия" и другие фильмы)
8. Киноактер Александр Рапопорт ("Закрытая школа", "Адмирал", "Жара", "Лектор" и другие фильмы)
Спец премией за международный вклад в развитие жанров остросюжетного кино удостоились:
1. Erken Ialgashev, Казахстан (фильмы "Вне игры", "Пропавший воин", "Тени в раю" и другие)
2. Elena Fokina, Швеция (фильм "Суспирия")
3. Jerker Fahlstrom, Швеция (фильм "Дом, который построил Джек")
4. Philip Ridout и Helen Crevel, Великобритания (фильм "Проклятие: Кукла ведьмы")
5. Richard Cutting, США (фильмы "Ужаслэнд 1-2", сериалы "Сокровище нации", "Карточный домик")
Партнер http://stranstvo.ru/ru/, с 2016 года сотрудничаю с режиссером Сергеем Даровским.
С 2019 участник #CinCin_Casting и автор рубрики киноцитаты (с 23.12.2019) (также поддержал информационно): спiлки акторiв та кастинг-директорiв #CinCin_Casting у телеграм для зйомок i кастингiв у кiно.
Опис (на момент октября 2019 год).
#CinCin_Casting - це провайдер - спiльнота зйомок i кастингiв в Києвi для акторiв, груповодiв i кастинг - директорiв.
Оголошення дозволенi вiд 300 грн до 5000 грн, i вище.
Також СiнСiн_Кастiнг, це "Асоцiацiя Акторiв i Асистентiв Акторiв України", яка працює у виглядi профспiлки.
- 5400 Пiдписникiв у телеграмi (25.09);
- 70 Активних груповодiв i кастинг - директорiв;
- Можливiсть просування Вашого оголошення в ТОП;
- Вiдсутнiсть спаму та флуду. Працює чат-бот програма;
- Контент пiдтримка - регулярнi пости корисної та смачної iнформацiї, а також рубрика #КiноФакти вiд А. Сорокiна;
- Можливий запит iнформацiї з бази контактiв груповодiв i кастинг - директорiв пiсля перевiрки досвiду актора;
- Активна спiльнота; Адмiнiстратори 24 7. Усього в спiвтовариство "Сiнсiн" входить 5 груп на 24000+ пiдписникiв (25.09).
Також є толока для спiлкування мiж акторами та груповодами України: t.me/cinemaandcosial2
Посилання до спiльноти "СiнСiн": t.me/cosialandcinema
Также поддерживаю услуги: VOD. Amazon Video Direct, Amazon Prime, Vimeo on Demand, Youtube, Itunes, Google Play, Ivi.ru и др. Готовы разместить Ваши фильмы на платформах.
Описание:
Компания "KINOLIFE" закупает короткометражное и полнометражное кино для международной VOD&TV дистрибуции.
Если вы заинтересованы в дополнительной монетизации фильма и увеличении зрительской аудитории, напишите нам на shorts@kinolifedistribution.com
Среди наших партнеров кинотеатры, телеканалы и платформы в 17+ странах мира.
Организатор международных кинофестивалей "Best Sci Fi", "Best Erotic Shorts", "ШОК-Shorts" и др.
Прошел школу краудфандинга (2016) Boomstarter и Planeta.ru. Поддержал информационно площадки и почти все проекты, которые собирали донат.
Planeta.ru - российская краудфандинговая платформа, интернет-сервис по привлечению коллективного финансирования на создание творческих, научных, социальных, предпринимательских и иных проектов. Одна из первых и крупнейшая в Рунете площадка для сбора средств на реализацию проектов.
По утверждению основателей, к февралю 2019 года через платформу привлечено более 1 млрд рублей и успешно завершено более 4,5 тысяч краудфандинговых кампаний.
Обладатель Премии Рунета 2014 года в номинации "Экономика, бизнес и инвестиции".
Planeta.ru была создана 7 июня 2012 года тремя друзьями - бас-гитаристом группы "Би-2" Максом Лакмусом, Фёдором Мурачковским и Василием Андрющенко - как сервис для предварительного заказа альбомов музыкальных групп. Однако в процессе запуска и развития сервис полностью перешёл на принцип краудфандинга. Дата основания платформы считается Днём краудфандинга в России.
На Неделе российского интернета (RIW) - 2013 "Планета" организовала первую профессиональную конференцию по краудфандингу и краудинвестингу.
