Аннотация: Журнальный вариант опубликован в сентябре-ноябре 2010 года в журнале "Литературный Европеец" (Франкфурт-на-Майне): Љ 151, с. 27-34; Љ 152, с. 34-41; Љ 153, с. 29-35.
Владимир Брюханов
Смертоносный призрак
Исторический детектив
Журнальный вариант опубликован в сентябре-ноябре 2010 года
в журнале "Литературный Европеец" (Франкфурт-на-Майне):
N 151, с. 27-34; N 152, с. 34-41; N 153, с. 29-35.
От автора.
Основные факты и события, представленные в данном произведении, вполне достоверны.
Нет ни одного придуманного имени, каждый персонально названный участник повествования действительно существовал - и на самом деле совершал поступки точно такие, как описано здесь, - или очень близкие к ним по смыслу и цели. Действительно произносились вслух или высказывались на бумаге мнения и суждения, которые мы вложили в уста наших персонажей, позаимствовав тексты из опубликованных полицейских протоколов, медицинских заключений, газетных репортажей, воспоминаний очевидцев или исследований историков. Указан точный возраст каждого, если мы нашли сведения об этом.
Мы ввели в действие минимальное число вымышленных лиц, даже не присвоив им имен: газетного репортера, гостиничных слуг и т.д. Подобные участники событий неизбежно возникают в любой реальной истории, захватывающей хотя бы десяток людей, а их никем не запланированное вмешательство вносит неожиданные коррективы в заранее просчитанные ходы.
Из существенных моментов мы позволили себе изобрести лишь способ (но не факт) передачи в прессу информации, имевшейся у Евы Браун, - через уже упомянутого репортера, а также диалоги полицейских - Герберта Зауэра и Генриха Мюллера.
Оба последних - вполне реальные исторические фигуры; они были, несомненно, хорошо знакомы друг с другом, служебное положение обоих предполагало возможность их взаимодействия, их тогдашние политические симпатии вполне очевидны, а детективные проработки, включенные нами в их беседы, соответствуют имевшимся тогда у них сведениям. Но достоверно не известно, действительно ли они сотрудничали в тогдашнем расследовании.
Наибольшую сложность для нашей реконструкции событий представило то, что в различные годы (сразу в 1931 году, позднее вплоть до 1945 года, а затем и позже) важнейшие свидетели делились впечатлениями совершенно по-разному; не получилось в итоге ни преемственности новых сообщений тех же лиц от их же прежних, ни общей согласованности показаний очевидцев. Современников гибели Гели Раубаль мало заботила истина - они руководствовались абсолютно иными мотивами.
Не слишком исправили положение изыскания представителей последующей эпохи - историков, в большинстве своем послушно следовавших избитым и протоптанным версиям, стараясь избежать при этом никому не нужных скандальных разоблачений.
Мы позволили себе порвать со сложившейся традицией, хотя обвинять величайшего (во всех отношениях!) убийцу в заурядном убийстве близкой родственницы - просто верх неприличия, и понятно поэтому, что наше произведение трудно отнести к иному жанру, нежели злобное пасквилянтство и очернительство.
Этим и ограничиваются наши предварительные замечания и разъяснения.
***
Вторник 15 сентября 1931 года. Скромная, но ухоженная вилла Гитлера "Вахенфельд" в Оберзальцберге, Баварские Альпы.
В кабинете Гитлера его племянница Гели Раубаль (23 года) вешает телефонную трубку и выскакивает на террасу; там - домоправительница Гитлера Ангела Раубаль (48 лет) -старшая сестра Гитлера (по отцу) и мать Гели.
Гели (смеясь с оттенком издевки):
- Дядечка все-таки никак не хочет оставить меня в покое! Теперь он требует, чтобы я немедленно приехала в Мюнхен. Через несколько дней он выезжает на север - в Гамбург и куда-то еще. Наверное, и меня хочет взять - как обычно. Так что объяснений с ним мне не избежать!
Ангела (сдержанно, но с беспокойством):
- Ты же знаешь, как он всегда заботился о тебе. Конечно, твое предстоящее замужество волнует его. А тут еще этот скрипач...
- Виолончелист, мама!..
- Ты прекрасно понимаешь, о чем я говорю! Если он еще действительно все-таки еврей...
- Мама!
- Ну ладно, все равно... Но ведь этот музыкант много старше тебя - это-то так и есть! Понятно, что Адольф беспокоится... Все-таки постарайся с ним не спорить - так будет лучше для нас всех. Он ведь действительно так всегда заботился о тебе!
- Очень он о нас заботился, когда мы голодали в Вене! А он появился у нас только в двадцатом году - заехал по пути! А если бы не по пути?.. И сразу начал разыгрывать из себя благодетеля! Ах этот дядюшка Алеф!..
