Порой только интуиция может помочь понять детские страхи. В свою очередь, именно страх ребенка подталкивает родителей развивать свое внутреннее чутье. Не все детские страхи надо стараться побеждать. Есть страхи, обусловленные оправданным чувством неуверенности в себе. У разных детей это чувство может быть связано с разными явлениями и предметами. Предметная связь говорит о том, в какой сфере человеческой деятельности наиболее сосредоточено внимание вашего ребенка. Выделим три основных типа внутренней организации внимания.
Во-первых, это тип, традиционно понимаемый, как мужской, который может быть и у девочек также, при котором ребенка волнуют вопросы его личного существования как такового. Такой ребенок может бояться "потеряться", его интересует, любят его или нет. Он может задать вопрос маме: "А ты моя мама?" или: "Я - твой?". Для таких детей важно, чтобы был "наш дом", "мой папа, моя мама". Это необходимое условие, при котором гаснут самые главные и большие его страхи, остальное не так уж важно. Такие дети могут долго не говорить вслух. При этом им кажется, что все в порядке, они не боятся волнений родных по этому поводу. Часто можно увидеть в таких случаях, как ребенок будто проговаривает слова про себя, не открывая рта - у него нет большой потребности заниматься процессом обучения и формирования каких-то понятий. Он занимается осмыслением главного, существенного в одиночку, и лишь когда разберется в проблеме сам, может легко заговорить о ней с другими людьми.
Такие дети часто никого не спрашивая, идут и выполняют какое-то свое желание: забираются на стул и достают игрушку, и в данном случае для них "страшно" быть застигнутыми врасплох или столкнуться с другими помехами на их пути. Хорошо, когда у таких детей формируется правильное, не эгоистичное понятие об их достоинстве и способность обсуждать причины, следствия и значение происходящих событий. Маме следует самой проявлять инициативу и побольше объяснять такому ребенку. Тогда ребенок может избежать страха стать одиночкой, "отщепенцем", "белой вороной", а также страха получить различные комплексы, связанные с неумением обсуждать подробности, второстепенные детали, неинтересные для него, но которые часто как раз интересуют сверстников и родителей. Также, такие дети бывают застенчивы и романтичны. Ключ для общения с детьми этого типа в понимании сути происходящих событий, явлений. Их волнует цельность мира и личности. Они заводят дружбу не по принципу сходства в поведении или мелких интересов, а потому что видят в другом человеке плохо объяснимое, но глубокое родство душ.
Дети этого типа могут выглядеть неуправляемыми, своевольными, неразговорчивыми, резкими, колкими, все это связано с тем, что они вынашивают в себе задатки чего-то большого, главного, и пока они сами не поймут, что такое это главное, они будут охранять свою тайну, потерять контроль над ней - будет самым главным страхом в их жизни.
Такие дети, как правило, не любят есть сладкие продукты и специальные "детские". Они предпочитают пробовать то же, что и взрослые. Спорить с ними бесполезно, можно только объяснять, рассказывать, советовать как "взрослым".
Другой тип организации внимания - так называемый символически "женский". Такого ребенка волнует, как надо совершать то или иное действие. Он наверняка будет спрашивать у мамы: "Так я делаю?", или: "Так правильно?". Он с удовольствием будет складывать игрушки на место и вообще "наводить порядок" во всем. Его страхи будут связаны с неопределенностью, с тем, одобрит его мама и другие люди или нет. Эти дети очень чувствительны, чутки, послушны, когда у них хорошее настроение, но и очень капризны, если не выспятся или проголодаются. Это "нытики". Они могут быть очень успешны в освоении речи, чтении, счете, во всем, что пригодится им в общении, что может сблизить их с другими людьми. Из таких детей вырастают способные "переговорщики". Капризы чувственных детей - это задатки их будущих артистических или музыкальных способностей.
Они заняты тем, что организуют жизненное пространство вокруг себя, и поэтому их страхи будут связаны не с тем, что мамы нет рядом, а с тем, что мама не делает то, что они считают важным или с тем, что вокруг происходит что-то непонятное, бессистемное, неправильное. Такие дети очень расстраиваются, если общение с близкими выбивается из привычных рамок, и если обидятся, то могут надолго забиться в уединенный угол дома и там плакать, не принимая никаких утешений.
Дети этого типа не будут делать ничего сами. Им важно, чтобы мама сказала, попросила и одобрила, и будут бояться сделать что-то не так. Вырастая, такие дети становятся "маменькими сыночками" и боятся потерять расположение окружающих людей. Им важно, как они делают то или иное дело, и они становятся хорошими мастерами, но не всегда могут выстроить долгосрочные планы и стратегию своей деятельности.
Едят такие дети обычно все, что им предлагают, стараясь хорошенько распробовать, они имеют широкий кругозор, усидчивы, старательны и могут быть хорошими учениками. И их главный страх - осуждение, неприятие обществом.
