Буденкова Татьяна Петровна: другие произведения.

Обзор по заявкам

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Издавай на SelfPub

Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конкурс "Алгебра слова" (2016 - 2017)

  Робот-Зазнайка Тринадцатая модель
  
  Ну что вам рассказать про ваш рассказ? Во-первых, бросается в глаза ругательство "ублюдок". В прямом смысле слова - это архаизм, так раньше называлась помесь двух видов животных. Сейчас называют метисы. В начале прошлого века значение слова ублюдок перекочевало на людей, т.е. на незаконно рожденных (внебрачных людей). И, в конце концов, стало обычным ругательством на грани пристойности. Причем ругательством при всем богатстве этой части русского языка крайне не популярным, редко употребляемым. У вас в рассказе полицейский именно так характеризует последнее достижение робототехники U.S. Robotics. Как-то не очень вяжется. А ещё неизменный "Кольт", которому даже в век прогресса робототехники нет замены. Может заменить на какой-нибудь бластер, что ли? Ну, или добавить романтичности этому "монстру"? Например, по наследству от прадеда достался. Страшнее любого бластера, поскольку не подконтролен никакой электронике.
  "...ближайшая адвокатская контора в сорока милях. На ночь глядя никто к нам не поедет". Роботы есть, а какого-нибудь вида связи типа допотопного интернета нет? Хотя судя по типу роботов связь могла бы быть и какая-нибудь более прогрессивная чем инет. И роботы должны иметь какую-нибудь связь с центром управления. И по транснациональной скоростной трассе по ночам тоже нет движения? Хотя прямо об этом в рассказе не говорится, но впечатление полной глухомани. Надо бы хоть как-то черкануть мол, трасса скоростная, транспорт не останавливается, запрещено во избежание жутких аварий! Добавить ощущения скорости: звуки, невозможность остановки, яркий свет, что-нибудь ещё создающее напряжение от рядом проходящей скоростной трассы. Это само по себе создаст напряжение в рассказе.
   Ну и да, прямо восстание машин. Хотя, это только моё личное впечатление. Вы автор, вам виднее. Всем всё равно не угодите, так что по принципу: " А Васька слушает, да ест". При любом раскладе, читая критику и делая выводы, оставайтесь сами собой. Стиль написания, язык и сам взгляд на сюжет имеет явно индивидуальные, отличимые от большинства черты. Это уже хорошо. Многому можно научиться, кроме самобытности. Она либо есть, либо её нет. Мне кажется, у вас есть.
   И ещё одно замечание, что бы автор ни писал: фантастику или прозу, да хоть фельетон, следует определиться для какой аудитории. Потому что мальчик подросток и пожилая матрона одно и тоже произведение оценят по-разному, скорее всего, диаметрально противоположно.
   В вашем рассказе полно технических терминов, которые взрослым людям не столь интересны, как подросткам. Но спокойный сюжет, без драк, трагедий и даже полицейский напоминает толстую сосиску (извините уж), а у молодых нерастраченных эмоций море, им динамичный сюжет интересней будет. Поэтому этот же сюжет я бы накалила, добавив боли, страха, напряженных ситуаций. Пусть полицейский палит из своего кольта по этим "железякам", они сломанные и жуткие прут на него, он спасается бегством, они... ну и так далее. Вот тут и обыграть уважаемый "кольт" как он того заслуживает.
  
  
  
  Томашева К. Завтра была война (отрывок)
  
