Лешев О.П. : другие произведения.

Закладки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дата последнего добавления - 22.06.2012

(Продолжение следует. Новые закладки добавляются сверху.)
 
Качур В. золушка вторая Конкурс: Лето-2012

Красота во всём её вездесущии и многообразии не вписывается в рамки декретов.
Сказочная Золушка в простой домашней одёжке мнится нам "серой мышкой", но в бальном платье превращается в писаную красавицу и за пару часов вгоняет в любовную горячку прекрасного принца.
Но разве одежда меняет человеческую суть? — Нет, конечно. Женщина, подобно красоте, всегда и везде остаётся сама собой, и все её "волшебные" превращения — не более, чем игра, кураж и мираж.
Училась в нашей школе одна девочка, неглупая, скромная, без претензий на пристальное внимание вьюношей... На выпускном вечере, сменив повседневное школьное платье на праздничный наряд, она неожиданно для всех, да и для себя тоже, оказалась в центре внимания. От приглашений на танец не было отбоя. И на общей памятной фотографии она тоже в центре.

до полуночи, девочка, полночь нескоро,
но развеются чары — они так непрочны.

Уже в Канаде одно время я нередко встречал жившую поблизости самую обычную девушку, в джинсах и футболке, без малейших признаков косметики. Думал, студентка. Когда мне сказали, что это Мисс Одна-Восточная-Страна и киноактриса, я не поверил. Полез в Интернет — точно, она!

превращается платье в элегантные шорты,
превращаются туфельки в драные кеды...

Похожая история приключилась у меня с другой женщиной. Часто и мимолётно встречаясь, мы обменивались вежливыми приветствиями, как делают все мало-мальски знакомые люди. Я не знал, кто она такая, пока не подвернулся удобный случай спросить у неё самой. Оказалось, популярнейшая телеведущая одного из ванкуверских каналов, его рекламное лицо, ежедневно взирающее на горожан не только с экранов, но и с огромных рекламных постеров на вагонах метро (вот что значит не смотреть телевизор и не пользоваться общественным транспортом). Однажды видел, как она приехала со "сказочного бала", вылезла из машины и... сразу сняла туфли на высоком каблуке. Так и пошла домой по бетонному полу гаража.

не болтай никому, кто я, где я, зачем я.
принц узнает меня, например, по походке,
а размеры ступней не имеют значения.

Так что, дорогие товарищи мужчины, реальные "принцессы" и "королевы" живут рядом с нами, даже буквально рядом, а мы их не замечаем — не умеем или не хотим. А достаточно всего лишь протереть глаза от гламурной пурги да настроить зрение на диапазон восприятия естественной красоты.   (22.06.2012)
 
Ангелара Практически на пределе Конкурс: Лето-2012
Стих-тарталетка с начинкой из салонной изысканности Игоря Северянина и язвительной насмешливости Саши Чёрного.
Визави — самая удобная диспозиция собеседников за столом. Не надо крутить головами, чтобы держать друг друга в поле зрения.
Навязанный раскладом "бесоседник"-визави натурально бесит лиройку ехидными и наглыми улыбками.
Что остаётся даме? — Закинув ногу на ногу, выставить коленку, как щит, и демонстративно коснуться шпильки-копья в причёске.
Видимо, герой вычитал в популярной книжке про язык жестов, что дама, желая привлечь внимание мужчины, неосознанно поправляет волосы. Но про язык взглядов он, на свою беду, ещё не успел вычитать. А дама, устав повторять глазами, чтобы отвязался, сама отводит взгляд в сторону.
Впрочем, и вычитанное улеглось поперёк извилин героя. Осознанный, как сложная комбинация из трёх пальцев, жест лиройки кажется ему неосознанным.
На самом деле, увидев голую коленку дамы, обладатель коленоподобной лысины сам действует неосознанно: воспринимает её как родственную душу. Не коленку, а даму, разумеется. А дама ни о каком таком родстве даже не подозревает, поэтому ведёт себя неадекватно и смешно, с точки зрения героя.
Как же разрешается столь драматическая коллизия жестов, знаний и чувств?
Дама вздохнула и совершила медленный отвлекающий маневр в районе тарталетки.
Как все мужчины, герой сосредоточил внимание на одном, но самом важном направлении — на созерцании грациозности дамы, а та лёгким движением руки подсекла — но не собеседника, бешено клюющего на голую коленку, а снулую кильку, вовсе не помышлявшую о клёве. Внезапно обретшая стремительность килька пусть и с опозданием, но клюнула — в геройскую лысину. И преощутимо! Правда, тут дама совсем ни при чём, тут старина Ньютон крупно и некстати подкузьмил с пропорциональностью силы клевка его скорости.
Как известно, умело брошенный дятел втыкается на половину клюва. Дама пощадила назойливого визави, применив клюющее оружие, легчайшее в пределах оборонной достаточности.
Таким образом, конфликт разрешился полным и справедливым фиаско героя по причине верхоглядства на умные книжки, писанные про женщин, и на умных женщин, живущих не по писаному.
Но автору — женщине! — не откажешь в благородстве: она покрывает обидчика краской смущения и стыда, то есть даёт ему шанс на исправление и начало новой жизни.
Действительно, в финале стихотворения лиройка приводит себя в порядок после практического занятия, как не следует знакомиться с дамой, и герою уже наверняка не покажется, что она делает это ради привлечения его внимания.
Она вернётся к столу, ни на гран не утратив своей грациозности и привлекательности, а мы пожелаем ей, чтобы место слинявшего горе-психолога занял умелый настройщик женских душевных струн.   (21.06.2012)
 
