Буденкова Татьяна Петровна: другие произведения.

Обзор Рт 2017 Первая часть

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор РТ 2017. Первая часть.

  Обзор РТ 2017 Первая часть
  
  Солоневич Ю.Л. Единственный из всех
  
   Уже написала: " Рассказ поразил до глубины души". Но потом посмотрела комментарии, и поняла, не меня одну. Такое единодушие читателей дорогого стоит, и вообще, большая редкость.
   Никаких невероятных событий, детдомовское детство наших ровесников. Без прикрас, без излишнего нажима на вполне понятные эмоции, но настолько реалистично и доходчиво, что замирает сердце. Особенно хочу отметить, что рассказ написан с точки зрения подростка. И это дорого стоит, так умело и чутко показать все тонкости развития души ребёнка, становление личности. Потому что образование можно получить, а вот личностью приходится становиться самостоятельно.
   Высокохудожественный, проникновенный, эмоционально наполненный рассказ.
  
  
  Леденцова Ю. Настоящее продолженное
  
  Эта история не про любовь. Эта история про деньги. В стремлении к материальной независимости нет ничего плохого. Не испытывать нужды, обеспечивать себя всем необходимым и при этом иметь средства на отдых - нормальное желание любого человека. Вот и Илья сначала вроде бы зарабатывает деньги, чтобы обустроить свой быт. Но вот квартира отремонтирована, на отдых хватает и тут... Как раз тот момент, почему я говорю, что сюжет не про любовь, а про деньги. Илья не ставит себе цели: развить бизнес, перевести на ступень выше. Нет, остаётся в анабиозе ложного покоя. Ну не хочешь развиваться как бизнесмен, да и незачем ему это? Создавать семью, рожать детей. На их достойное содержание нужны не малые средства. Нет у него такой цели. Похоже, никакой цели нет. Любит, не любит, поцелует, не поцелует, к сердцу прижмёт, но... вдруг судьба к чёрту пошлёт? Вот и послала Илью. Достал, что называется.
  И тут есть одно серьёзное "но". Деньги - это средство для исполнения какого-то желания, стремления. И сами по себе не могут быть самоцелью. Вам зачем красивая шуба - чтобы хорошо, уверенно себя чувствовать в холода или спрятать в гардероб и ждать пока моль сожрёт? Так сожрёт вместе с нафталином, ничем не хуже кетчупа.
  Посмотрите, какой успешный старт у Ильи показывает автор в начале. И с бизнесом все ладится, и замечательную девушку Инну судьба посылает. Но Инна уходит от него, когда понимает, что жена ему не нужна, дети тем более... Ведь не зря говорят: и "Не в деньгах счастье!". Правда и без них сложно быть счастливыми.
  И тут по сюжету у Ильи рушится бизнес. Должна сказать, очень реалистичный сюжет. Грамотные, не навязчивые подробности. И точно, не броско поданные черты характера Ильи. Он не опускает руки. У него опять появляется цель. Заметьте: не наволочку денег накопить, а помещение для бизнеса купить! И судьба опять благосклонна к нему. Он встречает девушку Алёну. Это другой типаж. Не столь идеальна как Инна внешне, более соответствует сложившейся жизненной ситуации Ильи.
  Да, кстати о семейном бизнесе. Это ж винегрет с гвоздями. Когда на кухне у тебя одно из двух: или вкусный ужин, или рабочая планёрка завтрашнего дня! А на сон грядущий: " Утром про банк не забудь!", вместо поцелуя. И нет возможности отвлечься, а уж как наказать, если что-то криво сделано? Ведь бывает всякое. Вот кто наказывает муж или директор? И человек не телевизор, канал одной кнопкой не переключишь. Пришел домой, а там, на кухне мельтишит работница, которая тебе сегодня такую проблему создала! И нет возможности отвлечься ни днём, ни ночью. А "работница" удивленно смотрит: ты чего, милый? Вот и автор говорит: "Вечерами они почти не разговаривали друг с другом, и всё чаще засыпали спина к спине, каждый у своего края широкой испанской кровати".
  Особенно понравился позитивный финал. Начался с котёнка, а закончится, похоже, ребёнком: "Пасмурным зимним утром Алёна разглядывала на свежераспакованном Evitest две уверенных красных полоски. Кольцо лопнуло, и свернулось в спираль". Это называется: вышли из замкнутого круга.
  А почему не про любовь, хоть и про двух кандидаток на должность любимой? А кого любил Илья - Инну? Аленку? Себя?
  Любить он начал... с котёнка.
  Умный сюжет, написано со знанием вопроса. Хорошо написано. Удачи. И в бизнесе тоже.
  