- Зачем ты так говоришь, Гели? У него самого была тяжелая жизнь, война...
- Война - конечно! Но ты же не видела его тогда целых двенадцать лет! Сама говорила - с 1908 года! А как он тогда жил? Это он теперь любит говорить, что бедствовал! А на самом-то деле - кто знает?.. Он и теперь-то любит прибедняться!..
- Ладно-ладно, успокойся, Гели! Адольф все-таки очень хороший человек, очень! И так любит тебя...
- Любит! Он любит, чтобы все вокруг подчинялись ему!.. Чем ему помешало тогда, что мы с Эмилем хотели пожениться?! А ведь Эмиль был его лучшим другом! Озверел тогда совсем!.. С тех пор я все время чувствую себя запертой в золотую клетку!..
- Гели!.. Эмиль Морис был, конечно, другом Адольфа Гитлера, но ведь он все-таки был у него просто шофером. И потом - эти еврейские корни у Эмиля! Разве он тебе пара?..
- Шофер не пара, музыкант не пара!.. А кто пара? Сам-то он кого из себя корчит? Художник недоделанный!.. Архитектор!..
- Гели, мужчин нужно понимать! Они же все собственники! Ты была малюткой, когда умер твой отец, и не помнишь его как следует. А вот если бы он был жив, тебе, думаешь, было бы легче выбрать мужа?.. Я-то ведь выскочила замуж, лишь когда мой отец умер! А у Адольфа нет своих детей - вот он и относится к тебе как к дочери.
- Скажешь тоже - как к дочери! Его ухаживания и так терпеть невозможно, а если бы он еще был и отцом - б-р-р-р... как противно!..
- Гели, ты уж тут чересчур... Да и смотри на вещи проще! Все решится, только не нужно рубить с плеча!.. Поезжай завтра же в Мюнхен и постарайся все уладить миром. Помни: я всегда молюсь за тебя, деточка!..
Пауза.
Мать и дочь смотрят друг другу в глаза. Гели уступает:
- Ладно, я завтра поеду! Сейчас позвоню ему, чтобы не дергался!
В это же время девятикомнатная квартира Гитлера в Мюнхене - просторные комнаты, высокие потолки, роскошный паркетный пол, добротная буржуазная обстановка.
Кабинет Гитлера.
Адольф Гитлер (42 года), сидящий в домашней одежде за письменным столом, положил телефонную трубку. Задумчиво смотрит на телефон. Затем, приняв какое-то решение, вынимает из ящика стола перочинный ножик, встает, кладет ножик в карман, подходит к закрытой двери кабинета, внимательно прислушивается, бесшумно раскрывает дверь, выходит в коридор, осторожно закрывает дверь за собой и крадучись идет по коридору, продолжая внимательно прислушиваться. Откуда-то доносится диалог беседующих служанок: о чем говорят - не слышно.
Гитлер доходит до закрытой двери в комнату Гели. Ключ торчит снаружи. Гитлер экспериментирует с ключом, устанавливая его в промежуточное положение: язычок замка выдвинут, но не зафиксирован жестко в запертом положении. Затем Гитлер достает ножик, раскрывает и начинает возиться с замком, не трогая ключа и стараясь отжать лезвием ножа язычок замка.
Наконец, ему это удается. Он раскрывает отпертую дверь (она открывается во внутреннюю сторону), но не входит в комнату, а затем снова закрывает и запирает ее, левой рукой притягивая на себя дверь за дверную ручку, а правой придерживая для бесшумности язычок замка тем же лезвием ножа. Повторяет ту же операцию раскрытия и закрытия во второй раз, в третий, в четвертый... Получается это у него все быстрее и уверенней.
Раскрыв дверь в последний раз, он замирает на пороге, устремив взгляд на пустой стул, стоящий спинкой к нему, прислоненный к письменному столу Гели у окна напротив двери.
Затем Гитлер снова запирает дверь - все так же, с помощью перочинного ножа, кладет ножик в карман, бесшумно возвращается в свой кабинет.
Увлеченный диалог служанок продолжался все это время.
Три дня спустя, утро пятницы 18 сентября 1931 года. Столовая в квартире Гитлера в Мюнхене.
За завтраком Гели и Адольф Гитлер, он - в пиджачном костюме с галстуком. Выражения их лиц очень похожи: молча едят, стараясь не встречаться друг с другом глазами - устали от споров предшествующих дней. За столом прислуживают служанки, принося и унося посуду из кухни и в кухню - домоправительница Гитлера Анна Винтер (26 лет) и Мария Рейхерт (45 лет). Напряженная ситуация действует на них; чувствуется, что они очень хотят услужить Гитлеру, а к Гели относятся с явной неприязнью.
