Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Размышления о прочитанных рассказах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение Конкурс "крош"

  Конкурс "КРОШ". Размышления о прочитанных рассказах.
  
  Амусин А.Б. Десятая планета
  
  "...если мы что-то не видим, это не означает, что этого нет". Не значит. Но как же много мы не видим!
  Сплошной диалог - а как читается! Написано хорошо. А тема, что тема? Она касается всех. Мы же, как в этом классе, каждый знает свою "десятую планету". Почти в каждой семье кто-нибудь из родственников либо лес валил, либо руду добывал, ну или что-то ещё в местах не столь отдалённых делал. А потом удивляемся, мол, у нас шансон тюремный. Разговорный язык сленг, не сленг, а жаргон какой-то приблатнённый.
  Это рассказ о каждом из нас и обо всех вместе. Тема, вроде, лежит на поверхности. Кому из нас нечего рассказать, а? Как редко мы пишем, а теперь уже и говорим на эту тему.
  Знаете, нам, наверное, не в планетарий надо идти, а каждому своё личное гносеологическое древо нарисовать, чтоб знать - кто мы, и определиться: а, в самом деле - чего от жизни хотим?
  Вот, критики не получилось. Но возникли мысли, рождённые именно этим рассказом. Ими и делюсь.
  Хотя, думаю, детскую речь в некоторых местах я немного скорректировала бы в соответствии с возрастом шестиклассников.
  
  Карпов Л.Е. Три первоклассных истории
  
  Три коротких истории. Добрые, милые. Обращает на себя внимание момент, когда поведение и речь ребёнка, как-то не очень соответствуют его возрасту. Если разбирать каждое предложение в отдельности, вроде придраться не к чему. А когда читаешь - создаётся впечатление некоторой искусственности происходящего. То ли от очень правильных слов и выражений, то ли от идеального поведения действующих лиц.
  
  
  Мальчевский В. Повесть о ненастоящем человеке
  
  " Имевшиеся в виду помощники равнодушно глазели на старающихся школьников разноцветными стеклышками выпученных глаз". Кем "имевшиеся в виду"? И почему "стекляшками глаз"? Они роботы? Нет? Ну не школьники же "глазели" "разноцветными стекляшками глаз"?
  А Варя "с торчащими передними зубами", мягко говоря, неприятное чувство вызывает подобный штрих внешности. Ладно, значит, автору зачем-то нужно произвести такое впечатление. Читаем дальше.
  Ой, для меня в этом рассказе одни вопросы. Это что - мальчик школьник создал андро́ида, то есть человекоподобного робота? Это фантастика? И чем всё закончилось?
  От школьников с разноцветными стекляшками вместо глаз и торчащими зубами, осталось жутковатое впечатление. Зато японских конструкторов обогнали - андроида, идеальную копию человека на раз два изобрели. Вот молодцы, а?
  
  
  Устоева Т. Учитель математики
  
  Хороший рассказ. Хорошо написан. Тонкая нота прошедшего времени ненавязчиво вплетена в контекст рассказа. Тёплый, добрый, умный и... поучительный рассказ. Можно сравнить "тогда" и "сейчас". События излагаются последовательно. Всё ясно и понятно. Читается с удовольствием. Но главное, на мой взгляд, это настроение, ощущение того времени, о котором пишет автор. Будто на машине времени прокатилась в прошлое. Кажется, даже запах в комнате на мгновенье изменился на тот, давно улетучившийся...
  
  Устоева Т. Учительница первая моя
  
  "...многих других представителей рода человеческого, которые понимают, что не способны на борьбу за высокие места, но власть иметь хотят". Вроде банальная, всем известная истина. Но, увы, актуальна.
  На мой взгляд, главная тема рассказа - это о том, как можно обезличить человека. Волю его сломать ещё в детстве, когда она только формируется. И насколько значительна в этом процессе роль учителя? В рассказе конкретный пример: обсуждение кандидатуры мальчика, которого собираются принять в пионеры. В результате: "Воля сломлена. Слабый протест подавлен", - говоря словами автора.
  Разные философы дают разные формулировки определения, что же такое гражданское общество? Не буду ударяться в философские дебри, но стоит выделить основополагающий элемент: поскольку речь ведём о гражданском обществе, то и основа его - граждане. Ну и соответственно, какова основа - таково и общество. А теперь читайте рассказ. Каких граждан вырастили, как их воспитали, в таком обществе и живём.
  