  Тюрин Р.В. Феофан
  
  Сложную тему взвалил на свои плечи автор.
  Октябрьский переворот еще не был завершен, как патриарх Тихон, глава православной церкви, призвал не подчиняться большевикам. А всё потому, что был возмущён имущественным ущербом интересам Церкви. 23 января 1918 г. советская власть обнародовала закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Теперь церковь не имела права на собственность, права получать субсидии и вести обучение в государственных и частных школах. Вот отсюда и пошёл весь сыр бор. Это же лишили доходов! Кому понравится? Хотя, конечно, не только финансы были причиной. Тихон ещё до 23 января, то есть до издания закона, своих взглядов не скрывал.
  Ну да ладно, не об этом речь. Это рассказ, а не исследование. Исторический эпизод. И суть тут не в том: отчего и почему, а о сильных духом, чистых душой русских людях! Сюжет хорош как раз созданными образами. Не нагромождением событий и напором действа, а образами русских людей.
  Архиерей Феофан, иноки Василий и Матфей, мирянин, от лица которого ведётся рассказ. Каждый из них яркий, запоминающийся образ.
   В рассказе есть прямая речь Феофана. Короткие фразы. Наверное, не потому, что Феофану нечего было сказать, а потому что специфика речи священнослужителя крайне сложна.
   Это же нужен практически перевод с современного разговорного на язык начала прошлого века, а местами, там, где прямая речь Феофана, перевод на язык принятый в его среде.
   Но даже с короткими фразами чувствуется диссонанс между временем действия и языком рассказа.
  И тут хотелось бы сказать: поскольку авторская речь ведётся от лица того мирянина и в настоящем времени, то есть в том самом, когда происходили эти события, то нужна либо полная стилизация языка, либо изменить время изложения событий. Не время, когда всё случилось, а когда рассказывают об этом.
  Можно вести рассказ от автора, соответственно современным языком. Или, например, разговаривать с кем-то из потомков участников той истории, которая передаётся из поколения в поколение. Можно возвести в степень драматичность сюжета, если рассказывать будет прямой потомок, топившего в проруби Феофана представителя рода... рука не поднимается написать: человеческого. Поскольку, разве может человек такое сотворить, красный ли, белый, да хоть зелёный в клеточку?
  Впервые встречаю на конкурсе такую тему. Могу только поприветствовать. Это наши корни, это наши предки. Не эльфы и принцессы, а вот такие как Феофан, Василий, Матфей и тот мирянин, что рассказал нам эту историю.
   А что сложно с языком, так ведь, и правда, сложно.
  