Гитлер нарушает молчание и говорит (спокойно, не повышая голоса):
- Я сейчас отправлюсь в Коричневый дом - поработать над предстоящей речью. Вернусь к обеду. Я подумал - и окончательно решил: я не могу отпустить тебя в Вену просто так. Я согласен, если ты поедешь вдвоем с матерью. Тогда - да, а одной - нет; извини меня, пожалуйста.
Гели немедленно взрывается и кричит:
- Я достаточно взрослая, чтобы жить без указок матери, а тем более - без твоих приказаний! Как решу - так и сделаю! - и с вызовом смотрит Гитлеру в лицо.
Возникает зловещая пауза; служанки замирают. Гитлер молча старается овладеть собой.
Гели, поняв, что Гитлер отвечать ей не хочет, демонстративно вскакивает изо стола, стуча каблуками удаляется в свою комнату. Служанки снова замирают. Гитлер явно вслушивается в звук удаляющихся шагов, слегка подрагивая головой в такт шагов Гели. Ее дверь громко демонстративно захлопывается.
Служанки сочувственно смотрят на Гитлера, тот успокаивающе улыбается, смущенно пожимает плечами и покачивает головой, встает, вытирая лицо салфеткой, делает служанкам благодарный кивок и выходит. Они провожают его преданными глазами.
Гитлер, войдя в кабинет, усаживается за письменный стол. Отпирает ключом, вынутым из кармана, ящик письменного стола, что-то там рассматривает, снова аккуратно запирает стол, прячет ключ от него в карман и остается сидеть. Удобно устроившись на стуле, кладет часы на стол и, глядя на них, погружается в сосредоточенное проигрывание какого-то процесса в собственном воображении, отмечая кивками головы какие-то воображаемые события.
Еще через четверть часа. Гитлер в пальто и шляпе выходит из подъезда, стоит в задумчивости.
К подъезду подкатывает автомобиль Гитлера, из правой передней двери выскакивает старший адъютант Гитлера Юлиус Шауб (33 года), он в нацистской униформе. Распахивает перед Гитлером заднюю дверь машины. Оба садятся, закрываются двери, машина трогается.
Квартира Гитлера через несколько часов - около 14.00.
В столовой Анна Винтер проверяет сервировку стола, накрытого на двоих. Входит Гели, у нее недовольное лицо.
- Дяди все нет?
Анна кивает головой.
- Тогда нечего ждать. Я буду обедать.
Теперь уже Анна Винтер с недовольным видом выходит за дверь.
С кухни доносится выразительный диалог служанок, но слов не слышно. Гели садится за стол, прислушивается с ироническим выражением лица.
После паузы дверь в столовую приоткрывает Анна Винтер, входит Мария Рейхерт с фарфоровой супницей. Анна прикрывает дверь снаружи. Мария ставит супницу на стол и наливает суп в тарелку Гели. Та молча приступает к трапезе.
Минут через двадцать. Гели, закончив обед, встает изо стола. Анна Винтер и Мария Рейхерт возятся с посудой.
Слышен звук открывающейся квартирной двери. Гели замирает у стола. В столовую заглядывает Гитлер в пальто, со снятой шляпой в руке и с портфелем в другой.
- Извините, что опоздал, - говорит он. - Дела задержали. К сожалению, планы несколько изменились, и я должен немедленно выехать в Гамбург. Сейчас за мной заедут. Я обедать не буду - мы закусим по дороге. Остановимся в ближайшую ночь в Нюрнберге. Вернусь после митинга в Гамбурге - не раньше, чем через неделю. Тебя, Гели, извини пожалуйста, не могу в этот раз взять с собой: путь долгий и трудный, погода плохая, а по дороге множество встреч и дел - ничего интересного, сплошная суета.
Обращается к Анне Винтер:
- Анни, соберите, пожалуйста, мои вещи, как обычно.
Та вежливо кивает. Гитлер немного отодвигается от двери, уступая дорогу служанкам, собирающимся выходить с посудой в руках.
Гели в гневе топает ногой:
- Стоило тогда меня вытаскивать в Мюнхен!
Выскакивает из комнаты, чуть не отталкивая и служанок, и Гитлера. Удаляется по коридору, затем хлопает ее дверь.
Снова немая сцена: служанки сочувственно смотрят на Гитлера. Он смущенно улыбается. Анна Винтер нарушает паузу:
- Сейчас немедленно все соберем.
Еще минут через двадцать. Звонок в дверь, слуги выходят в коридор, кто-то из них впускает пришедших.
В квартиру входят фотограф Гитлера Генрих Гоффман (46 лет) и адъютант Юлиус Шауб; фотограф в расстегнутом пальто и в шляпе набекрень, адъютант - без верхней одежды, оба в штатском.
