По давней, но слегка забытой, традиции к Святкам писались и печатались рассказы определенного содержания. Вспомнив сие, подумал и решил поучаствовать.
Рассказ должен быть с элементами фантазии, чудес, страхами и, безусловно, счастливым исходом. Выбрал уже готовую иллюстрацию и сел писать.
Часть 1
В тот незабываемый год, путем неправдоподобных стечений обстоятельств... я получил ордер на кооперативную квартиру. Сказать, что это был праздник - почти промолчать. Это было торжество неописуемой мощи и свалившихся благодеяний. Получить что-то (даже за свои деньги!) от советской власти рядовому гражданину было практически нереально. Может так и нужно было - "мечтать, надо мечтать ...", а сбывшиеся мечты, как известно, тормозят твердую поступь в светлое завтра.
Мне выдали смотровой ордер. Я ходил по пустым, светлым метражам новой квартиры и чувство неправдоподобности происходящего мешалось во мне с восторгом первооткрывателя. Из окон десятого этажа открывались запредельные дали во все стороны света (дом стоял на горе и вокруг еще ничего не построили). Из одного даже храм торжественно золотил небо сверкающими куполами. Не омрачало событие отсутствие воды, света и не работающий лифт.
Я ходил по комнатам и планировал - кто, что, где. Вот тут, в самой большой и светлой будет моя мастерская, тут детская, тут общая, тут столовая, тут...
Споткнулся номер раз. А сколько же это денег нужно на мебель и где ее брать? Ведь и тут должны случиться неправдоподобные стечения обстоятельств!
Споткнулся номер два. А если домашние не согласятся отдать самую светлую комнату под мастерскую?
Споткнулся номер три. А где достать большой холодильник? Не везти же старенький, хоть и надежный "Саратов"...
Хотел споткнуться номер четыре, но...
Тут в дверь постучали. О, - подумал я, - уже первые гости намылились!
- Войдите. Открыто.
Дверь слегка распахнулась и показался сначала чуб, потом крепкий нос, за ними вполне симпатичное лицо обычного прохожего днем.
- Здравствуйте! Я ваш сосед справа. Давайте знакомиться. А вы не знаете когда подключат воду и свет? А когда будет первое собрание членов кооператива? А вы ничего не слышали про Чернобыль? Мне сказали - там авария? А вы будете менять в кухне линолеум? А плитку в ванной? А балкон стеклить будете? ...
Так я впервые услышал два слова вместе "Чернобыль" и "Авария".
Часть 2
На майские праздники пошли в гости к знакомым. Хозяин квартиры, физик-атомщик, сразу сообщил присутствующим: форточки не открывать, половики стирать три раза в день вместе с подошвами, без марлевой маски на улицу не выходить, лучше вообще на улицу не выходить, воду кипятить и отстаивать, одежду пылесосить, на природу не выезжать, детей срочно отправить возможно дальше...
В городе началась неописуемая (во всяком случае - здесь) паника. Билетные кассы были похожи на пункты выдачи хлеба в голодный год. Люди готовы были уехать куда угодно, только подальше от "Чернобыль" и "Авария". Каким образом мне удалось купить (достать!) билеты жене и детям в Одессу, описывать нет смысла - это сейчас не интересно. Они быстро собрались и прямо из полупустой новой квартиры, толком не нарадовавшись, укатили до конца лета в солнечный город Одессу.
Многомиллионный город быстро затих. Это было так странно и неожиданно - весна в разгаре, сирень буйствует, каштаны сверкают жемчужными пирамидками и тишина... Редкие автомобили, пустой общественный транспорт и пустые магазины. У меня был срочный заказ и я не мог стронуться с места. Ходил из новой квартиры в мастерскую и старался не дышать и не ступать об асфальт... Получалось плохо. В помещении стало сильно душно и пришлось плюнуть на предостережения и открыть сначала форточку, а потом и окно. Ее же не видно, радиацию эту. А потом сказали: все полетело в Беларусь. Ну, полетело, так полетело... Бедные белорусы.
Через неделю, по дороге в мастерскую, узрел невиданную для советского режима картину: прямо перед магазином стоят запакованные в высокие фанерные ящики холодильники и ... ни одного человека! Никто не кричит, не отталкивает себе подобного, никаких бумажек с номерами и фамилиями - заходи, плати, увози. Тоже самое с мебелью - заходи, плати, увози. Заходил, платил, вывозил.
Через месяц моя новая квартира была упакована почти всем необходимым для нормальной семейной жизни. Только из семьи в наличии был я один. Тут подошел новый заказ и я практически перестал бывать дома - все больше в мастерской.
Через два месяца в город постепенно стали возвращаться загорелые, уставшие от неопределенного безделья горожане. За это время стало известно, что с этой самой радиацией придется жить долго, так чего же от нее бегать?
Тут и мои подтянулись пропахшие морем, солнцем и бездельем. И как-то так внезапно, что я не успел подготовиться и кормить их было нечем. Пробежался по ящикам и шкафам и в самом низу кухонного пенала обнаружил такое: в корзине лежали сморщенные клубни картофеля с проросшими сквозь переплетения прутьев корзины разноцветными лианами. Это было так ошеломительно, что я некоторое время не мог оторвать взгляд от этой фантастики. Бывало, конечно, картошка прорастала, но не так же! Зрелище было и завораживающим и жутковатым одновременно. Отнес корзину на балкон и закрыл дверь на верхнюю защелку. Я уже понял - ТАКОЕ нужно зафиксировать, но еще не знал как. Сделал этюд с натуры и... замотался с новыми делами - нужно было обживать Новую Квартиру. Нужно было жить дальше.
Часть 3
Прошло восемь лет. Мне предложили выставиться во Франции. Работ было мало и я залез в разные папки, папочки и прочие рулоны в поисках чего-то готового, или хотя бы зацепки для новой работы. И напал на этюд проросшей картошки. Мгновенно созрела композиция - нужно "слепую" лампочку и электрические часы "сошедшие с ума". Потом к этому добавились дохлые шмели, которые постоянно залетали в мастерскую (внизу цвел абрикос), и я не успевал их выпихивать на улицу. Натюрморт накрасил довольно быстро и сделав еще две-три работы поехал показаться к французскому зрителю.
В те годы мир еще помнил, сочувствовал и помогал "жертвам чернобыльской аварии" и статьи в местной прессе о выставке вышли с репродукцией "Чернобыльского картофеля" на первой странице. Мне принесли прессу и я аккуратно вырезал статьи и подклеивал названия газет. Когда с газетами было покончено, разложил это все на полу и стал сверху сильно гордиться делом рук своих. Но что-то меня насторожило, что-то было не так, чего-то во всем этом не хватало. Перечитать не мог, стал внимательно разглядывать репродукции. ВОТ! - на всех исчезли "сумасшедшие" часы... Мистика какая-то! Как это могло случиться? Позвонил знакомому французу, который вполне прилично говорил на украинском языке. Он не сразу понял о чем речь, но в конце разговора обещал узнать и доложить. На следующий день доложил: корреспондент, сфотографировавший работу и разославший репродукции по редакциям, решил, что это искаженное отражение часов в стекле закрывающем картинку и, долго не думая, заретушировал их.
На открытии выставки рассказал публике эту занятную историю. Часть публики устроила стихийный аукцион по поводу КТО БОЛЬШЕ.
Так, иногда, курьез помогает продать художнику работу.
И так, иногда, катастрофа приводит к неожиданным поворотам жизни.