Яворская Елена Валерьевна : другие произведения.

Субъективно. Пятые Парнасские игры. Произвольное стихотворение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пятые Парнасские игры. Номинация 1. Произвольное стихотворение

   Приступая к обзору (правильнее будет сказать - к экспресс-обзору, так как мои заметки - это впечатление непосредственно по прочтении конкурсного стихотворения), позволю себе небольшое отступление или, если хотите, своего рода ритуальное действие. Итак, уважаемые конкурсанты, примите самые искренние заверения в том, что, с одной стороны, я выражаю личное мнение и ни в коей мере не претендую на истину (и уж тем более - на истину в последней инстанции), а с другой... как это говорится?.. ничего личного. То есть я оцениваю текст и только текст, а не все творчество автора, не его точку зрения и т.д., и т.п. Доля же объективности традиционно равна количеству прописных истин, которые, увы, приходится озвучивать от конкурса к конкурсу. А сами истины затрагивают форму и только форму. Если стихотворение свободно от частотных рифм, случайных выпадений из ритма, если оно написано по-русски, то есть с учетом требований русской фонетики, морфологии, синтаксиса (об орфографии и сестру ее пунктуации я скорбно промолчу), если не нарушена сочетаемость слов... Ну, тогда, пожалуй, все-таки можно чуть-чуть выйти за рамки формализма и объявить претендентами на объективность такие параметры как свежесть образов и оригинальность структуры, сиречь нетривиальное раскрытие темы. А далее - причуды читательского восприятия текста - мимолетные симпатии, легкие влюбленности и, наконец, привязанности, которые останутся и тогда, когда первое впечатление развеется.
   Итак, ритуал соблюден. Приступим.
  
   НОМИНАЦИЯ 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
  
  Ролдугина С. Все кошки возвращаются домой
   Выдержанное, безупречно простроенное стихотворение (пожалуй, немножко царапнуло только проходное словечко 'вдруг'... подумалось, а в полной ли мере оно несет смысловую нагрузку?), стопроцентно реалистичное и вместе с тем... нет, не прорывающееся за рамки реальности, а прокрадывающееся в неведомое на мягких кошачьих лапах. Хрестоматийная формулировка 'финал выводит стихотворение на новый уровень' здесь, думается мне, абсолютно верна. Меланхоличное, но не грустное. Успех.
  
  Эстерис Э. Пляшут тени
   Сильная сторона текста - ритмический рисунок. Сам по себе довольно-таки заурядный, в данном случае он - то, что необходимо для создания очень реалистичной, до дрожи, иллюзии танца теней... танца под бубен шамана, под невнятные слова заклинаний (почему-то так почувствовалось). А вот само заклинание... Чего не хватило, особенно если учесть поэтическую зрелость автора, - так это богатства рифм и свежести образов. Каюсь: ну не воспринимаю я этот текст... как там по-умному?.. вне контекста творчества автора. Увы.
  
  Тимофеева Т. "Она опять похорошела..."
   Не могу не оценить порыв сказать о невыразимом. Пожалуй, поэзии вообще не может быть без этой попытки. Но...
  Самая большая беда стихотворения - синтаксические неловкости. Добавим к этому некоторые проблемы со стилистической выдержанностью текста.
  Конкретнее.
  
  ...так красота сияет смело,
  невольно тянет падать ниц...
  
   Не думаю, что выражу исключительно субъективное мнение, сказав, что слово 'красота' - безвкусная пища для восприятия. Само по себе это слово не вызывает никаких ассоциаций и, как следствие, не пробуждает никаких эмоций. Да и 'красота сияет' - частотно. И не так уж важно становится, смело она сияет или робко.
   Кто или кого тянет падать? Невразумительно. Да и из контекста невыводимо. Если учесть запятую (перечисление!), получается, что тянет красота? Или... Ох!
  
   исправно к Господу возносит
  бедой солёные мольбы.
  
  Тоже синтаксический казус. Понимаю, что 'бедой соленые' относится к 'мольбы' (определение). Но можно разобрать и иначе: возносит (чем?) бедой. Сознание волей-неволей цепляется за эту двоякость, восприятие спотыкается.
  Но труднее всего мне пришлось с наиболее насыщенным образами фрагментом:
  
  в искусных пальчиках заката,
  в небесно-розовой фате,
  никто не скажет старовата,
  огонь пылает на кресте.
  