Гитлер, одетый в штатский дорожный костюм, тоже открывает дверь из своего кабинета в коридор. Общая толчея - здороваются и тут же прощаются. Слуги выносят к двери собранный багаж.
Гитлер:
- Шауб, в машине, я вижу, совсем тепло. Прихватите мои пальто, шарф и шляпу с собой, вон они - на вешалке. Гоффман, я сейчас. Зайдите пока ко мне.
Гитлер и Гоффман заходят в кабинет Гитлера.
Шауб снимает с вешалки шарф, засовывает его в рукав висящего там же пальто Гитлера, снимает пальто с вешалки и накидывает себе на плечо. Шляпу Гитлера прихватывает в руку, затем берет в другую один из приготовленных саквояжей. Еще два чемодана или саквояжа берет домоправитель Гитлера Георг Винтер (35 лет). Кто-то из служанок растворяет дверь, и эти двое выходят с багажом из квартиры.
Служанки, выпустив их, замирают в ожидании, но, ничего не дождавшись, разбредаются: Мария Рейхерт - в свою комнату, это - соседняя комната с комнатой Гели; Анни Винтер, жена Георга - на кухню.
В кабинете Гитлер просматривает бумаги и укладывает некоторые в портфель. Одновременно, отвернув лицо от Гоффмана, внимательно прислушивается к тому, что происходит за дверью кабинета.
Снова раскрывается и закрывается входная дверь - это вернулся Винтер, выносивший вещи; он проходит по коридору в свою комнату - и снова тишина.
Гитлер подходит к шкафу, раскрывает дверцу, извлекает лежащий на полке пистолет ("Вальтер" калибра 7,65 миллиметров, среднего размера), укладывает его в левый внутренний карман пиджака.
- А где же прекрасная племянница? - игриво спрашивает Гоффман, явно подвыпивший.
- Поссорились как всегда, - как бы неохотно отвечает Гитлер.
Продолжает:
- Видите, даже не выходит попрощаться. Впрочем, я все же загляну к ней. Пойдемте, я сейчас спущусь, подождите меня внизу.
Отдает портфель Гоффману, выходит вместе с ним из кабинета, громко закрывая за собой дверь комнаты.
Они движутся по коридору. Гитлер говорит (немного повышенным голосом):
- Что-то ранняя нынче выдалась зима. Никогда такого не было, чтобы в это время, в сентябре, в Мюнхене был снегопад!..
Доходят до выходной двери. Гитлер любезно выпускает Гоффмана наружу, а сам, не закрывая двери, продолжает говорить:
- Впрочем, мы едем на север, а в Германии на севере всегда теплее, чем на юге!..
Гоффман, одобрительно и подобострастно посмеиваясь, спускается с портфелем по лестнице.
Гитлер отступает назад и громко захлопывает дверь. Быстро оглядывается, видит, что находится один в коридоре, внимательно прислушивается, и затем, явно подражая звуку шагов Гели, возвращается к своему кабинету, входит туда достаточно шумно и запирает за собой дверь на ключ.
Анна Винтер на кухне, услышав эти звуки, настораживается, а затем внимательно прислушивается ко всему последующему, не сдвигаясь с места.
Гитлер снова подходит к шкафу, раскрывает дверцу, берет оттуда флакон с одеколоном и обильно смачивает руки, голову и одежду.
Затем извлекает из шкафа другой пистолет (маленький "Вальтер" калибра 6,35 мм), проверяет и перезаряжает его, взводит курок в боевое положение и аккуратно кладет на стол.
Вытаскивает из кармана ключ, отпирает ключом тот же ящик стола, что и раньше, достает предметы, раскладывая их по столу: это - перчатки, уже знакомый нам перочинный ножик и кошелек. Раскрывает кошелек, убеждается, что в нем деньги, кладет кошелек в карман брюк (обычно Гитлер избегал носить деньги с собой и брать их в руки). Кладет ножик в другой карман брюк, бросает в ящик ключ от этого ящика и, не запирая, задвигает ящик в стол.
Надевает перчатки, берет в правую руку пистолет со стола, закладывает руку с пистолетом за левую полу расстегнутого пиджака, плоско прижимая пистолет к своей груди - так, чтобы он не был увиден случайным наблюдателем, с которым можно было бы столкнуться нос к носу.
Внимательно прислушиваясь, подходит к двери кабинета, тихонько отпирает ее свободной левой рукой, выглядывает и осматривается - никого не видно и не слышно.
Гитлер выходит в коридор, громко закрывает за собой дверь кабинета, не запирая ее, и шагает к двери комнаты Гели, снова стараясь отстукивать ногами звук ее шагов.
