Буланова Юлия : другие произведения.

Автореферат к дипломной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии,
  Буланова Юлия Владимировна предлагаю на защиту выпускную квалификационную работу на тему: «Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема»
   В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью, так как психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.
   Данной проблемой занимались: А. И. Захаров (выявление и уточнение преобладающих видов страхов детей разных возрастов), Джон Боулби (раскрыл причины детских страхов, создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты), Рэчмен (разработал концепция травматического обуславливания), Ю.Л. Ханина (изучение тревоги, как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека), К.Э. Изард (классифицировал эмоций на фундаментальные и производные, исследовал эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей),
   Целью выпускной квалификационной работы является изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
   Объектом выпускной квалификационной работы являются причины появления детских страхов, как психолого-педагогического явления.
   Предметом выпускной квалификационной работы является зависимость появления детских страхов от уровня тревожности ребенка.
   Определяясь на цели, можно определить задачи выпускной квалификационной работы:
  - рассмотреть особенности психики детей младшего школьного возраста;
  - классифицировать детские страхи;
  - определить причины появления и особенности проявления страхов детей дошкольного возраста;
  - составить программу коррекции для учителей начальных классов по профилактике и коррекции детских страхов;
   Гипотеза: Детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка.
   Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить научное представление о страхах детей младшего школьного возраста в историко-психологическом плане психолого-педагогической работы с детьми; в саморегуляционном аспекте, а также в свете морально-нравственных установок в оценке проявления страхов; послужат основой для новых психолого-педагогических исследований.
   Практическое значение работы состоит в том, что выявленные особенности детских объектных страхов позволит лучше понимать современного младшего школьника, корректно выстраивать образовательную работу и проектировать профилактическую деятельность, направленную на предупреждение нарушений развития личности. Результаты эксперимента и соответствующие рекомендации будут полезны в работе психологов, социальных педагогов, учителей младших классов в проведении воспитательной работы, в работе реабилитационных центров и социально-психологических служб.
   Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
   В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
   В этом возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры. Быстро развивается психика ребенка.
   Этот возраст – сензитивный период для усвоения моральных норм основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
   В этом возрасте интенсивно формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание, устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания, возрастает самостоятельность, развиваются фантазии, а вместе с ними вероятность появления воображаемых страхов.
   Страх – это одна из базовых эмоций, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленной на источник действительной или воображаемой опасности в ответ на проявление угрожающего стимула.
   Причинами появления страха могут быть события, условия, ситуации,
  являющиеся началом опасности или отсутствия безопасности.
   Детский страх имеет не одну, а несколько причин. Самая главная и первоначальная из них – наследствен­ная, врожденная предрасположенность детей к пугли­вости.
   Эмпирическое исследование по проблеме выпускной квалификационной работы проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 с. Прикумского Минераловодского района, Ставропольского края.
  
  Данное исследование состоит из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В первом этапе исследования принимала участие группа учащихся, состоящая из 30 человек: 14 мальчиков и 16 девочек в возрасте: 7 лет 3 месяцев – 2 человек; 7 лет 4 месяцев – 4 человек; 7 лет 5 месяцев – 4 человек; 7 лет 6 месяцев– 6 человек; 7 лет 7 месяцев – 4 человек; 7 лет 8 месяцев– 4 человек; 7 лет 9 месяцев – 5 человек; 7 лет 10 месяцев– 1 человек;
   Во втором и третьем этапе исследования принимала участие коррекционная группа учащихся. Группа состояла из 9 человек: 4 мальчиков и 5 девочек в возрасте: 7 лет 3 месяцев – 1 человек; 7 лет 4 месяцев – 2 человек; 7 лет 6 месяцев – 4 человек; 7 лет 8 месяцев – 2 человек;
  
  
   В эмпирическом исследовании использовался комплекс методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич, Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.
  
  
  Анализ результатов констатирующего этапа исследования
  
  Тест тревожности
  
   По результатам проведенной методики можно сделать вывод, что из школьников принимавших участие в тестировании на первом этапе исследования, высокий уровень тревожности отмечен у 7 детей; средний – у 14; низкий – у 9. Индекс тревожности колеблется от 7,1% до 64,2%. Индивидуальные данные ребенка, число эмоционально-негативных выборов и индекс тревожности занесены в таблицу Б.1 «Вычисление индекса тревожности». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.1 – Индекс тревожности, ИТ (%).
  
   Таким образом, в группу проблемных испытуемых попадают 7 человек: 02, 04, 09, 19, 21, 23, 29;
  
  Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
  
   По результатам проведенной методики можно сделать вывод, что из школьников принимавших участие в тестировании на первом этапе эксперимента отметили у себя наличие 5 страхов – 2 ребенка; 6 страхов – 2 ребенка; 7 страхов – 4 ребенка; 8 страхов – 4 ребенка; 9 страхов – 2 ребенка; 10 страхов – 3 ребенка; 11 страхов – 1 ребенок; 12 страхов – 2 ребенка; 13 страхов – 1 ребенок; 14страхов – 2 ребенка; 15 страхов – 2 ребенка; 16 страхов – 2 ребенка; 17страхов – 2 ребенка; 18 страхов – 2;
   Результаты первого этапа тестирования представлены в таблице Б.4 «Детские страхи». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.4 «Детские страхи».
   Таким образом, в группу проблемных испытуемых попадают 10 человек: 02, 04, 09, 12, 17, 19,21,23, 27, 29;
  