  Признаюсь, искусные пальчики заката меня сразу оцарапали. Согласитесь, игриво как-то звучит. И все-таки картина начала возникать - спасибо второй строчке... Ах, если бы в конце стояла точка! Но, увы, автор продолжает перечислять, и получается, что некто (никто?) в небесно-розовой фате не скажет, что... Ну и т.д.
  Жаль, так и не смогла я разглядеть за всем за этим неповторимого шедевра зодчества.
  
  Трудлер А. морщины
  О таких произведениях я обычно говорю: стихотворение-настроение. Настроение, возникающее с первых двух-трех строк и уже не отпускающее. Диалог поэта с самим собой. Самопознание, все длящееся и длящееся. Морщина - линия. Порез - линия. Жизнь - линия. Слова на бумаге выстраиваются в линию. Зрелость. А рядом с образом сына возникает образ солнца. Круг. Юность, бесконечность. Такая вот геометрия.
  Понравилось и оформление - отсутствие знаков препинания и больших букв усиливает ощущение линейности.
  Что и говорить? Затронуло.
  
  Курильчук В.П. Троны крон
  Признаюсь, по прочтении первых двух строф я для себя определила, что форма в данном конкурсном тексте превалирует над содержанием. Но форма дивно хороша. И вот - третья строфа, эмоционального наполнения которой хватило на все произведение.
  Мои восторги, автор!
  
  Фогель Л. И перед жизнью преклоню колени
  Ритмический рисунок и образность навеяли ассоциацию. Сонет? Элегия? Определенно: я где-то когда-то читала что-то подобное. Быть может, я не права, но стихотворение представляется мне вторичным. Да, медово-тягучий ритм завораживает, но... Едва начинаешь вдумываться, как возникают проблемы с истолкованием, к примеру, вот этого фрагмента:
  
   Вчерашний день с реальностью в обнимку
  не сохранить, как лакомый кусок.
  
  Или вот этого:
  
  ...и только груз пустого обещанья
  всплывёт однажды именем в бреду.
  
   Ощущение знаемого, пройденного невероятно усилилось по прочтении первой строки второй строфы:
  
  Не плачусь, не жалею и не жду.
  
   По той же причине разочаровал финал.
   Сожалею.
  
  Змрочны Ю. Сумерки
   И снова проассоциировалось. Античность? Шекспировская псевдоантичность? Или...
   Нет, я ничего не имею против стилизаций. Но не могу рассуждать о ценности стилизации, не определившись: а зачем, собственно, она, стилизация, понадобилась автору?
   Подумалось, что текст хорошо смотрелся бы в качестве части чего-либо более... эпического, что ли. А так - этюд, повисший между небом лирики и землей прозы.
   А вот последняя строчка очень хороша. Жаль только, что возникает ощущение, что все прочее служит лишь ей, ей одной.
  
  Калинин А.А. Звёздная роль
   Мир - театр, люди - актеры. Тема вечная, но отнюдь не табуированная; вслед за Шекспиром приходит Пастернак, за Пастернаком...
   Но у меня сложилось впечатление, что автор, как спортсмен, бережет силы для финального рывка. Заурядные рифмы, да и сам рассказ - констатация, рассуждение (правда, не лишенное интересных образов). По-настоящему взволновали только последние строки, в прочее же - не верю.
  
   Была L. Просто читать
  Искренне люблю стихи с образами-намеками, к которым применимо то самое 'краткость - сестра таланта'. Читатель сам додумает, дорисует, создаст на основе авторского эскиза собственную картину (талантливо поданный намек побуждает к сотворчеству). Об этом стихотворении хочется рассуждать, хочется по читательскому произволу разворачивать образ за образом, как ребенок разворачивает обертку конфеты. Увлекло.
  Только вот один досадный момент: 'расстроеннОм' или 'расстроеннЫм'? Да и пунктуация кое-где подкачала. Понимаю, что это работа для корректора, а не для вдохновенного творца, но неряшливость оформления портит впечатление. Встречают-то по одежке...
  
  Шевченко А.С. штрих
  Резкие, неожиданные образы. Образы на самой кромке эстетики, за полшага от безобразного. Одиночество, лишенное элегической сглаженности линий. Острое - обрезаться можно.
  Ну что тут говорить? Маленький шедевр.
  
  Олли. Бессонница
  Неровное стихотворение. Это я не об утяжеленности стиля. Просто рядом соседствуют свежие, крепкие, под стать жестким истинам, выраженным в стихотворении, рифмы и их более ординарные собратья. Некоторые обороты... нет, я не могу сказать 'противоречат правилам синтаксиса', потому что - нарочито, нарочно. Скажу так: бросают вызов синтаксису. А вообще - атмосферно. И путь от жестких, горьких истин к лиризму я, читатель, прошла вместе с автором.
  