Он распахивает левой рукой незапертую дверь ее комнаты, входит, бросает быстрый взгляд на Гели, сидящую за письменным столом спиной к нему. Движения Гитлера точны и стремительны. Он быстро закрывает дверь и негромко говорит (она слышит, а люди в других концах квартиры - нет):
- Гели, дорогая, я зашел попрощаться.
Запирает дверь, резко поворачивая ключ, вставленный в замок с внутренней стороны.
Этот звук слышат и Анна Винтер, и Мария Рейхерт, находящаяся в своей соседней закрытой комнате; Мария также после этого начинает прислушиваться к доносящимся звукам.
Гитлер бросается от двери к племяннице.
Она в это время что-то писала; услышав звуки за спиной, а затем и голос Гитлера, она лишь успела поднять глаза от написанного, ожидая развития событий.
Он подскакивает к ней вплотную - своей грудью к затылку сидящей женщины, обхватывает ее рот левой рукой в перчатке, с силой прижимая ее затылок к своей груди, правую руку с пистолетом заносит справа, утыкает дуло пистолета в верхнюю часть ее тела повыше ее левой груди - и сразу стреляет.
Выстрел пистолета небольшого калибра, плотно прижатого к человеческому телу, играющему в такой ситуации роль глушителя, оказывается совсем негромким - и не характерным для звука выстрела.
Из правой руки Гели выпадает пишущая ручка и скатывается на пол. Гели обеими руками вцепляется в левую руку Гитлера, пытаясь оторвать от своего лица. Он бьет ее рукояткой пистолета по лицу, она взмахивает руками, а он, отшвырнув пистолет, уже обеими руками затыкает девушке и рот, и нос, изо всех сил прижимая ее затылок к своей груди.
Звук падения пистолета, брякнувшего об пол, слышит в своей комнате Мария Рейхерт.
Гели снова пытается оторвать от своего лица руки Гитлера, извивается всем телом, мычит. Стул громко скрипит ножками об пол. Гитлер еле ее удерживает, перехватывает правую руку к ее горлу - и старается прижать сонную артерию. Это ему удается. Гели перестает сопротивляться, судорожно взмахивает руками - и замирает.
Нос и подбородок Гели, ее грудь и все спереди и ниже залито кровью. Гитлер осторожно, продолжая прижимать ее спину к себе и стараясь не запачкаться, опускает ее тело со стула на пол. Стягивает перчатку со своей правой руки, прощупывает пульс у жертвы - и убеждается, что она мертва. Затем выпрямляется и, не сдержавшись, с размаху дважды бьет ногой по лежащему телу. Тяжело дыша, распахивает окно на улицу.
Идет снег - и окна в доме напротив неразличимы и невидимы.
Быстро отдышавшись, Гитлер принюхивается к запахам в комнате, стараясь учуять запах пороховых газов. Одновременно пробегает взглядом по тексту, написанному Гелей - и оставляет бумагу на столе.
Его движения снова легки и стремительны.
Надевает снятую перчатку, поднимает с полу и кладет на стол пишущую ручку.
Затворяет окно на задвижку, оставляя открытую щель. Наклоняется над телом, вглядывается в лицо мертвой, переворачивает - и с силой прижимает голову носом к полу. Затем поднимает с пола пистолет, вкладывает его в правую руку Гели, сжимает ее так, чтобы остались отпечатки ее пальцев, оставляет пистолет в ее руке.
Вновь разгибается, прислушивается к звукам в коридоре; там - тишина.
Хорошо освещенная дневным светом через окна лестница в подъезде Гитлера.
Гоффман ждет внизу, теряя терпение. Раскрывает дверь и выходит на улицу.
Гитлер в комнате Гели. Подходит к двери, в последний раз оглядывается на лежащее тело.
Бесшумно отпирает ключом и отворяет дверь и быстро и внимательно оглядывает коридор. Там - никого. Ключ оставляет вставленным изнутри, но поворачивает в промежуточное состояние: язычок замка - в выдвинутом, но не жестко зафиксированном положении - так же, как и при экспериментах Гитлера за несколько дней до этого.
Гитлер снова стягивает правую перчатку, заталкивает ее в наружный боковой карман пиджака, затем выхватывает из кармана брюк ножичек, раскрывает его, делает еще шаг вперед в коридор, поворачивается к двери лицом, затворяя ее за собой, затем бесшумно запирает дверь тем же способом, что и раньше - придерживая язычок замка лезвием перочинного ножа. Закрывает ножичек, прячет его в карман и вновь оглядывается по сторонам. Все эти операции с дверью занимают совсем немного секунд.