  Васильева Т.Н. Уроки пения
  
   "Спой песню, как бывало,
   Отрядный запевала,
   А я ее тихонько подхвачу".
  Мне сложно выискивать недостатки в вашем рассказе. Могу только подхватить. Ведь это и мои "школьные годы чудесные, с книгою, с дружбою, с песнею". И если рассказ вызывает такие эмоции - значит и накал чувств, и накал страстей, и само время - бьётся в нем как пионерская песня, отдаваясь в душе щемящим чувством тоски о школе, о хоре... о юности.
  Последнее время приходится читать много рассказов: разные авторы, разные темы. Но... относительно разные. Такое впечатление, что сложился некий стереотип, когда разные темы, разными художественными способами поданные, на просвет - очень похожи. Так я вот о чём, ваш рассказ не похож не на один из многих прочитанных. И пионерская песня, и школьная жизнь... без борьбы против наркотиков, без богатых и бедных, без негатива. Просто детство, юность - жизнь, а не "жестянка"! А ведь так это и было. Я помню. Вот, читайте. Возможно, не всё надо "сносить до основания"? И рассказ, как раз, о том хорошем, что не плохо бы перенять. Жаль, навряд ли будет желание. Как известно: ломать - не строить - душа не болит!
  
  
  Сычева Л.А. Секрет власти
  
  Мне сложно судить о правдоподобности излагаемых в рассказе событий в насёлённом пункте Кипряны. Но как можно заставить в наше время мальчишек и девчонок шагать на первомайскую демонстрацию с кладбищенскими цветами, в моей голове не укладывается. Однако, возможно автор сознательно преувеличила и приукрасила события с тем, чтобы обратить внимание на подобные факты, которые всё-таки имеют место быть в нашей жизни. И, кто бы сомневался, что навряд ли всё чинно и пристойно во всех школах. Но всё-таки, явный перебор величины гиперболы присутствует, либо не особенно удачно подан. Например, восьмиклассник Бойченко приходит пьяный в школу и никого не боится. Как-то трудно представить его же с букетом кладбищенских цветов, покорно бредущего, в первомайской колоне. Допуская гиперболу для явного и намеренного преувеличения, полагаю, что автор имеет целью усиление выразительности подаваемой темы. В этом случае, изображаемые характеры или ситуации также могут быть гиперболическими. Но странное ощущение наивности и неправдоподобности происходящего не проходит. Пусть бы автор построила именно так свой рассказ, на именно таких героях и событиях, но используя такую гиперболу, следовало сочетать её с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску. Например, язык: лёгкий, скользящий, язвительный. Ну да, не подлинник, зато какая карикатура! Злее, напористее, жёстче. Тогда бы было видно, что это гипербола на происходящие события, а не пародия на литературный жанр.
  
  Ягуарунди Народ, Завод, Забор
  
  Идея понятна. Каждое государство воспитывает своих граждан с таким расчётом, чтобы укрепить свои устои, а не разрушить. Отсюда соответствующая идеология: народ, завод, забор. Говорить о том, что в современной школе нет идеологии, было бы, по меньшей мере, наивно. Образовательная или просветительско-разъяснительная (т. е. - именно идеологическая!) программа в Российских школах, что она в себя включает? Социал-демократизм, коммунизм, фашизм, космополитизм, фундаментализм, шовинизм? Что это такое и "с чем это едят", школьники слыхом не слыхивали. Зато в некоторых школах ввели слово Божие. Но не предмет плох. Знание всегда лучше, чем незнание. Плохо другое: грамотных преподавателей по этому предмету - где взять? Идеология? Народ, забор... Какие слова теперь, в наше время, ключевые для наших детей? А ведь изучение этих вопросов страхует от возможных подмен, подтасовок, демагогии или просто невежества и некомпетентности. Так какие теперь слова ключевые? Стали они лучше, от того что мы стали свободнее? Слова... если бы всё было так просто. Ведь за каждым словом стоит понятие. И мы не буквы представляем, а конкретно "барона" или "забор". Ну, или "деньги любой ценой". С помощью прояснения для себя идеологических построений, формирующийся человек учит жить свой внутренний мир в согласии с внешним миром социума и политики.
  Конкурс Крош-1 заданной темой определяет присутствие педагогов, или людей близко связанных со школой. Возможно, кто-нибудь знает ответ на вопрос, который непроизвольно возникает после прочтения этого рассказа. Какова теперь идеологическая позиция в школе?
  Этот рассказ о советской школе. И получился он (хотел этого автор или нет) о том, что школа воспитывала в детях ту идеологию, которую требовали государственные устои на тот момент времени. А теперь, на этот момент, что требует государство?
   И для автора. Первая часть рассказа несколько затянута. Чуть сократить. Пойдет только на пользу. Добавит динамики, соответственно читабельности.
  
