Бровин Александр Михайлович : другие произведения.

Дела мемориальные

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про дела похоронные и кладбищенские...

   Вчера, поутру, пошел проведать Наденьку на кладбище. Я с конца декабря не мог добраться до её могилки. Снегом всё завалило так, что занесло все надгробья по самые макушки - не меньше полутора метров. Пробиться до оградки - никак. Когда снега нет, я же почти каждый день навещаю Наденьку, потому что путь моей "пробежки" пролегает как раз мимо кладбища (это 500 метров от дома). Летом, по пути, нарву полевых цветов, зайду за оградку, подправлю цветник, посижу на лавочке, выкурю сигаретку, в миллионный раз поблагодарю Бога за то, что подарил мне такую девушку, с которой прожил душа в душу 57 лет...
   Как же здесь, в деревне, всё хорошо с ритуальными процедурами. Мне есть с чем сравнивать, поскольку лично организовывал похороны и Надиной мамы, и моего отца, и моей мамы, наконец, моего среднего брата. Всё это происходило в городе. Какой же это ужасный геморрой похороны в городе! После смерти близкого человека вызываешь скорую (они фиксируют смерть), затем милицию, потом ищешь труповозку, следом едешь в морг за заключением о смерти, далее летишь в ЗАГС для получения справки о смерти, наконец, идёшь в похоронное бюро "выбирать" место для могилы, заказывать гроб, венки, крест с фоткой и рытьё могилы. И везде нужны справки, справки и немалые деньги. Мечешься по городу из одной конторы в другую. И последняя печальная процедура - собственно похороны: нужен катафалк, могильщики, транспорт для провожающих и организация поминок. Два года назад хоронил брата - три дня с утра до вечера, мотался по городу, организовывая похороны. Хоронил по самому бюджетному (нищенскому) варианту: дешевенький гроб, один скромный венок и всё... Так мне эти нищенские похороны обошлись в 100 тысяч рублей!
   А здесь всё по другому, по человечески с похоронами. За два месяца до кончины Наденьки я уже стал потихоньку готовиться к похоронам потому что, врачи мне назвали примерный срок, оставшейся жизни для Нади. Первым делом, поехал в сельсовет узнать что нужно для погребения усопшей: нужно ли разрешение для похорон на данном кладбище, кто укажет место для могилы и так далее. Оказалось - никаких бумаг и разрешений не требуется, хорони когда хочешь и где хочешь! Я, естественно, поспешил выбирать место для могилы, благо, его там ещё достаточно. Нашёл прекрасное местечко на краю кладбища: ровное, сухое с шикарным видом на соседнее поле и лес. Сразу огородил его колышками и проволокой. Как и предсказал врач, Наденька скончалась через два месяца. Приехала скорая и участковый, зафиксировали смерть. Подрядил знакомых мужиков вырыть могилу, они же пригнали УАЗик и отвезли Надю в Касимов, в морг. На третий день они же забрали её из морга, привезли сюда на кладбище и помогли похоронить. Мои же хлопоты свелись к двум поездкам в Касимов: первый раз я отвёз Надю в морг, заказал гроб и венки, и второй раз я ездил забирать Надю из морга. Всё! Больше я ни с кем не контактировал по поводу похорон. Теперь о затратах на похороны Наденьки. Полные затраты: собственно похороны + планировка участка + завозка щебня и песка + изготовление и установка ограды + изготовление памятников из натурального гранита с лазерной гравировкой портрета + установка памятников. Итого я потратил всего 120 тысяч рублей! Я не случайно написал памятник во множественном числе. Просто я изготовил два памятника, и на себя тоже. Изготовил и установил рядом с Наденькой. Естественно, с портретом и датой, левой, где указывается день рождения усопшего. Ну, а правую дату подрисуют мои сыновья. Намучившись с похоронами моих родителей и брата, я не хочу перекладывать эту печальную обязанность на детей. Именно по этой причине я забронировал себе место упокоения рядом с Надей, и памятник установил с портретом. Теперь у детей будет минимум хлопот с моими похоронами - всего-то приехать, закопать и всё. Я даже нашел им человека, который за небольшую плату будет присматривать за нашими могилками.