  Пролог впечатляет. Даже если бы не надо было писать рецензию, читала бы. Идея и авторский взгляд на эту идею берёт, что называется, за живое.
  "Шейлена встала на цыпочки, подняла ладони над головой и, крутанувшись на месте, резко развела руки, выбросив их вперед". - Она же кошка! У неё не может быть рук! У неё лапы! Красивые, грациозные, чувствительные с кинжалами когтей, спрятанными в мягких подушечках лап. По этой же причине она не может кружиться на цыпочках.
  "Тебя, Ленка, нельзя к людям пускать!" Ленка - это кто? До этого момента нигде ни фигурирует. Рискну предположить, что это сокращённое имя от Шейлена. Однако не уверена. А когда читаешь, хотелось бы знать точно, кто есть кто, а не гадать. И опять же: они кто кошки или люди? Сюжет с кошками более захватывает. Или поскольку это отрывок, а не полное произведение, то вероятно есть некая недосказанность, отчего возникает непонимание некоторых моментов. Так это или нет, но логическую цепочку персонажей и событий надо бы проверить, потому что я, как читатель, запуталась. Даже не в событиях как таковых, а их изложения. То ли люди, то ли кошки, то ли руки, то ли лапы? Если слово "люди" употребляется в смысле "общество", то его следует заменить, потому что это всё-таки кошки. Или нет?
  Часто бывает, то что очевидно для автора, непонятно для читателя. Вы всё знаете, у вас полная картина в голове, а читатель знает только то, что прочитал и из этих слов и предложений рисует, согласно своему жизненному опыту, образы и события. А опыт у всех разный! Поэтому, если хотите донести до читателя свою и только свою именно вот эту конкретную мысль, даже в красивых образах и навороченных перипетиях, старайтесь следовать логике событий.
  "...а в руках огненные петушки на палочках". Понятно, что странно было бы написать: в лапах огненные петушки..." Но, во-первых, можно избежать этой ситуации, например, просто написать: "Улыбающаяся Лиска принесла огненные петушки на палочках". Ведь для сюжета неважно как она их принесла: в кармане, в зубах, любым другим фантастическим и нам неизвестным способом. И раскраснеться Лиска не может, потому что у неё мордочка в рыжей шерсти. Так ведь?
  "Ее вечный танец дарит огонь не только людским сердцам". Назовите их как-нибудь. Например, кошкары, котояры, как хотите. Ведь не о людях пишите. Я понимаю, ваш рассказ написан эзо́повым языком. Такое иносказание про людей, маскирующее вашу мысль, чтобы было проще её излагать. Но неразбериха с кошками и людьми сбивает. Начинаешь перечитывать с вопросом: где я что пропустила?
  "Вообще-то этого пожилого серого кота звали Йона, но Йоныч шло ему гораздо больше". - Ну вот, приятно читать! И весь текст должен быть в таком же стиле. А то винегрет с гвоздями: то кошки, то люди.
  "...а руке было неуютно". Нет у кошек рук, нет!
  "...вмешался конопатый Терри. Простоватый парень", - Мяу! Фырк! Так кошки или люди? Если кошки, как на их мордочках найти конопушки?
  Ну и по поводу войны... Жестоко, но уж лучше пусть на чужой территории, чем у себя дома. Я своих дедов только на фото видела! А руины городов?
  "Я легко спрыгнул в яму, заскользив каблуками сапог по оплавленному склону". - Кот в сапогах?
  Конечно, у кошки девять жизней, но почему Ланс, Лиска, Шейлена, Мирта и другие умерли и не воскресли? Где, где воплощение этой идеи девяти кошачьих жизней? Я так ждала! А ведь пролог обещал! Это ваше право воскрешать героев или нет, но вот же: "Изо дня в день мы воскресаем, чтобы снова умирать". Если это всего лишь аллегория, воплотите её в конкретные события. У вас это получится. Понятно не просто сложно, а архисложно, трудоёмко и долго. Но ваш сюжет, вложенная идея стоят того.
  Знаете, у Симонова есть строчки:
  
  Как будто за каждою русской околицей,
  Крестом своих рук ограждая живых,
  Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
  За в бога не верящих внуков своих.
  
  Идея незримого бессмертия, воскрешения ради своих потомков, ради мира глубоко в подтексте.
  Поскольку в вашей фантастике отчётливо просматривается иносказание завуалированной идеи гибели людей, высокая ценность жизни, то с сюжетом надо бы ещё поработать. Тем более, если это отрывок, в нём как в части целого должна быть воплощена горящая в прологе мысль. И кошки прекрасные персонажи. Мало найдётся людей не любящих этих животных. Поэтому близко к душе человеческой сопереживать вашим героям. Воспользуетесь этим и ... их девятью жизнями.
  