С 2015 по 2017 год на платформе действовала благотворительная программа "Мегафон помогает", в рамках которой оператор мобильной связи увеличивал каждый взнос в ряд проектов на Planeta.ru, посвящённых определённым темам: реабилитация детей с ограниченными возможностями, социальная и трудовая адаптация молодых людей с инвалидностью и других. Также в 2015 году совместно с брендом Lipton была реализована программа GOODSTARTER для социальных предпринимателей.
В 2016 году платформа стала одним из инициаторов бессрочного проекта "БиблиоРодина": любой желающий мог профинансировать подписки на научные издания в дар российским библиотекам.
В феврале 2017 года совместно с РВК и фондом Eva Invest было реализовано реалити-шоу "Битва технологий". Целью было отобрать десять сильнейших техностартапов, нуждавшихся в краудфандинговых сборах, и обучить их искусству ведения PR-кампании на платформе.
Кроме краудфандинга, на платформе развиваются другие сервисы: интернет-магазин и "VIP-клуб Planeta.ru" - программа для поощрения активных спонсоров Planeta.ru.
Для обучения подготовке к запуску и ведению крауд-кампании эксперты Planeta.ru начали в 2015 году проводить бесплатные очные и онлайн-занятия по краудфандингу. Они уже прошли для жителей Сибири, Урала, Калининграда и Приволжского федерального округа. К марту 2017 года в "Школе краудфандинга" прошли обучение 12 тыс. человек. В октябре 2017 года был запущен образовательный курс "Краудфандинг за 60 минут" с короткими роликами об этапах создания проекта и индивидуальными консультациями.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Planeta.ru
Boomstarter был официально запущен 21 августа 2012 года. Офис компании расположен в Москве. В 2012 году Boomstarter победил в номинации "Лучший социально значимый стартап" премии "Стартап года", учреждённой бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.
С августа 2012 года более 1959 проектов собрали сумму свыше 382 000 000 рублей. Самые популярные - бизнес, технологии, фильмы и видео, книги, игры, дизайн, общество и др.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Boomstarter
Также поддержал информационно многие проекты на сайте Kickstarter.
Крупнейшие проекты по количеству привлечённых средств.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Kickstarter
Автор многих статей и изображений, редактор, откатывающий, патрулирующий в Русской Википедии, также поддерживаю информационно и т.д.
Награды Русской Википедии. Премия "Золотой сайт" (2007) и четыре премии Рунета (2006, 2007, 2009, 2010)
Награда "Звезда Интернета"
"Премия Рунета" - российская общенациональная награда в области высоких технологий и Интернета, которой поощряются выдающиеся заслуги компаний-лидеров в области информационных технологий и электронных коммуникаций, государственных и общественных организаций, бизнес-структур, а также отдельных деятелей, внесших значительный вклад в развитие российского сегмента сети Интернет (Рунета).
• "Премия Рунета - 2019" (12 декабря 2019). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Образование и кадры".
• "Премия Рунета - 2017" (23 ноября 2017). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2015" (10 ноября 2015). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2014" (25 ноября 2014). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2012" (21 ноября 2012). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2011" (25 ноября 2011). Русская Википедия - дипломант "Народной десятки" (6-е место).
• "Премия Рунета - 2010" (25 ноября 2010). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование", а также дипломант "Народной десятки" (7-е место).
• "Премия Рунета - 2009" (25 ноября 2009). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2008" (25 ноября 2008). Русская Википедия - дипломант "Народной десятки" (9-е место).
• "Премия Рунета - 2007" (27 ноября 2007). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование", а также дипломант "Народной десятки" (8-е место).
• "Премия Рунета - 2006" (29 ноября 2006). Русская Википедия - лауреат премии в номинации "Наука и образование".
• "Премия Рунета - 2005" (25 ноября 2005). Русская Википедия - дипломант "Народной десятки" (6-е место).
РОТОР и РОТОР++
Сетевой конкурс РОТОР, особенность которого заключается в том, что номинировать и голосовать за проекты могут только видные деятели Рунета, являющиеся членами союза ЕЖЕ:
• РОТОР-2011 (ноябрь 2011) - в номинации "Научно-популярный сайт года" (I-ое место).
• РОТОР-2010 (сентябрь 2010 года) - русская Википедия выиграла номинацию "Интернет-сообщество года".
