Миронова Алёна : другие произведения.

Рецензия на роман Бр-Кузнецова "Звёздная каторга: Ария Гильденстерна"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия Алёны Мироновой на роман Бр-Кузнецова "Звёздная каторга: Ария Гильденстерна" на площадке Автор Тудей https://author.today/review/113117

  Этот отзыв написан в порядке приобретения нового опыта. И он немного отличается от всего, что я раньше писала. Это первый и пока единственный отзыв, где буду ругать, но не сильно. И боюсь, что опять это не грамотный разбор, а чистые эмоции. Ну, не получается у меня без этого пресловутого ИМХО. Когда пропускаешь текст через себя, невозможно отстраниться от личного восприятия. А я старалась, смею вас заверить.
  
  Аннотация:
  
  "Выпускнику Юрбургского университета ксеноисторику Каю Гильденстерну - не позавидуешь. Парню приходится выходить в большой мир в миг торжества в его секторе галактики очередной марионеточной революции. Его реакционные взгляды не оставлены без внимания её ревностными функционерами, возвеличенными прихотью Галактического Альянса. Вместо распределения по своей специальности он вынужден отбыть в бессрочную ссылку на горнорудную планету Эр-Мангали. Планета, навязанная Каю, представляет своего рода полигон для выживания, в котором гуманитарный интеллект первоначально выглядит скорее помехой, чем ресурсом. Сможет ли Кай выжить на планете горняков и уголовников? Найдёт ли сферу применения своим далёким от практической жизни талантам? Сможет ли занять своё место в тамошнем суровом обществе? Разгадает ли целый калейдоскоп загадок, припасённый планетой изгнания лично для него?"
  
  Что мы имеем с самого начала:
  Грамотный, легко льющийся текст в ироничной манере, приводит в хорошее настроение. История захватывает и хочется следовать дальше. Знакомство с героем, миром его окружающим не вызывают нареканий. Герой симпатичен, мир красив и ярок. Политическое устройство мира понятно, ничего там непривычного нет. Всё как всегда, в любой стране. И собственно то, что герой решил противопоставить себя системе, слегка переоценив свои заслуги перед обществом. Да какое там слегка, у него просто снесло крышу от сознания "своей гениальности" а повод, надо сказать, для этого имелся. Настолько, что совсем неглупый молодой человек напролом попер против устоявшихся правил и традиций, видимо в глубине души рассчитывая, что уж ему то сойдет. Как же - молодой, перспективный, гениальный будущий ученый. Не сошло. Если ты пытаешься писать против ветра сломать систему - будь готов к тому, что система сломает тебя. Ладно, молодость порывиста и часто не разумна. Это вполне можно понять и принять.
  
  Что немного раздражало:
  
  Автор обезопасил себя от заклёпочников на 100% Каждое слово, каждое действие персонажей объяснено, почему так подумал, сказал, почему так поступил, такое впечатление, что тебя взяли за ручку и провели по истории, не позволив даже задуматься, всё предельно ясно и никаких других вариантов нет. Пища духовная, тщательно разжевана в кашицу, обработана по "Технологии мясных шкафов Оломэ", осталось только в рот положить. А то, что некоторые сами пожевать, погрызть и почавкать любят, упоминать не стоит. Это мелочи.
  
  То, что зашло легко и вызвало улыбку:
  
  Первую часть мы с героем благополучно пролетели сначала на межпланетном катере, собирая вынужденных попутчиков по неволе. Затем на материнском тюремном звездолете, где и получили представление о том общественном срезе, а за одно и инструменте, с которым собирается работать автор, дабы донести до нас смысл и идею произведения.
  
  
  Единичные шуганные интеллигенты, пара финансовых аристократов, несколько харь типично воровской наружности, а основной состав - одним словом, Плюмбум. Подумаешь, он здесь иначе называется. Всё равно, Плюмбум и есть. Практически неразличимая разница, но суть одна: самоуверенная культурная периферия, запачканная насилием и мародёрством. Нет, не запачканная - пропитанная насквозь.
  
  Определение "Плюмбум" для обозначения одной прослойки общества улыбнуло, и провело четкую параллель из уроков истории.
  
  Лю́мпен (нем. ... Lumpenproletariat) - термин, введённый Карлом Марксом для обозначения групп населения, изгнанных или исключённых из гражданского общества - экономически деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности).
  