  
  Сакрытина М. Спасительница
  
  Начало, что начало? И девушка, и юноша оба в тёмных пальто, осень, дождь. Что можно ожидать в продолжение? Вот именно, что-то грустное.
   "Девушка недовольным взглядом проводила стюардессу взглядом и глубоко вздохнула", - вообще-то ни ашипки, ни очепятки не выискиваю, думаю, есть такая профессия "корректор", это их "хлеб". Но здесь просто бросилось в глаза. Дважды "взглядом".
   "Раз такое происходит, почему никто ничего не изменит?
   -Пытаются, - вздохнула девушка. - Обычно получается только хуже". - Полностью согласна с автором!
  "Эх, и почему эти миссии всегда такие проблемные люди?" - В самом деле - почему? Может быть потому, что высокоорганизованные сложные системы, хоть и включают в себя одноклеточные составляющие, но потому и проблемные, что сложные. А жизнь "одноклеточных", как раз такими "проблемными людьми" и определяется. В данном случае, это представитель "добра". И хорошо. Мне рассказ понравился. Даже с очень обычным началом и совсем не оригинальной темой, которую автор раскрыла, вложив глубокий философский смысл. Ведь, единственная и неповторимая жизнь каждого из нас, как раз и состоит из каждодневной обыденности.
  
  
  Бачерикова В.В. Весна и Бах
  
  По-моему, это не рассказ. Однако не суть важно. Поскольку не о форме произведения речь. Скорее это литературная зарисовка, описывающая моменты жизни школьников, их чувства, переживания. Не увидела ни вопроса, ни проблемы. О чём автор рассказала читателям? О том, как замечательно быть здоровым и юным? Не спорю. Так и есть. А что есть кто-нибудь, кто думает по-другому? Ладно, хорошо уже то, что в рассказе всё хорошо. Никаких проблем, которыми обычно просто напичкан "юношеский максимализм". Видимо, это у кого как.
  Но, есть одно "но".
  " На всю жизнь они запомнили этот день, как им было хорошо, потому что было понимание, потому что была весна, потому что частица детства осталась на этом пригорке". Прочитала эту завершающую фразу и подумала, что автор, вероятно, хотела раскрыть тему о том, как важно понимать друг друга. И о том, что такого бескорыстного, чистого, детского понимания, уже никогда не будет потом, во взрослой жизни. Если так, то автору ещё бы поработать над отражением этой мысли в... рассказе, если, конечно, я не ошибаюсь. Поскольку читатель не всегда понимает написанное именно так, как этого бы хотел автор. Что поделаешь? Субъективизм.
  
  
  Коловоротный С.В., Медведев Ю.В. Чародеи
  
  Замечательный, умный, добрый рассказ. Рассказ для детей, что особенно ценно, потому что даже на конкурсе КРОШ, который посвящён Дню Знаний, рассказы для взрослых о детях. Это значит, что написаны они с расчётом на то, что их будут читать взрослые люди, а не дети. Писать детские рассказы - это особый дар. Встречается редко, ещё реже применяется на практике.
  Автору искреннее спасибо за доставленное удовольствие.
  Кроме текста есть рисунок О. Терещенко (г. Минск). Просто замечательный рисунок.
  Буду надеяться, что удача вас на этом конкурсе не обойдёт.
  