• РОТОР-2009 (май 2009 года) - русская Википедия выиграла номинацию "Научно-образовательный сайт года", а редакторы русской Википедии заняли II место в номинации "Редактор года". Также в конкурсе были номинированы Викитека и Викисклад.
• РОТОР-2008 (май 2008 года) - русская Википедия выиграла номинацию "Интернет-сообщество года" и в четвёртый раз заняла II место в номинации "Научно-образовательный сайт года", опять уступив проекту "Элементы.ру".
• РОТОР-2007 (март 2007 года) - русская Википедия заняла два почётных вторых места, в номинациях "Интернет-сообщество года", уступив проекту Хабрахабр, и "Научно-образовательный сайт года", уступив проекту "Вокруг света". Всего проголосовало чуть более 220 человек.
• РОТОР-2006 (2006 год) - русская Википедия заняла второе место в номинации "Научно-образовательный сайт года", уступив проекту "Математические этюды". В голосовании принял участие 141 человек.
• РОТОР++ (2005 год) - У Википедии второе место в номинации "Научно-образовательный сайт года", первое - у проекта "Элементы.ру".
"Золотой сайт"
"Золотой сайт" - всероссийский открытый интернет-конкурс, основанный в 1998 году при участии IT-корпораций IBS, APC, Intel и Microsoft.
• "Золотой сайт - 2007" (6 декабря 2007 года). Русская Википедия стала лауреатом в номинации "Классика".
Прочие премии
• "Интернить"2005" (21 сентября 2005). Русская Википедия стала лауреатом в номинации "Сервисы года".
• "Звезда Интернета - 2011" (30 сентября 2011). Русская Википедия стала лауреатом в номинации "Кто знает ответы на все вопросы".
Это дополненная версия статьи, написанная по итогам нашей летней крауд-кампании. Если вы собираетесь провести свою, она может вам помочь.
Авторы: Андрей Салик, Дмитрий Тэлэри, Илья Сергеев, Глеб Дильман.
В частности эта статья дополнена комментариями о площадке Планета.Ру от Александра Казанцева ("Рыцари против Пароботов"), CrowdRepublic от Алексея Бабайцева (директор по развитию CrowdRepublic ), KickStarter от Дениса Пластинина (Badlands: Outpost of Humanity) и Дениса Давыдова (Moroz Publishing), а также рядом небольших уточнений.
Добрый день! Эта статья - плод исследований, которые мы провели, готовя или занимаясь собственными краудфандинговыми кампаниями. Она носит в первую очередь обозревательный характер. При подготовке к нашим проектам мы пропустили через себя пару миллионов букв, отсмотрели около тридцати отечественных краудфандингов и опросили команды более десятка из них. Список всех давших нам интервью команд - со ссылками на их проекты - вы можете увидеть в конце этой статьи.
Все эти проекты были непосредственно связаны с созданием игр в самых разных формах. Это были и компьютерные, и настольные, и ролевые - но исключительно игры. Поэтому, хотя мы и полагаем, что большинство наших советов носят общий характер, главная аудитория этой статьи - игроделы всех мастей, желающие попытать свое счастье в краудфандинге.
При этом, наша статья призвана не столько досконально описать весь процесс кампании (эти знания легко почерпнуть, например, из школы бумстартера), а, скорее, дать несколько ценных (как мы надеемся) советов и акцентировать внимание уважаемых читателей на определенных наиболее значимых моментах.
Что такое краудфандинг сегодня, и с чем его едят?
Три года назад Андрей Салик уже исследовал функционирование Кикстартера и Индигого, оценивая перспективу запуска краудфандинговой кампании для компьютерной студии, в которой он тогда работал. В тот раз запуск не состоялся, но был накоплен определённый багаж знаний. Теперь мы можем рассказать, сколь много изменилось за эти годы, ведь эта сфера не стояла на месте. Например, успели полноценно раскрутиться отечественные площадки.
Но главные изменения, увы, неутешительные. Эффект новизны от краудфандинга как явления уже миновал, и всё чаще мы слышим о том, что Кикстартер и все его аналоги - это просто магазины предпродажи. Во многом, надо сказать, это верное утверждение.
Действительно, за последние три года прошёл вау-эффект от самой возможности скинуться всем миром на что-то хорошее. Аудитория пресытилась и стала более требовательной к качеству как самого продукта, так и оформления его кампании.