В коридоре по-прежнему никого нет, и Гитлер решительно идет к выходной двери, продолжая имитировать звук походки Гели. Отпирает дверь, выходит, громко захлопнув ее за собою.
Анна и Мария слышат эти звуки.
На лестнице Гитлер заглядывает вниз - Гоффмана не видно. Стягивает левую перчатку, достает из кармана правую, разглядывает их: они перепачканы в крови, слюне и соплях Гели. Засовывает их снова в карманы пиджака. Разглядывает руки, приподнимая по очереди обшлага рукавов: они в царапинах и синяках. Пытается разглядеть, как выглядит спереди его одежда, но это не очень-то удается.
Махнув в досаде рукой, быстро сбегает по лестнице, выходит на улицу. Идет снег.
В машине уже сидят Гоффман и Шауб. Работающий мотор урчит на холостых оборотах. Шофер Юлиус Шрек (33 года) протирает стекла машины снаружи. Он распахивает перед Гитлером заднюю дверь. Гитлер старается отвернуться от Шрека, заглядывает в машину и говорит, поеживаясь:
- Дайте-ка, Шауб, мне все же шарф и пальто. Шляпу не нужно.
Шауб протягивает из машины шарф, затем вылезает с пальто в руках. Гитлер старается отвернуться и от него, закутывается в шарф. Шауб сзади помогает натянуть ему пальто. Гитлер застегивает пальто на все пуговицы, усаживается в машину. Шауб захлопывает за ним дверь снаружи, обходит машину и садится на свое место. Шрек идет к водительскому месту и тоже садится.
- Ну, как племянница? - полюбопытствовал Гоффман, сидящий рядом с шофером.
Анна Винтер выходит из кухни, заглядывает в незапертый кабинет Гитлера - там никого нет. Она подходит к двери комнаты Гели, негромко стучит - никакого ответа. Затем берется за дверную ручку, пытается толкнуть дверь, но она заперта.
Анна замахивается постучать погромче, но принюхивается к запаху в коридоре, задумывается и возвращается на кухню.
На выезде из Мюнхена машина останавливается у бензоколонки.
Во время заправки Гитлер выходит, заходит в туалет (кабина без унитаза, с дырой в полу, но со сливом воды), запирается, распахивает пальто и вытаскивает из карманов пиджака перчатки, бросает их по очереди в дыру туалета, спуская воду. Потом с облегчением мочится, спускает воду в третий раз. Выходит к умывальнику, моет руки, вглядывается в мутное висящее зеркало, поправляет рукой прическу, успокаивается, снова запахивает шарф и застегивает пальто, возвращается в машину, усаживается поудобнее - и замирает.
Машина трогается. Спутники молчат - инициатива беседы обычно исходит от него.
Дорога довольно тяжелая; слегка порошит снег, но на асфальте тут же тает, а окрестные поля покрываются легким слоем снежка.
Под вечер того же дня, квартира Гитлера. У выходной двери одевается, собираясь уходить, уборщица Анна Кирмайр. Квартирная дверь отпирается снаружи и входит муж Марии Рейхерт - Эрнст Рейхерт (около 50 лет), живущий с нею в этой квартире.
Он сразу шутливо пытается обнять уборщицу, но тут в коридоре появляется Мария Рейхерт. Уборщица торопясь выскакивает за дверь, а Эрнст снимает пальто и целуется с женой.
- Ладно-ладно, - говорит она. - Переодевайся, мойся: ужин уже на столе.
На кухне у накрытого стола супруги Винтер и Мария Рейхерт.
Рейхерт:
- Фрау Винтер, я стучалась в комнату Раубаль - спросить, когда она будет ужинать. Но дверь заперта и никто не отвечает.
- Она сказала мне, что уйдет в кино и что ужин собирать не надо, - заявляет Анни Винтер.
Мария Рейхерт хочет еще что-то сказать, но тут на кухню входит ее муж - и здоровается с Винтерами. Все четверо усаживаются за стол и принимаются за еду.
Гитлер со спутниками доехали до Нюрнберга (порядка 160 км от Мюнхена) и выгрузились в отеле "Дойчер Хоф".
Багаж Гитлера вносят в его номер, он остается один, запирает дверь. Далее все время прислушивается к звукам в коридоре; кто-то проходит мимо - Гитлер выхватывает из кармана пистолет, но шаги удаляются - и Гитлер кладет пистолет на стол.
Снимает пальто - и, оставшись в костюме, придирчиво разглядывает себя в зеркале. Задирает рукава - и снова видит царапины на собственных руках. С досадой ударяет кулаком по стене.
Снимает пиджак - и рассматривает его напрямую; на обшлагах - застывшие капли крови; испачканы и карманы, в которых были перчатки, выброшенные на бензоколонке. Снимает галстук - и, не разглядывая, присоединяет к пиджаку.