  
  Сороковик А.Б. Старые итальянские туфли
  
  Как-то года два назад собирала материал о разводах в пожилом возрасте. От форума к форуму приходила к шокирующему выводу: существующая статистика не отражает реального положения дел. Фактически многие семейные пары за пятьдесят и даже за шестьдесят практически живут в разводе и только с точки зрения закона всё ещё состоят в браке. И ещё более шокирующий факт: очень часто инициаторы разводов или разъездов без оформления документов - женщины. А ведь принято считать "седина в голову - бес в ребро", мужья меняют жен на тех, кто помоложе. То есть, семьи распадаются по инициативе мужчин. Увы и ах, всё гораздо сложнее и запущеннее.
  К чему я это всё пишу? Да вот прочитала этот рассказ и удивилась: состоявшийся мужчина вдруг поднимает вопрос о семье, в которой муж психологический тиран. Без всякого мужского шовинизма, высокомерия, со знанием быта обычной семьи. Берёт тему сложную, без каких-либо "спец. эффектов", актуальную, тихой сапой обсуждаемую на форумах. Когда авторы даже имя своё назвать стесняются, или опасаются? Кто знает? А тут вот, читайте, делайте выводы.
  Таких семей, как в этом рассказе, гораздо больше, чем может показаться. Во-первых, потому что так сложилось исторически, что наши женщины, реализовывая вложенное в самую женскую сущность стремление к созданию семейного очага, воспитанию детей, и немаловажному в обществе статусу замужней женщины, всю свою жизнь терпят домашнего тирана. Войны и революции здорово проредили мужское население нашей страны. И женщинам не до выбора. А тут ещё веками сложившиеся традиции.
   Терпит, даже не подозревая, что жизнь такая не нормальна жена Курилова. Кто такой Курилов? А вот он - Александр Михайлович Курилов домашний тиран. Главный герой рассказа
  "Старые итальянские туфли". Но ведь не пьёт, не бьёт. Почему тиран?
  Александр Михайлович "беглец в болезнь", ипохондрик - симулянт, брюзга. Типичный манипулятор, который спекулирует на придуманных болезнях. Постоянно жалуется на здоровье и требует повышенного внимания к своей персоне. Требует от близких сочувствия и постоянного ухода. Хотя ведёт такой образ жизни, который только ухудшает его здоровье. "Ходил в поликлинику, пил множество дорогих лекарств, прислушивался к своему организму, впадал в истерику..." Однако здоровье его требовало всего лишь соблюдения диеты, которую он соблюдал только дома. На заныченные от семьи "деньги тайком покупал запретные лакомства и в знакомом баре уничтожал их под сто пятьдесят грамм. Также неплохо давали возможность покушать родственники и друзья". Потом приступ, скорая, нервотрепка для всей семьи и все опять по прежнему кругу. А проблема в отсутствии каких бы то ни было интересов. Ни рыбалки, ни охоты, спорта, марок, спичечных коробков, уж не говоря о книгах и театре, ну хоть какого-нибудь интереса кроме еды. "Одна, но пламенная страсть" - обжираловка. Не знакомо этому человеку никакое другое удовольствие, кроме плотно набитого жирной пищей желудка! И что самое ужасное, что проблема эта поднятая в рассказе, настолько широко распространена, что страшно подумать! А чтоб в рассказах поднималась - вообще редкость. Ну, нет в таких сюжетах эффектных сцен! Такой "тихий омут" семейного ужаса, не каждому автору под силу. Вот он, в полной "красе" показан в этом рассказе!