  Гулевич С.А. вечерний сумрак
  И снова - хотелось бы более изысканных рифм. Впрочем, композиция, прихотливое выстраивание цепочки образов столь увлекают, что об этом забываешь. Где-то на периферии сознания крутится: а ведь некоторые образы уже были, были... А кое-что - к примеру, 'острая тоска' - и вовсе штамп. Но - вот удивительно - настроение, пробужденное первыми строками, остается. Сродни чуду.
  
  Половинкина Т. Всё верней я примечаю осень...
  Городская осень, которая порождает удивительно антиурбанистические ассоциации, - парадоксально. И пусть мотив дороги возникает только в третьей строфе, его предощущение - с первых же строк. Очень пространственное, многомерное стихотворение. Элегичное, как сама осень. Зримое, достоверное, с тем крохотным зернышком фантазии, которое прячется в скорлупе реальности.
  
  Ганжа П.А. Дороги Самиздата
  Тема 'Самиздатская литература и ее особенности' скоро, наверное, будет входить в обязательную программу для каждого поэта на СИ. Тенденция, однако. Благотворная. Ибо любое новое явление нуждается в активном познании.
  Я неравнодушна к игре слов, к звукописи. Здесь они хороши и уместны, хотя сознание споткнулось о строчку: 'Мели в муку слова, минуя рифмы мели' - очень уж не сочетаются два образа, оказавшиеся по соседству. Среди крепких рифм одна - 'раритеты/авторитету' - показалась мне эдаким инородным телом; и дело здесь отнюдь не в том, что число и падеж не совпадают.
  Однако же с тезисами автора рассматриваемой работы трудно не согласиться. Равно и с аннотацией, в которой автор однозначно высказывается: 'Вирш - не смешной'. Все очень серьезно, несмотря на кажущуюся легкость авторской интонации. А кто сказал, что серьезные мысли непременно следует скандировать либо выплакивать?
  
  Долина Д. За церковной оградой
  Каждое неординарное стихотворение о любви - праздник. Спасибо за праздник, автор! Вдвойне восхищает то, что стихотворение сохраняет собственную оригинальную образность при обилии аллюзий - от народного плача до городского романса, сохраняет напевность, несмотря на наличие неточных рифм (эти рифмы работают на стихотворение, создавая ощущение дисгармонии, соответствующее состоянию лирической героини).
  Чужое, выпадающее из стиля только вот это: 'И безгрешную душу кроил по привычным лекалам'. Хотя... не настаиваю. Выпадает-то оно выпадает, но само по себе, вне прочего контекста, противопоставление смотрится очень выигрышно.
  
  Клеандрова И.А. L'ete Indien
  Роскошные образы. Ожерелья образов, россыпи образов. И хотя образ зеркала ('зеркальной мглы') возникает в самом конце, все стихотворение, от первой строчки до последней, вызывает иллюзию галереи отражений - отражение в отражении. Этой осени чужда повседневность. Но и праздничной ее не назовешь. Ее роскошь - роскошь сказочного замка, которому предстоит пойти на слом. Готическая сказка.
  Сбои стихотворного ритма побуждают сердце сбиться с ритма, а потом забиться чаще, в такт стремительным строчкам. Разве что вот здесь: '...запятнав небесный свод...' я сбилась и потом долго не могла настроиться на дальнейшее чтение. За исключением этого момента - на одном дыхании!
  
  Гиниятуллин Р.Н. Нет больше сил...
   Одиночество. Бессонница. Бесконечный разговор с собой. Хорошо, не с собой - с собеседником, с высшей силой, мудрой, всемогущей... и молчаливой, поэтому - монолог, а не диалог, как того хотелось бы лирическому герою. Чувства понятны и вызывают отклик - каждый переживал что-то подобное и наверняка не раз. Но автор идет намного дальше повторения общеизвестного. 'И в чашке чай // остынет скоро // К моим с собою // разговорам'. Эти слова высвечивают новую грань смысла: герой, сколь разочарованным он нам не представлялся бы, еще не ушел из мира, каждая частица которого - одушевленная, а следовательно, обладает собственным характером, собственной волей. И вот еще изумивший меня момент: 'Не вышло лечь сегодня рано, // Теперь корми всех тараканов'. Разом представляются и нежеланные рыжие квартиранты, слушатели монолога лирического героя, и сам лирический герой, который пытается поладить с собственными мыслями, с пресловутыми тараканами в голове.
   Для меня очень убедительно прозвучал финал: свет в чужих окнах - это сигнал, это знак: ты не одинок.
   Спасибо, автор!
  