   Несколько слов о портретах на памятнике. Меня уже давно смущали, даже вызывали лёгкий протест фотографии на памятниках усопших. Особенно пожилых людей. Родственники почему-то всегда лепят на памятники фотки умерших последних лет их жизни. Где на их сморщенных, дряблых лицах мы видим только беспредельную тоску, боль и уныние. Будто они впустую прожили жизнь, в которой не было ни мгновения счастья. Моя душа резко протестует против такой традиции. Такие фотографии наводят только тоску и уныние, вызывают отвращение. Я считаю, что на памятнике надо ставить фотографии человека когда он был в расцвете сил, зрелого возраста, желательно с улыбкой. Тогда умерший с такой фотографией будет вызывать лёгкую печаль и сожаление, а не испуг и отвращение от лика старика или старухи. Памятуя об этом, я и подбирал фотки на памятник Нади и себе, где мы были в зрелом возрасте, у нас уже благополучно всё состоялось и в личной жизни, и в профессии, и мы ещё в полном здравии, веселы и счастливы. Наде на этом фото было уже 56 лет, хотя, выглядела она на тридцать, а мне поменьше. И ещё, важно выбирать фото самому. Когда выбираешь посмертное фото сам, ты, тем самым хочешь показать, каким ты был на самом деле человеком, каким ты желаешь остаться в памяти у близких.
   Я уже поневоле стал "экспертом" по кладбищам, поскольку хоронил своих и Надиных родителей на трёх разных кладбищах, находящихся в разных местах района. Надину маму похоронили в Образцово - это та же знаменитая Загорянка, только на противоположном берегу Клязьмы. В самом городе Щёлково уже давно никого не хоронят, поскольку кладбище на Гребенской горе переполнено. Поэтому всех щёлковчан теперь хоронят в основном за городом Фрязино, примерно, в 10 км от Щёлково. Вот там мы и похоронили маму и среднего брата. А отца, как фронтовика, удостоили места на военном кладбище Звёздного городка, рядом с могилами космонавтов. Такой разброс могил моих родных по окрестностям Щёлкова создал большие проблемы мне для их посещения, хотя бы один раз в год. Если, имея машину, просто навестить и положить цветы, то на это уйдёт весь день, потому что надо будет проехать более 100 километров по пробкам. А если надо прибираться на могиле (покрасить оградку, подправит цветник, убрать мусор), то понадобится три дня.
   Таким образом, организуя похороны и ежегодно навещая могилы родных, я досконально обследовал пять кладбищ: три в Щёлково и два здесь, в деревне. Естественно, мимоходом бывал и на других кладбищах от Москвы, до Камчатки с Казахстаном. Обследовал и примечал для себя некоторые закономерности (татарские и еврейские кладбища не трогаю, хотя побродил и там). Также исключу из анализа захоронения 90-х и начала 2000-х годов. Тогда, благодаря нашим демофашистам (гайдарам, чубайсам и прочим абрамовичам) не менее 10 миллионов русских закопали как дохлых собак: без родственников, гробов, крестов и надгробий, воткнув в землю только дощечку с номером. Все безымянные! Потому что, родственники не имели возможности похоронить своих близких. У них просто не было денег. Ходорковские, чубайсы, гайдары, ротенберги и усмановы украли у них деньги.
   Что сразу бросается в глаза бродя по кладбищу? Прежде всего - срок жизни могил. Под сроком жизни я понимаю время, в течении которого могилу посещают родственники и как-то ухаживают за ней. За малым исключением, могилы "живут" двадцать лет! То есть одно поколение. В течении этого времени могилу посещают и следят за ней кто-то из супругов и дети. Внуки уже не приходят. Это наблюдение относится только к единичным захоронениям, где покоится один человек ( на городских кладбищах преимущественно единичные захоронения). Потом могила быстро приходит в запустение: зарастает травой и деревьями, сгнивает крест, разрушаются мраморные и гранитные надгробья, ржавеет и ломается оградка... "Подселить" рядом кого-то из родственников не позволяет размер выделенной земли. И вообще, в большинстве своём, люди не думают о "судьбе" своего тела после смерти. Не резервируют кусочек земли рядом с родными или где-то ещё. Хотя, есть исключения: Аллочка Пугачёва уже купила себе местечко на каком-то кладбище в Израиле... А что на этот счёт говорит наше законодательство? Согласно федеральному закону "О погребении и похоронном деле", любой гражданин РФ имеет гарантированное право после смерти рассчитывать на получение участка для погребения. Размеры такого участка официально составляют 2,0 на 1,8 метров. В соответствии с вышеупомянутым законом, земля для погребения предоставляется гражданам в безвозмездное пользование. Однако, никто в РФ не вправе приобретать себе в частную собственность земли кладбищ, погостов и некрополей.