Достаточно много проектов или выпускали обещанную игру позднее, чем собирались, или даже вовсе терпели фиаско. Это также убавило энтузиазм потенциальных спонсоров и оттолкнуло часть аудитории.
Тем не менее, около 40% игровых проектов успешно достигают заявленных сумм. И это чертовски много - если посмотреть на вещи здраво. Например, в категории "Игры" на Кикстартере рейтинг успеха в 2016 году составлял 37,3%. Тут, правда, есть нюанс: настольные и ролевые игры становятся успешными значительно чаще компьютерных. Отчасти, это вопрос бюджетов, отчасти - конкурентности рынка. Впрочем, это уже не совсем тема нашей статьи.
Кстати, если вам интересно, есть специальный сайт CrowdPublishing.ru, посвященный аналитике российских проектов на Кикстартере. Например там есть вот такая огромная сводная таблица почти по всем "нашим" проектам, запускавшимся за океаном.
Так или иначе, мы можем констатировать, что с каждым годом краудфандинг всё требовательнее к вложениям со стороны команды проекта. Многие крупные компании рассматривают его в первую очередь как рекламную и маркетинговую площадку, тесня "честный краудфандинг".
С другой стороны, то же самое можете делать и вы. На краудфандинге можно прекрасно прорекламировать вашу игру и выяснить, "окажется ли она кому-то ещё настолько интересна, что незнакомые вам люди будут готовы поддержать его финансово" (Фёдор Корженков, Экономикус)
Здесь же идёт возможность собрать отзывы конечных пользователей задолго до релиза, и понять, как ваша аудитория воспринимает то, что вы делаете; что ей в вашей игре больше всего нравится, а что вызывает сомнения. Так вы сможете и улучшить продукт и скорректировать своё позиционирование на рынке.
Работая с аудиторией, вы подготавливаете армию поклонников, которая в будущем станет вашей ядерной фанбазой. Так, например, проект The Executioner студии Lesser Evil Games, хоть и не собрал желаемую сумму, но с лёгкостью проскочил гринлайт в стиме - ведь его уже знало и ждало множество людей.
И всё же от магазина предпродажи краудфандинг отличает некое необычайно важное обстоятельство. Вот что сказал нам Иван Словцов из студии Ice-Pick Lodge: "На самом деле происходит вовсе не покупка финального продукта. Люди покупают не игру, а мечту о ней. И некоторые потом даже не помнят, что что-то купили".
Получить желаемое для спонсора идет на первом месте, а на втором - сопричастность. Радость бэкера - это не только радость обладания чем-то в далёком будущем, но и радость сопричастности, эмоциональное переживание или непосредственный фан, полученные в момент просмотра вашей странички. Именно поэтому столь легко проходят кампании, взывающие к ностальгии или вызывающие так называемый вау-эффект (с этим может справиться, например, удачный видеоролик). Если вы сумеете построить кампанию с учётом этого факта, шанс на её успешное завершение будет намного выше.
Резюмируя эту часть: Хорошенько подумайте о том, чего именно вы хотите добиться - помимо сбора денег - и какие шаги предпримете, чтобы этих целей достичь.
Подготовка
Главное, что нужно сказать о подготовке: её не бывает достаточно. Около половины опрошенных нами команд в качестве главной своей ошибки указали недостаточную подготовку.
Серьёзно: прежде, чем двигаться дальше, перечитайте предыдущий абзац ещё раз!
Месяц - минимальный срок, за который начинали готовиться практически все успешные кампании, даже самые скромные. Большинство тратило на подготовку по нескольку месяцев, в режиме той или иной степени расслабленности.
Алексей Бабайцев (директор по развитию CrowdRepublic): "Сейчас срок подготовки проекта на CrowdRepublic: 3-4 недели, не больше. Многие процессы идут параллельно: пока монтируется видео можно запросто "допиливать" графику для страницы и готовить пресс-релиз. Да, это интенсивная фулл-тайм работа. С другой стороны, у нас уже есть основная база участников и нам и вам не приходится каждый раз начинать с нуля."
Конечно, реально необходимый срок подготовки зависит от многих факторов: подготовленная фанбаза, договорённости с каналами продвижения, а также от дерзновенности проекта и требуемой суммы.