  
  
  Волгина Л.И. О чем мы думали...
  
  О том, "что такое хорошо, и что такое плохо", каждый человек усваивает ещё в детстве. Потом, всю жизнь как бы нанизывает приобретаемый опыт на эту, усвоенную ещё тогда, основу. Показывая события, лежащие на поверхности происходящего, автор сумела показать формирование понятий хороших и плохих человеческих поступков, их не однозначность. Влияние личности на коллектив тоже удачно очерчено автором. Однако, опять же, написано о детях, для взрослых. Читала и думала, что если автор сочтёт для себя возможным, то этот рассказ можно переписать в интерпретации для детей. То есть, изложить всё тоже самое, но языком и стилем приемлемым для детского, подчёркиваю - детского, не юношеского, прочтения. Поучительная история. Детям было бы полезно. Хотя, конечно, я понимаю - насколько это сложная задача.
  
  
  Лескова В. Поцелуй
  
  Даже не знаю как сказать... Осталось впечатление как от красивой сказки. Да, вполне всё так и могло быть. И, наверное, было. Но в рассказе не хватает каких-то более реалистичных подробностей, бытовых мелочей, поступков, которые сделали бы его историей первой любви.
  Наверное, Алиса будет помнить этот поцелуй всю жизнь, хранить в своей душе его ощущение как величайшую драгоценность, но рассказ, завершённый этим моментом, получился оборванным. Чего-то не хватает. Как в школьном сочинении - заключения? Нет, окончания этой истории.
  
  Беднова Р. Изученная тема
  
  Рассказ о влиянии педагога на воспитание учеников. Напечатать бы его на большой закладке и положить во все классные журналы. Чтоб, если преподаватель понимает о чём речь, то не забывал, а если нет... хотя бы задумался, что не программу в комп закачивает, а значительно влияет на формирование личностей тех, кто сидит перед ним в классе.
  В рассказе понравилось использование стихотворения. Это сделало его эмоциональным, красивым, запоминающимся. Ещё понравилось то, что автор на конкретном примере показала, что в воспитании нет мелочей. Машка запомнит этот урок на всю жизнь. Это ясно осознаёшь, прочитав рассказ. Это не просто урок истории, это "разбор полёта" жизненных перипетий исторической личности. Поданный преподавателем так, чтобы девочка могла "примерить" эти ситуации к себе. Похоже, девочка поняла, усвоила "урок истории". Рассказ для педагогов, как раз к началу учебного года.
  
  
  Егор С. Механический мальчик
  
  Помните у Евгения Шварца "Ска́зка о поте́рянном вре́мени"? Вот в хорошем смысле есть в вашем произведении и его сказке нечто общее. Конечно, и назидательный и воспитательный эффект присутствуют. Но и жанр не из лёгких, хотя это не оправдание. Это я к тому, что поучающие фразы лучше бы заменить какими либо действиями, либо словами героев. Опять же на примере Евгения Шварца. Но, даже при этих замечаниях, это написано для детей. Пока только второй рассказ в группе, рассчитанный на детское восприятие.
  
  
  Егор С. Навстречу мечте
  
  "Побывала даже на спутнике Юпитера Ганимеде, где её мама, терраформист Терраформист - учёный, задача которого изменить климатические условия планеты или иного космического тела с целью зародить там жизнь. по профессии, в составе служебной экспедиции превращала безжизненный когда-то ледяной мир в новый дом всех землян". - Сделайте из этого предложения три или четыре. Тогда ашипки исправлять не надо будет, да и сам текст будет более читабелен.
  Видимо автор предназначал этот рассказ для детей, судя по тем пояснениям, что дает прямо посреди предложений по ходу повествования. Однако предложения настолько длинные и сложные, что даже взрослому человеку трудно уследить за мыслью автора. Ну и очень бы неплохо было просто вычитать рассказ. Моё мнение - над рассказом надо ещё работать и работать. Иначе даже вундеркинды мозги вывихнут. Однако автору виднее.
  
  p.s. Два рассказа одного автора, а какие разные...
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"