Продолжение.... ( над пропастью не ръжи - история всемирной лжи)
Примеры анархических систем, успех претворения их в жизнь
На всякий случай, ещё раз: я не анархист по убеждению, хотя и привожу примеры анархических систем с глубокой симпатией. Я против всех существующих на земле партий вместе взятых. Серо-буро-малиновых, а также в клеточку-полосочку. Ръжи не ръжи. Любая партия на земле, властная или оппозиционная - есть лживый винтик-червяк-шестерёнка, вращающий большое колесо машины мировой лжи летящей в бездну мировой катастрофы.
Синдикаты и коммуны в Испании 1936-1939 гг.
К 1930-м гг. в анархистском профсоюзе НКТ состояло около двух миллионов рабочих, а в Федерации анархистов Иберии (ФАИ) - несколько сотен тысяч человек. Разразившийся в июле 1936 г. мятеж генерала Франко и последовавшая за ним гражданская война подтолкнули анархистов к решительным действиям. Под контролем НКТ оказались наиболее промышленно развитая Каталония и сельскохозяйственный Арагон. Социализированные промышленные предприятия, захваченные рабочими, функционировали довольно эффективно: все решения принимались на собраниях трудовых коллективов, была существенно повышена заработная плата, прибыли инвестировались в культурные проекты, на нужды образования. Крестьяне на общих собраниях свергали местную власть, избирали революционные комитеты, отбирали землю у помещиков, создавали кооперативы. Эти кооперативы создавались снизу и добровольно; желающие могли обрабатывать землю индивидуально. Создавались коллективные склады и магазины. Отдельные кооперативы объединялись в федерации. Коллективы действовали на принципах самоуправления, отрицания иерархии. Все важные решения принимались на собраниях членов коллективов. Это движение получило широкий размах: в Арагоне было создано 400 коллективов, в Кастилии - 300, в Каталонии - 40. В Арагоне в коллективах участвовали 400 тыс. человек (70 % населения региона), которые обрабатывали 60 % всех находившихся в хозяйственном обороте земель. Арагонские кооперативы достигли больших успехов в сельском хозяйстве: в 1937 г. урожай в Арагоне вырос на 20 %, тогда как в других регионах страны он существенно снизился (что, впрочем, отчасти объяснялось разным положением испанских регионов в годы гражданской войны). Анархистский социальный эксперимент был насильственно прерван. На смену "антифашистскому единству" пришли разногласия и конфликты между двумя главными силами республиканского лагеря - анархистами и Испанской компартией. Анархистская народная милиция казалась коммунистам вредной "партизанщиной", а производственное самоуправление на социализированных предприятиях и создание сельскохозяйственных коллективов - опасной альтернативой предлагавшейся коммунистами национализации и огосударствлению экономики. В мае 1937 г. коммунисты спровоцировали бои в Барселоне, приведшие к разоружению отрядов анархистов и к началу террора против НКТ и ФАИ, а в августе 1937 г., снятая с фронта танковая бригада коммунистического генерала Листера обрушилась на арагонские кооперативы. Аресты и казни, начатые коммунистами, довершили франкисты, вступившие в Арагон в марте 1938 г. Под нажимом компартии коллективизированные предприятия Каталонии и других регионов были национализированы. Как говорится, приложились к анархистам коммунисты и франкисты, а итоге уцелели только финансисты и юристы.
М.Бакунин и П.Кропоткин ставили вопрос о государстве, как системе угнетения личности человека, не для своей эпохи, а вообще с точки зрения ухода от догматики государственного устройства. И вопрос этот до сих пор в части изменения догмы не претерпел никаких изменений. Наоборот, личная свобода человека осталась только в части выбора рабом своего рабовладельца и называется это в сегодняшней терминологии красивым словом - демократия. Буквально, человек сегодня свободен вправе выбрать себе тип своей несвободы. Свободный выбор куска еды в условиях остаточной стоимости не личного, а общественного труда. Конечно, это может быть трактовано, как институт человеческих свобод, но как говорила моя бабушка:"Помещик у нас был добрый и хороший, мы с ним горя не знали". Элементов самоуправления в крестьянской общине было больше в части взаимопомощи и ответственности каждого за каждого жителя деревни. И все беды (войны, дополнительные налоги и т.д.) приходили только извне, т.е с уровня государственного управления. Деревне, Кайзер, Керенский, Ленин и далее по списку, были индеферентны. Просто - жизнь по результатам своего труда. Что потопал, то полопал.
В действительности закономерно, что все попытки определения модели общинного самоуправления были успешными только на уровне первобытно-общинных (если таковые существовали когда-либо) или родово-племенных отношений. С появлением государственных моделей, проявление организационных первичных моделей самоуправления нивелировалось в сторону ноля.
По большому счёту анархо-коммунизм - сентенция, определяющая возможность организации производственных взаимоотношений стимулирующих безденежную мотивацию общества к товарному производству. Попытка без заумностей прибавочной стоимости определить стимул честного производства с учётом перспективного развития подразумевающим не только набор, наполняющий минимальную потребительскую корзину, но и развитие общества с мотивацией к изобретению вечного двигателя, велосипеда и других полезных вещей для человечества.
Все поражения создания первичных организационных систем на принципах анархизма также закономерны, как падения ребёнка, совершающего первые в своей жизни шаги. Идеи анархизма в своей теории во многом сыры и не имели предпосылок быстрого воплощения. Сейчас, не смотря на дискредитацию идеи анархизма, в своей смысловой основе они более крепки, чем многие другие безыдейные идеи взращенные на деньгах и естественно на человеческой крови. Нельзя загонять в рамки прошлого здравые мысли их можно воспроизводить на новой основе с учётом объективной реальности. Актуальны вопросы определения первичности и приоритетов тех или иных организационных моделей. Основным вопросом становится возможность периода адаптации государственных основ под новые условия самоуправления при популяризации химеры процессов глобализации и единого мирового правительства. Проект создания такого общества, как модно говорить сегодня "пропиарен" и популярен во властных мировых вершинах давно, но в реалиях человечество погибнет ранее от более прагматичных природных процессов.