Примерно в это же время в прошлом году я дописывала обзор на конкурс "Такая разная любовь", вот адрес: http://samlib.ru/editors/b/budenkowa_t_p/konkurstakajaraznajaljubowxobzoryrasskazowwtorojgruppy.shtml . Это я к тому, что имею возможность сравнивать. А сравнивая, испытываю неприличное чувство - ну очень хочется похвастаться! Ай да мы молодцы, спасибо нам!!! Отельное спасибо авторам мужчинам. Сознаюсь, думала, что любовь слишком тонкая материя для сильной части человечества. И была приятно удивлена. Сильные, умные, тонкие, без тени ханжества и с минимумом цинизма, рассказы читала не по тому, что должна была, а потому что интересные. Да, есть о чём спорить, ведь, сколько людей, столько и мнений.
Есть рассказы, которые не вошли в обзор, оставила отзыв в комментариях. Но если кому-то ещё интересно моё мнение - пишите, отвечу.
Маверик Д. Призрак моей любви
"Я раньше не знал, что она такая". Чтобы понять, кто "она", следует перечитать предыдущий абзац. Стремление автора создать напряжённую атмосферу сопереживания для читателя - привлекает, заставляя читать дальше. А именно такое впечатление создается вступительной частью, и именно поэтому я бы построила это предложение по-другому. Чтобы нить читательских чувств, ощущений не прерывалась вопросами здравого смысла.
"Чтобы в краткий миг Спектакля ненадолго вырванные из небытия зомби ткали в тесном квадрате сцены тонкий узор из человеческих чувств и страстей". Кто знает, сколько таких мгновений каждый из нас видит в своей реальной жизни? Или каково артисту выходя на сцену забывать свою жизнь, свою боль и играть чужую радость, или наоборот. Фраза богата двусмысленностью, в хорошем смысле. Каждый может увидеть в ней аспект жизни, или театра, в зависимости от внутреннего состояния. Возможно, дальше по тексту будет яснее - о чём автор, но пока мысль двояка.
"И уже не задумываешься о том, что задаром-то не бывает, а бывает - в кредит". Вы правы. Либо платишь дорогую цену и ещё неизвестно, каково это потом переварить, или - в кредит.
Так красиво написать об эгоисте, наверное, может только сам эгоист. Почувствовать, чтобы понять, а как иначе? Красиво, но может быть именно поэтому не жаль ГГ, чуть не написала "гада".
"А я не понимал, что это не депрессия, а агония, в которой билась ее слишком тонкая и хрупкая для нашего мира душа". И я не понимаю, как можно так любить, чтобы не видеть: тот, кого ты любишь - страдает? Автор создал образ эгоиста, расцветив его переживания все возможными нюансами, как художник картину.
"... физически ощущал, что какая-то - может быть, самая важная - часть Ханны по-прежнему находится рядом и, не в силах вырваться из цепких объятий моего горя..." - Взгляд с позиции мужчины. Женщина до самозабвения любящая своего ребёнка, уйдя из жизни, страдает по мужу? Тем более что эгоист он и есть эгоист. О беспомощном младенце, собственном сыне даже не думает, он, видите ли, не в силах. И бросает на попечение своих родителей. А куда им деться, если вырастили такого эгоиста? Жене помочь не мог. Это же высшая мудрость, качать младенца ночью по очереди. Эта же столько ума надо, чтоб понять, что человек рядом с тобой бьётся о твоё равнодушие, как рыба об лёд. Но как сумел автор это подать! Ах, я бедненький, ах, я несчастненький! Жалейте меня все! А хочется - убить. Так написано, что вроде бы у ГГ не жизнь, а сплошные мытарства, а ведь не жаль его. Или это только мне, с чисто женской позиции? Так ведь и рассказ об отношении мужчины к любимой женщине, к матери его ребёнка. А как автор характеризует героя: ему мешает детский запах, он видит в своём, подчёркиваю, своём, сыне, препятствие, разделяющее его с женой! Класс! Ну, как можно охарактеризовать такую личность? А автор и дальше жалобно рассуждает, какая у ГГ трагедия - остался один! Помните анекдот? С бородой, правда, анекдот. Мужик горюет: остался один - плачет, остался один - задумчиво, остался один, остался один - приплясывая.
