"Обозвать" картинку - мучение! Всякое название условно.
Например, "огурец". Особенно ежели он соленый и хрустит под зубом. Спросить бы у древних греков: "Греки, а греки, почему мы вашим словом "незрелый" закусываем и нахваливаем?"
А, например, у чехов "черствый" - свежий, а у русских, естественно, черствый и есть таковой. А чехам такой расклад совершенно неестественен.
Смотришь на портрет - на нем девушка, на ней бусы. Табличка гласит: "Девушка с бусами". Так все же и так видят, что на ней не погоны сержанта внутренних войск. Но... положено обозвать. Прибегает ответственный человек и, сдерживая задор, спрашивает: "По какой причине нет названия под портретом?" А как назвать?!
И называешь девушку с бусами "Девушка с бусами". Смешно.
Ответственный человек ехидно-задумчиво спрашивает: "Значит, Пикассо может называть свои работы, например, "Девочка на шаре", а вам... смешно?" Да, смешно, тем более, что у маэстро и другой персонаж имеется, и куб под ним.
Не знаю, где взял шар Пикассо, но "моя" девушка пришла позировать без бус. Бусы были взяты у жены.
Встретились мы с девушкой без бус у знакомого художника - она была его "фаном", как сейчас говорят, или поклонницей, как ранее.
Меня поразил удивительный овал и цвет лица, и брови тонкой ниточкой. Еще жуткое несоответствие нежности образа с "новообразованиями" на коже лица (это я постарался поделикатнее выразиться). Не знаю, ощущала она себя красивой или... Впрочем, женщина ведь - загадка, и иногда для себя тоже.
В общем, познакомились. Там все друг с другом знакомились. Может потому, что "знакомый художник" был для всех присутствующих неким гуру и гости, понимая, что на всех его не хватит, общались с каждым новоприбывшим. А он меня представил (как обычно делают вежливые и снисходительные люди) вполне достойно - талантливый, известный (?!), портретист...
Потом хозяин читал умные тексты (не то на хинди, не то на санскрите), а все ВНИМАЛИ. Кстати, работы его мне очень нравились - тонкие, психологические и великолепно сделанные. Где он сейчас? Не ведаю.
Было сразу понятно - позировать она не согласится. Хоть ты пообещай ей ...златые горы и реки полные вина... А шо делать?
Подхожу 'в перерыве" к В.А. (это он - гуру) и прошу его поспособствовать.
- Давид, - говорит В. А., - я могу убедить ее позировать для тебя, но... ты должен пообещать мне полную неприкосновенность девичьей скромности.
- ???!!!
Откуда он знал, что именно ЭТО ей не нужно? Но, раз гуру, значит, знал. Гуры они всё знают.
Да... Чего только в этой жизни не бывает... Я даже не помню, что промычал ему в ответ, но он "уговорил" девушку без бус на позирование у меня в мастерской.
В то время я работал на втором этаже прелестного домика во дворе тихой улицы на Подоле. Веранда, скрипучая лестница, два пирамидальных тополя и стол со скамейками - создавали навсегда пропавший киевско-подольский колорит. А люди в нем...
Единственная деталь портившая всю картину находилась на лицевой стороне дома - табличка с названием "ул. Ладо Кецховели".
Понятия не имел хто цей хлопець. Ну, грузин, скорее всего - некий революционер (сколько в Киеве, да и в других городах подобных названий!), а причем же тут старая улица на Подоле?! Ни при чем.
Предваряя любопытство любопытных привожу справку из интернета:
"Ладо Кецховели (полное имя: Владимир Захарьевич Кецховели; 2 (14) января 1876 - 17 (30) августа 1903) Деятель революционного движения в царской России, социал-демократ. Организовал вместе с Александром Цулукидзе и Иосифом Джугашвили газету "Борьба". Был убит в камере выстрелом тюремщика в окно."
Вот такая печальная участь. А с другой стороны - не попади тюремщик во Владимира-Ладо, в 1903, в 1937 (а то и ранее) уж точно бы не промахнулись.
Ныне этой, напрочь изменившейся (элитный микрорайон, нехай!), улице возвращено исторически верное название - "Воздвиженская". В самом начале улицы стоит Крестовоздвиженская церковь, возведенная в середине ХVIII века на средства жителей урочища Гончары-Кожемяки.
Пожалуй хватит экскурсов в интернет. Вернемся к нашим... девушке без бус.
Теплым летним днем прозвенел звонок в моей мастерской. Я никого не ждал и, недовольный, отлепившись от холста, пошел открывать. Это была она - Девушка без бус. В коричневой 'водолазке" (хотя было прилично жарко), с сумочкой через плечо и... абсолютно отрешенным взглядом серо-зеленых глаз.
- Здравствуйте. Можно войти? - глухо прозвучало из яркого контражура. Губы произнесли не приветствие и не вопрос, а утверждение: 'Мне не следовало сюда приходить".
- Кофе? - Нет. Чай? - Нет. Вина? - ?!
Ну нет, так нет. Беру грунтованный картон, снимаю прежнюю работу с этюдника, прошу ее сесть и смотреть на меня. Медленно садится и смотрит в окно...
Ах, так?! Ну, держись! (чего?, за что?, чем?, куда?)
Красил я быстро и со злым энтузиазмом. Часа три не отрывался от портрета. Она за все время даже не шелохнулась - сидела и смотрела в окно. О чем она думала, чего ждала? Может В. А. был не прав? Может именно ТОГО? Я не знал. Кто знает?...
- Готово, - сказал я.
Она медленно встала, одернула юбку, поправила прическу, взяла сумочку, накинула ремешок на плечо, подошла и сбоку посмотрела. И... не сказав ни слова, исчезла. В буквальном смысле! Ее смыло из помещения, из моего восприятия, из жизни. Остался только легкий аромат духов или пудры, или... серы, а может это мне сейчас так кажется?
Что только не придумается потом, после всего...
На следующий день, решив подправить фон, понял - чего-то не хватает. Понял второй раз - нужны янтарные бусы. Именно янтарные! Даже не смогу сказать - почему именно такие. Янтарные, и всё!
Бусы были взяты у жены.