  Летучий Г. Пусть вращается планета!
  Легкий ритм создает иллюзию стремительного движения. Настолько стремительного, что поначалу и не сообразишь - к добру или к худу? До самого финала, до заключительных шести строчек; легкость ритма оттеняет их драматическую суть.
  С трудом прочитывается разве что вот эта строчка: 'жженьи'. Представляется мне, лучше было бы поменять порядок слов: 'В бесконечном солнца...' Впрочем, автору виднее. И еще: 'жжениИ', но 'жженьЕ'. Но это уже мелочи, корректорская работа.
  
  Порфирьев А.А. Autumn-тично
  Не знаю, будет ли мое признание воспринято автором как комплимент, но, с интересом отслеживая его работы, я от конкурса к конкурсу замечаю, что формализма в них все меньше (и это - при сохранении формы ну просто на зависть, с игрой слов, со звукописью и прочими изюминками, способными удовлетворить даже самый притязательный вкус), а суть все глубже и... реалистичнее, что ли. Что же до настроения - оно было и есть. Удивительный текст с удивительными переходами от детского лопотания ('лопоухие мотыльки') к трагизму: '...на поля, как в тетрадь, // тронув струны, // оставляя пустынным село // замертво...' Снимаю шляпу, Мастер!
  
  Марцев Я.Ф. Гардарика
  Дивная небесная Гардарика! Удлиненные строчки создают эффект неторопливого повествования. Даже рифмы, среди которых и неточные, и наоборот, слишком очевидные, подчеркивают этот эффект. Весьма к месту возникают образы из народных песен - непреходящее, вневременное.
  Хороша и композиция стихотворения - путь от простого описания к философским обобщениям.
  И вообще - для меня это тот случай, когда стихотворение не хочется разбирать, структурировать; оно воспринимается сразу и целиком на эмоциональном уровне.
  
  Разбойникова Е. Друзьям
  Ну что сказать? Такого рода стихи есть, наверное, у каждого автора. И одно из них становится для автора этапным, знаменуя переход от выражения к изображению. Буду рада ошибиться, но, думается мне, этап непосредственного выражения, констатации истин, с которыми трудно поспорить (потому как они общеизвестны), автором еще не пройден. Хотя уровень версификации уже достигнут, а это добрый знак - свободное владение техникой стихосложения позволяет перейти на вожделенный для каждого поэта следующий уровень. По форме возникли незначительные замечания. Во-первых, сомневаюсь, что в слове 'потупили' правильно стоит ударение. В строчке 'Лишними станут здесь фразы' мне показалось неуместным, только для ритма взятым, слово 'здесь'. Ну и наконец, традиционное пожелание - конкурсный текст должен радовать правильной пунктуацией (повторюсь: встречают по одежке!).
  
  Шася Ты, Я и Осень
  Не раз доводилось слышать от тех, кто любит стихи (и от читателей, и от стихотворцев): отклик вызывают те стихи, которые чем-то поразили, о которых можно сказать - нет, я такого еще не читал и сам не писал. В данном случае со мной такого чуда не произошло. Ощущение очередного повторения уже сказанного так меня и не покинуло. В данном случае даже неплохая техника е спасает стихотворение. Сожалею.
  
  Лапина Е.В. Касались клавиш...
  В стремлении к сложным, многослойным образам (вполне достойное стремление, честное слово!) автор, увы, иногда забывает о земном и насущном - о русском синтаксисе. Можно совершенно по-разному разобрать по членам: 'Печалью клавиш твоего лица // Легко касались пальцы пианиста'. А вот это сложно не только с формальной точки зрения, но и с точки зрения содержания - сумятица недружных образов: 'Вдруг пронеслась событий колесница - // Путь линий жизни твоего Креста'. Вообще, на мой непритязательный вкус, в данном случае образов слишком много и они не раз и не два вступают в противоречия друг с другом. Отсюда - никакой целостной картины. Усложнено, утяжелено, а итог (последняя строчка) настолько очевиден, что...
  
   Виленкин Н. ...как неточная рифма
   На этот раз отзыв - под стать стихотворению - будет предельно лаконичен: ах, сколько дивных ассоциаций таит в себе какая-нибудь случайно увиденная мелочь!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"