А ещё рассказ выделяется своим описанием тех или иных явлений, моментов: "Он крался по моим следам, из осени в зиму, словно озябший, изголодавшийся по ласке пес; по кривым переулкам, сквозь липкие пряди дождя и яркое крошево снега". Красиво, не ординарно. И весь рассказ выдержан вот в таких тонах. Красиво написано о некрасивом периоде человеческой жизни.
Так, остался один! И вот она - Илана. Илана - вот тебе моя болячка, хочешь, не хочешь, на! И надо же, она только и мечтает о самопожертвовании. Даже не так, она по-другому жить не может, кроме как играя роль и умащивая его моральные болячки. Но тут, о чудо! Меняется герой. Он действительно выплатил кредит и купил себе ценой жизни другого человека, ценой собственных страданий - уменье чувствовать, понимать и сострадать, а ещё в первую очередь заботиться о сыне, то есть не о себе любимом. И это замечательный финал. Знаете, лучше поздно, чем никогда.
Терехов А.С. Стертая жизнь
Замечательно грустное и глубокое произведение. Не могу написать рассказ, это не рассказ, и не миниатюра и даже не зарисовка. Это как отрывок из неизвестной симфонии. Ну да, больше всего подходит сравнение с музыкой. Вчитываюсь в короткие строчки, они звучат грустно и больно, тональность фраз, слов подобрана созвучно вложенному смыслу. И вроде ничего больше, только переживания ГГ. Ничего не происходит, нет никаких действий, событий, а видишь человека и каким он стал, прожив этот кусок своей жизни. И примеряешь на себя, и веришь каждому слову. Да, так и есть. Это плохо? Это хорошо? Не знаю. Это жизнь. А написано замечательно.
Skier "Прынц"
Путешествуют по СИ понятия: женская проза, женский роман, женский рассказ. И как бы уже сложилось неписанное правило: обязательно и слёзы, и любовь, и ещё нечто неуловимое, что должно отличать женский рассказ от мужского. Поэтому читала с особым интересом, тем более что автор давно знакомый, интересный. И, всё-таки, насколько ему удастся влезть в женскую "шкуру", ведь рассказ от женского лица. Влез. Хотя, на мой взгляд, есть моменты, когда мне сложно представить поведение героя в представляемой ситуации. Но, как ни странно, больше это относится к мужскому персонажу, нежели к любому из двух женских. Например, когда "прынц" извиняется перед Ольгой за то, что ему пришлось услышать по телефону кучу оскорблений. И сам факт, когда он слушает по телефону Мишанины оскорбления, судя по тексту, довольно долго Мишаня орёт в трубку, а "прынц" слушает. Он - мазохист? Не понятно, где может взять столько терпения мужик? В общем, получился удивительный персонаж. Однако, автору, как мужчине, явно понятнее, чем мне, нюансы мужской психологии. Но, что этот рассказ понравится многим молодым и не очень, девушкам, не сомневаюсь. Для этого есть всё необходимое: покрытое горным загаром лицо, покоренные горные склоны, розовый букет, да и единственная роза на морозе, тоже есть. Есть и сравнение в его пользу. У подруги Ирины друг Мишаня, разведён, платит алименты на двоих детей, не на горных лыжах, а на старой тайоте, да ещё орёт и обзывает подругу, вот!
Так что не знаю, как насчёт женской прозы, но то, что этого "Прынца", с удовольствием прочтут многие незамужние читательницы - не сомневаюсь.
Работха Р.П. Дочь Солнца
Однако, русских женщин этим не удивишь. Чем "этим"? А тем, что выбирают не того, который может дом построить, рыбку поймать, чтоб семью накормить, и даже не самого умного, или красивого. Ох, как часто она выбирают того, кто без неё пропадёт. Потом так и живёт. Он-то никуда не годен. Значит, дом строй сама, пропитание добывай сама, потом родишь его детей, хорошо если в маму, а если в папу, то, как та свекровь, неси букет роз, что женить сына. И понесёт, вспомнив свою молодость.