  Методика «Несуществующее животное»
  
   По результатам проведенной методики можно сделать вывод, что из школьников принимавших участие в тестировании признаки тревожности проявляются у 17 человек.
  Частный анализ рисунков представлен в таблице Б.9 «Анализ рисунка
  несуществующего животного».
  Таким образом в группу проблемных испытуемых попадают 16 человек: 02, 04, 05, 08, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 29;
  
  
   По итогам констатирующего эксперимента была сформирована группа для коррекционно-развивающей работы в составе 9 человек, так как они проявляли признаки эмоционального неблагополучия, и характеризовались высоким уровнем тревожности и количеством страхов, превышающих возрастную норму.
   Таким образом, была сформирована экспериментальная группа в которую были определены следующие младшие школьники: 02, 04, 09, 12, 19, 21, 23, 27, 29.
   Экспериментальной группой была внедрена в практику программа коррекции, разработанная на основе программы коррекции страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста Зайцевой Н.А.
   Целью которых будет: снижение уровня тревожности и количества страхов, как эмоционального неблагополучия учащихся младшего школьного возраста, улучшение межличностных отношений, достижение способности к эмпатии, выработка навыков адекватного и равноправного общения. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, то есть 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю.
  
   После формирующего эксперимента была проведена ре-диагностика с эксперементальной группой и контрольной группой. В контрольной группе изменений не произошло, а в экспериментальной группе уровень тревожности понизился и в ряде случаев, количество страхов испытуемых приблизилось в возрастной норме.
  
  Тест тревожности
  
   Высокий уровень тревожности показали 4 человека, средний – 2, низкий – 3.
   Индекс тревожности колеблется от 14.2% до 57.1%.
   Результаты тестирования представлены в таблице Б.2 «Вычисление индекса тревожности коррекционной группы». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.2 «Индекс тревожности коррекционной группы».
  
   Контрольный эксперимент показал качественное изменение уровня личностной тревожности младших школьников, составивших коррекционную группу. Динамика изменения показателей испытуемых представлена в таблице Б.3 «Изменения индекса тревожности коррекционной группы». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.3 «Изменения индекса тревожности коррекционной группы».
  
  Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
  
   Результаты ре-диагностики представлены в таблице Б.5 «Детские страхи коррекционной группы». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.5 – Детские страхи коррекционной группы
   Контрольний эксперимент, проведенный после ряда коррекционно-развивающих занятий показал качественное изменение диагностируемых страхов младших школьников по и общую положительную динамику изменения количественного соотношения детских страхов, по отношению к данным основного эксперимента. Динамика изменения показателей испытуемых представлена в таблице Б.6 «Изменения количественного отношения страхов коррекционной группы». Графическое выражение данной таблицы представлено на рисунке Б.6 – Детские страхи коррекционной группы.
  
  Методика «Несуществующее животное»
  
   Результаты ре-диагностики представлены в таблице Б.10 «Анализ рисунка несуществующего животного коррекционной группы». Признаки тревожности отмечены у 6 детей.
  
  
   Анализ индивидуальных результатов контрольного эксперимента по итогам диагностики с помощью теста тревожности и методик «Несуществующее животное» и «Страхи в домиках» представлен в таблице Б.14 «Обобщение данных теста тревожности и методик «Несуществующее животное» и «Страхи в домиках».
  
  
  
  
  
  
  Метод ранговой корреляции Спирмена
  
   С целью статистического изучения связи между данными полученными в ходе основного и контролирующего эксперимента, вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
   В таблице «Изменения индекса тревожности коррекционной группы» показана динамика изменения индекса тревожности младших школьников (см. Приложение № 2, Таблица № 5). В восьми случаях из девяти динамика положительная. Отрицательные показатели отсутствуют.
   1. Показателей индексов тревожности основного и контролирующего экспериментов составляет 0.9; Значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена, определенна с помощью таблицы Стьюдента. Так как Tнабл > tнабл, то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции. Следовательно мы можем заключить, что коэффициент ранговой корреляции статистически – значим
  
  2. Коэффициента ранговой корреляции Спирмена показателей количества страхов детей на первом этапе эксперимента 0.79 из чего можно сделать вывод о том, что связь между данными показателями сильная и прямая. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим.
  
  3. В дополнение вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена показателей количества страхов детей на втором этапе эксперимента и показателей индексов тревожности контролирующего эксперимента. Коэффициента ранговой корреляции Спирмена составил 0.75 из чего можно сделать вывод о том, что связь между данными показателями сильная и прямая. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим.
   Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза выпускной квалификационной работы: «Детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка» в проводимом исследовании подтвердилась полностью.
  
  
   На поставленные задачи выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
  1) В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры, быстро развивается психика ребенка.
  2) Детские страхи можно подразделить на возрастные, внушенные, «немые» «нормальные», патологические, невротические, навязчивые, бредовые, сверхценные, реальные, воображаемые, острые и хронические.
  3) Причинами появления страха могут быть события, условия, ситуации, являющиеся началом опасности или отсутствия безопасности.
  4) Программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе работ Зайцевой Н.А., продуктивность использования которой доказана в данном исследовании.
  
  
   Результаты проведенного исследования могут быть предложены студентам высших учебных заведений, практикующим психологам, педагогам общеобразовательных учреждений, социальным педагогам, а также родителям детей младшего школьного возраста.
  
  Спасибо за внимание.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"