Снимает ботинки, рассматривает и их - и сверху, и подошвы; не видит ничего подозрительного, облегченно вздыхает.
Вынимает кошелек из кармана брюк, затем снимает брюки. Рассматривает брюки - и не обнаруживает ничего подозрительного. Потом выворачивает наизнанку пальто - и тоже разглядывает. Рассматривает и шарф. Не увидев заметных следов, снова облегченно вздыхает, покачивая головой.
Снимает рубашку - рассматривает и ее; там тоже пятнышки крови на манжетах.
Снимает и разглядывает носки - и присоединяет их к пиджаку и рубашке.
Затем, оставшись в нижнем белье, достает из чемодана другую одежду, а снятые пиджак, рубашку, галстук и носки, немного подумав, увязывает в единый узел и засовывает в чемодан. Снова рассматривает шарф - и с сожалением добавляет и его к тому же свертку. Затем вынимает все же шарф наружу - и тщательно запирает чемодан.
В некоторой растерянности думает, что делать дальше. Направляется в душ, включает воду.
Ужин в ресторане отеля - Гитлер, Гоффман, Шауб и Шрек.
Гитлер с непросохшей после душа головой, обильно наодеколоненный, заметно нервничает и впивается глазами в каждого, входящего в ресторанный зал. В то же время оживленно разглагольствует в своем обычном стиле, не давая никому и слова вставить. Его спутники с удовольствием едят и пьют, в то же время изображая, что внимательно слушают шефа, но стараясь не встречаться с ним глазами и не смотреть на ссадины на его руках. Тот глаголет:
- Нет, нынешняя молодежь не чтит своих родителей. В наши времена было совсем по-другому. Мой папаша, например, чуть что не так - сразу за ремень! Что мне было делать? Обычно я принимался вопить - прибегала матушка и заступалась за меня. Но в последний раз и меня разобрало: он отвешивает удары ремнем, а я громко считаю: раз, два, три!.. До тридцати двух досчитал - и тут папаша остановился: решил, видно, что его сынок совсем рехнулся. Да так это его поразило, что больше он меня уже не порол...
Речь Гитлера прерывается тем, что официанты меняют блюда.
Гитлер уставляется взглядом в свою тарелку: там лежит аппетитный поджаренный кусок мяса - явно с кровью. Гитлер судорожно глотает ртом - его тошнит. Он вскакивает изо стола и быстро удаляется.
Его спутники удивленно переглядываются. Гоффман делает успокаивающий жест - и наливает себе еще бокал вина.
Гитлер вбегает в туалет, его вырывает в унитаз. Гитлер спускает воду, подходит к раковине и отмывает лицо и руки. Затем вглядывается в зеркало - и с ужасом смотрит себе в глаза.
Поздний вечер в квартире Гитлера в Мюнхене. Супруги Рейхерт в своей комнате в постели. Она говорит:
- Все-таки странное что-то происходит. Сейчас я опять стучалась к Раубаль - хотела расстелить ей постель на ночь. Никто не отвечает.
- Подумаешь, немного загуляла! Мама далеко, дядюшка уехал - что бы ни отдохнуть от опеки? Да и что вы, бабы, так к ней относитесь: все Раубаль да Раубаль - нет бы говорить Гели или фройлен Раубаль?! Симпатичная ведь девочка!
- Это таким кобелям, как ты, она симпатична, а на самом деле - противная девка! - говорит Мария, призывно откидывает с себя одеяло и тушит свет.
Ночь в Нюрнберге.
Гитлер в своем номере, включена слабая ночная лампочка. Очень сосредоточен, одевается в костюм, надевает ботинки, кладет в карман кошелек. Достает из чемодана спрятанный узел с одеждой, раскладывает ее по-другому - чтобы можно было нести, спрятанной под пальто. Надевает шляпу, шарф, затем пальто, закладывает спереди под пальто одежду, предназначенную к уничтожению, прижимает к себе, застегивает пальто. Кладет пистолет в правый наружный карман пальто. Немного сгорбившись, чтобы ноша выглядела незаметней, и прижимая ее к груди и животу левой рукой, выходит из номера, запирает его, засовывает ключ в карман брюк, осматривается в пустом темном коридоре и, не зажигая свет, ощупью движется к выходу из отеля. В правой руке - пистолет в кармане.
Стараясь не скрипеть ступеньками, спускается вниз. У освещенного выхода в кресле - спящий швейцар.
Гитлер вглядывается в спящего, разворачивается, движется в другом направлении, доходит до выхода во двор, открывает засов. Переступает через порог, затворяет дверь, выходит во двор и оттуда на улицу, никого не встретив.
Погода получше - ни снега, ни дождя.