Поучительная сказка. Однако можно и очень красиво подать идею сюжета. Помните у Марины Цветаевой: "Любят не за "что", а "вопреки", Вопреки другим, себе напротив". Ну, или как в русской поговорке: стерпится, слюбится. Иначе как-то сложно достав из лужи этого жирненького мужичка полюбить "другим напротив".
Однако автору замечание: первая треть рассказа, на мой взгляд, затянута и возникает сильное желание пропустить кое-какие части текста, чтоб дойти до сути. Читатели народ капризный, может не хватить терпенья и так и не узнают, как повезло Манодж Сингху.
Наумов Н.И. Новогодняя сказка
"Знаете, когда человек замерзает (да и вообще перед смертью), и жить ему остается считанные минуты - именно тогда наступает до невозможности сладкая легкость бытия. Организм умирает, но вот рассудок, не обремененный больше мыслями о жизни и жизнедеятельности (добавьте сюда житейские проблемы, влюбленности и т.д., и т.п.), сказочно проясняется до кристально-чистого состояния, когда остается лишь твоя жизненная линия, и ты осознаешь, как правило, смысл своего существования". Раньше приглашали батюшку, читали отходную молитву, если дома и в своей постели, и если успевали. А сейчас дефибриллятор в ходе реанимационных мероприятий вам устроит такое "просветление", ой, прояснение, что если не отводятся, то долго ещё будете с того света врачам "ласковые" слова посылать. Не очень подходящая тема для шуток, однако, да, принято считать, что перед самой смертью человеку становиться легче. Опять же никто этого не подтвердил... с того света. Но и это бы ничего, но оказывается, что: "К тому же, именно в таких состояниях пишутся гениальные романы, делаются искрометные признания в любви, создается великолепнейшая музыка - продолжать можно долго". А времени хватит?
Предположить, что же автор имел в виду можно. Но, одно дело предполагать, другое - читать конкретный текст. Надо бы подумать над подачей "этого блюда" читателю. Иначе трудно перевариваемое нечто получается.
Опять не поняла: "Ах, если бы люди в реальной жизни работали так плодотворно, и так самозабвенно!" А в нереальной, значит, работают? Это как?
И как же ГГ себя не любит! То циник, то пошляк, то мерзкая персона - самокритично до удивления. А какой набор человеческих качеств - просто закачаешься и в ту же ледяную воду, откуда ГГ выплыл. Надо же охладиться от наплыва чувств, вызванных встречей с таким героем.
Нет, ГГ не так уж и плох. Во-первых, он стал жигало не у престарелых богатых дам, а у молоденьких девушек. Им же молодым и богатым, откуда парней взять, а родителям невдомек желания дочек. Во-вторых, в последние минуты своей замерзающей жизни он просветлел настолько, что стал размышлять над смыслом жизни.
Вот теперь начинаю понимать, откуда... м-м-м ноги растут. Так с этого и надо было начинать. Замерзает человек на берегу, и вспоминает свою жизнь. Иначе понимание сути приходит с большим опозданием от текста.
"...идеалистической пеленой" любовь застилает глаза многим, но, как правило, наивным людям. А тут: умная, давно обворованная и обманутая, так и не догадалась, что же с ней случилось. Наверное, определение "умная" следует опустить, для пущей правдоподобности.
"Человек - существо низменное". Это ещё что, вон Горький говорил: "Человек рожден для счастья, как птица для полета!" Однако, в этом случае не буду спорить с автором, поскольку эта мысль ГГ, и значит - его право думать как хочет.
Ну и последнее, если ГГ замёрз настолько, что примёрз ко льду, навряд ли у него хватит сил угнать машину. А впрочем, россыпь кредиток ещё и не в таких ситуациях может сил придать. Так что - удачи ГГ.
Анисимов А.А. Скрип кровати
Я не знаю - придумал автор историю, или нет, но в такую мистику, что вещи хранят память о людях - верю. И каждому слову в этом рассказе - верю. Написано очень хорошо. Правда, чисто техническая ошибка повторяется, дефис в самых неожиданных местах текса. Что с этим сделать - не знаю. Но что кровать спасла ГГ от серьёзной ошибки, это точно. И внешние различия: красно-жёлтое, или чёрно-белое, не самое главное. Важнее несовпадение внутренних миров двух людей. И совместить такие миры невозможно, ну если только параллельными курсами рядом по жизни пройдут, как в этом рассказе. И вроде всё буднично просто, но тут и продолжение рода, и любовь к своей семье, тот стержень, без которого мы бы ничем не отличались бы от размножающихся животных. И характер человека, вот вроде бытовая мелочь - старая кровать, но автор так показал через этот образ жизнь человека, что понимаешь, было у ГГ счастливое детство и родители, которые любили друг друга и своих детей. А всего-то старая кровать. Хотя нет, не всего-то, этот образ в рассказе, главный основополагающий. Всё так просто и так сложно. Жизнь, однако.