Шевченко А. просто так Конкурс: Лето-2012
Стихи Александры похожи на деревья в японском саду.
Отдельные строки-ветки причудливо — иногда кажется, чересчур — изогнуты-изломаны-усечены, но дерево целиком выглядит как естественное творение природы в её японской ипостаси.
А с учётом размеров стихотворения можно доаналогизировать до бонсаев и икебан.
Но лиройка наперекор аналогиям стремит взгляд в "дикую" природу и черпает душевные силы в "белоголовье одуванчьем", в "пыхтении чертополошьем", т. е. в тех кругах "флорного" общества, где жизненная опора — только на себя, на свои собственные силы, без надежды на помощь извне.

живи, душа моя, бесстрашьем

тем самым, с которым одуванчик и чертополох осваивают любой клочок земли. Они — витальные первопроходцы на территориях, ставших летальными волею стихий или превращённых в таковые бездумным и безответственным культивированием.   (20.06.2012)
 

Корешкова Е. Реквием колодцам Конкурс: Весна-2009
Колодец...
Сразу вспоминается стихотворение В.Хлебникова, где ритм строк неравномерно пульсирует, подобно струе воды, сливаемой через край полного ведра:

У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились повода.
Мчась, как узкая змея,
Так хотела бы струя,
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться,
Чтоб, ценой работы добыты,
Зеленее стали чёботы,
Черноглазыя, ея.

Хождение по воду издревле было женским делом. Кажется, невелика хитрость — нести вёдра на коромысле. Ан без навыка да сноровки всю воду расплескаешь! Нужны плавная походка, ровный мелкий шаг. Не отсюда ли перешла эта манера передвижения в русские национальные танцы, где женщины не пляшут, а плывут, подобно лебёдкам?
Колодцы были жизненной необходимостью, отсюда проистекало и отношение к ним. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Иметь его в своём дворе считалось большим удобством, но собственностью одной семьи он был редко. Сообща копали, сообща поддерживали в исправности и чистоте. "Безколодезные" соседи запросто ходили по воду во двор хозяина, даже в его отсутствие.
Летом 1978 года (период застоя, по нынешним оценкам) я добирался в одно таёжное село в Новосибирской области. На поляне у дороги красовался свежий колодезный сруб с навесом и скамейками, с новеньким оцинкованным ведром. До жилья — несколько километров в обе стороны. Конечно, это был старый колодец — его просто привели в порядок. Интересная перемена произошла в настроении пассажиров автобуса, в основном, местных жителей: они оживились, подобрели. Угадывалась в людях гордость, дескать, можем и мы, когда захотим, сделать чинно и благородно.
И вот спустя 30 лет на другом краю земли читаю горькие строки "Реквиема..."   (23.05.2009)
 