  Так что же под собой подразумевает право владения участком на кладбище? Право на безвозмездное пользование участком кладбищенской земли людям дает специальный документ, называющийся Паспортом захоронения или "Удостоверением на захоронение". Он формируется администрацией некрополя, где проводится захоронение, и в нем фиксируется договоренность о выделении участка земли для могилы. Получение корректно оформленного паспорта захоронения гарантирует, что земля на погосте не будет отдана посторонним людям и на этом участке не станут хоронить другого человека. Покупать могилы для погребения в частную собственность в нашей стране нельзя. Однако, можно приобретать места для так называемых "семейных захоронений". Это не просто могилы, а огороженные территории для погребения на ней двух и более людей, находящихся в семейном родстве. Такую землю разрешается оформлять на себя при жизни. Для этого необходимо быть гражданином РФ и принять участие в открытых торгах, которые проводятся на регулярной основе городскими службами. Представители церкви тоже предпочитают смотреть на данный вопрос с практической точки зрения. Размышляя о своей смерти и готовя всё необходимое для своего упокоения заранее, мы заботимся о своих близких и о себе. Так мы упрощаем родным заботу о нашем бренном теле в тяжелую минуту, позволяя им посвятить себя в этот момент искренней молитве за нашу душу. Кто-то может приобрести себе место на кладбище, а кто-то просто, как раньше делало наше старшее поколение, собирает себе смертный узелок. В него наши старики заранее складывали одежды, в которые они бы хотели, чтоб их облачили, а также денежные средства, чтобы дети не испытывали трудности, если необходимо купить место на кладбище и заказать могилу. Для жителей больших городов удобно приобретать участки для семейного погребения. Кладбищ в пределах города много, а расстояния меду ними большие, поэтому имея участок для семейного захоронения легче будет ухаживать за могилами. Однако, жители городов редко так поступают. Денег элементарно нет, да и мороки с оформлением и аукционами много. Почему же я, у себя в Щёлково не приобрёл участок для семейного захоронения? Частично приобрёл - "подселил" среднего брата Валентина к маме. Благо размер её участка позволял. К отцу же "подселить" было нельзя. Он умер раньше и похоронен на мемориальном военном кладбище Звёздного городка, где хоронят космонавтов и лётчиков с Чкаловского аэродрома. Гражданским там не место и разрешение на захоронение даёт военкомат.
   В сельской местности проблем с семейными захоронениями нет: земли, как говорится, навалом и бумаг разрешительных никаких не надо. На нашем кладбище много семейных захоронений. Соответственно и "живут" они дольше 20 лет, есть даже семейные могилы с начала 20го века. Разъехавшихся когда-то в города сельчан, предпочитают хоронить не в городе, а привозят сюда, на "воссоединение" с родными. Это то, что видно по сохранившимся могилам. На самом деле, кладбище очень древнее. От могил 19го века и ранее, остались только надгробные "памятники", если их так можно назвать. Это цементные изваяния, длинной не более 50-60 сантиметров в форме гробика. На его лицевой стороне изображен крест, а по бокам - сведения об усопшем и какая-то краткая молитва. Эти памятники-гробики давно уже не на своих законных местах. С могил их удалили и они валяются кучками по разным местам кладбища. А могилы, на которых они лежали "заселили" другими "жильцами"...