Андреев О.И. Жизнь в большой квартире
Читала рассказ с особым удовольствием. По двум причинам: первое - на собственном опыте знаю, что такое жизнь в Ленинградской коммуналке в середине семидесятых годов; второе - всё, что написал автор настолько соответствует действительности того времени, что просто как на машине времени прокатилась. Персонажи рассказа - каждый может претендовать на типичный собирательный образ того времени. И к каждому автор относится с пониманием, то есть точно знает, что хочет сказать о том или ином герое. Так или иначе - все люди. А уж как соответствует теме конкурса! Такая разная любовь, ещё какая разная! В рассказе разные люди, с разными характерами и судьбами объединены коммунальной квартирой. И попробуй тут спрятать свою личную жизнь, или остаться в стороне... от событий местного значения. Стиль и язык рассказа как нельзя лучше подходит к выбранной теме. Передавая красочными эпитетами совсем не радужные картины быта людей, автор не представляет их обезумевшими идиотами, добавляя штрих, нюанс к тому или иному моменту.
Например: "К чести любовника женщины, он, увидев меня, бросился защищать свою самку и, подскочив ко мне, хотел ударить". Это Михалыч, окончательно спившийся тип. А вот финал скандала: "Рядом, заглядывая ей в заплаканные и опухшие глаза, семенил виновник слез". Чем не характеристика человеку и всего одной фразой?
Очень тонко, точно и вот мучаюсь, не находя подходящего эпитета, красиво и вежливо, что ли, переданы интимные моменты в рассказе. Как пример - выдержка ниже, что тут непонятного? А неприличного? Просто замечательно: "Я терпеливо ожидал ее, стараясь, чтобы пыл атаки и ствол не перегорели без объекта нападения, поэтому пытался отвлечься и вспомнить: воевал вчера или нет? Было не понятно, поэтому решил, что не воевал, иначе, откуда такое неукротимое
желание, которое двумя руками не согнуть".
Но кроме таких разных историй о любви, есть одна общая на всех тема. В финале автор задаёт вопрос: "Что стало с тогдашними обитателями коммунальной квартиры?" И кратко пересказывает участь... второго поколения той же коммуналки! Класс! Так что же изменилось? И можно писать ещё один рассказ на тему "Такая разная любовь", потому что жизнь продолжается, и каждый обитатель существует в этом коммунальном мирке со своими бедами, заботами, любовью.
И приходит в голову сравнение: М.Горький. На дне. Андреев О.И. Жизнь в большой квартире. Как вежливо и тактично названо это дно.
Роледер С. Салонная эротика
Не обижайся автор, но начну с того, "что такое "хорошо" и что такое "плохо". Хорошо - умная, замечательная идея, показать мир мечтаний, то каким мы его видим в своём воображении и короткой резкой чертой вернуть читателя к действительности. Плохо: " Ой, Машка, это печенье попробуй, итальянское. Это рай на Земле. Калорий конечно...! Но мы с тобой 20 лет не виделись, бог простит". Это же диалог из телепередачи "Одна за всех". Ваши героини живут в реальном мире, где действует программа "выжить, хоть как-то", вместо государственной программы помощи малому бизнесу (по сути можно считать синонимами, если о программе). Ваш рассказ многие поймут правильно, потому что пишите о жизненных реалиях. Бытие определяет сознание. Что делать? Конечно, хотелось бы наоборот. Однако даже в придуманном мире своих героев не стоит подавать их как глупых кукол, потому что этот слой нашего общества выживает как может, обычным для многих способом.
Ваша, авторская, воля. Но я бы серьёзно поработала над первой частью рассказа, особенно учитывая социальную составляющую рассказа. Обстоятельства и события менять не стала бы, а вот над языком подумала бы.