   Курилов считает себя самым умным, незаменимым кормильцем, хотя, на самом деле, ему совершенно нечем гордиться. Но манипулятор он ещё тот! Какая жена решится сказать болящему мужу: "Да пошёл ты!" - даже если он болеет по своей вине. Вот и наша героиня не решается, но и терпеть подобное издевательство тоже тяжко.
  И Александр Борисович прямым текстом говорит: "Жена и дети Курилова не были равнодушными и циничными негодяями, которые не слушают умирающего мужа и отца. Дело в том, что глава семейства устраивал шоу с умиранием, благословением детей и прочими атрибутами регулярно, чуть ли не каждый месяц. Это длилось уже больше года и надоело всем хуже горькой редьки". Вы не поверите, но этот вроде бы трагичный момент, вызывает, хотела сказать улыбку, нет, насмешку. Только представьте: двенадцатый раз за год отец помирать собирается, то есть после каждой очередной обжираловки, и каждый раз вас благословляет и наставляет... на путь истинный.
  Семью свою этот человек не содержал: "Старший Курилов работал нерегулярно, получал мало, а на своё лечение, как все мнительные люди, тратил много, так что говорить о нём, как не только об основном, но и вообще, как о кормильце, было нелепо". Однако считал, что только он знает как надо вести хозяйство и содержать дом. И семья безоговорочно должна слушаться его, потому что есть только два мнения: его и неправильное. Вот и ждёт появление в доме нового человека - зятя, " чтоб учить уму-разуму".
  "Давным-давно мать и дочь вели это самое хозяйство сами, обходясь неплохой маминой и пока ещё маленькой дочкиной зарплатами, а также недавно выбитым крохотным государственным пособием".
  И возникает вопрос: если муж плохой, почему не развелась? Ведь сама содержит и себя и детей. Кому не знакомо слово "разведёнка"? Отношение общества к разведённой женщине, что ни говорите, достаточно высокомерно. Вроде она в чём-то хуже других. А жить в обществе и не зависеть от общества нельзя. Это ещё Владимир Ильич Ульянов-Ленин говорил. Это первый момент. Теперь второе, мол, погляди кругом. Вон ту соседку бьёт, у этой пьёт, у той гуляет, а у Марь Иванны вообще и пьёт, и бьёт, и гуляет! А наш герой: не пьяница, ни гуляка, ни бьёт. Эту женщину в её кругу просто не поймут. А ей среди этих людей жить.
  И третье, самое, на мой взгляд, главное: как мы воспитывает своих дочерей? Какая мать посоветует своей дочери развестись, или поддержит её в этом вопросе, если зять ни пьёт, ни бьёт, и не гуляет? Мало зарабатывает? Так у нас как-то даже стесняются такой темы. Мол, не в деньгах счастье! Душу выматывает? Да где же идеального взять? И торопятся девушки замуж. А уж разводится... вот разводиться не торопятся по вышеуказанным причинам. И какая жена такого тирана не мечтает стать вдовой? Вот и наша героиня: "Поймала себя на мысли, что если он и вправду умрёт, всем станет только легче".
  Терпят женщины, пока не увидят вдруг, что лет то уже за пятьдесят, а ещё и не жила, только попрёки, да гундёж слушала! И растёт статистка разводов пожилых пар, а сколько латентных, без оформления разводов?
  Вот ведь какой пласт проблем поднят в этом небольшом рассказе. Что называется: мал золотник, да дорог.
  