Описанные два типа представляют собой две диаметрально противоположные модели. Но есть и еще один тип - средний, ровный во всех отношениях, лишенный чрезмерного рационализма и излишней чувственности. Дети такого типа достигают умеренных успехов, они не склоняются ни к одиночеству, ни к особенной общительности. Эти дети делают все с толком, они основательны, их поступки легко прогнозируются. Они не выдвигают особых требований, но и не слишком расторопны в исполнении чьих-то просьб, не стремятся к звездам, но и управлять ими трудно. Такие дети вырастают хорошими толковыми исполнителями, держатся традиций, не задаются, если их хвалят, но и особой демократичности не показывают. Они вряд ли станут выдающимися мистиками или отъявленными преступниками, не пойдут на серьезные жертвы ради идеи, но и ради спасения ближнего безрассудный подвиг не совершат. Развиваются такие дети постепенно, стабильно. Их страхи будут связаны с возможным приближением чего-то большого, великого, стихийного, глубокого, разрушающего привычные взгляды и рамки. Даже если это что-то прекрасное, они побоятся впускать его в свою жизнь и побоятся брать на себя ответственность, если для этого нет бесспорного основания. В связи с этим их любознательность ограничена.
Страхи у этих детей связаны с бытовыми опасными предметами или неразумным поведением окружающих, темнотой, шорохами, они не романтичны. Будет хорошо, если у такого ребенка обнаружится исследовательское стремление, способность удивляться обычным вещам, обобщать и связывать разрозненные явления во что-то большое, крупное, красивое, цельное, это позволит облагородить его нрав и направить интерес к хорошим, правильным, высоким целям. Самый большой страх таких детей - стать нарушителями традиций и установленных правил.
В первые шесть лет жизни дети учатся общаться. Ребенка не нужно стараться настойчиво обучать буквам, чтению, читать ему много сказок или заставлять учить стихотворения. Это нужно делать ровно столько, сколько сам ребенок этого хочет. Дело в том, что в это время складываются основные понятия, формирующие личность, отношение к другим личностям и к жизни вообще. От мальчика в этом возрасте можно услышать: "Я становлюсь большим и уже не буду обижать маленького брата". От девочки можно услышать, как она учит своих кукол не ссориться и вести себя хорошо. Ребенок до трех лет называет порядковый номер выстроенных в ряд игрушек как имя: это третья, это пятая, а эта - первая, не разумея, что место в ряду не имеет отношения к сути самой игрушки. Ребенок думает, что "пять" - это нарицательное имя определенной игрушки в конкретный момент игры. Это выдает в маленьких детях восприятие мира, как сообщества индивидуальностей, а вовсе не набор обстоятельств, фактов, категорий и предметов. Дети воспринимают окружающее через вопрос: "кто?", "к кому относится?", а вовсе не через "что?" и "для чего оно?". После трех лет для них все переворачивается с ног на голову, они изучают окружающие предметы, и что с ними можно делать, не озабочиваясь особенно вопросами о том, чьи это предметы и можно ли их брать. Вам придется постоянно напоминать: "Не трогай, это чужое!".
Одна мама рассказала, что ее сын пяти лет часто просыпался по утрам встревоженный и спрашивал: "Я никогда не потеряюсь?" - и просил обнять его. Иногда он просыпался и тут же говорил: "Я больше не буду ни у кого отбирать игрушки, не буду ничего рвать и бросать, не буду кричать!" - и тут же вставал и шел устранять несправедливость, допущенную вчера. Когда мама спрашивала, что с ним случилось, он объяснял, что ему приснился страшный сон, он больше не хочет бояться, поэтому не будет плохо себя вести. Надо сказать, что в этой семье никто из родителей не говорил ничего такого, что могло спровоцировать такую реакцию на сон. Мама лишь воспользовалась ситуацией и сказала ребенку, что ему снятся его плохие мысли и желания, и если он постарается вести себя хорошо и больше делать хороших дел, то страшных снов станет меньше. Итак, после трех лет детям ясно "кто" они и "чьи" они. Уже воспринимая себя частью семьи и общества, они после трех лет начинают разбираться в принадлежности неодушевленных предметов, пока не поймут, что все предметы "чья-то" собственность.
Одна мама рассказала с некоторой похвальбой, что ее дочка, которой не было еще трех лет, уже умеет говорить как взрослый человек и запоминает стихи после третьего прочтения. При этом в девочке была заметна робость и застенчивость. Общение с людьми стало главной проблемой для трехлетней девочки, несмотря на блестящие способности.
Другая мама рассказала о судьбе своей уже взрослой дочери с аналогичными качествами. Ее девочка была невероятно смышленой в детстве, затем она прекрасно училась в школе, но подростковый возраст был ознаменован болезненностью, слабостью, стеснительностью. По словам мамы, ее дочь напоминала ранний цветок, который расцвел, едва начав расти, и очень быстро увял. Это выражалось и в слабости нервной системы, и в поведении. В итоге, став девушкой и молодой женщиной, она никак не смогла выразить свои прекрасные способности, рано вышла замуж и стала вполне заурядной домохозяйкой. Проблемы общения в трехлетнем возрасте остались нерешенными и мешали ей всю жизнь, хотя, вероятно, о неодушевленных предметах она знала достаточно.
Множество подобных случаев показывает, что детям до шести лет чрезвычайно важно научиться общаться, видеть и усваивать живые примеры и разные модели поведения, растолкованные родителями. Пробовать их, рассматривать, обсуждать. От того, насколько успешно они это будут делать, зависит стабильность их поведения и нервной системы на протяжении всей жизни.