Царицын В.В. Бабье лето
Я помню этот рассказ. Читала ещё до конкурса. Страшная в своей обыденности и будничности история. Страшная ещё и потому, что со временем ничего не изменилось в большинстве семей вот такого достатка и социального положения. До боли жалко Вовку Синицына, этой "синице" судьба определила быть "журавлём в небе". Жалко его бабушку. Отец - наверное, если бы ... тогда и... ну, вообще это такой человек, или его жизнь сломала под такого. Мачеха? А что мачеха? Наверное, стоит подумать, что делает женщину такой чёрствой и жёсткой? Что? Безысходность. Плохая? Так какой быт, такое и сознание.
Парень пришел из армии, милое государство, помоги встать на ноги, он стольких стариков потом, выплачивая налоги, прокормит!
Вот, на мой взгляд, это самый главный мотив в этом рассказе. СОЦЫАЛЬНЫЙ! И гибель Вовки - это как крик, может кто-нибудь задумается о многих многих мальчишках отдавших долг Родине - за что?
Радов А.А. Восьмой хобот
И вся суть рассказа в последнем абзаце. По тексту понятно - любовь есть! Но вот чтоб почувствовать её надо душу, а не "фотонки" включать. И, возможно, не обязательно лететь на другую планету, чтоб разрушить, даже не заметив, чужую любовь. Счастье - оно хрупкое.
Однако есть одно "но". Новый мир никак не прорисован. Сложно представить, так сказать, место действия. Вриск и Лулу - какие-то зверьки? Или они разумны? Это выясняется ближе к финалу. А так - догадки. Складывается впечатление, что речь идет о животных, которые живут, чуть ли не в заповеднике, настолько беззаботна и безмятежна их жизнь.
Да и финал... Врикса жалко и Лулу. Но остроты переживания явно не хватает. Ведь Вриск неожиданно из тихой, безмятежной жизни попадает в чужой космический корабль, а судя по сюжету, он даже представить "такую штуку" не мог! Тут уж не до страданий от потерянной любви, скорее ужас неизвестности и неопределённости. Не до жиру - быть бы живу. Что ни говори, а чувство самосохранения должно сработать, чтобы род продолжить надо бы живым остаться, для начала. Вот в такой последовательности, наверное. Однако автору виднее.
Но есть в рассказе подкупающая теплота и мягонькое наступление на жалость, оттого он запоминается и читается с легкой грустью.
Казовский А. Ещё быть может
Как бы хотелось, чтоб вот такой, пусть не гладкой и даже с дракой и ранением, но вот такой чистой и наивной была жизнь! Но этот рассказ явный экскурс в прошлое. Тем, кому сейчас по двадцать, сложно будет представить такие отношения между людьми, так чтобы поверить в то, что это не авторский вымысел, а вероятнее всего, зарисовка из прошлой жизни. Но автор тонко передал атмосферу того времени. Элементы быта, незамысловатой культуры, всё в соответствии со временем и местом действия. Чтобы так погрузиться в такое недавнее и такое далекое прошлое, надо самому пережить, прочувствовать. А уж донести до современного читателя - тоже задачка не из лёгких.
С болью и грустью читала ваш рассказ не только о любви, но и о прошедшем времени.
Чувакин О.А. Чёрные снежинки, лиловые волосы
Уже читала этот рассказ. Когда - не помню. Но только пробежала первые строчки, и сразу вспомнились герои, как живые. Будто старые знакомые и я всё про них знаю и помню.
Атмосфера рассказа легкой дымкой окутывает и уводит в жизнь его героев. Не читаешь, а как бы проживаешь их жизнь. Не только ГГ, но и того парня в солнечных очках с торчащими из "Жигулей" ногами втор несколькими словами обрисовал волне узнаваемо.
Вот так любовная лодка разбивается о берег быта. Что ж? Так и хочется сказать, при всём прекрасном отношении к ГГ, мы сами творцы своего счастья или несчастья. Не многие женщины примут за благо водку, лук и петрушку, да ещё прогулку под дождём. Есть, как оно есть. Такая вот она жизнь в реальности.
С уважением ко всем участникам конкурса, Татьяна Буденкова.