Буланова Юлия : другие произведения.

Вам нужен в произведении психолог? Общие понятия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Если Вы решили описывать представителя данной профессии, то краткий психологический словарь вам в помощь. Если лень, то вот несколько важных определений. Но всем этим психолог обязан оперировать.
  
  
   ПСИХИКА есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
  
  
   СОЗНАНИЕМ обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.
  
  Функции сознания человека
  
   Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
   Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств.
   Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
   Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.
   Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
   Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
  
  
  
  
  
   БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или неосознава́емое совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
  
  
   ЛИЧНОСТЬ - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь
  Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
  
   НАБОР ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ:
  
  Уверенность в себе - неуверенность.
  Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.
  Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.
  Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).
  Мягкость - черствость, цинизм.
  Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
  Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
  Добросердечие, мягкость - злобность,черствость.
  Реализм - аутизм.
  Сила воли - безволие.
  Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.
  Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
  Уверенность - неуверенность.
  Взрослость - инфантилизм.
  Тактичность - бестактность.
  Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).
  Веселость - грустность.
  Очарованность - разочарованность.
  Общительность - необщительность.
  Активность - пассивность.
  Самостоятельность - конформность.
  Экспрессивность - сдержанность.
  Разнообразие интересов - узость интересов.
  Чувствительность - холодность.
  Серьезность - ветреность.
  Честность - лживость.
  Агрессивность - доброта.
  Бодрость - веселость.
  Оптимизм - пессимизм.
  Смелость - трусость.
  Щедрость - скупость.
  Независимость - зависимость.
  
  
  
  
   СТАНОВЛЕНИЕ "Я" личности.
   Восемь жизненных психологи?ческих кризисов,
   неизбежно наступающих у каждогочеловека по Эриксону
  
  1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрас?те около 2-3 лет).
  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (при?мерно от 3 до 6 лет).
  4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение в противоположность индиви?дуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность в противовес личностной пси?хологической изолированности (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность "погружению в себя" (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность от?чаянию (старше 60 лет).
  
  
  
  
  
  
   ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  
  
   ИНДИВИД - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.
  
   ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидуальная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
  
   ХАРАКТЕР - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определённых условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования
  
   ПРИВЫЧКА- сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, [1] которые "побуждают совершать какие - нибудь действия, поступки".
  
   ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организаци
  АГРЕССИВНОЕ поведение - деструктивное поведение, направленное на другую особь.
  АДЕКВАТНОЕ поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения
  ДЕВИАНТНОЕ поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
  ДЕЛИНКВЕНТНОЕ поведение (от лат. delictum - Проступок) - асоциальное противоправное Поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии
  ДЕМОНСТРАТИВНОЕ поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе.
  ВИКТИМНОЕ поведение (от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. Виктимность - это действия, которые усиливают вероятность того, что вы попадете в какую-нибудь прескверную ситуацию.
  ОТВЕТСТВЕННОЕ поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом
  
   АГРЕССИЯ - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
  ВЕРБАЛЬНАЯ (речевая, словесная) агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
  ФИЗИЧЕСКАЯ агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  ЗАЩИТНАЯ - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".
  ВНЕШНЯЯ агрессия направлена на окружающих; ВНУТРЕННЯЯ (Аутоагрессия) - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
  
  
  
  
  
  
  
   ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  
  
   ВОСПРИЯТИЕ - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
  
   ВНИМАНИЕ - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора од?ной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирова?ния другой.
  Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе?нием и объемом.
  
   ОЩУЩЕНИЕ - это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы.
  
   ВООБРАЖЕНИЕ - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.
  
   РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.
  
   МЫШЛЕНИЕ- это особого рода теоретическая и практиче?ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре?образовательного и познавательного характера.
  
  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра?щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен?но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
  
  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре?шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе?ния, а образы.
  
  Отличительная особенность НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ - состоит в том, что мыслительный процесс и нем непосредственно связан с восприятием мыслящим чело?веком окружающей действительности и без него совершаться не может.
  .
  
   ПАМЯТЬ (англ. - memory, нем. - Erinnerungsvermogen, Gedachtnis) - одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная (память "чувств"), моторная (память-привычка).
  
  ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (англ. - long-term memory) - основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма.
  
  ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (англ. - short-term memory, нем. - Zufallsgedachtnis) - вид памяти, характеризующийся определёнными временными рамками; обязательный этап для других видов памяти.
  
  ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. - short-term memory, нем. - Zufallsgedachtnis) - вид памяти, характеризующийся взаимодействием памяти кратковременной и долговременной.
  
  ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ (англ. - mechanical memory) - вид памяти, характеризующийся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.
  
  ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ (англ. - meaning memory, нем. - verstandnise Gedachtnis) - вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий; её продуктивность примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.
  
  
  
  
  
  
   ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  
  
   АФФЕКТ (англ. - affect, нем. - Affect) - бурно протекающая кратковременная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
  
   ЭМОЦИИ (англ. - emotion, feeling, нем. - Emotion, Gefuhl) - особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей
  
  ЧУВСТВО - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений
  
   СТРЕСС (англ. - stress, нем. - Stress) - состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий.
  
  
  
  
  
  
   БЕЗ КАТЕГОРИИ
  
  
   АМНЕЗИЯ (англ. - amnesia, нем. - Amnesie) - отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.
  
   ДЕПРЕССИЯ (англ. - depression, нем. - Depression) - психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.
  
   ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. - sussestion, нем. - Suggestion) - воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов.
  
   ИНСАЙТ (англ. - insight, нем. - Einsicht) - прозрение, озарение, проницательность;
  
   СЕНСИТИВНОСТЬ, СЕНЗИТИВНОСТЬ (англ. - sensitivity, нем. - Schwellenempfindlichkeit) - психическое явление, выражающееся в повышенной степени реагирования (вплоть до неадекватных реакций) на эмоциональные раздражители. Может быть психическим состоянием, временным свойством личности или чертой характера.
  
   ЭМПАТИЯ (англ. -empathy, нем. - Emmpathie, Einfuhlung) - способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.
  
  
  
  
  
  
  1. Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982
  2. СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_24.htm
  3. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"