   Есть у нас ещё и более древнее кладбище, прицерковное. Рядом с моим домом. В 100 метрах от меня стояла на краю обрыва красивая белокаменная церковь. При каждой церкви, как известно, всегда было кладбище, где хоронили служителей этой церкви и некоторых прихожан приближенных к храму. Церковь ту снесли в 1937 году, все её кирпичики растащили по домам. В 2000 году я на её месте застал только кучу щебня из обломков кирпичей. Прицерковное кладбище тоже снесли. Ну как снесли? Порушили все надгробья и кресты, сами могилы, конечно не трогали. После войны там построили начальную школу, (это на месте могил!). Затем школа переехала в новое здание, а это отдали под сельский клуб. Клуб тоже переехал в новое, кирпичное здание. Старое, деревянное снесли. После этого территория бывшего прицерковного кладбища превратилась в пастбище и проходную дорогу, по которой гоняли стадо коров вниз, под горку. В 2011 году жители села решили восстановить церковь. Собрали по домам какую-то сумму денег и приступили к строительству, собственными силами. Я тоже принимал самое активное участие в этом богоугодном деле и деньгами, и собственными руками. У меня в то время была грузовая машина и все перевозки были на мне. Когда копали фундамент, наткнулись на несколько могил. Кости выкопали и схоронили немного в стороне. И вот однажды, в самый разгар нашей работы, приходит какая-то баба и начинает трясти какими-то бумагами - мол это её земля, она её купила, пошли вон отсюда! По бумагам выходило, что она действительно приобрела территорию бывшей церкви в частное пользование. Не без ведома и помощи председателя сельсовета, конечно. Народ просто взбунтовался от такого кощунства. Стихийно собрался сельский сход, пригласили какого-то попа, на шум приехала милиция. Крику и воплей возмущения было много. Ту бабу, с бумагами на право собственности на эту землю, чуть не избили, кричали - мол как ты можешь здесь строиться на костях умерших. А та в ответ кричала, что здесь нет кладбища, это всё враки. Тогда народ предложил ей самой убедиться: пригнали трактор Беларусь с ковшом, позвали попа и мента в качестве понятых . Трактор копнул буквально три раза и тут же наткнулся на могилу (я всё это снял на видео). Достали череп, все кости и предъявили новой владелице земли. И та быстро ретировалась. Шумиха потом разразилась немалая по этому случаю. Присутствовавший при раскопках поп, видимо доложил своему начальству и оно (церковное начальство) быстро и круто отреагировало: приехала целая кавалькада чёрных джипов из самой Рязани во главе с самим митрополитом рязанским. Полдня все ходили, осматривали, охали и ахали, восхищаясь красотой места для церкви. В итоге, тот договор купли-продажи аннулировали и землю передали во владение церкви. И да, новую церковь мы всё же построили! Небольшую, деревянную.
   А кладбище то никуда не делось. Каждый день пол деревни приходит на смотровую площадку, полюбоваться заокскими далями. Фактически, прямо по могилам ходят. А сама смотровая площадка - тоже ведь часть кладбища. И через овраг, на соседней горке, располагалась часть того же кладбища. Там построил себе дом Володя Силин.
   А можно ли вообще селиться на земле бывшего кладбища, спать прямо на могилах? Решил навести справки в Интернете по этому поводу. КАК ЖИВЕТСЯ В ДОМЕ, ПОСТРОЕННОМ НА КЛАДБИЩЕ? И вот, что накопал... "Любой человек, имеющий экстрасенсорные способности, по приходу в такой дом сразу же чувствует энергию потустороннего мира. Рано или поздно потревоженные души похороненных на кладбище, на месте которого был заложен фундамент этой постройки, будут оказывать влияние на обитателей.
  
  Подобное влияние может проявляться по-разному. Но в большинстве случаев ничем хорошим для жильцов оно не грозит. Их жизнь может резко измениться в худшую сторону.
  
  Люди, проживающие в доме на кладбище, начинают болеть, у некоторых обостряются хронические болезни, у других может развиться онкология. Психические заболевания тоже не редкость. В таких домах плохо приживаются животные, они странно и беспокойно себя ведут.
  
  По статистике, многие жители таких домов становятся алкоголиками и наркоманами. Также высокий и процент самоубийц среди "кладбищенских" жильцов.
  
  Во время строительства часто случаются неприятности - рабочие получают увечья, а иногда даже погибают при непонятных обстоятельствах. Поэтому здание, построенное на месте кладбища, мало кому может принести счастье. Люди, проживающие в таких домах, жалуются на систематические головные боли, слабость, упадок сил, им часто снятся дурные сны, и даже мерещатся призраки усопших, чье спокойствие было нарушено. Такие жильцы чаще болеют, они часто испытывают нервные расстройства, а некоторые даже теряют рассудок, заканчивая свои дни в психиатрической лечебнице." Увы, такова печальная практика...