На основе собранных мнений мы можем сказать, что, в среднем, подготовка кампании занимает два-три месяца (в нашем списке в конце статьи люди, начавшие готовиться всего за неделю, набирают меньше), в течение которых один человек занят почти всё время. Эпизодически к кампании подключаются специалисты, способные выполнить непосильную вам задачу (например, снять качественное видео). А действительно серьёзные проекты требуют постоянных усилий нескольких человек. Хотя можно и обойтись одним человеком на полной заятости, но тогда вы рискуете "недожать" всё возможное из своего проекта.
За время подготовки нужно:
• Рассчитать бюджет проекта. Чтобы как минимум не провести кампанию себе в убыток, щедрой рукой раздавая награды и выставляя невыполнимые сроки и сверхцели.
• Составить план ведения кампании. Приоретизировать задачи, расставить им сроки исполнения. Лучше всего, чтобы ваш план быть модульным: это позволит вам, пожертвовать некоторыми менее важными задачами в пользу внезапно образовавшихся неотложных дел.
• Провести анализ прохожих проектов. Лучше не за всю историю краудфандинга, а где-то за последний год. Так можно получить актуальные сведения, а ещё учесть сезонность и, не углубляясь в старину, изучить проекты, запускавшиеся в то же время года, понять причины их успехов и провалов.
• Выбрать время старта кампании.
• Выбрать площадку, договориться с ней и подписать документы.
• Создать набор наград и сверхцелей.
• Подготовить оформление вашей страницы (видео, картинки и дизайн, награды, сверхцели и т.п.) и получить одобрение от администрации площадки.
• Написать часть будущих апдейтов. Это гораздо проще, чем выдумывать их на ходу.
• Продумать доставку вашей игры и всех дополнительных наград до спонсоров.
• Подготовить прессу, группы в соцсетях, летсплееров и все прочие доступные вам каналы продвижения.
• Активизировать вашу фанбазу, если она у вас есть. Или начать её создавать.
Лучше уделите время подготовке, нежели самой кампании. Если у вас есть в запасе, скажем, четыре месяца, потратьте три из них на приготовления и один - на проведение кампании. Так вы добьётесь гораздо большего успеха, чем уложившись в два месяца подготовки и отдав остаток самой кампании. Догонять идущий поезд очень сложно. Причин тому много, но ограничимся ключевой: первый день самый важный.
Есть прямая и очень чёткая зависимость между тем, сколько денег собрано за первые один-два дня, и тем, сколько денег будет собрано всего. Если после первых двух суток сумма составляет около половины от заявленной, то кампания, скорее всего, будет успешной. Если же в первый день проект собирает слишком мало, наступает каскадный эффект: никто не хочет поддерживать обречённое на неудачу дело. Такую кампанию невероятно сложно "реабилитировать".
Теперь давайте пройдёмся подробнее по конкретным пунктам стадии подготовки.
Затраты и заявленная сумма
Чтобы посчитать затраты, вам нужно учесть:
• Трату собственного времени на подготовку и проведение кампании;
• Оплату времени сторонних специалистов, чья помощь вам неизбежно потребуется в подготовке и ходе кампании;
• Сумму на реализацию самого проекта (с учетом наград и сверхцелей);
• Налоги;
• Комиссию площадки;
• Для иностранных площадок также следует учесть расходы на посредников или регистрацию иностранного юрлица;
• Расходы на доставку игры и наград до спонсоров;
• Непредвиденные расходы.
В последние годы идет тенденция на все большее снижение запрашиваемой суммы. Большинство наших респондентов существенно занижали запрашиваемую сумму, относительно реальных затрат на производство игры, изначально собираясь доплачивать разницу из своего кармана.
В связи с этим, не вредно будет сравнить себя с другими проектами, претендующими на те же деньги, оценить их продукт и оформление странички и проследить их судьбу.
Занижение суммы не только выгодно выделяет ваш проект из числа похожих, но и облегчает старт кампании, позволяя ей быстро добиться статуса "успешной". Кроме того, это помогает обойти принцип "все или ничего", исповедуемый многими площадками. Он означает, что автор получает деньги только в случае успешного проекта.