  Чваков Д. Записки на костях
  
  "...беззаботной юности - когда количество счастья измерялось не наличием денег в кошельке и даже не положением в обществе". Эх, Димыч, ну кто бы спорил? И ведь в голову не приходило, что надо заботиться о количестве денег в кармане, о том, на что будешь завтра обедать и во что обуваться. По молодости все казались бессмертными. Ну, куда денется вредная соседка? А родные и близкие люди? Все они будут всегда. Только вот сколько это "всегда"? И даже морг не заставил в те годы поверить в собственную смертность.
  "Когда сходиться с людьми было проще, чем отыскать Америку в атласе мира". Ну да. Само собой получалось. И друзей мы заводим тоже только в молодости. Потом только знакомые нужные и не очень.
  "Трупы невостребованных покойников вывариваете, чтобы скелеты в чистом виде получить", - вспомнила, как в своё время судебную медицину сдавала. А у преподавателя в кабинете стеллажи от пола до потолка, на которых человеческие черепа с ранениями. Коллекция. В будущем очень даже пригодилась. Сначала в голову не пришло подумать: откуда, каким образом каждый такой экспонат получен? Так что холодец, не холодец, но другого способа отделить мясо от костей, не повредив последние, просто нет. А теперь вот пусть читатели за страшилку чистой воды эту фразу не воспринимают. Поскольку - как иначе? Это я к тому, что это мало того, что характеризует героя определённым образом, так ещё и готовит читателя к неординарным событиям. Хотя, неординарные события берут начало с первых строк. Когда наш герой даже будучи "по ватерлинию наполнен портвейном "три топора" понимает, что происходит нечто странное. "Эко вот нахлынуло. Нельзя же в одну реку дважды..."
  Да кто его знает? Чем дольше живу, тем больше сомневаюсь в такой невозможности. Читаю и бреду против течения, течения чего? Ну не Мойки же. Течения времени. И то по Васильевскому острову, а чаще по Петроградской стороне, по Большому проспекту, по набережной Мойки... С чего бы? Так соткана автором атмосфера рассказа. Воздействие на читателя сродни мистики.
  И так, что мы имеем? Студент матмеха Серёга, будущий Сергей Иванович Орлов, кандидат технических наук, лишается места в студенческом общежитии, за распитие, как теперь бы сказали, спиртных напитков.
  Вообще вспоминая свою студенческую юность, скажу, что студенту Орлову несказанно повезло. Потому что, например, в химико-фармацевтическом институте, в старом здании тогда на Петроградской стороне располагался, если сессию сдал без троек, не говоря о "хвостах", то имел стипендию. Если нет - на нет и суда нет. Фиг, вместо тридцати пяти рублей. А общежитие при поступлении, так это одно из двух: либо место в общежитии, либо стипендия. Так что десять рублей карточного долга, при тогдашней стипендии, да ещё пинок из обащаги вполне могли сподвигнуть пусть не любого студента на заработки в прозекторскую, как культурно Димыч называет морг. Деньги-то надо. Хотя обычно мальчишки вагоны разгружать по ночам бегали. Дальше по сюжету Сергей всё-таки тоже перейдет на этот "лёгкий труд".
  Но, до того как студент Орлов попал в прозекторскую, он проходит "путь" по Питерским коммуналкам. И читатель знакомится не только с бытом знаменитых домов, которые образуют дворы-колодцы, но и с их обитателями.
  Чтобы такие наблюдашки вот так красочно и точно обрисовать: быт коммуналок, характеры жильцов, надо на себе испытать. Как иначе так попасть в точку - не представляю.
  "Бедный Юрик! Ты был так гож, так прекрасно вонял формалином..." - Ассоциация, однако. Бедный Йорик! Само как-то выплывает. Может Юрик, который ещё в молодости ушел за портвейном и не вернулся, теперь приснился Сергею? Нет, не приснился. Воспоминания прибили. Редко, но бывает. А тут ещё этот кот рыжий Васька! Путешественник между мирами!
  "Приоткрыв простыню с той стороны, где торчали босые ноги умершего звонаря, она предложила мне подержать несколько секунд в руках его ступни, уверяя, что страх к покойникам навсегда исчезнет". Примета верная, проверенная. Рассказана просто, обыденно, как сама смерть. Ужастик про работу в ОВЗК по разделке трупов и рядом такая благость: мёртвый мальчик на лавке в костёле. Но эта благость делает неожиданный фортель. Оказалось, мальчик спал летаргическим сном, и от прикосновения к подошве, от щекотки проснулся.
  "...что все старинные злачные места вдруг исчезли с карты современного Питера, думать не хотелось". Интересно, кафе "Подснежник" на Большом проспекте живо?
  О бренности живого тела и о человеческой натуре, о мимолётности жизни и о том, что даже если выполнять труд, на который не каждый человек решиться, но вполне справлялся Череп, ещё не говорит о силе его воли. Как жизнь прожил? Не прожил, выходит - пропил. Вот такой жуткий антураж рассказа позволяет судить о том, что такое сила человеческой воли. Трупы людские разделывать Череп мог, а жизнь прожить достойно - нет. Вот и умный, и нервы крепкие, хотела написать: стойкий, сильный, но - нет. Это жуткие подробности влияют. По факту нет: не стойкий, не сильный. Поскольку завязать с пьянкой не смог. Интересно, пытался? Да и хотел ли? Похоже, этому Юрику так жить нравилось. Вот и блестит лысым черепом по-прежнему пьяный, как всегда пьяный, Йорик современного разлива.
   Параллельный герой Сергей - это для сравнения. Две личности, схожие обстоятельства, а какой разный жизненный путь? Без этого образа этот Йорик - Юрик просто провалился бы в формалиновые миазмы трупов и всё. Великое дело сравнение.
  