   А как же жилось семье Володи Силина, построившего дом на могилах бывшего кладбища. По моим наблюдениям, неважно жилось. Мне кажется он всю жизнь комплексовал, как все мужички маленького роста - он явно выше 160 сантиметров не дотягивал. В мирских и сердечных делах тоже звёзд с неба не хватал. Пока речное пароходство еще было живо, он плавал по Оке, кажется механиком. Пришли гайдары, чубайсы, абрамовичи и фридманы и остановили речные перевозки по Оке, корабли распродали за копейки. И Володя потом, до пенсии, кем-то работал в совхозе. И хозяином он был так себе, не важным. Пытался подражать и тянуться за более успешными мужиками. Получалось слабо: поставили ему сруб бани, но доделать её он сам не смог. Так и сгнила она недостроенная. Хоздвор слепил тяп-ляп, участок не облагородил, хорошего сада не вырастил. Из живности - как все - держал корову, поросят и кур. А с делами сердечными тоже были проблемы болезненные и немалые. Влюбился в юности он в местную красавицу. Ну, та, естественно, его просто не замечала. Ведь за ней ухлёстывали куда более достойные парни. Однако выйти замуж здесь у неё не получилось и она подалась в город за лучшей долей. Там устроилась официанткой в ресторан, сменила несколько городов - даже в Тбилиси какое-то время поработала. В Тбилиси, у грузин работала официанткой... Не нашла она на чужбине ни жениха, ни счастья. Вернулась сюда, в деревню. А Володя её ждал. Деваться девке не куда и она согласилась выйти за него замуж. Из детей у них родилась единственная дочь, которая быстро выскочила замуж и переехала к мужу в Касимов. Дочка родила троих детей: двух мальчиков и девочку. Не в курсе, что там у дочки произошло в семье, но её сыновья Дима и Саня, с ранних школьных лет переехали сюда, в деревню, к деду с бабкой. Здесь они окончили школу, отсюда ушли в армию, здесь и погибли: старшего внука - Димку, зарезала гражданская жена в соседней деревне, и Санька не задержался на этом свете - поспешил за братом, умерев от какой-то болезни. Остались Володя с Аней одни. Оба постоянно болели: у Ани вырезали желчный пузырь, развился диабет, гипертония донимала, а Володя маялся с сердцем постоянно. В 2002 году инфаркт его и добил. Осталась Анна одна, больная, без постоянной опеки мужа - он же её сильно любил и постоянно заботился о ней. Естественно, никаких сил у неё не было содержать хозяйство. Пришлось избавиться от коровы, коз, свиней и кур. Остались одни кошки... Пережила она своего мужа на пять лет. Умерла в одиночестве. Страшная судьба у женщины - пережить всех своих близких и умереть в одиночестве - ведь их единственная дочка (мать Димки и Сани) тоже умерла, сразу после смерти второго сына Саши. Мы с братом нашли её на второй день. Живём то напротив. Вот такая незавидная судьба у семьи, поселившейся на могилах. Считай всё семейство Володи Силина смерть выкосила... Только правнучка одна ещё жива, но она родились и всю жизнь прожила не в этом доме, а в Касимове. Мой дом стоит через дорогу от старого кладбища. Не на могилах конечно, но всё же рядом. Чувствую ли я негативное влияние мертвецов, лежащих в 20 метрах от моего дома? Приходят ли они ко мне в кошмарных снах, или как-то ещё они себя проявляют? Во снах ко мне не приходили, но какие-то посторонние звуки в доме периодически слышу. Впрочем, меня они совсем не пугают. А что у меня со здоровьем, как-то оно ухудшилось от нахождения в этом доме? Я в этом доме живу уже 23 года, пока жив. Все мои хвори не выходят за рамки моего возраста - болею и увядаю как все в таком возрасте. И Наденька моя тоже не испытывала дискомфорта, проживая в этом доме. А вот чужие люди очень даже чувствуют присутствие негативных сил в доме. Например, брат с женой рассказывали такие страсти про дом, что волосы дыбом... Когда нас не было в деревне, они присматривали за нашим домом, иногда заходили внутрь. А потом нам рассказывали такие страсти..., мол в доме постоянно слышны какие-то звуки, даже грохот, который слышен снаружи дома. И совсем отбил им охоту заходить в мой дом случай с падением жены брата в подпол у меня в доме. Как она туда провалилась ума не приложу. Чуть калекой не стала - сломала руку и три ребра! А брат сломал ногу в моей бане. Что-то подобное произошло и с сестрой моей жены. Лена её зовут. Решила она переехать к нам в деревню. Ну ладно, думаю, как-нибудь разместимся. Приехала, расположилась, а мы поехали к себе, в Щёлково. Дела у меня там были неотложные. Проходит неделя и Лена звонит, что уехала из деревни. На мой недоумённый вопрос: " что случились? Страшно говорит, ночью спать не может. И конкретно ничего не объясняет... Страшно и всё! Так потом больше и не появлялась.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"