Федор Корженков (Экономикус): "В качестве целевой суммы была указана осознанно небольшая сумма, исключительно из соображений, что её реально будет собрать быстро и получить эффект "успешного проекта, собравшего 100% целевой суммы". Собственно так и произошло - целевая сумма была достигнута за несколько дней. По объёму заявленная сумма была менее 5% стоимости тиража."
Его слова подтверждает Алексей Бабайцев (директор по развитию CrowdRepublic): "Просить всю сумму, необходимую для печати тиража - популярная и фатальная ошибка многих начинающих авторов. Приходить с пустыми карманами на краудфандинговую площадку - не самая хорошая идея. Если с финансами совсем туго, лучше попробовать подписать обычный контракт с издательством. Выходя на краудфандинг автору стоит определиться с той суммой, которую он в состоянии пожертвовать на реализацию проекта из собственного кошелька и вычесть её из запрашиваемой суммы сборов. Если автор сам не верит в свой проект и не может или не хочет ничем жертвовать, то результат будет слабым."
Хорошим решением будет вынесение части вашего проекта из базовой суммы в одну из первых сверхцелей. Однако, если вы не подумаете и отрежете кусок, который смотрится как неотделимая часть игры, то рискуете нарваться на справедливое возмущение пользователей.
Дополнительные куски игры, которую вы предлагаете, на самом деле должны быть дополнительными. Например в "Рейдерах" это карты для особых режимов игры, которые никогда не потеснят основные режимы ввиду своей специфичности.
Не забывайте про комиссию платежных систем (5%), площадки (от 3,5 до 5%) и налоги (6% если вы юрлицо с упрощенкой или 13% если физик) - итого от 14,5 до 23% собранных вами средств уйдет не вам.
Илья Гандкин (Поводильник: сериал): "Краудфандинг это ад. Я ненавижу это ***. Получаешь за вычетом посредников-***средников - ничего. Мы бабки увидим в июле. (сборы закончились 24 марта - прим.авт.) Ненавижу. Моя позиция - всё это *** нужно законодательно запретить, если не хотят нормально работать."
Алексей Бабайцев (директор по развитию CrowdRepublic): "Crowd Republic переводит деньги авторам в течение 10 рабочих дней. Считаю это одним из наших серьёзных преимуществ."
Время старта
Самое важное, что касается старта, мы уже упоминали - необходимо отмобилизовать максимум ваших потенциальных спонсоров так, чтобы они пришли к вам на страничку в первый день.
Объявлять время старта следует сильно заранее, и не забыть за сутки-двое напомнить о нем ещё раз. Аудитория должна ждать момента, чтобы отдать вам свои деньги. Вся ваша работа с прессой и фанбазой должна быть направлена в первую очередь на это.
На это также работает награда для "ранних пташек" (ограниченное предложение со скидкой). Желающие получить игру дешевле будут мониторить дату начала. (В тех же "Рейдерах" 20 ранних пташек было раскуплено в первые 7 минут).
Алексей Бабайцев (директор по развитию CrowdRepublic): "Ранние пташки" (дополнительная скидка первым участникам) - интересный и полезный инструмент, но пользоваться им нужно аккуратно. Опоздавшие к началу кампании будут огорчены. Иногда даже скидка в 100 рублей для "ранних пташек" может оказать психологически некомфортной для всех остальных участников."
Студия Ice-Pick Lodge перед краудфандингом ремейка игры "Мор. Утопия" (Pathologic) запустила ARG ("игра в альтернативной реальности") длиной в месяц, в которую был встроен обратный отсчёт до запуска кикстартера. ARG постоянно создавало инфоповоды и подогревала интерес фанатов.
Если вы не успеваете активизировать вашу фанбазу и прессу или не можете показать им достойное оформление, лучше отложите запуск, а не пытайтесь наверстать по ходу. Скорее всего, из этого ничего не выйдет. Выходить на краудфандинг следует тогда, когда у вашей игры есть эффект узнавания - про неё кто-то где-то уже слышал. Нужны "посевы" - заблаговременные публикации об игре в разных сообществах по теме и около неё.
Что касается даты старта, традиционно считается, что лето - это мёртвый сезон, когда любая активность снижается вдвое. Между прочими временами года значительных отличий нет. (Если не считать длинных январских праздников).
Для крупных проектов, которые борются за внимание журналистов и временные слоты между релизами конкурентов, нужно выбирать время запуска так, чтобы взоры публики не оказались в этот момент сосредоточены на ком-то другом.