  
   Линейное, ироничное повествование от лица автора, гладко и неспешно проводит по сюжету, не раздражая и позволяя периодически улыбаться, обнаруживая в тексте всякие вкусности и красивости. Радует так же постепенное раскрытие ГГ и второстепенных персонажей, автор подкидывает все возможные, обстоятельства добавляя новых персонажей. И реакции на их появление наблюдать очень интересно. Всё хорошо, всё нравится, примерно представляем чего ждать в будущем, идем дальше.
  Далее пересадка в грузовой самосвал на орбите карантинной планеты. На этом улыбки как-то немедленно улетучиваются. Начинается тот самый реализм, которого многим обычно не хватает, а по мне так и даром не надо. Но в книге все предпосылки к этому давались и как бы возмущаться было бы и не правильно, собственно я и не пытаюсь. Всё так, всё правдоподобно и логично. И вот прилетели. Нет, реально прилетели на планету - Эр-Мангали. Красивое, кстати название.
   Добро пожаловать в ад и оставь надежду, всяк сюда входящий!
  
  Что постепенно вызвало явный диссонанс:
  
  В первой части романа безусловно заявлена социалочка, ироничная манера передачи чётко дает нам это понять. И по прибытии на планету эта составляющая всё ещё сильна. Как только герой появляется в посёлке, автор плавно переходит с иронично - повествовательного тона, на художественно - повествовательный. Видимо опасаясь что, читатель не сможет сочувствовать герою в таком ключе, ведь ему надо вписаться в общество, адаптироваться и занять своё место. А общество подобрано самое мерзопакостное. И мир прописан в мрачных тонах, пропитанных атмосферой безнадежности. Все понимая, приняла. На самом деле выросший в благополучном мире, благополучный, образованный, интеллигентный молодой человек, не может с первой минуты, вдруг стать нагибатором. И получить авторитет среди уголовной среды.
  
  Понятны и страхи его и моральные терзания. Но! Один момент, только один, но он напрочь отбил всё сочувствие к гг, что несколько подпортило мне настроение, да вообще испортило честно сказать, испортило настолько, что книгу продолжила читать только на следующий день. А по началу решила, что вообще читать не стану.
  Осторожно ИМХО:
  В романе есть сцена, когда Кай пробирается в барак для поселения -
  
  
  
   Дело в том, что одного из шахтёров... Ну, Кай не уверен, однако трудно исключить... В общем, есть опасение, что его убивали. Кай бы узнал точно, только вот, откровенно говоря... боялся туда посмотреть. Ну, под стеночку барака, куда жертву потом положили.
  
   Чего боялся? Так ясно, чего! И тех уродов-охранников, которые били, но больше - самого вида жертвы. Жуткое дело! Такие вещи невольно примеряешь на себя, и тогда... Короче, трясёт тебя, как лихорадочного, и паникой накрывает, и тело перестаёт слушаться, деревенеет разом. А тебе здесь, в посёлке, с людьми встречаться, первое впечатление производить.
  
   И всем улыбаться, будто последней дряни!
  
  
  Так вот лучше бы её там не было. Всё сопереживание к гг резко ушло в отрицательную зону.
  Нет, страх и понять и принять можно, это нормальные человеческие реакции, а малодушия никогда. ИМХО. По крайней мере, раз положили под стеночку, значит уже и не смотрят в ту сторону, дело сделано - остальное не интересно, достаточно было подойти и попытаться помочь, если конечно тело уже не начало остывать к тому времени, по крайней мере хотя бы для того, чтобы убедиться в этом. И это бы, безусловно, только добавило плюс к карме героя.
   И уж совсем наигранно и смешно после этого эпизода, смотрится попытка гг сохранить своё я, отказываясь принимать мясную пищу, единственное, что предлагается на планете.
   Ага, умру - но себе не изменю. Вот прямо очень рассердило.
  
  И ещё один пункт, или что заставило чертыхнуться:
  После двухнедельного голода, Кай три часа бодренько таскает на плече моноцикл. Итиху мать, да он встать бы не смог к тому времени с лежака, а не то что бодреньким хвандехваром, скакать в поисках работы. К концу второй недели организм уже сам себя пожирать начинает, а именно мышечную массу, так как жировая прослойка и лимфатическая система к этому времени уже сожрана, а сердечная мышца - это ведь в первую очередь - мышца. Там обычно идет сильная слабость и частая потеря сознания.
  А Это мнение эксперта, и совсем не ксенозоолога.
  
  Что заставило вернуться и продолжить читать:
  Вроде книгу закрыла, можно было и забыть, а нет что-то не давало покоя, скребло, требовало заглянуть хоть одним глазком. Подумалось, значит автор то не прост. Плохо написанная книга не может вызвать настоящих эмоций. Решив посмотреть, сколько я одолела и сколько ещё предстоит, нажала кнопку оглавления. И ого!
  Сюрприз вызвавший улыбку: Если взять названия каждой главы и читать по порядку - получается своеобразное послание в форме акростиха. Такой поэтичный посыл для читателя. И это был плюс, даже так - жирный плюсище. И решительный довод, что бы дать книге второй шанс и дочитать её до конца.
  