Ашуров Н. Я позвонил в урочище  
Только забравшись в самые глухие уголки, которые, к великому счастью, ещё есть, мы по-настоящему осознаём, что потеряли.
Там, где человек прошёл, как "хозяин", бесполезно искать единения с природой. Там — сплошное разъединение.
Человек губит природу из жадности. "Не возьму я — возьмёт другой. Нет, уж лучше я!"
Мы ехали на горное озеро — простая однодневная автовылазка из мегаполиса. Вдоль каменистой дороги, фактически по кювету, сбегал ручей, метра два шириной. Я не поверил глазам и попросил остановить машину. Вверх по мелководью, взбивая донный песок и торча спинами над водой, шёл на нерест лосось. Рыбы настолько обессилели, что их можно было брать голыми руками. Но никто не брал. Останавливались, смотрели, фотографировали и ехали дальше. Дно было подозрительно плоским, песок (нигде рядом, кроме ручья, не виден) — подозрительно чистым. Похоже, над руслом поработали люди, чтобы потяжелевшая и уставшая рыба не ранилась об острые камни.
Но это — в Канаде, у которой нам надо учиться и учиться отношению к окружающей среде.
В сезон нереста ни в одной канадской газете вы не найдёте частных объявлений о продаже свежей (браконьерской!) икры - "дёшево!" В местных русскоязычных они есть каждый год.
Стыдно.
Почему мы такие? Зачем лицемерно удивляемся, когда нас, русских, считают дикарями?
"Назад к природе" — слишком категоричный лозунг. "Не навреди" — уже этого достаточно, чтобы природа сама начала выздоравливать. Сил хватит — без нашего постоянного варварского насилия над ней.   (07.05.2009)
 
Зырянов А. Нелюдимо наше море Проект "Визитки". Сборник "Кольцо-2002"
Я раскрашивал кораблик —
карандаш ломался синий.
Дым cвивался по спирали,
паруса ж — не парусили,
а висели вдоль по мачтам,
словно наволочек снизка,

или — как рукав рыбачки, перехваченный c изыском.

Я разгадывал загадку,
раскрывал дворца интригу,
в это время дождь украдкой
сыпал дробью на квадригу,
бегал кровельным железом
наискось, и даже накрест.

(Дождь, конечно, бесполезен — окись обращая в закись,

не отмоет наше море,
оттого оно и хмуро:
нелюдимо, всё в миноре,
нет богов, и нет амуров,
и эскадры нет на рейде,
нет оркестров утром ранним...

(Крейсера мои — в аренде, экипажи — в зауралье))

На кораблике, нарисованном детской рукой, можно уплыть в любую точку земного шара — даже в штиль, с обвисшими парусами.
А перевоплотившись в Гулливера, можно легко захватить целый вражеский флот.
Великие географические открытия и морские сражения, имена легендарных капитанов будоражали наше наивное воображение.
Самые стойкие романтики, повзрослев, взвалили на себя тяжкий крест воплотившейся мечты — тонут на подлодках, ходят под чужими флагами...
Крейсера мои — в аренде...
Алые паруса выцвели и обветшали, бригантины превратились в летучих голландцев, чьи сигналы SOS уже едва слышны в какофонии эфира.
...экипажи — в зауралье
Изрядно поржавевший юношеский романтизм мёртвым якорем держит в прошлом. Тех, кто не смог его обрубить, списали с борта. Другие сами сошли со своих бригантин на берег — порой гораздо дальше, нежели в Зауралье.

Карандаш лежит нечинен,
я меняю взгляд на мили...
Что с того, что не просчитан
свиток жизни? Превратились
все "спасите-наши-души" —
вдоль небес в станицы песен.

Так и я — кому-то нужен. Чем-то даже — интересен.