  Рожкова А. Секрет (полная версия)
  
   Хоть версия и новая, но сюжет помню. Читала. Интрига, интрига, интрига и только в последней фразе разгадка. По поводу этой версии могу сказать, что хорошо прописаны персонажи и быт провинциального городка. Да и загадка хорошо подана. Вроде весь текст догадываешься, как-то примерно, подспудно, есть в тексте нечто такое, что без конкретных указаний всё-таки намекает, что дядюшка вовсе не дамский угодник. И даже можешь предположить, что связано с сугубо женскими проблемами, но предположение ни есть факт. Это и называется интригой. Главное в этом рассказе, всё-таки не дядюшкина тайна. Это, на мой взгляд, хороший стержень, на котором автор расположила и нравы уездного городка, и типичные характеры его жителей. Ведь разгадка интриги в последней фразе, а читать интересно весь текст. А уж образ молодого человека - ну это нечто! Наивен, инфантилен, хотя неглуп, поскольку учится, то куда-то годен значит. И всё-таки впечатление неразвитой личности, о чём говорит его оценка театра и рассказ о поведении в обществе. Зато в семье всё сложилось. Наверное, потому, что, не мудрствуя лукаво, срубил сук по себе.
  
  Ли К. В России артишоки слаще
  
   Кто-то в годы студенческой юности вагоны разгружал, а я работала в кондитерском цехе. И даже разряд получила. Возможно, поэтому с таким удовольствием читала перипетии итальянца на российской кухне.
   Главное, что понравилось, это не избитость темы. Просто свежий ветерок с запахом любимой селёдки под шубой. Легкий слог, лёгкий настрой и серьёзный подтекст, который показывает вполне позитивные перемены в нашем ... чуть не написала общепите! Увы и ах! Это ресторан и не из дешёвых. Расположен рядом с мэрией, хозяин сыночек опять же мэра. Значит деньги на оборудование, ремонт и раскрутку были. И деньги на те продукты, которые приглашённый итальянский авантюрист перевёл, тоже не фатальные траты.
  И вот что ещё понравилось, как всегда, опять русская женщина разрулила всю эту ахинею, которую организовал, опять же как обычно, русский умник - Павлуша. И тонкий нюанс, характеризующий Павлушу, наверное, дань современным модным тенденциям: "... он пробовал себя в завязывании и впоследствии развязывании нетрадиционных связей в своем кругу..."
   Вот теперь бы рассказ в таком же духе, но про забегаловку у соседнего базара, или про столовую... любую, в любом российском городке.
   Этот лёгкий по стилю рассказ, который приятно читать, не особенно заморачиваясь, на самом деле вполне себе зеркало нашей действительности... в определённых слоях общества. И тогда уже видятся две стороны одной медали: одна, лицевая сторона - и мы не лаптем щи хлебаем, а вторая - хм... примэрская территория. Так что ли? Не буду возвращаться к закусочной на базаре. И даже к ресторану в подвале дома на центральной улице нашего города, не буду. Но это и есть вторая сторона этой медали.
  
  
  
  Политов З. Пуговица
  
   Да, Зяма, с "прискорбием" вспоминаю свои шёлковые чулки с рисунком в клеточку... отправили домой, себя в порядок привести. Теперь смешно, а тогда не до смеха было. Но даже представить не могла, что через энное количество лет, придя в класс своего сына, увижу девочек в топиках с голыми пупками и мальчиков, которых заткнул бы за пояс последний двоечник из нашего класса. Кому от этого хорошо стало? Ну да, было дело, жутко не любила ходить на демонстрацию, а уж собрания... Однако помнится нас не очень интересовала политика, и что такое наркотики - слыхом не слыхивали. Да нет, не ангелы, конечно, грешны, как все земные молодые и шобутные.
   Отсюда, понимая вашу авторскую позицию в отношении нравственных проблем и характеров людей полувековой давности в одной отдельно взятой стране, хочу озвучить извечную истину: сколько людей, столько и мнений. Ну и потом, моральные уроды были тогда и не убавилось теперь. Сегодня не держат за пуговицу, не тратят на каждую личность в отдельности чьё-то время. Теперь технологии, масс медиа... и всякая другая всячина. Хоть все пуговицы оторви, легче не станет!
   Да, есть много чего, что очень, ну очень не нравилось. Так и теперь не меньше такого, что не нравится. Так власть - не любовница, нравиться не обязательно.
   Однако есть и много такого, что не плохо бы вернуть, но паровоз на запасном пути разобрали и сдали на металлолом вовсе не пионеры. Возвращаться не на чем. От заводов - базары и зияющие дыры в стенах цехов. Нет комсомола, что есть взамен? А, как известно, свято место не бывает пусто. Так что взамен?
   Ладно, это вовсе не литературный спор, а сродни тех, что транслируют по разным каналам телевидения как авторские программы. Когда умные, серьёзные мужики, изредка приглашая дам, устраивают птичий базар. Толку никакого, ну разве что на показ и для пиара? Чего-нибудь типа свободы слова и имиджа этих дяденек.
   Это не первый ваш рассказ, который я читаю. И всегда есть идея, авторская мысль вполне чётко и образно выраженная через персонажи и события. Есть всё: яркие, запоминающиеся образы, живые диалоги, острый сарказм, и тонкий юмор. Предположу, что вы воспользовались литературной гиперболой в этом рассказе. А читается как чистый реализм, ну очень натурально.
   Да, теперь отвечу Ольге Форс. По поводу поступления в ВУЗы. Ни в один из ВУЗов ни у меня, ни у мужа не спрашивали ни комсомольского, ни партийного билета. А было это до указанной ей в комментариях даты. В учебные заведения поступали престижные даже по тем временам, с хорошим конкурсом. Но, увы, ни комсомольский, ни партийный билет получать никто за пуговицу не потянул. По конкурсу приняли.
  