  Далее по сюжету:
  С середины романа социальная составляюшая совершенно сходит на нет. Нарративность нарастает, ускоряется, добавляется экшен, элементы детектива, приключения. Неожиданно ловлю себя на мысли, что меня слегка одурачили. Среди вернувшейся вновь иронии, отчетливо слышится откровенный стёб. Такое ощущение, что рассказ ведет либо другой человек, либо тот же автор, но по прошествии какого-то времени и немного изменивший свой первоначальный взгляд. А может просто в другом настроении. Подача текста пошла совсем в другом ключе. Нет, ну эксперт из меня в этом вопросе примерно такой же, как скажем из Кая ксенозоолог. Может это авторский эксперимент какой? А я не словила момента. И если это стёб, то про бодро скачущего персонажа уже можно не нервничать. Запишем как фант допущение и пусть себе продолжает скакать. А вот осадочек, всё равно остался. Не было там тега про стёб и не предвещало его ничего в начале. Не совсем удачная конструкция? Или что-то нас ждет впереди? Что ж, о вкусах не спорят, а читать по правде сказать, стало даже интересней. Правда роста героя пока никак не увидела. Такой благополучный "Еврейский мальчик", в меру умён, в меру хитроват, выкрутился, более-менее устроился и умудрился не запачкаться. Только что скрипочки не хватает.
  
  К третьей части романа стёб все же убирается из текста, возвращается так полюбившаяся мне ирония, что позволяет расслабиться, получать эстетическое удовольствие от чтения и радоваться увлекательному приключению.
   И такой неожиданно оптимистический финал! Плюс интересная интрига на продолжение. Финал, перевернувший все мои первоначальные представления о произведении с ног на голову. Финал, где рост героя уже несомненен и это радует. А интрига на продолжение заставляет радостно потирать руки и улыбаться от предвкушения. Конечно я это возьму!
  
  
  Истины множились, переплетаясь с увесистой ложью и сдабриваясь изысканной приправой из недомолвок.
  
  
  Что мы имеем в итоге:
  Отличную историю, иронично поведанную автором хорошим языком. Экшен и приключения. Жестокости в меру. Интересную загадку и интригу на продолжение цикла.
  Эта книга прекрасно вам скрасит дорогу в поездке или поможет приятно отдохнуть дома в любим кресле с чашкой ароматного чая, бодрящего кофе или горячего шоколада. позволяя неспешно подумать о жизни и всех её проявлениях.
  
  И что я так и не увидела, но очень хотела:
  Космоса. Все что сказано - мы на другой планете и точка. Надо отдать должное, какие-то формы инопланетных животных нам все же представлены. В основном агрессивные и довольно необычные. Но, открыв книгу, где в жанре заявлено космос, космоопера. Я точно хотела, насладится красивым видом космических просторов, погулять под сиреневым (да без разницы, главное необычным) светом местного солнца. Пройтись босиком по лиловой траве. Намочить ноги в чернильно - синем океане, пересчитать сколько лун освещает этот мир, полюбоваться незнакомыми созвездиями. Мне не дали этой возможности, так как привезли в тюремном звездолете, позволили заметить что , некоторая флора похожа на земные дубы, а фауна смертельно опастна. Сказать, что я обижена, разочарована - значит ничего не сказать.
  А космос то где? Где космос?
  Автор, будьте любезны - подайте пожалуйста соль. Немного не хватает.
   По секрету, взяла лупу и поискала на странице автора, похоже что соль там все таки есть, а может даже перец и разные специи. Только стоит отдельно, в другом цикле. Скорее всего там мир Эр -Мангали раскроется в красках(надеюсь) только, ведь до этой полки ещё дотянуться надо.
  
  Герои второстепенные вызвавшие откровенные симпатии:
  
  Беньямин(Бенито) Родригес. - Колоритная, яркая личность. Рукоплескаю!
  В полном составе - "Группа "Оу Дивиляй"" Приняла как бонус от автора. Браво!
  А вообще, там все персонажи достаточно выпуклы и ярко прописаны. Жирный плюс писателю!
  
  Ну, вот пожалуй и всё что получилось сказать. Книга понравилась, не смотря на некоторые нюансы. Серию с удовольствием буду читать. И следующую возьму, кажется все они связаны и пишут о мире Эр-Мангали, а в этот мир мне кажется можно влюбиться.
  
  Моё скромное спасибо автору. С пожеланиями вдохновения, благодарного читателя и адекватных критиков!
  
  
  P.S. Опять много букв. Эх, краткость - сестра таланта. Это точно не про меня.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"