   Высокий литературный уровень, великолепное знание этой крайне сложной темы, которая раскрывается перед читателями через узнаваемые образы, неспешным, спокойным тоном, с точным подбором эпитетов, даёт надежду на то, что общество всё-таки обратит внимание на застарелые семейные болячки.
  Простите, длинно получилось. Но так много хотелось сказать, не оставить "за кадром".
  
  Зайпольд Г. Сивый мерин
  
  Начну с того, что мерин - это кастрированный жеребец. А сивый - значит седой, т.е. старый. Это в отношении лошадей, а в интерпретации к людям, это когда мужчина потерял от старости не только репродуктивную способность, но и способность здраво мыслить. Так что из названия следует, что герой... простите, поглупевший импотент. Конечно, если следовать логике названия. Но по сюжету это небедный мужчина, хоть и не молод. Определение "мерин" как-то не соответствует количеству байстрюков на его похоронах. В отсутствии способности здраво мыслить его тоже не обвинишь. Ведь пока был жив безбедно кормил, содержал и, как видно из рассказа, не обделял вниманием как мужчина: "Отец всегда играл с дочкой, когда приходил, а потом запирался с мамой в комнате". Да и дочь свою тоже не бросал: "Девочка восторженно загадывала желания, а Сивка исполнял их". Сивка - это такая игра была у дочери с отцом в Сивку-бурку.
  Так что воспринимать это определение напрямую относящимся к нашему герою не стоит, судя по предлагаемому сюжету. Но и особо замариваться по этому поводу тоже не следует, общепринятый фразеологизм.
  А вот другая сторона этой медали - мама этой девочки. Так и хочется сказать: сивая кобыла. Но, судя по обстоятельствам рассказа, женщина молодая, так что определение "сивая", т.е. седая - отпадает. Кобыла? Вообще-то есть такое грубое обращение к не мелким женщинам. Но кто её знает, какая она? А вот дура - точно. Вместо того чтобы подумать о том на что содержать дочь ударилась в пьянку. Страдает, что не провести эксгумацию трупа, поскольку кремирован, так есть законнорожденные дети, проведи с ними генетическую экспертизу. А когда рожала ребёнка, о чём думала? Ну ладно, потерявши голову по волосам не плачут. Когда же тот "сивый мерин", что содержал весь этот "табун" умер эта "умница" вместо работы и воспитания дочери стала пить и бить посуду! У этой девочки светлые воспоминания останутся только об отце. А вот мать, похоже, искорёжит и детство, и всю последующую жизнь своему ребёнку.
  Я к чему о матери? Потому что стало модным ругать отцов-подлецов при любом раскладе, а мать - пресвятая богородица и зачатие было непорочным? Женщина в-первую очередь должна думать о том, что этот процесс дан людям не для развлечения, а для продолжения рода! И в ситуации, когда смерть отца оставляет ребёнка на попечении матери, её святая обязанность из шкуры вон, но ребёнка содержать и воспитать. Не говорю, что в роскоши, но по силе возможностей. Наши бабушки после войны ни по одному ребёнку на ноги подняли! И каких людей вырастили!
  В этой миниатюре неуловимым образом читателю внушается отношение к отцу этой девочки как к отрицательному персонажу, хотя он, пока был жив, занимался и её содержанием, и воспитанием. А мать и иже с ней любовница, секретарша и т.д. - страдалицы. На мой взгляд, это не правильно. Женщина не мене мужчины ответственна за рождение и будущее своих детей. А вот этот нюанс в тексте как-то не улавливается. Хотя, может это только мне так кажется. И вот последняя фраза: "Вот только она всё больше жалела, что в последний раз ничего не попросила у Сивки". То есть сознание девочки формируется так, что сама она никуда не годна и ничего не может, кроме как попросить. Пока жалеет, что не попросила у папы, а потом сработает стереотип: у мужчины, у кого бы то ни было, но не добиться, достигнуть, а попросить. Это правильно? Что ждёт её в будущем с такой жизненной позицией?
  Тема, поднимая автором в этой миниатюре настолько серьёзна и многогранна, что в миниатюре показан лишь небольшой эпизод из сего этого клубка проблем. Но уже хорошо то, что автор рискнул за неё взяться. Ведь судя по этому сюжету, а он есть отражение реальной действительности, секс стал развлечением, мимолётным удовольствием, а не величайшей тайной зарождения человеческой жизни. А рожденные дети, выходит, случайный, побочный продукт этого "удовольствия"? Вам не кажется такая ситуация страшной? Кто из нас хотел бы быть таким "продуктом", неожиданным и часто нелюбимым?
  Есть хоть одна строчка в миниатюре, где мать жалеет дочь, плачет о потере любимого? Нет. И дочь ей не жалко, потому что можно предположить два варианта появления девочки на белый свет: случайный продукт удовольствия или корыстного интереса мамы. Папа то не бедный был. Детское наивное несчастье автору удалось показать в полной мере. Вот как тут не пожалеть ребёнка? Ну про отца всё понятно. Автор определил: Сивый мерин. Тогда кто мама?
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  С.Волкова "Жена навеки (И смерть не разлучит нас...)" (Любовное фэнтези) | | П.Флер "Поцелуй василиска" (Попаданцы в другие миры) | | В.Лошкарёва "Хозяин волчьей стаи" (Любовная фантастика) | | Н.Романова "За Край" (Любовное фэнтези) | | E.Maze "Секретарь для дракона" (Приключенческий роман) | | Н.Мамлеева "Я подарю тебе верность" (Любовное фэнтези) | | Д.Данберг "Элитная школа магии 2. Факультет Защитников" (Попаданцы в другие миры) | | С.Торубарова "Василиса в стране варваров" (Попаданцы в другие миры) | | М.Атаманов "Искажающие реальность" (Боевая фантастика) | | П.Роман "Игра богов" (Боевое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"