Швейцар вдруг вздрогнул, проснулся.
Поднялся, зевнул, потянулся, без особого беспокойства двинулся по нижнему этажу, включив в коридоре свет. Дошел до двери во двор. Обнаружил, что она не заперта, чертыхнулся, запер ее на засов.
Пошел назад к парадному входу в отель.
Гитлер бредет по пустынным ночным улицам, меняет направления, оглядываясь назад. Убедившись, что никто за ним не следит, выбрасывает сначала одну часть ноши в ящик для мусора в подворотне одного из домов, затем, на другой улице, другую часть в другой ящик; то же и на третьей улице, завершая операцию.
Возвращается в отель, входит во двор, пытается открыть дверь - не получается.
Напрягается, задумывается, идет к парадному входу, стучит в дверь. Сонный швейцар вглядывается через стекло в стучавшего, открывает.
Гитлер беззаботный, в расстегнутом пальто. Манерой держаться и говорить изображает подвыпившего, но в то же время смущенного. Объясняет швейцару:
- Не спалось, вышел пройтись на свежий воздух. Увидал, что вы спите, решил не будить, прошел через черный ход - там открыто было. А теперь там заперто.
Швейцар тоже смущен:
- Мне-то спать не положено. Так, задремал. Потом прошелся проверить порядок - вот и запер дверь.
- Вот и хорошо! - одобряет Гитлер. Достал кошелек, вынул купюру, протянул швейцару. Тот сделал протестующий жест, но Гитлер покровительственно похлопал его по плечу, улыбнулся, сказал:
- Все отлично. Спокойной ночи!
Швейцар взял деньги, почтительно изогнувшись, ответил искренне:
- Спасибо! Спокойной ночи!
Гитлер поднялся в номер, включил свет, заперся, скинул пальто - и снова вгляделся в себя в зеркале.
Утро субботы 19 сентября 1931 года в отеле "Дойчер Хоф" в Нюрнберге.
Завтрак в ресторане. Гитлер с усталым, измученным лицом, вяло тычет вилкой в свою тарелку. Его спутники, закончившие завтрак, скучают, но не решаются подняться изо стола. Наконец Гитлер бросает вилку, встает, говорит:
- Мне еще нужно просмотреть бумаги. Тронемся чуть позже - сегодня незачем спешить.
То же утро в квартире Гитлера в Мюнхене. Мария Рейхерт снова стучит в дверь комнаты Гели, затем пытается заглянуть в замочную скважину. Идет на кухню к Анне Винтер:
- Фрау Винтер, я опять стучалась к Раубаль - никакого ответа. Вчера в комнате вроде темно было, а сейчас я заглянула в скважину - ключ вставлен изнутри!
Обеспокоенная Анна тоже стучится в дверь и заглядывает в скважину. Потом заходит в кабинет Гитлера, открывает шкаф и видит - пистолета нет на месте.
У двери Гели собираются служанки: Анна Винтер, Мария Рейхерт, уборщица Анна Кирмайр. Все встревожены, обсуждают ситуацию, понизив голос.
Анна Винтер уходит в свою дальнюю комнату. Там ее муж. Анна говорит, входя:
- Георг, со вчерашнего дня никто не видел эту Раубаль. Дверь к ней заперта, никто на стук не отвечает, а я сейчас проверила - пистолета нет в шкафу у шефа. Нужно вскрывать дверь!
Они внимательно смотрят в глаза друг другу.
Винтер кивает, достает отвертку из ящика с инструментами, они идут вместе к комнате Гели.
Винтер также сначала стучит в дверь, затем тоже заглядывает в скважину. Наконец решается, отжимает отверткой язычок замка, распахивает дверь, и все собравшиеся (Георг и Анна Винтер, Мария Рейхерт и Анна Кирмайр) заглядывают в комнату: на полу лицом вниз - тело Гели; в ее правой руке - пистолет.
- Стойте здесь, - командует Георг женщинам.
Сам входит, нагибается к Гели, вынимает пистолет из ее руки, кладет рядом на тахту, пытается прощупать пульс на этой руке, встает.
- Она совсем холодная! - говорит он.
Подходит к двери. Осматривает замок.
- Действительно, - говорит он и указывает собравшимся, - ключ вставлен изнутри!
Поворачивает ключ, чтобы замок оказался совсем отпертым, выходит в коридор, оттесняя остальных, и закрывает за собой дверь:
- Больше не входите! Позвоню начальству: пускай сами разбираются.
Идет к телефону в кабинете Гитлера, набирает номер, слышит ответ и говорит:
- Это Винтер, домоправитель фюрера. Господин Гесс, огромное несчастье: фройлен Раубаль мертва - застрелилась. Это - самоубийство!