Я сочинил короткий шутливый перифраз. Пару лет назад он исчез вместе с разделом Андрея, которого как-то назвали добрым домовым "Самиздата". Запомнилась только последняя строчка:
"...От хандры коньяк полезен — закись обращая в закусь".
К счастью, само стихотворение, одно из моих любимейших на СИ, осталось.  (24.04.2009)
 
Эллана Сумбур  
У человека, снедаемого любовной лихорадкой, — сумбур и в душе, и в мыслях, и в поступках, но это сумбур "мобилизующий". Хочется кричать на весь белый свет, как хорошо жить, и что ни крикнешь — всё в жилу.
Другое дело, когда речь идёт о размолвке с любимым человеком. Здесь тоже хочется кричать, но, обычно, не хватает нужных слов выразить душевную боль. Просто хочется плакать или выть от отчаяния.
Взгляд и мысли лиройки скачут, но снова и снова возвращаются к теме обиды и мести:
"Я ни строчки о тебе не напишу!.."
Рондо страданиозо, рондо рыданиозо...
Но даже сквозь набегающие слёзы она остаётся открытой для окружающего мира.
Спутать мысли! уберечь себя от догмы,
атакующей сознание с утра...
Радость жизни прорывает пелену отчаяния. Замечательно!   (29.04.2004, 15.04.2009)
 
Акимов В. Мика, пантера и конец света Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Взрослые ностальгически помнят "наше-то время" и скорбят о дне сегодняшнем, до которого "докатились".
Дети приходят в этот мир и радостно воспринимают его таким, какой он есть. Им не с чем сравнивать.
— Мама, смотри, цветочек! — воскликнула японская девчушка, увидев на горизонте гриб ядерного взрыва.
Взрослые катастрофически лицемерны, на словах желая своим детям счастливого будущего, а на деле уничтожая его собственными руками.
До какой черты нужно дойти человечеству, чтобы каждый почувствовал личную ответственность за судьбу планеты?
 
Бриф М. Полиглот Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Внезапный полный отрыв от привычной языковой среды — это шок. Мало того, что вокруг всё абсолютно незнакомо, так ещё и спросить ничего толком не можешь. Телефонные звонки вгоняют в панику, как предстоящий экзамен по разговорному иностранному языку. Остроумная бизнес-шутка "Хочешь испортить дело — позвони по телефону" превращается в беспощадную аксиому бытия.
Англоглухонем (немецко-/франко-/испано-/... — нужное подчеркнуть) как нельзя лучше передаёт состояние иммигранта, въехавшего в страну, где господствует язык другой группы.
Самое тяжёлое — сознавать, что аборигены запросто могут счесть тебя тупицей, не способным выразить мысль в два хода. Какие уж тут интересные беседы да знакомства, если постоянно переспрашиваешь и всё равно не понимаешь, если через раз отвечаешь невпопад, если глупо улыбаешься, когда отнюдь не следует, а на шутки собеседника, наоборот, бесстрастно отмалчиваешься!
Нет, не оценишь этот стих по достоинству, пока в шкуре лироя не поживёшь!
 
Чернякова Л. Истина? Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Смысл стихотворения искусно упакован в пять коротких строчек, в четыре тезиса, которые при желании и подходящем мастерстве можно развернуть в обширный поэтический трактат.
В математике есть понятие предела. Функция может сколь угодно приближаться к конкретному предельному значению, но никогда не достигать его.
Не является ли истина таким пределом?
Имхо, расхожее утверждение, что истина рождается в споре, — от лукавого. Об очевидных вещах не спорят, а неочевидные требуют бесспорных же доказательств.
Споры, где стороны бранятся не на жизнь, а на смерть, где искры — сталь о сталь, подобны параллельным прямым, которые не пересекаются.
Истина? — Оставь.
 
Mayra Было серо и сыро... Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
В детстве в тихой ночной темноте я иногда думал о том, что когда-нибудь умру. Умирать не хотелось до слёз.
С возрастом мысли о смерти посещали всё реже и реже.
Сейчас изредка тоже посещают, вернее, робко заглядывают с улицы, но видя, что хозяин занят с другими посетителями, безропотно исчезают.
В повести Василия Шукшина "Позови меня в даль светлую..." деревенский старик ("ни одно ребрушко ещё не ноет"), посмеиваясь, строгает себе гроб. Художественный образ ничуть не фальшив, его блестяще воплотил на киноэкране артист Иван Рыжов.
Читая стихотворение, я пытался представить себе героя, его жизнь, где и когда завершил он свой земной путь, почему так, а не иначе, был ли кто рядом в его последнюю зиму...
Верю, что приближение неслучайной смерти можно чувствовать.
Не знаю, как выглядит это чувство, по каким признакам оно опознаётся, как повлияет на меня, случись дожить до него.
Всему своё время.
 
Ерошин А. Миры Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
В памяти немедленно всплывает аналогичное стихотворение классика.

Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
...
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
В.Брюсов, "Мир электрона", 1922
Плетьми искристой мишуры
Ударил в землю ливень хлёсткий,
И в каждой капельке — по блёстке,
И в каждой капельке — миры...
...
Судьбу читая по слогам,
Но не дочтя, за кратким веком,
И мы однажды первым снегом
Осядем к чьим-нибудь ногам...
А.Ерошин, "Миры", 2006

Вариант Брюсова — гипотеза в чистом, обособленном виде, сухая, академичная.
Вариант Ерошина — привязанный к повседневной реальности, более одушевлённый. За ним легче видится лирой — наблюдательный, рассудительный, ироничный, быть может, наш знакомый или просто случайный прохожий.
Какой вариант лучше? Мне нравятся оба.
 
Качур В.И. нет Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Существует язык домашних вещей.
Люди, живущие совместно, сообща придумывают его и обучают ему свои вещи.
Одиночество особо остро чувствуется дома, где вещи не могут сообщить своему хозяину ничего нового. Жилище бойкотирует своего единственного жильца.
Голоса некоторых вещей настолько приятны, что мы не устаём их слушать.
Личные вещи, безгранично преданные своему хозяину, могут запросто выболтать его тайны посторонним людям.
Когда вещей слишком много, они страшно шумят, стараясь перекричать друг друга. Самым крикливым делают внушение или затыкают рот.
На языке вещей можно ругаться и говорить о любви.
Об этом и стихотворение.
 
Дунаев Б.М. Эдем Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Тоже люблю, грешным делом, пофантазировать: "А что, если бы...?"
Был опрос или вопрос: "С каким известным человеком вы хотели бы провести вечер за ресторанным столиком?" Кто-то (кажется, Светлов) ответил: "С Пушкиным".
Будучи школьником, я многих исторических персонажей воспринимал как сверхлюдей — без сомнений, без ошибок, без всех недостатков, присущих обычным людям. Ну, разве совсем уж с малыми, но милыми слабостями.
Виктор Астафьев рассказывал, как однажды с группой литераторов ездил на экскурсию. Его соседкой по автобусу оказалась жена известного поэта N. Пока ехали, он беседовал с ней, а на одной из остановок случайно услышал, как она жалуется на попутчика: "Заболтал меня, чёрт одноглазый! Сказали, с нами Астафьев едет. Вот бы с кем познакомиться да поговорить!"
Но вернёмся к стиху, очень мужскому, ироничному и самоироничному, с хитрым прищуром автора.
И самый захудалый стихотворец
там сможет, если вдруг придет охота,
по-дружески к коллеге обратиться...
Вот ключевые строки, вот то ценное, что мы потеряли — радость изначально дружеского общения с коллегами по цеху невзирая на. Если вообще когда-нибудь это имели.
Стоит собраться в кучку больше трёх, как немедленно начинается построение по ранжиру. Сами не построимся — другие построят, раздадут чины и регалии и велят общаться в строгом соответствии с табелем о рангах.
Ну что, брат Дунаев, не дербалызнуть ли нам по махонькой?
 
Скорпиошка Ленинград-42 Конкурс: "Краткость — сестра таланта" (февраль—март 2009)
Жизнеутверждающее, точное в бытовых и психологических деталях стихо.
Лиройке — 18. Мирное детство — позади, но ещё сохранилась детская привычка раскладывать свои "богатства" и любоваться ими. (А уж в день рождения — сам бог велел! В день, который остаётся праздником даже в дни войны).
Круглая жестяная коробка из-под монпансье... В те времена она сама по себе представляла немалую ценность для детворы: очень удобна для хранения "сокровищ", да и большого выбора хранилищ не было. Но чудесная шкатулка не пуста — в ней невесть где найденные леденцы плюс письмо от любимого человека.
Первая любовь, день рождения, фантастические подарки (тут и брошь от мамы, и двухтомник Пушкина от бабушки — всё, чудом не исчезнувшее в ненасытной утробе войны) — не стыдно и разрыдаться! Tакие моменты врезаются в память на всю жизнь.
Не сомневаюсь, что в стихотворении описан реальный эпизод из чьей-то жизни. В любом случае — спасибо и респект автору!
 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"