  Емельянова Г. Еркебулан Степная быль
  
   Отчего у людей такая ненависть к волкам? Не волки пришли в города и стали убивать людей из оружия. А люди, всё более занимая жизненное пространство зверей, вооружившись винтовками с оптическими прицелами, убивают зверей. Мы пришли с оружием в их дом. Так чего же ждать? И то, вот в рассказе волчица не убила человеческого детёныша, а Жанбай убил котную волчицу. Момент, когда волки кружат, гибнут, спасая волчицу и своё потомство, как потом оказалось и человеческого ребёнка, читала с замиранием сердца. Рассказ пробуждает в читателях сострадание к тем, кого люди называют братьями меньшими, а убивают не дрогнувшей рукой.
  На хорошем художественном уровне написан рассказ. Раскрыты сразу две темы: жизнь пастухов степи, и социальные проблемы - с одной стороны. С другой стороны, это отношение человека к природе. И не только когда жестоко отстреливают волков. А момент, когда грузят в машины на мясокомбинат стадо лошадей? Но и это не всё. Тут и третья тема достаточно актуальна: на вертолёте МЧС улетели охотиться(!). Спасать людей не на чем. Как спастись зверю от таких нелюдей? Если эти нелюди себе подобных, в отличие от стаи волков в этом рассказе, спасать не желают?
  Три актуальных темы ненавязчиво, но проникновенно, раскрыты в рассказе.
  Автору дальнейшей творческой удачи.
  
  
  Зюлёв Л. Баян
  
  Обидно, досадно, ну ладно. Эх, Сашка, Сашка! Знал бы, где упадёшь, соломки бы подстелил. Но никто из нас не знает, что нас ждёт за тем поворотом и даже у себя дома, но завтра. Да даже сегодня через... э... скажем час. Не знал и Сашка. А если бы знал, зачем бы было жить и о чём автору писать?
  Первая жена Сашки - Танька. Ну кто попал ей в сети, того и поймала. После войны в России мужики дефицит. А уж с руками, ногами, не больной, не раненый - нарасхват. Вот и отхватила. А как отхватить? Представился случай, воспользовалась, мол, беременная. Кстати, этот дефицит мужского населения до сих пор затяжным эхом войны отдаётся в России. И не только преобладанием женского населения, а укоренившимся страхом остаться без семьи. Детей может женщина завести без мужа, но клеймо "безотцовщина" никто не отменял. Да и тяжко одной и финансово, и морально. А уж в те послевоенные годы, кто мог её осудить? Вон, даже соседка, у которой она мужа увела, и та не проклинает, не склоняет лишнего. Ну, случилось и случилось. Генеральша влюблённая в Сашку? Всё сложилось как нельзя лучше. Потому что жить Сашкиной жизнью, с его моральными принципами и жизненными установками, все равно бы не смогла. Получился бы "Коктейль Молотова", а не семья. И это ещё пака молодые, а под старость? Да и бездетна она. И остался бы Сашка у разбитого корыта. А так и дочь родил, и ещё одного ребёнка помог поставить на ноги. И с красивыми воспоминаниями о своей молодости, о чувстве, которое всю жизнь берег в себе как любовь, прожил свою жизнь. И это куда как лучше, жить с памятью о большой любви, чем с сердцем разбитым любимой женщиной. А балерина с Сашкой хоть в их поселке, хоть на стройке - долго бы вытерпела такую тоскливую и физически не лёгкую лямку тянуть? Судя по образу, созданному автором, жена декабриста из неё не получилась бы.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Кариди "Одна ошибка"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) А.Гончаров "Поклониться свету. Стих в прозе"(Антиутопия) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Н.Лакомка "Белее снега, слаще сахара... Подарок феи"(Любовное фэнтези) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"